Зарубежная литературы. зарубежка ответы на билеты. Опишите мифологию Древней Греции
Скачать 177.27 Kb.
|
Билет № 9 Перечислите и опишите мифы о Геракле Великий древнегреческий герой Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены, дочери царя Микен. С самого рождения Геракла преследовала жена Зевса, богиня Гера, разгневанная тем, что её муж вступил с Алкменой в связь. В день перед рождением Геракла Зевс объявил, что младенец, который первым появится в эти сутки в роде потомков Персея, будет властвовать над всеми родственниками. Гера, узнав об этом, ускорила роды у жены Персеида Сфенела, родившей слабого и трусливого Эврисфея. Зевсу поневоле пришлось согласиться, чтобы рождённый после этого Алкменой Геракл подчинялся Эврисфею – но не всю жизнь, а лишь до тех пор пока не совершит у него на службе 12 великих подвигов. Геракл с раннего детства отличался огромной силой. Уже в колыбели он задушил двух огромных змей, присланных Герой погубить младенца. Детство Геракл провёл в беотийских Фивах. Он освободил этот город от власти соседнего Орхомена, и в благодарность фиванский царь Креонт отдал за Геракла свою дочь, Мегару. Вскоре Гера наслала на Геракла припадок безумия, во время которого он убил своих детей и детей своего сводного брата Ификла. Дельфийский оракул во искупление этого греха повелел Гераклу идти к Эврисфею и совершать по его приказам те 12 подвигов, которые были предначертаны ему судьбой. Геракл задушил громадного немейского льва, который был рождён чудовищами Тифоном и Ехидной и производил опустошения в Арголиде. Стрелы Геракла отскочили от толстой шкуры льва, но герой оглушил зверя палицей и задушил руками. В память этого первого своего подвига Геракл учредил Немейские игры, которые праздновались на древнем Пелопоннесе раз в два года. Опишите куртуазную литературу Куртуазная литература это придворно-рыцарское направление в европейской литературе 12-15 веков; наибольшее распространение получила во Франции и в Германии. Куртуазная литература возникла на юге Франции, в Провансе, в обстановке экономического и культурного подъема конца 11 века, а в следующем столетии появилась в Северной Франции и в Германии. Возникают пышные дворы, культивирующие «хорошие манеры», где расцветает увлечение музыкой и поэзией. Рыцарство выработало свои идеалы сословной чести и доблести. Героический идеал раннего рыцарства в результате близкого знакомства с культурой арабского Востока и с античной литературой претерпевает трансформацию в сторону эстетизма , внешнего блеска. Антиаскетическая, светская по духу куртуазная лирика провансальских трубадуров объективно противостоял а клерикальной литературе и схоластике, использовала ряд народных поэтических приемов и образов. Связанная с народными еретическими движениями, куртуазная литература Прованса носила отчасти демократический характер. Охарактеризуйте сборник стихов «Новая жизнь» Данте «Новая жизнь» - комментированный поэтический цикл и одновременно первая европейская худо жественная автобиография. В нее вошли - 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллата, 2 стихотворных фрагмента и прозаический текст - биографический и филологический комментарий к стихам. В сборнике расска зывается о возвышенной любви Данте к Беатриче Портинари. Поэт закончил его в 1293 году и посвятил Гвидо Кавальканти. Беатриче под пером поэта, развивающего традиции поэзии «нового сладостно го стиля», становится образом прекраснейшей, благороднейшей, добродетельной женщины, «дарующей блаженство». Помещая в книгу канцону на смерть Беатриче, поэт считает святотатством после нее давать комментарий, как после других сти хов, поэтому помещает комментарий перед канцоной. В финале содержится обещание прославить Беатриче в стихах. После того как в «Божественной комедии» Данте обессмертил ее имя, она вошла в число «вечных образов» мировой литературы. Билет № 10 Опишите Троянский цикл мифов Древней Греции рассказывает о событиях,связанных с городом Троей и Троянской войной.Война началась из-за похищения Парисом Елены Прекрасной,а завершилось разрушением Трои. Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", поэмам Вергилия "Энеида", Овидия "Героини" и отрывкам ряда др. произведений. Троянский цикл стал восходящей точкой для мифов и мифологических циклов более поздней поры. Так, цикл мифов о Одиссее начинается с того, что закончилась Троянская война и герои получили, в конце концов, возможность вернуться домой. Одиссей стал героем целого мифологического цикла потому, что именно благодаря ему произошли главные события войны. Вспомним, Одиссей придумал “троянского коня”, именно он разгадал хитрость Фетиды, которая спрятала на Лемносе Ахилла, он был среди тех, кто собственным примером вдохновлял греческих воинов, когда приходил в упадок их дух, он был посланцем от Агамемнона к жрецу Аполлона в деле Хрисеиды и т.п. Тем не менее, думается, что главная причина кроется в том, что в жизни древних греков настало время прославить не только и не столько физическую силу, а и человеческий ум. Одиссей был, безусловно, лучшим претендентом из древнегреческих героев, недаром он вошел в мировую культуру под именем ”хитроумный”. «Одиссе́я» — вторая после «Илиады» классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана, вероятно, в VIII веке до н. э. или несколько позже.Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке. Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует мифическими элементами, которых здесь даже больше (встречи с циклопом Полифемом, волшебницей Киркой, богом Эолом и т. п.). Большинство приключений в поэме описывает сам Одиссей во время пира у царя Алкиноя. Будто продолжением Троянского цикла является и сравнительно небольшой мифологический цикл о Агамемноне и его сыне Оресте. Во-вторых, и это, безусловно, является главным, Троянский цикл был мощным источником сюжетов, мотивов, образов, идей и проблем для античной литературы. Назовем хотя бы главные, всемирно известные литературные произведения античности, в которых ощущается отголосок Троянских мифов: поэма Гесиода “Теогония”, трагедия Эсхила “Агамемнон”, “Хоефоры”, “Эвмениды..”.В Троянскую войну Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском.Решившие двинуться походом против Илиона совещались в Элленионе в Спарте.Отправлявшиеся походом на Илион клялись не прекращать войны у статуи Зевса Механея в Аргосе. Перед войной Агамемнон посетил оракул в Дельфах. Медный порог шатра Агамемнона показывали в Авлиде. Нечаянно убил лань Артемидыи был вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению, но она в последний момент была спасена Артемидой.Привёл под Трою 100 кораблей. Воздвиг алтарь 12 богам на острове Лект, а также святилище царя у озера Селинусия (Иония). Всего убил 16 воинов.В погребальных играх по Ахиллу участвовал в состязании наездников.Из-за прекрасной пленницы Брисеиды у него возник раздор с Ахиллесом. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и заканчивая самим Агамемноном и его детьми — Ифигенией и Орестом. Проанализируйте «Романа о Тристане и Изольде» «Рома́н о Триста́не и Изо́льде Белоку́рой, короле́ве Корнуэ́льской» — французский анонимный рыцарский роман, созданный в прозе несколькими авторами в первой половине XIII века на старофранцузском языке о персонажах кельтских легенд Тристане и Изольде. В романе можно выделить два слоя. Один из них лежит на поверхности - это конфликт любви Тристана и Изольды с этическими и общественными нормами своего времени, причем любви незаконной, поскольку Тристан - племянник и вассал Марка, а Изольда - его жена. Поэтому между ними стали четыре суровых закона - феодальный, брачный, кровный и благодарности. Второй слой - фатальность одной любви, способной реализоваться лишь при условии постоянного раздвоения души, напряженности чувств, своей запретности, неправомерности. Отношение автора к затронутому им морально-общественному конфликту двойственно: с одной стороны, он вроде бы признает правоту господствующей морали, заставляя Тристана страдать из-за осознания своей вины. Любовь Тристана и Изольды, по представлению автора, - несчастье, причиной которого стал эликсир. С другой стороны, он не скрывает своего сочувствия влюбленным, изображая в положительных тонах всех, кто способствовал ей, и выражает свое удовлетворение по поводу неудач или гибели врагов. Автор прославляет любовь, которая сильнее смерти, которая не желает считаться ни с иерархией, установленной феодальным обществом, ни с законом католической церкви. Роман содержит элементы критики основ этого общества. Тристан и Изольда относятся к «вечным образам» мировой культуры. Современный французский писатель Мишель Турнье считал, что каждый вечный образ (Дон Кихот, Прометей, Гамлет, Фауст) является воплощением бунта против установленного порядка. Он отмечал: «Дон Жуан - воплощение бунта свободы против верности, бунта свободы человека, ищущего наслаждений, против супружеской верности. Странный парадокс Тристана и Изольды заключается в том, что они также восстают против супружеской верности, но делают это не ради свободы, а во имя верности глубокой, устойчивой, - верности роковой страсти». Раскройте творчество Ф. Петрарки Франче́ско Петра́рка (итал. Francesco Petrarca; 20 июля 1304, Ареццо — 19 июля 1374, Аркуа) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.Петрарку называют культовым поэтом Средневековья, оказавшим большое влияние на итальянский Проторенессанс. Петрарка все свое время отдавал изучению античной культуры, разыскивал, расшифровывал, переводил, истолковывал рукописи авторов Древнего Рима, сам блистательно писал поэмы по-латыни. Особенно интересен его трактат «О презрении к миру» – своеобразная исповедь мятущейся души. А за свою латинскую поэму «Африка», описывающую подвиг древнеримского полководца Сципиона Африканского, Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолии как первый поэт Италии. Но суд потомков очень часто отличается от суда современников. Поэма «Африка» давно забыта, а бессмертную славу Петрарке принесли его стихи на итальянском языке, написанные «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», стихи, составившие знаменитый сборник «Канцоньере» (Книга песен). 6 апреля 1327 года в Авиньоне, на юге Франции, в церкви святой Клары итальянский юноша-монах, числящийся в свите могущественного кардинала Колонна, впервые увидал молодую женщину Лауру. Красота Лауры произвела неотразимое впечатление на Франческо Петрарку, и, хотя он всего лишь несколько раз видел ее издали, ее образ глубоко запал в сердце поэта. В течение двадцати одного года, до смерти Лауры, Петрарка жил любовью к ней, мечтами о своей идеальной возлюбленной, а затем долго оплакивал ее кончину. Образ Лауры был с ним всегда: и в его путешествиях по Франции и Италии, и в его уединении в горном местечке Воклюзе, где он прожил четыре года, предаваясь философским размышлениям. Стихи эти Петрарка писал для себя и не придавал им особого значения. В «Канцоньере» помимо сонетов есть и песни (канцоны). В знаменитой канцоне «Моя Италия» звучит голос Петрарки – гражданина, патриота: он скорбит о раздробленности Италии, негодует по поводу непрекращающихся междоусобных войн. Обращаясь к своей канцоне, поэт восклицает: «Иди и требуй: «Мира! мира! мира!» Петрарка, продолжая Данте, сделал очень многое для создания итальянского литературного языка. Билет № 11 Проанализируйте комедию Аристофана (по выбору) «Лягушки» — комедия Аристофана. Поставлена в 405 г. до н.э., принесла автору победу на комедийных состязаниях. Особый интерес ее определяется конкретно-литературной направленностью: в центр комедии помещено состязание двух великих трагиков — Эсхила и Еврипида, соревнующихся в подземном царстве перед лицом бога Диониса, решившего вернуть на землю лучшего из них. Образ Еврипида нередко становился объектом осмеяния и в других пьесах Аристофана, например, в «Ахарнянах» и «Женщинах на празднике Фесмофорий» что дало исследователям повод говорить о неприятии консервативно настроенным Аристофаном драматургических и содержательных новаций Еврипида, проникнутого духом «новой образованности» — софистики. Действительно, в «Лягушках» Еврипид выставлен поэтом, снизившим высокий пафос Эсхиловой трагедии, сделавшим ее героев жалкими, выведшим на сцену женщин, одержимых низменной похотью и т.д. Все эти упреки Аристофан вкладывает в уста Эсхила, но следует заметить, что одновременно Еврипид предстает в комедии как гораздо лучший поэт, чей стиль и стихи намного изящнее тяжеловесного Эсхила. Более того, изначально Дионис отправляется в Аид, чтобы вызволить именно Еврипида, ибо после смерти того никто не может написать подобных искусных стихов. Еврипид неизмеримо выше формой своих произведений, но Эсхил величественнее содержанием: это противопоставление очевидно в замечательной сцене «взвешивания стихов», когда оба поэта кладут на чаши весов строки из своих трагедий, и стихи Эсхила перевешивают именно благодаря «существенности» своего предмета, в то время как Еврипид произносит «легкие, оперенные» стихи. На конечный выбор Диониса влияет заявленная им цель — «чтоб город был спасен»: для улучшения нравов нужен «моральный» поэт, и потому побеждает Эсхил. В этом контексте высмеивание Еврипида оказывается отнюдь не однозначным, ведь его собственно поэтическое первенство сомнению не подвергается (самого Аристофана его соперники дразнили «Евристофаном», намекая на его склонность к языку и стилю Еврипида). Примечательно, что окончательный приговор Еврипиду Дионис выносит словами самого трагика: на сетования Еврипида, что бог обещал вернуть на землю его, — Дионис отвечает цитатой из еврипидовского «Ипполита»: «Не я, язык поклялся» — которого сам он в начале комедии вспоминает как непревзойденный образец трагического стиха. Эта словесная игра вводит осмеяние Еврипида в более широкий контекст пародии на трагедию вообще, постоянно присутствующей в «Лягушках» Аристофана. Не случайно, что у большинства персонажей трагическая лексика контрастно соседствует с комедийной руганью и похабщиной; наконец, своего рода персонификацией этой пародии становится фигура Диониса, покровителя трагедии, в шутовском обличии нисходящего в подземное царство. Этот персонаж переводит пародию в область мифа как такового: на протяжении всего пути в Аид Дионис представляет собой не только сниженный вариант собственного образа, но и своеобразную комедийную изнанку мифа о Геракле. Недаром сам Дионис спрашивает у Геракла дорогу, путешествует в его «костюме», который становится причиной многих неурядиц по дороге, когда Диониса принимают за Геракла и винят в поступках, совершенных героем во время «прежнего» путешествия. Комический эффект многократно усиливается постоянными переодеваниями Диониса и его слуги, с которым он меняется одеждой, причем всякий раз так, что слуга оказывается в итоге в выигрышном положении. Этот прием, с одной стороны, открывает череду комедийных qui pro quo последующей литературы, а с другой, вероятно, восходит к ритуальным корням комедии, представлявшей исходно некое «переворачивание мира» (слуга оказывается господином и наоборот). Снижение мифа видно и во многих дополнительных чертах «загробного» путешествия: так, путь Диониса лежит через болота, что в мифологической перспективе напоминает о связи мира мертвых с водой (прежде всего, стоячей) и тем самым о роли самого Диониса как бога мертвых (в Афинах стоял храм Диониса Болотного). Но в комедии «Лягушки» Аристофана стоячая вода — это именно болото, в котором квакают лягушки, и именно их хор дает заглавие комедии. Показательно, что в произведении у лягушек есть своего рода «парный» хор — мистов, посвященных в таинства культа мертвых, и это замечательное соотнесение как нельзя лучше отвечает общему пародийному стилю комедии. Он затрагивает, помимо мифа и трагедии, все высокие жанры. Так, сцена «взвешивания стихов» несомненно напоминает взвешивание Зевсом жребиев героев в «Илиаде», но если там речь идет о смерти, то здесь о комическом возрождении, если там тот, чей жребий перевесит, умрет, то в «Лягушках» «перевесивший» Эсхил вернется на землю. Таким образом, «Лягушки» Аристофана представляют собой как достаточно развернутый вариант литературной рефлексии, так и замечательную пародию на всю совокупность высоких жанров и сюжетов, отражающую саму специфику становления и функционирования комедии внутри древнегреческой словесности. Назовите и опишите романы о рыцарях Круглого стола и короле Артуре Рыцари Круглого стола, или рыцари короля Артура — персонажи британского эпоса о короле Артуре и более поздних рыцарских романов и фэнтези. По некоторым легендам, число рыцарей составляло до 150 человек. Некоторые из рыцарей, возможно, имели исторические прототипы. Во многих произведениях рыцари занимаются поисками Грааля. Если сам король Артур — исконно кельтский (бриттский) герой, то о его рыцарях писали авторы куртуазных романов самых разных национальностей — валлийские, германские, английские, французские. Самые знаменитые из них — Кретьен де Труа (XII в.), Вольфрам фон Эшенбах (XII в.), анонимные авторы Вульгатского цикла (XIII в.) и сборника «Мабиногион». Большинство из них использовали королевство Артура как место, где совершались подвиги новых рыцарей-героев — Гавейна, Ланселота, Галахада, Персиваля и пр.; а сам Артур отодвигался на второй план[1][2]. Окончательно соединил этих разрозненных героев в единое братство сэр Томас Мэлори в своем монументальном своде «Смерть Артура». Поскольку рыцари круглого стола — герои разных произведений, часто менявшихся при пересказе и переписывании, установить их не представляется возможным. Даже количество рыцарей у разных авторов разное, подчас и вовсе фантастическое: во французских текстах XIII века упоминаются 150, 240 и 366, а в поэме Лайамона «Брут» указаны 1600 рыцарей. В более позднее время было принято уже подчёркивать избранность и ограничивать количество рыцарей: Джон Драйден описывал 12 рыцарей, Вальтер Скотт — 16 рыцарей, безупречных в рыцарском этикете. Никаких единых и последовательных правил или принципов, по которому формировалось членство клуба Круглого стола, в средневековой литературе не указано. Говорится только о том, что за Круглым столом заседали самые лучшие или самые важные рыцари. Среди постоянных героев, появляющихся во многих книгах, можно назвать следующих рыцарей: Гавейн — племянник Артура, его «правая рука», герой многих романов. Ланселот — непобедимый рыцарь, который совершил множество подвигов, но в итоге влюбился в жену Артура Гвиневру и послужил причиной гибели королевства. Галахад — сын Ланселота, святой рыцарь, воспитанный монахами. Искатель Святого Грааля. Персиваль (Передур) — ещё один искатель Грааля. Ламорак — брат Персиваля. Борс — соратник Персиваля, искатель Грааля. Кей — молочный брат Артура и его сенешаль. В легендах обычно комический персонаж, хвастун и трус. Мордред — племянник или сын Артура, предавший короля и попытавшийся захватить власть. Гарет Белоручка (Бомейн) — младший брат Гавейна, из скромности работавший при дворе слугой, прежде чем стать рыцарем. Уриенс — шурин Артура. Ивейн (Увейн, Оуэн) — сын злой колдуньи Феи Морганы, вопреки матери, ставший благородным рыцарем, сын Уриенса. Бедивер — последний рыцарь, оставшийся в живых после битвы при Каммлане. Гахерис — ещё один младший брат Гавейна и его оруженосец. Агравейн — брат Гавейна, Гахериса и Гарета. В сговоре с Мордредом разоблачил связь Ланселота и Гвиневры. Изложите свое понимание гуманизма эпохи Реформации в Германии Особая связь между гуманизмом и реформации установилась в Германии; многие немецкие реформаторы были в то же время и. Наоборот, дальше всего от религиозных стремлений реформации был гуманизм итальянский. Впрочем, вопрос о взаимных отношениях реформации и гуманизма, имеющий свою особую литературу, отличается большой сложностью и окончательно еще не выяснен в науке. Вопреки мнению многих протестантских писателей, готовых свести всю роль гуманизма к подготовке реформации, оба направления, по своим конечным стремлениям, были диаметрально противоположны между собой. Гуманизм был родоначальником всей светской культуры нового времени, и естественным его продолжением было "просвещение" XVIII в., тогда как реформацией завершается религиозное развитие, характеризующее Средние века. Гуманисты были поглощены интересами земной жизни, реформаторы исходили из идеи загробного спасения; последние искали опоры для своих стремлений в Библии, первые обращались преимущественно к классическим писателям древности. Одни хотели прежде всего восстановить первоначальную чистоту христианской веры, другие — возродить науки и искусства античного мира. Вот почему гуманизм и реформация очень часто находились в антагонизме. Реформационное движение в Германии нанесло удар немецкому гуманизму, блестяще развившемуся в начале XVI в. То же произошло и с французским ренессансом во второй половине XVI в., в эпоху реформационного движения и религиозных войн. Примером может служить и Англия, если сравнить эпоху Возрождения с эпохой пуританской реформации. В общем можно сказать, что реформация первого периода была в более благоприятном отношении к гуманизму, чем реформация второго периода . Несомненно, влияние гуманизма на реформация сказалось в области умственных орудий, без которых нельзя было совершить преобразование религии. У гуманистов и реформаторов часто были общие враги. Наконец, оба движения, несмотря на все свое различие, роднились проявлявшимся в них индивидуализмом, этим отличительным признаком нового времени. В протестантизме, провозгласившем оправдание посредством веры, и особенно в сектантстве проявлялся религиозный индивидуализм, которым отличались и гуманисты. Появление религиозных реформаторов, возникновение сект, распространение гуманизма — все это было результатом совершившегося в конце средних веков умственного и нравственного развития западноевропейского общества. |