Главная страница

Зарубежная литературы. зарубежка ответы на билеты. Опишите мифологию Древней Греции


Скачать 177.27 Kb.
НазваниеОпишите мифологию Древней Греции
АнкорЗарубежная литературы
Дата27.12.2021
Размер177.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлазарубежка ответы на билеты.docx
ТипЛитература
#319593
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Билет № 22

  1. Опишите поэму «Труды и дни» Гесиода

Гесиод (VIII-VII в. до н. э.) – первое вполне реальное имя в античной литературе. Традиция приписывает ему авторство двух поэм – «Труды и дни» и «Теогонии» («Родословной богов»), определяющих два новых направления в греческой литературе VII–VI вв. до н. э.– дидактическое и генеалогическое.

«Труды и дни» поэма, состоящая из 828 стихов, создалась под непосредственным влиянием личных житейских отношений Гесиода; она разделяется на две самостоятельные части, которые обе обращены к брату поэта, Персу, но были написаны в разное время и в разных местах. Первая часть, которую Бергк называет «карательной песнью», заключает в себе стихи от 11 до 382. Поводом для её сочинения послужило то обстоятельство, что Перс, промотав свое наследство вместе с тою частью, которую он, при помощи неправедных судей, оттягал у своего брата, стал грозить ему новой тяжбой из-за остального имущества. Гесиод строго увещевает брата бросить это дело, помириться с ним и стараться увеличить свое имущество не путем обмана и грабежа, а честным трудом и бережливостью. «Есть два рода спора, – говорит Гесиод в «Трудах и днях». – Один, гнусный и ненавистный, ведет к раздору и войне, другой – соревнование в труде и искусстве – гораздо благороднее и полезнее. Избегай первого, брат мой, и не старайся лишить меня моего имущества при помощи неправедных судей. Удаляйся от рынка и предайся труду, так как боги сделали всю жизнь человека трудовою и полною забот, послав на землю, в наказание за похищение Прометеем огня, Пандору, открывшую источник всех зол. Прежде, в золотом веке, люди жили без заботы, без зол и болезней; мы же теперь живем в пятом веке, железном, и вся наша жизнь состоит из труда, горя и нужды».

  1. Раскройте жанр шванки в немецкой литературе

Шванк, наряду с новеллой, басней и коротким рассказом относится, как отмечает В. Шпивок, к развлекательной эпической литературе малых жанров .

Понятие «шванк» (Schwank) образовалось от средневерхненемецкого «swanc», которое обозначало удар, взмах в фехтовании. В дальнейшем слово получило дополнительный смысл «уловка, шутка». С течением времени оно приобрело самостоятельное значение «шутка, проделка, сыгранная над кем-то». В XV веке «шванком» называли рассказ о шутке .

Существует достаточно большое количество различных определений понятия «шванк». Наиболее полная дефиниция представлена у Л.А. Мацевич в Литературном энциклопедическом словаре: «небольшой рассказ в немецкой городской литературе XIII—XVII вв., первоначально в стихах, затем — в прозе. Тематически шванк близок к французской фаблио и прозаической новелле раннего Возрождения. Изображает жизнь различных сословий с комической стороны, нередко содержит сатиру (особенно на католическое духовенство, отчасти — рыцарство); излюбленный герой — ловкий, смышленый простолюдин. Среди видных мастеров Ш. — Г. Сакс» . В поэтическом словаре под редакцией А.П. Квятковского указано, что «шванки могут быть назидательными, сатирическими пли добродушно юмористическими» .

Среди определений, указанных в научных работах, особого внимания заслуживает дефиниция К. Ранке, который замечает, что шванк является формой выражения «определенного психоментального поведения народа и соответствующей ему творческой силы» .

История развития жанра «шванк» достаточно подробно рассмотрена в работах Э. Штрасснера, Н.Н. Поддубной, Т.А. Рохлиной и в первом томе «Истории немецкой литературы». Несмотря на то, что шванк имеет прочные позиции в немецком фольклоре, его нельзя назвать исконно немецким жанром. Его происхождение связано со странами восточного Средиземноморья. Похожая форма комического повествования встречается в литературе Древней Греции, Древнего Египта, Израиля и Индии . Вследствие контактов с Римом и Грецией жанр проник на территорию Центральной Европы, сохраняя античные сюжеты и будучи записанным чаще всего на латыни.

  1. Охарактеризуйте творчество Дж. Боккаччо

Джованни Боккаччо — один из представителей золотого века итальянской литературы наравне с Данте Алигьери и Франческо Петраркой. Поэт и писатель внес вклад в культуру эпохи Возрождения своим творчеством. Его произведения известны во всем мире и входят в курс истории классической литературы.

Большое влияние на творчество Джованни Боккаччо оказал его кумир Франческо Петрарка, знакомство с которым переросло в крепкую дружбу. Джованни был моложе приятеля на 9 лет. Он знал наизусть сонеты Петрарки, разделял его взгляды и пытался работать в схожей манере. Боккаччо писал буколики и отдавал предпочтение характерным аллегориям.

Петрарка был наслышан о своем подражателе, но поначалу не испытывал к нему никакого интереса. Ситуацию изменило появление сборника новелл «Декамерон». Да и то писателя больше заинтересовало название, нежели содержание.

На создание книги ушло 3 года. Боккаччо работал над ней с 1350-го по 1353-й. Линии повествования объединял общий сюжетный лейтмотив. Во время чумной эпидемии трое юношей и семь девушек уединились на вилле, рассказывая любопытные истории. Персонажи являются представителями высшего света, а героями их рассказов становятся выходцы из разных сословий. «Декамерон» отчасти высмеивал аскетизм Средневековья, а также тягу к мирскому, поэтому произведение считали непристойным.

По мнению экспертов, работая над своим детищем, Боккаччо черпал вдохновение в латинской литературе и средневековых сказаниях, которые транслировал на итальянские модные тенденции. Это помогло изобразить нравы эпохи Возрождения.

В 40 лет писатель создал повесть «Ворон». Анализируя собственную жизнь и философию, он написал произведение, осуждающее женщин за лицемерие, хитрость и лживую натуру, что противоречило его ранним трудам.

В период между 1351 и 1355 годами поэт работал и над трактатом «Жизнь Данте», описывающим биографию его кумира. Но автора больше интересовала духовная составляющая, нежели точность дат и событий. Кроме того, перу писателя принадлежали «Малый трактат в похвалу Данте» и неоконченный цикл лекций о «Божественной комедии».

К числу сочинений Джованни Боккаччо также относятся «О знаменитых женщинах», «Генеалогия богов» и «О несчастиях знаменитых людей». Это книги рассуждений и философских идей, афоризмы из которых актуальны и сегодня.

Билет № 23

  1. Опишите сольную и декламационную лирику Древней Греции

Всю поэзию делили на собственно мелос и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямбы.

Декламационная лирика представляла собой нечто вроде речитатива по музыкальное сопровождение и делилась на элегическую и ямбическую – термины, имевшие в греческой литературе специфическое значение.

«Элегия» у греков – термин по преимуществу метрический: он указывает на соединение гекзаметра с пентаметром. Таким образом, элегический размер является наиболее близким к эпосу.

Элегия происходит от слова «элегос» – значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые – что это азиатское слово, плач по покойнику. По одной из версий, элегия возникает на основе обрядового похоронного песни. В древние времена не было любовных, скорбных жанров – первые элегии это военные маршевые песни.

Монодийная лирика - это сольная лирика. Сольная мелика возникла из народных песен в VIII – VII вв. до н.э. Название происходит от слова «мелос» - песня. Местом возникновения мелики считается остров Лесбос у западного берега Малой Азии. На острове раньше, чем в других местах Греции, начался культурных подъём.

  1. Раскройте психологизм в «Романе о Тристане и Изольде»

Подобный психологизм присущ и «Легенде...», но его акценты расставлены иначе. Чувства Тристана к Изольде до того, как они выпивают волшебный напиток, только намечены. Когда король Марк придумывает хитрость с золотым волосом, принесенным ласточкой (вариант: голубками), Тристан сразу опознает, кому этот волос принадлежит, и, желая доказать всем свое бескорыстие, незамедлительно берется доставить красавицу в Корнуэльс. Иными словами, он, не раздумывая, ставит рыцарский вассальный долг превыше всего, не испытывая при этом никаких внутренних метаний, чувства Изольды обозначены более явно: ее глубоко задевает и оскорбляет тот факт, что Тристан завоевал ее не для себя.

Еще одна черта Тристана и Изольды - психологизм. Открыть душу героя, рыцаря Тристана, нехарактерно для этого типа романов. Более того, герой куртуазного романа совершает подвиги ради платонической любви. Рыцарская же карьера Тристана катится вниз. То есть, любовь для героев несчастье. Такое видение характерно для древних мифов. Таким образом любовь в романе Жозефа Бедьев первую очередь отличается некуртуазностью, глубоким психологизмом и трагичностью. Кроме этого с помощью этой темы поднимаются вопросы к устоям феодально-рыцарского общества.

  1. Охарактеризуйте литературу барокко в Испании

Термин «барокко» издавна принят в науке и архитектуре. Однако вопросы барокко применительно к испанской литературе длительное время не исследовались в трудах советских испанистов. Нередко выдающихся писателей XVII века считали представителями позднего, или Высокого, Возрождения. Вместе с тем вполне естественно, что между Возрождением и эпохой Просвещения в испанской литературе был период, отличавшийся своими особенностями, и поэтому существовала настоятельная потребность в определении его своеобразия.

В 60-е и особенно в 70-е годы в работах М. Алексеева, Л. Пинского, И. Голенищева-Кутузова, Н. Балашова, Н. Томашевского начинают рассматриваться проблемы барокко применительно к отдельным явлениям испанской литературы XVII века. В 1978 году вышел курс «Испанская литература XVII – первой половины XIX века» З. Плавскина, в котором первый раздел был посвящен барокко. Рецензируемая книга А. Штейна – первая монография о литературе испанского барокко. Здесь поставлены основные проблемы направления и дан конкретный анализ жанров, которые могут быть отнесены к барокко, выявлена противоречивость этого сложнейшего литературного явления, показаны объективно сильные и слабые стороны его, связи с прошлым и будущим.

Хотя А. Штейн уже обращался к проблеме литературы барокко в Испании в подготовленном им сборнике «Испанская эстетика» (М., 1977) и книге «На вершинах мировой литературы» (М., 1977), в которой он анализировал одно из наиболее выдающихся произведений испанского барокко – трагедию Кальдерона «Жизнь есть сон», в монографии перед ним стояла сложная задача: ведь многое в оценках еще не устоялось. Речь идет не только о жанрах, авторах и произведениях, но и о хронологических границах и терминологическом определении барокко.

Барокко можно считать одним из наиболее представительных и приближенных к Новому времени (наряду с Сервантесом и плутовским романом) явлений в испанской литературе XVII века. Только в таком смысле можно говорить о XVII веке как о веке барокко.

И то, что в книге А. Штейна рассматриваются явления, выходящие, по нашему мнению, за рамки барокко (философская повесть, плутовской роман и др.), – необходимо, ибо плодотворный разговор о барокко возможен только на фоне развития испанской литературы XVII века в целом.

Книга А. Штейна, привнесшая новое в понимание проблем испанского барокко, дающая возможность ощутить размах и многообразие этой литературы, вызывает стремление вчитываться, спорить, искать ответы, ставит серьезные вопросы, выходящие и за рамки барокко, и испанской литературы в целом.

Билет № 24

  1. Опишите монодийнаую греческую лирику

Мелосом надо назвать соединение музыки, поэзии и орхестики. Греки были очень чувствительны в отношении музыкальных мелодий. Существовало до 15 различных мелодий, связанных с теми или другими национальными особенностями. Монодийная лирика - это сольная лирика. Сольная мелика возникла из народных песен в VIII – VII вв. до н.э. Название происходит от слова «мелос» - песня. Местом возникновения мелики считается остров Лесбос у западного берега Малой Азии. На острове раньше, чем в других местах Греции, начался культурных подъём.

На Лесбосе возникли музыкально-поэтические школы, одну из которых организовала знаменитая поэтесса Сапфо, жившая в конце VII - начале VI века до н.э. Во время политических распрей на острове Сапфо временно покинула родину и некоторое время жила в изгнании. Сапфо пользовалась большим уважением у своих сограждан, в созданной ею школе она обучала девушек поэтическому искусству, музыке и пению; окружала их любовью и нежностью и воспевала их в своих произведениях. Ещё в древности возникла легенда о неразделённой любви Сапфо к прекрасному юноше Фаону. Отвергнутая им, она якобы бросилась со скалы и погибла.

Главная тема её поэзии – любовь, красота, очарование природы. Из пантеона богов ближе всего Сапфо была богиня любви Афродита.

В своей поэзии Сапфо использовала анжамбеманы, чётко соблюдала ритм. Для неё был характерен нисходящий ритм, когда первый звук – долгий, ударный. Также характерной особенностью её поэзии является использование Сапфической строфы – логаэдический размер, при котором вся строфа является размером.

Ещё одним представителем сольной мелики является современник и соотечественник Сапфо Алкей. Представитель знатного рода, он участвует в политических событиях своего времени и уделяет этому большое внимание в своей поэзии. Некоторое время Алкей также жил в изгнании, а затем вернулся на Лесбос. Алкей был довольно темпераментным человеком и бурно реагировал на каждое событие, происходящее в его жизни.

Именно в его поэзии рождаются метафоры. Так, например, в его стихотворении «Буря», написанном алкеевой строфой, он представляет город Метилены в образе тонущего корабля, попавшего в бурю.

Третий представитель сольной мелики – Анакреонт, родом с Теоса. Его называют «классическим певцом любви древности». Поэт не был привязан к одному определённому месту, он переходил от правителя к правителю, из города в город. Основные темы его поэзии: любовь, пиры и праздники. Однако, если для Сапфо любовь – это глубокое чувство, то для Анакреонта – развлечение. В его стихотворениях прослеживается ироническая и усмешливая интонация, лёгкая и шаловливая, так называемая анакреонтическая.

  1. Назовите и опишите басни Эзопа

Басни Эзопа читать можно в любом возрасте. Представлено полное собрание басен Эзопа. Басни на первый взгляд очень разные, но мораль у них у всех одна, потому как говорил Эзоп: у всего сущего одна мораль.

Легендарный Эзоп – баснописец, предположительно живший в 6 веке до нашей эры. До сих пор неизвестно существовал он на самом деле или образ - собирательный. Наиболее убедительная версия говорит о том, что Эзоп был рабом, отпущенным на волю и убитым дельфийцами. Врожденные уродства Эзопа, хитрость, непонятные связи с мудрецами и жрецами – вымысел.Ближе к 20 веку образ Эзопа рассеивается и становится понятным, что если этот человек действительно существовал, то басни он скорее собрал из известных мудростей народа, также как и братья Гримм в своё время собирали сказки. Сохранились басни Эзопа, собранные в сборник, но не являющиеся доказательством подлинности автора и высказывания им самим философских мыслей.

Басни Эзопа представляют собой сборник прозаических произведений, содержащий не менее 400 басен. Легенды гласят, что по мудрому сборнику эзоповских басен обучались дети в эпоху Аристофана в Афинах.

Особенность сборника, в том, что изложение текстов скучное, без литературного лоска, но крайне проницательное. Конечно, этим фактом не могли не воспользоваться недобросовестные писатели.

Известные басни Эзопа: Ворон и Лисица, Лиса и Виноград, Беременная гора, Голубь, который хотел пить, Две Лягушки и колодец, Блоха и Человек, Человек и Лев, Человек и Змея, Бесхвостая лисица, Вдовушка и Курочка и т.д.Важно, что его басни понятны детям, написаны доступным им языком, в то время как другие авторы трудились скорее для сохранения наследия, чем воспитания детей.



  1. Объясните композицию книги «Декамерон» Дж. Боккаччо

Главное произведение Боккаччо – “Декамерон”, задуманный в 1348 году и созданный в 1351-1353 годах. Название книги греческого происхождения, в переводе – “десятиденник”, т.е. “сборник новелл с обрамлением”. Такая композиция стала уже традицией в литературе, достаточно вспомнить восточную “Тысячу и одну ночь”, итальянский сборник границы XIII и XIV столетий “Новелино”. Боккаччо вместе с тем стал и новатором этой формы, поскольку подчинил ее закону “готической вертикали”, соответствующим образом расположив новеллы.

Именно понятие низкого и высокого автор “Декамерона” истолковал с гуманистических позиций, так что и сами новеллы, и способ их композиции приобрели гуманистическую тенденцию. Боккаччо черпал сюжеты из разных источников: здесь античные легенды, средневековые пересказы, куртуазные повести, городские фабльо, но чаще всего – современные писателю анекдоты и реальные случаи из жизни.

Новеллы систематизированы: первыми идут сатирические, потом – авантюрные с плутовскими, но вообще привлекательными героями, а конечные новеллы – о человеческом благородстве, где персонажи явным образом идеализированы.

Замысел “Декамерона” обозначен влиянием Данте: если вспомнить, что в “Божественной комедии” начисляется ровно сто песен и эпизоды так же построены по принципу готической вертикали, от низкого к высокому, от грешников “Ада” к святым “Рая”, похожесть обеих композиций становится очевидной. Да и концепция мира была также гармоничной – доброго и злого в мире поровну, при этом зло внизу, а добрую принадлежит высь, которая в определенной мере олицетворяла собой и будущее. Новаторство Боккаччо заключалось в том, что дантевскую композицию космического пространства он перенес исключительно на одно лишь земное, полностью изъяв образы чертей и ангелов и отказавшись от аллегорического изображения жизни. Универсальность “Декамерона” удовлетворяется лишь земным пространством.

Обрамляющая новелла не заявляет сразу же о новых гуманистических принципах эстетичного изображения действительности.

Изображенная чума во Флоренции 1347 г. – это описание глазами очевидца. Рассказ сконденсирован в конкретном художественном времени – близкая писателю современность. Вместе с тем, новелла имеет и условности, в ней различаются судьба общая и судьба индивидуальная: в “холерном” городе все же существуют Божьи храмы, ячейки культуры и милосердие, и в одном из них, в церкви Санта Мария, – встречаются семь юных красивых женщин – Пампинея, Фьяметта, Филомена, Нейфила, Эмилия, Лауретта, Элиза.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта