Зарубежная литературы. зарубежка ответы на билеты. Опишите мифологию Древней Греции
Скачать 177.27 Kb.
|
Билет № 12 Опишите поэзию Сапфо и Анакреонта Сапфо - Древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). Была включена в канонический список Девяти лириков. В основе лирики Сапфо лежат традиционные фольклорные элементы; здесь преобладают мотивы любви и разлуки, действие происходит на фоне светлой и радостной природы, журчания ручьев, курения благовоний в священной роще богини. Традиционные формы культового фольклора наполняются у Сапфо личными переживаниями; главным достоинством её стихотворений считается напряжённая страстность, обнажённое чувство, выраженные с чрезвычайной простотой и яркостью. Любовь в восприятии Сапфо — страшная стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». Сапфо стремится передать своё понимание синтезом внутреннего ощущения и конкретно-чувственного восприятия (огонь под кожей, звон в ушах и т. п.). Гимны Сапфо как большинство её песен имели, как показывает Т. Г. Мякин, отношение к культу Артемиды, Геры и Афродиты, но при этом отличались субъективным характером; их называли призывными так как каждый обращён к какому-либо божеству. Наконец, Сапфо приписываются элегии и эпиграммы. Она использует прямую речь, цитируя настоящие или выдуманные диалоги, и тем самым достигает впечатления непосредственности. Когда речь идёт о кипящих в её душе чувствах, она спокойно выбирает слова для их выражения. В этом она опирается прежде всего на мелодику речи: её умение подбирать положение гласных и согласных звуков, которым восхищался Дионисий Галикарнасский, очевидно почти в любой строфе; музыка, под которую она пела свои стихи, уже не звучит, но, прочтённые вслух, они по-прежнему зачаровывают. Анакреонт положил начало многовековой литературной традиции, получившей название «анакреонтической поэзии», главными темами которой всегда были свободомыслие, беспечность, земные радости, любовь и вино. Большое влияние на европейскую анакреонтическую поэзию, процветавшую в XVI—XVIII вв., оказал позднеантичный сборник «Анакреонтика, состоявший из стихотворений, написанных в подражание Анакреонту, позднее приписанных ему и долгое время считавшихся его произведениями. Анакреонт писал на ионическом диалекте древнегреческого языка. Среди дошедших до нас фрагментов его творчества есть прекрасные стихи в память павшего за отчизну в войне с персами Аристоклида, однако в силу того, что большую часть жизни поэт провёл при дворах тиранов, создавая песни для их пиров, придворная жизнь наложила отпечаток на всё творчество Анакреонта: его поэзия воспевает чувственную любовь, вино, праздную жизнь. Анакреонт по праву считается древним классическим певцом любви. Поэзия Анакреонта относится к жанру мелической лирики, исполняемой в Древней Греции первоначально, до эпохи эллинизма, певцами под аккомпанемент музыкальных инструментов. Мелическая лирика исполнялась как в хоровом варианте, так и в одноголосом. Именно в жанре монодийной мелической поэзии творили Алкей, Сапфо, Анакреонт. Назовите и опишите тематику и циклы средневековых поэм Литература средних веков обращалась к различным жанрам: эпическая (героическая) поэма, роман, религиозная драма, фаблио и др. В основе героических поэм Средневековья лежали исторические события, сохранившиеся в памяти народа. Народные певцы-жонглеры поэтически перерабатывали эти исторические события и факты и исполняли свои творения речитативом под аккомпанемент музыкального инструмента: виолы, ротты или арфы. Жонглеры выступали в замках феодалов, на ярмарках, в городах и деревнях. Песни и сказания жонглеров были положены в основу эпических поэм. Поэт, происходивший из образованных кругов, обрабатывал такие произведения и создавал эпическую поэму. Поэмы, как правило, писались десятисложным стихом с паузой (цезурой) после четвертого и десятого слогов. Стихи объединялись в строфы. Строфа получила название «тирады». Формальное единство тирады создавалось благодаря ассонансу - неточной рифме, в которой совпадают только гласные звуки. Французские эпические поэмы делятся на три цикла: Королевский цикл, цикл Гарена де Монглана и Феодальный цикл. Самой совершенной поэмой героического эпоса считается поэма королевского цикла «Песнь о Роланде». Дошедшая до нас рукопись этого произведения (Оксфордская редакция) относится к 1170 году. Автор этой рукописи доподлинно неизвестен, но в конце ее упоминается некий Туролъдус. Главный герой цикла Гарена де Монглана - Гильом д' Оранж, прототипом которого послужил барон Гильом, получивший от Карла Великого титул графа Тулузского. Он стал советником короля Людовика, сына Карла. Умер барон в 812 году. Поэмы феодального цикла изображают бесконечные феодальные распри. Наиболее значительной поэмой этого цикла является поэма «Рауль де Камбре», относящаяся к 12 веку, однако в ее основе лежат исторические события 10 века. Проанализируйте трагедию У. Шекспира «Отелло» Великие трагедии Шекспира чаще всего развивают тему гибели лучших людей и внутреннего их разлада. Такова и трагедия «Отелло. Героя ее, чернокожего мавра – полководца республики Венеции, полюбила белая девушка, дочь венецианского сенатора. Мужественная и любящая, Дездемона, несмотря на различие в национальности и воспитании, становится женою Отелло. Но одному из приближенных офицеров Отелло – Яго, тайно его ненавидящему, удается опутать Отелло ложью – уверить в измене Дездемоны. Потрясенный страшным разочарованием в самом дорогом существе, Отелло решается покарать Дездемону за обман – задушить ее. Уже после ее гибели он узнает всю правду. Старая критика трактовала Отелло как «тип ревнивца», одинаковый во все времена. Между тем Отелло принадлежит к числу лучших шекспировских образов. Он изображен чрезвычайно разносторонне: смелый путешественник, полководец, любимый войском, справедливый начальник, прямой и благородный человек. С Дездемоной, которую пленили трудная жизнь и подвиги Отелло, его соединяет прекрасная, человечная любовь. Вначале он совершенно чужд ревности. «Отелло от природы не ревнив, – писал Пушкин, – напротив: он доверчив». Он плохо разбирается в людях – и именно поэтому не способен понять психологию корысти и лжи. Яго своей клеветой возбуждает в нем ревность. Однако Отелло не столько терзается ревностью, сколько потрясен моральной трагедией – разочарованием в Дездемоне. Яго – один из наиболее отъявленных злодеев, созданных Шекспиром. Типичные черты людей эпохи Возрождения – огромная воля, энергия, проницательность – достигают в нем необычайных масштабов. Но все это подчинено корыстолюбию, бесчеловечному эгоизму, который доходит у Яго до человеконенавистничества. Узнав правду, Отелло отдаётся безудержному раскаянию, вновь обретает мудрость и, совершая над собой суд за свое преступление, убивает себя. Победа в этой трагедии Шекспира, как и в большинстве последующих, остается на стороне высоких моральных принципов. Шекспир продолжает звать читателя и зрителя на борьбу против зла. Билет № 13 Охарактеризуйте творчество Вергилия. Опишите поэмы Вергилия «Георгики» и «Буколики» Публий Вергилий Марон— один из наиболее значительных древнеримских поэтов, знаменитейший поэт Августовского века. Создал новый тип эпической поэмы. Легенда гласит, что ветка тополя, по традиции посаженная в честь родившегося ребенка, быстро выросла и вскоре сравнялась с другими тополями; это обещало младенцу особую удачу и счастье; впоследствии «дерево Вергилия» почиталось как священное. Первое воспитание получил в Кремоне; в шестнадцать лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики. К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное — Culet, признаваемое за вергилиевское Марциалом, Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Теокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам — сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги. В первом произведении своём — «Bucolica» — Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта — именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Феокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви пастушки, пастухи Буколик — поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь. Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей — эклога IV, в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно, и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Вероятнее всего, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении сына Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды». В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме. «Георгики», вторая поэма Вергилия, написаны с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Взяв за образец Гесиода, Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела — его цель показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция. «Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это — поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах — святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми. Раскройте образ Роланда в поэме «Песнь о Роланде» По сказаниям писателя Турольда, Роланд был французским рыцарем, который совершал множество шествий в целях защиты королевства и по приказам короля. Он сильно предан Франции, своей родине, он не отступит даже перед смертью, если должен спасти родное королевство и короля. У Роланда ярко выражается патриотизм, верность стране, необычайная смелость и отвага. Он четко держал свои данные обещания, будь это король или простолюдин из кузницы. В битве со врагами, Роланд проявлял необычайную храбрость, он рвался в бой, защищая Францию и свой отряд. Во время действия «Песни о Роланде» во Франции правил Карл Великий, он сделал Роланда своей правой рукой, которому он доверял важные поручения и задания, делился с ним важной информацией и был с ним добродушен. При ведении боя, Роланд считал большой честью умереть в славном бою. Он уважает своих товарищей, даёт им только лучшее снаряжение, оружие и коней, Роланд умел воодушевлять своих бойцов для победы в том или ином бою. При ожесточенных боях, храбрый герой показывал свою жестокость, разя противника своим мечом на две части, не жалея никого. Роланд не стеснялся врываться в бой первым, не боясь умереть, а встречая вражеские войска, он подбадривал своих товарищей, крича боевые кличи, поэтому его французские товарищи были готовы отдать жизнь за своего командира, которого они так сильно ценят. У него также было сильное чувство гордости, иногда он переоценивал свои силы и ему приходилось отступать вместе с отрядом. Однако его храбрость и отвага вместе с гордостью его погубили, когда случился конфликт с предателем Франции, графом Ганелоном, который решил погубить Роланда и продолжить получить выгоду только для себя. В тот момент, Роланд переоценил свои силы и силы своего отряда, вступил в бой с превосходящим по численности отрядом Ганелона, который с большим шумом надвигался на французского героя. Товарищи Роланда предложили протрубить в горн и позвать на помощь королевские войска Франции, но храбрый герой отказался и решил принять бой. Роланд принял свою смерть с достоинством и пал как доблестный рыцарь в славном бою. Упав на землю, герой поворачивает свою голову в сторону Испании, что являлось уважительным знаком в те времена. Проанализируйте 1 ч. романа «Дон Кихота» М. Сервантеса Величайшим созданием Сервантеса является его знаменитый роман под названием «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Очевидно, первая часть романа была, в основном, готова в 1604 году и уже тогда известна в рукописи. Опубликована она была в 1605 году. Вторая часть произведения «Дон Кихот » Сервантеса вышла из печати в 1615 году. В прологе к первой части романа автор пишет, что цель его книги — уничтожить влияние рыцарских романов. К концу XVI века эти романы, ставшие чем-то вроде лубочных книг для народа, приобрели широкое распространение. О популярности их свидетельствуют многочисленные анекдоты и факты. Так, рассказывают, что один дворянин, возвращаясь домой, встретил жену и детей, которые со слезами на глазах шли ему навстречу. На его вопрос, что случилось, они ответили: «Умер Амадис». Известен рассказ о студенте из Саламанки, который, читая рыцарские романы, приходил в неистовство и размахивал в воздухе шпагой. Наконец, герой третьего такого анекдота, начитавшись рыцарских романов, разделся и начал изображать из себя обезумевшего рыцаря Роланда. Увлечение рыцарскими романами — одно из ярких проявлений идейной отсталости, которая была характерна для представителей разных слоев Испании той эпохи. Мигель де Сервантес выступает против прославления отживших рыцарских идеалов, против авантюрного духа этих оторванных от жизни романов, а также против литературной посредственности и безвкусицы этих произведений. Сервантес задумал свое произведение как пародию на рыцарские романы. Само построение его также пародирует рыцарский роман. Герой книги - бедный идальго Алонсо Кихана с таким увлечением читал рыцарские романы, что помешался, решил стать странствующим рыцарем и отправился искать приключений. Имя Дон Кихот, которое избрал себе герой произведения, происходит от части рыцарского вооружения — набедренника. Создав своих персонажей, Сервантес пустил их странствовать по реальной Испании. Он хотел показать, к чему ведет увлечение рыцарскими романами. Под влиянием этих нелепых историй Дон Кихот принимает мельницы за великанов, стада овец за армии, трактиры за замки, проституток за принцесс. Глупые и смешные положения, в которые попадают герой и его оруженосец, должны доказать, что рыцарские романы — неправдоподобные истории, далекие от испанской действительности. По самой художественной задаче, которую ставил перед собой Сервантес, «Дон Кихот» — книга реалистическая. Задача эта заключалась в том, чтобы заменить фантастическое представление о мире верной картиной жизни. «Дон Кихот» — переломное произведение в истории мировой литературы. Роман Сервантеса закладывает основы нового понимания реализма, которое получило развитие в литературе буржуазного общества. Роман дает необычайно широкую и правдивую картину испанской действительности. Перед нами проходят люди различных сословий и профессий: дворяне и крестьяне, священники и солдаты, купцы и бродяги, студенты и погонщики мулов, хозяева постоялых дворов и пастухи, комедианты и бандиты. Как подсчитал один исследователь, в романе выведено 669 персонажей. Какое разнообразие лиц и характеров! Заслуга Сервантеса состоит в том, что он расширяет понятие эстетического, вводит в свой роман и делает предметом искусства события и явления, которые с точки зрения аристократического вкуса считались низменными. Разговоры Дон Кихота и Санчо Пансы во время их странствий представляют собой замечательные места книги. Гениальность Сервантеса состоит в том, что он наделил каждого из своих героев не только умом и остроумием, но и своей особой манерой мыслить, своим особым интеллектуальным обликом. О чем бы ни говорили, ни беседовали, Дон Кихот всегда говорит, как Дон Кихот, Санчо Панса — как Санчо Панса. Дон Кихот рассуждает в возвышенном духе рыцарских романов, употребляет длинные и закругленные периоды, его речь несколько торжественна и старомодна. Ему в ответ звучит простоватая и грубоватая речь Санчо Пансы, его короткие рубленое фразы. |