Главная страница
Навигация по странице:

  • Кун-фу-цзы

  • Конфуций

  • Во-первых

  • В-третьих

  • государство — это большая семья, а семья — это малое государство. Социальный порядок

  • 10 вопрос Китай. Конфуцианство религиознофилософская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н э., Само слово конфуцианство европейского происхождения.


    Скачать 166.96 Kb.
    НазваниеКонфуцианство религиознофилософская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н э., Само слово конфуцианство европейского происхождения.
    Анкор10 вопрос Китай .docx
    Дата18.03.2019
    Размер166.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла10 вопрос Китай .docx
    ТипДокументы
    #26006

    Морально-этический, социально-политический и обрядово-культовый аспекты конфуцианства.
    Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., Само слово «конфуцианство» — европейского происхождения. Его китайский эквивалент — «жу-цзяо», означает «учение благовоспитанных (или просвещенных) людей», что позволяло некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией учёных». Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции его имя звучит как Конфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их мышления.
    В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм, а строгий рационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными. Здесь нет духовенства.

    Тем не менее, мы имеем полное право рассматривать конфуцианство наряду с другими великими религиозно-философскими учениями и традициями Востока. Во-первых, его воздействие на систему ценностей традиционного Китая и этнопсихологию китайского народа стало настолько полным, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа. Во-вторых, на протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II- I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религий в других культура.

    Конфуций 551–479 до н.э. жил в кризисное время для Китая. Центральная власть сильно ослабла, воцарилась жестокая междоусобица, в ходе которой велась ожесточённая война всех против всех, участники которой не гнушались ничем, борясь за власть. Если добавить к этому возросшую продажность чиновников, страдания простого народа, то станет понятным смысл древнего китайского проклятия "чтоб тебе жить в эпоху перемен". Все эти события сказались на его учении.

    В конфуцианстве присутствуют морально-этические, социально-политические и обрядово-культовые аспекты.

    Во-первых (морально- этический аспект), Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности, которая представлялась как "золотой век". В дальнейшем пиетет перед легендарной древностью, когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства.

    Цзюнь-цзы — это образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга.

    Гуманность (жэнь) состояла из целого комплекса качеств, включавших скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Чувство долга (и) — необходимость поступать в соответствии с высшими принципами, а не гнаться за личной выгодой: "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде". Не менее важным понятием были верность и искренность (чжен), соблюдение церемоний и обрядов (ли).

    Во-вторых (обрядо-культовый аспект), именно обрядовая сторона стала одним из самых заметных проявлений конфуцианства, достаточно вспомнить поговорку "китайские церемонии". Также большую роль играли в конфуцианстве унаследованные первобытные верования, и переосмысленный им культ предков. Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы (жу-цзай) предки действительно присутствовали, демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность — сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

    Помимо этого, был культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида. В целом можно назвать учение Конфуция не столько религиозным, сколько этико-философским. Религией в полном смысле оно становится в середине I тыс. н.э., когда сам его основоположник был обожествлен.

    В-третьих (социально-политический аспект), Конфуций придавал большое значение пяти "постоянство, ритуал, гуманность, долг, справедливость, знание и доверие". В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на государство, он говорил, что государство — это большая семья, а семья — это малое государство.
    Социальный порядок, который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу — можно охарактеризовать цитатой "Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником", т.е. каждый должен быть на своём месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности. Общество по Конфуцию должно состоять из верхов и низов. Верхи должны заниматься управлением, целью которого является благополучие народа. Большое значение имело понятие "сяо" — сыновняя почтительность, которая в более широком смысле трактовалась как подчинение младших старшим. Пример практического применения "сяо" — в средневековом Китае по закону сын не мог свидетельствовать против отца, а по этическим нормам конфуцианства добродетельный сын в случае совершения родителем преступления мог только увещевать его вернуться на путь истины. В конфуцианских трактатах есть множество положительных примеров "сяо", например, бедняк, продавший своего сына, чтобы накормить умирающую от голода мать и т.д.

    Результатом распространения конфуцианства стал расцвет культа семьи и клана. Приоритет интересов семьи над интересами индивида был незыблем. Все вопросы решались исходя из пользы для семьи, а все личное и эмоциональное удалялось на задний план и не принималось в расчёт. Как пример — подросшего сына женили исключительно по решению родителей, такое понятие как любовь при этом не рассматривалось.

    Религиозная сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам. Каждая семья имела родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.
    Конфуцианцы не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию. Образование заключалось в обучении грамоте, знанию письменных канонов и классических конфуцианских сочинений. Благодаря повсеместному распространению конфуцианства в средневековом Китае грамотеи обладали большим авторитетом и социальным статусом. В стране процветал культ грамотности, слой грамотеев в Китае играл туже роль, которую в других цивилизациях играли дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Образованный человек должен был хорошо знать древние тексты, оперировать изречениями мудрецов и самостоятельно писать сочинения, согласующиеся с канонами конфуцианства.


    написать администратору сайта