Лекции актуальные проблемы социологии. лекции Актуальные проблемы социологии и политологии. Концептуальные основы современной социологической теории. Анализ
Скачать 25.29 Kb.
|
16.03.21 Концептуальные основы современной социологической теории. Анализ… 1.Социологическое воображение в работах Ч.Р. Миллса 2.Теоретическая социология и социологическое воображение в анализе Петра ШтОмпки (он во многом был учеником Миллса). 1. *В вк она скинет учебники. Создатель теории социологического воображения – Миллс. Его назыв.автором радикальной социологии. Ч.Р. Миллс 1916-1962 гг. Он жил во время популярности структурной функциональности Парсонса В конце 50-х гг. Миллс выдвинул радикальную идею-отказ от теории Парсонса и Лазерсфельда. Милсс говорит, что они заорганизовывают социологию, лишая ее творческого мышления, Миллс-за новую оригинальную методологию. Он формирует идею социологического воображения–ядро социологического радикализма Миллса. По Миллсу, для понимания социокультурной реальности, проблем, исходящих из это реальности (поведение людей, их проблемы и т.д), не достаточно владеть только теорией, методологическими принципами или техникой социологического исследования, нужно также проявить динамическое критическое мышление, способное выработать собственную уникальную методологию и инструментарий, которые соответствовали бы и адекватно отражали ускоряющуюся динамику общества, его ценностей и т.д. Парсонс и Лазерфельд давали статичную методологию, не успевающую за изменениями в мире. Миллс важное внимание отводит именно творчеству. Социологическое воображение (по Миллсу) – «особое качество мышления и интеллекта, которое обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью». Соц. воображение адресуется не только профессиональным социологам, но и интеллектуалам, которые готовы развить соц.воображение. Любой человек способен развить его в себе. Но соц.воображение не равномерно распределяется во времени и пространстве. Концепция социологического воображения базируется на методологическом интегрализме. Соц. воображение открывает нам возможность понимания взаимоотношения и взаимосвязи между личными трудностями (частными, связаны с самим индивидом) и общественными проблемами (выходят за пределы внутренней жизни индивидов; они часто связаны с кризисом институционального порядка). Мы можем ту или иную проблему рассмотреть либо с личного, либо с общественного. Соц. воображение может связать мою личную трудность с общественной ситуацией. 2. Штомпка также разрабатывал свою теорию социологического воображения. Цели обучения социологов: 1.Научить языку предмета социологии, набору понятий, категорий и т.д. 2.Привить определенный взгляд на предмет, перспективу подхода к социальной реальности. То есть мы безусловно должны обращаться к наследию, важно то, как мы его будем применять. 3.Научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований. 4.Использовать информацию об основных фактах и сведениях о современной общественной жизни. Язык + перспектива = социологическое воображение. Социологическое воображение (по Штомпке) – умение или способность рассматривать общество под определенным углом зрения, которое включает 5 компонентов: 1.Рассмотрение социальных явлений как результатов действия социальных агентов. То есть мы должны идентифицировать тех, кто совершает действие (агенты) и проанализировать его. 2.Понимание скрытых за поверхностью явлений структурных и культурных ресурсов и ограничений, влияющих на социальную жизнь, а также возможностей, имеющихся в распоряжении агента. 3.Изучение предшествующей традиции и ее влияние на настоящее. 4.Восприятие общественной жизни в ее динамике, изменчивом процессе становления 5.Признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни (социокультурный плюрализм). *Полное определение соц.в по Штомпке можно почитать в книге. Штомка говорит, что социологическое воображение ориентирует нас на социологию в жизни (как мы полученное знание можем применить в жизни), что позволит дать лучшую интерпретацию и понимание всего окружающего нас. Формальность в обучении опасна для образования, говорит ??? Развитие социологического воображения – почти то же самое, что овладение соц-ой теорией. Однако нас должны интересовать не запоминания имен, аргументов и прочего, а то, как мы можем применить теории, рассмотреть проблемы современного общества, его возможности именно в контексте теории. Социологическое воображение дает нам своеобразную карту, ориентацию в потоке событий, изменений и трансформаций. Штомпка говорит, что в современной социологии сложилось 4 типа теории современной социологии, имеющих разное значение для формирования социологического воображения: 1.Объяснительные теории: сближение теории с реальными соц. проблемами; объяснение насущных соц. вопросов; «сильная программа»; это теории реальных соц. проблем, она отвечает на вопрос, например, почему растет преступность и т.д.; эти теории дают объяснения или модели для лучшей организации разрозненных фактов, явлений, их интерпретации; эти теории предназначены и для профессионалов, и для простых людей; теории обеспечивают информацией для демократического дискурса; Штомпка считает, что преподавание этих теорий – самая важная цель социологического образования, особенно, в периоды социальных изменений. 2.Эвристическая теория: близка к социальной философии, антологии и метафизике социального мира (касаются вопросов бытия); это теория основ социальной реальности, она ставит вопросы не «почему?», а «как?»; эта теория для создания категориального аппарата… ИНТЕГРАТИВНАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ 1.Интегративный подход и его характеристика 2. Теория структурАции Энтони Гидденса 3.Структуральный конструктивизм Пьера БурдьЁ. Габитус и Коле. В 80 е гг.-ослабление макросоциологии, падение авторитета структурного функционализма Парсонса. Оппозиция между макро и микро подходами. Это противостояние с 70-х гг. только усиливается. Одновременно развивается критика микро и макро социологии, особенно, их методологических основ. Все это приводит к пониманию, что нужно что-то развить, чтобы преодолеть разногласия, развивается интегративный подход, который пытается преодолеть эти противостояния. Этот подход соединяет микро и макро уровни, действие и структуру. Ритцер говорит, что 80-90- е гг.- время, когда интегративный подход развивается. Мы видим движение от «теоретического сепаратизма» к теоретической интеграции и синтезу. В интегративном подходе 2 ключевые теоретические проблем: 1)Связь микро и макро уровней. 2)Структура-действия. (структуры и агентности) *Структура и действие по сути являются предметом социологии. Эйзенштадт и Хелле утверждают 3 основные теоретико-методологические позиции относительно взаимодействия микро и макро уровней: 1)Анализ деятельности различных авторов, через которую конституируются институциональные порядки и в принципе ситуации взаимодействия. 2)Утверждение автономности индивидуальных социальных акторов. 3)Ориентация на изучение измерений власти и символического конструирования реальности. ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? 2.Теория структурации Гидденса Дуальность действия и структуры, они постоянно воспроизводятся, их воспроизводит практика. Структурация-то, что происходит постоянно. Гидденс «Конституирование общества: очерк теории структурации». Задача-преодолеть ограниченность предшествующей (ортодоксальной) социологии. Он бросает камень в социологию Дюркгейма (французская школа социологии). Действие-это всегда воспроизводство условий, которые делают возможной деятельность социальных агентов. Гидденс отмечает, что структура и действие не могут существовать отдельно друг от друга. Анализ взаимосвязи структуры и действия, осмысление процесса воспроизводства через совокупность социальных практик. Социальные практики-точка отсчета. Подход Гидденса собирает в себе элементы прочих теорий. Действие и структура не могут пониматься в разрыве друг от друга, они представляют собой дуальность, тк любое действие уже включено в структуру, так что действие и структуру проявляется в практике, а практика и действие рекурсивны (воспроизводство, см. выше). Агент в принципе способен к изменению социальной действительности. ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Любая социальная система обладает свойством структурности, это означает, что структура существует только входе и посредством действий социальных агентов, те она все время воспроизводится в практике. Социальная система есть совокупность воспроизводимых соц. практик. *Соц.актор=соц.агент, но агент наделяется большей способностью, подчеркивается большая активность. Габитус_и_Поле.'>3.Структуральный конструктивизм Пьера БурдьЁ. Габитус и Поле. Поле-капитал-габитус-триада концепции Бурдьё. Он хочет преодолеть противостояние объективизма и субъективизма («абсурдной вражды между индивидом и обществом»). Диалектическая взаимосвязь между объективными структурами и субъективными явлениями. Бурдье пытается выяснить, каким образом наши субъективные явления обусловлены социальными явлениями и каким образом… Он дает анализ объективных структур (полей), но он не может быть дан отдельно от анализа ментальных структур человека. Акцент-взаимность между социальными структурами и ментальными структурами. Эта взаимность выражается в концепции Габитуса и Поля. Агенты-носители динамического, творческого начала, которые могут манипулировать социальной реальностью в своих интересах. Общество рассматривается в постоянном динамическом равновесии, которое есть результат отношений силы между разными категориями социальных агентов. Габитус-ментальные когнитивные структуры. Здесь идет речь о том, что люди наделены интериоризированными схемами, через которые они понимают, воспринимают и тд. этот мир. Габитус, скорее, практически ориентирован. Габитус-продукт интериоризации структур социального мира. Габитус –интернализованные, персонифицированные социальные структуры. В каждом из нас уже представлена социальная структура. Габитусы отражают определенные разделения в классовой структуре. Приобретается в результате длительного занятия определенного положения в социальном мире. Они различаются от характера соц. позиции субъекта в поле, те не каждый обладает одинаковым габитусом. Габитус может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Не все люди равным образом представляют и осмысляют социальную реальность. Габитус воспроизводится в практике. Габитус предлагает людям какой-то выбор. Мы не осознаем габитус и его действие, но действуем в соответствии с ним. Практика-опосредующее звено между габитусом и социальным миром. Практика-в принципе все то, что делают люди. Через практику габитус и создается. С другой стороны, из этой практики создается соц.мир. Поле- Поле-место борьбы агентов за доминирующие позиции. Доминирующая позиция позволяет навязывать свои позиции. Полям соответствуют определенные наборы практик, типы интересов и тд, поэтому мы говорим, что поля отличаются (политическое поле, экономическое поле и др.) Структура поля определяется структурой распределения специфического для данного поля капитала. В любом поле присутствует определенная логика, которая способна переводить внешние действия со стороны других полей имманентные (внутренние) для этого поля категории–способность к рефракции. Чем более успешная рефракция, тем большей автономностью обладает поле. Важнейшая характеристика любого поля-принцип взаимодействия. Принцип относительности-агенты определяются через занимаемые ими позиции, а позиции определяются капиталом. Поле-это пространство сражения, конкурентный рынок (Бурдье). Стратегии агентов связаны с определенной позицией. Стратегия-активно развертываемая линия действия. Капитал-ресурс, который используется для макисмальной реализации своих интересов внутри поля. Бурдьё определяет 4 вида капитала: 1.экономический (материальные ценности) 2.культурный (образование) 3.социальный (происхождение индивида, текущий статус) 4.символический (престиж, репутация, слава, харизма) Капитал-источник и условие власти. Каждый капитал соотносится с соответствующей системой ценностей и типом власти. Но при этом все типы капитала оказываются связанными с друг другом. Чем эффективнее агент способен перевести один вид капитала в другой, тем он успешнее добьется доминирующей позиции в поле. ТЕОРИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ Основания современных теорий глобализации. Понимание глобализации в современной глобалистике. 1. Теории глобализации появляются в сер. 80-х гг., тк понятие глобализация появляется благодаря Робертсону. Но широкое развитие теории глобализации-90- ее гг. Направления исследований, лежащие в основе современных теорий глобализаций (развиваются с 60-х гг.): 1.Исследования в области менеджмента. Они разворачиваются около исследований феномена мультикорпораций. +в это время происходит процесс падения колониального режима, но филиалы компаний находятся в разных странах, встал вопрос-как ими управлять? 2.Исследования в области социокультурных теорий. Данные теории фокусируют свое внимание…Основу закладывает Франкфуртская школа. Маршалл Маклюен «Галактика Гуттенберга». Он отмечает, что массовая коммуникация-доминирующая составляющая в культуре. Он выделяет дописьеменную культуру (информация передаются устно, тип человека-человек слушающий), печатно-письменную культуру (создание печатного станка, тип человека-человек смотрящий как раз вторая половина этого этапа завершается формирование Галактики Гуттенберга) и электронную культуру (глобальная деревня, человек слушающий и смотрящий, те аудиовизуальная культура, это опосредованно СМИ, человек-информационный индивид). Глобальная деревня-информация из одно конца в другое быстро передается, все в курсе всего, как в деревне. Кастельс писал, что Галактика Гуттенберг сменилась Галактикой Интернет. Теория Маклюена как раз важное значение сыграла в формировании теории коммуникации. 3.Исследования и концепции на основе энвайроменталистских движений, те тех движений, которые ратуют за пределы роста, за экологические проблемы и все, что с эти связано. Символом стала фотография Земли из космоса. Они говорят, что мы должны иначе взглянуть на наш мир, он и его ресурсы не бесконечны. Проблема человек-общество-природа никуда не ушла. Римский клуб. Футурология (сценарии будущего). Циалковский, Вернадский, Ясперс и др. 4.Полтико-экономические исследования послевоенного периода. Теории глобализации, теория индустриального общества Белла и др. 5.Исследования состояния современного общества с разных точек зрения. Теория индустриального общества Белла, 3я волна Тофлера, Бодрияр, концепция конца истории Фокуямы и др. Эти 5 направлений закладывают основу современных теорий глобализации. 2. Не существует единого взгляда на проблему глобализации. Классификация подходов к феномену глобализации (по Девиду Хелду): 1.Скептики. У истоков стоит Иммануил Валлерстайл. Все, что мы видим-это преувеличение, мы все это видели, сейчас принципиально нового чего-то нет, просто усиливается взаимосвязь. Глобализацию рассматривают как модернизацию. Работы Томбсана, Хиста и др. «Столкновение цивилизаций» Ханктингтона. Мир разделен на яркие цивилизационные блоки, которые не примиримы между собой, поскольку принципиально различны, не способны к компромиссу. Барбер «Джихад против макмира». 2 этих полюса противостоят и не могут быть примиримы, тк у них разные принципы. 2.Гиперглобалисты. Глобализация-реальный объективный процесс, новая эпоха. Они часто утрируют. 3.Трансформисты. В отличие от последних концентрируют внимание на культуре. Роберстсон теория глокализации. Термин появляется в менджменте. Например, макдак везде одинаковый, но он все равно адаптируется к местным условиям. Глобальное и локальное стоят рядом, одно без другого невозможно. |