жизнь и творчество художников бежецкого края. Проект на тему Жизнь и творчество художников бежецкого края. Конкурс достижений талантливой молодёжи национальное достояние россии
Скачать 487.5 Kb.
|
VI ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» _______________________________________________________ Жизнь и творчество художников Бежецкого края. Создание выставочного зала ГБОУ СПО БПЭК Научный руководитель Михайлов Владимир Анатольевич Есть один старинный город на Руси. Невелик и неустроен. Но спроси ты в нем живущих – как вам город? И в ответ – ничего милее сердцу в мире нет! Эти мелодичные строки бежецкого гимна напоминают нам о малых древнерусских поселениях и городах, с которых начинается наша необъятная великая Родина, наша любовь к ней. К таким, исконно русским, относится Бежецк – городок Тверской глубинки, история которого началась с небольших славянских поселений Бежицы и Городецко, ставших со временем центром обширного края – Бежецкого Верха. За богатство, просторы бежецких земель долгое время боролись Великий Новгород, тверские и московские князья. Город часто менял свое административное подчинение, но всегда сохранял и сохраняет неповторимый облик, обаятельную патриархальность. С Бежецком связаны имена известного государственника графа А.А. Аракчеева, академика РАН М.П. Погодина, историка Н.А. Попова, протоиерея Иоанна Кронштадского, основателя великорусского оркестра народных инструментов В.В. Андреева, солиста Большого театра А.П. Иванова, писателя В.Я. Шишкова, поэтов Ф.И. Глинки, К.Н. Батюшкова, П.А. Плетнева, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, выдающегося ученого Л.Н. Гумилева. Благодаря известным художникам А.В.Тыранову, Д.Д. Бушену, А.Н. Самохвалову, П.П. Чистякову, Н.А. Родину, И.М.Костенко и их последователям Бежецкий край стал известен в мире изобразительного искусства. Бежецкий район имеет достаточно развитую сеть учреждений образования, частью которой с октября 1954 года стал Бежецкий промышленно-экономический колледж. Юбилейный год своей образовательной деятельности колледж встречает проектом направленным на создание альбома-альманаха, посвященного бежецким художникам и выставочного зала тех оригиналов и копий творческих работ наших земляков, которые необходимо сохранить для потомков, для дальнейшей работы по гражданско-патриотическому воспитанию юных бежечан. В 2014 году исполняется 5-й юбилей сотрудничества колледжа с «Н.С. Интеграция» в проекте «Национальное Достояние России». При отсутствии в Бежецке картинной галереи осуществление данного проекта позволит знакомить с жизнью и творчеством художников - бежечан и создать условия для появления художественной галереи. Предъявление проекта и его защита на уровне «Н.С.Интеграция» позволит бежечанам принять социальную значимость проекта и продолжить совместную работу по его осуществлению. Художник Тыранов Алексей Васильевич Тыранов А.В. - выдающийся ученик, выдающихся учителей-мастеров Венецианова и Брюллова, чьё искусство с годами, только увеличивает свою значимость и ценность. Алексей Васильевич родился в Бежецке, в бедной мещанской семье. С детства очень любил рисовать. Учился Алексей в городском училище. Его тягу к рисованию заметил директор училища и переезжая на жительство в Тверь, взял с собой Алексея, чтобы в Твери найти для него хорошего наставника в рисовании. Но, к сожалению, скоро этот человек умер и бедность заставила Алексея вернуться в Бежецк. Они с братом стали работать в иконописной артели. В это время в России появился удивительный художник Алексей Гаврилович Венецианов. Через несколько лет Венецианов и Тыранов встретятся как учитель и ученик. Надо сказать, что после войны 1812 года, после победы в этой войне, в обществе через некоторое время после всеобщей радости наступило разочарование. Казалось, что что-то должно было коренным образом измениться, но ничего не изменилось. Воодушевление военных лет угасало. Все было, как и прежде, зарегламентировано. Открытая деятельность на общественном поприще также не поощрялась сверху. Особенно резко стала бросаться в глаза «пустая петербургская жизнь», бесконечная болтовня в салонах, постоянная праздность. В поэзии этих лет суете праздной столицы стала противопоставляться сельская жизнь, «сельский домик», деревенский «приют». Воспевание «укромного уголка», независимой жизни на природе входит в моду. Многие дворяне уходят в отставку и переселяются в деревню, в свои сельские имения и пытаются «устроить благоденствие и просвещение земледельцам». Венецианов вошел в круг людей, которые организовывали так называемые ланкастерские школы с целью распространения грамотности в «простом народе». Вообще простой народ становится в обществе популярен. Это связано и с тем, что тяготы войны 1812 года, как и любой другой войны, прежде всего он вынес на своих плечах. Столичное общество почувствовало свою вину перед народом. Посчастливилось и Алексею Тыранову. В Теребенском монастыре Венецианов встретит сначала Крылова, а в 1824 году, шестнадцатилетнего Тыранова. Исследователь творчества художников школы Венецианова Т.В. Алексеева пишет, что «Тыранов был одним из самых любимых учеников. Восприимчивый и талантливый и вместе с тем очень прилежный, он вызывал у Венецианова нежную симпатию... «успехами и поведением» он даже «породнил себя со своим наставником». Эта трогательная привязанность к ученику подтверждается и одним архивным свидетельством: добиваясь для него возможности заниматься в Эрмитаже, Венецианов представлял его как своего сына». В январе 1925 года первые работы А. Тыранова были показаны Обществу поощрения художников. В самой школе Тыранов нужды не знал, был там на полном обеспечении, но у него осталась в Бежецке мать, которой нужно было помогать. И Алексей прикладывал все силы, чтобы что-то заработать. Он сразу начитает отдавать на продажу свои работы. Уже в 1826 году в магазине Общества поощрения художников продавались этюды маслом и натюрморты Тыранова. Первые его этюдные работы не сохранились. Первые крупные работы Алексея, это уже не этюды: «Крестьянский мальчик, пускающий мыльные пузыри», «Автопортрет», «Портрет ржевской купчихи», «Ткачихи», «Крестьянин с палкой», «Голова старика с натуры», «Мальчик с корзиною яблок», «Старуха», «Мальчик со щеткою и сапогами в руках», «Мальчик с лукошком», «Вид на реке Тосно близ села Никольского», «Мастерская художников Чернецовых »... Довольно скоро Тыранов начинает писать картины так прекрасно, что со временем специалисты будут спорить по некоторым работам: кому они принадлежат - Тыранову или Венецианову? Так в Самарском художественном музее есть портрет черноволосой девушки, приписываемый Венецианову. Но некоторые специалисты утверждают, что по некоторым деталям и манере письма — это работа Тыранова. И называют прообразом девушки Аграфену Ольсен, портрет которой Алексей писал в 1829 году. Одна из лучших его ранних работ - это, конечно, «Автопортрет», который сейчас находится в картинной галерее в Твери. Написан он в 1825 году. По окончании школы Венецианов везет Тыранова в Петербург и устраивает вольнослушателем в Академию художеств. Работы молодого художника начинают получать золотые медали Общества поощрения художников. За картину «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки» Тыранов получил от императора Николая I бриллиантовый перстень. Картина эта до сих пор хранится в Эрмитажа. Академия тоже отметила эту работу золотой медалью. Портреты Тыранова наполнены духом романтизма, но вместе с тем в них - это уже школа Венецианова - видно стремление мастера раскрыть перед зрителем внутренний, духовный мир моделей. Всегда у Тыранова в работах присутствуют мягкость и лиризм восприятия натуры. Наиболее удачные работы в этом жанре - это портреты писателя Лажечникова, художника Айвазовского, художника Алексеева, поэта Плетнева, портрет Ковригиной... В 1839 году «за отличные труды в живописи перспективной и в особенности портретной» Тыранов был удостоен звания академика. Получив звание академика, он получил возможность поехать в Италию. Зачем туда ехали художники? Художники в Италии, в том числе и Тыранов, изучали античные памятники, посещали музеи, делали натурные зарисовки, писали портреты. Для художников той эпохи важно было мнение итальянцев. Например, римская публика восторженно встретила картину Брюллова «Всадница» (портрет Джованины и Амацилии Паччини), итальянские критики сравнивали работы Брюллова с великим Рубенсом. Художнику, конечно, такое мнение помогало, укрепляло его. («Всадницу» можно сейчас видеть в Третьяковской галерее). В искусстве много тайн, и не всегда понятно, почему у того или другого творца вдруг наступает кризис. Бывает, это связано с творчеством, а бывает с внешними обстоятельствами. Так случилось и с Тырановым. Возможно это любовь к итальянке-натурщице, которую пришлось оставить, когда закончились деньги и надо было возвращаться в Россию. Он был на грани нервного срыва, жить не хотел. Есть версия, что у него просто кончились деньги и он вынужден был уехать, а итальянка с ним не поехала... По крайней мере, через десять лет он захотел еще раз написать итальянку. Ему это было нужно. Наш земляк Алексей Тыранов - известный художник, подлинный мастер. Его работы есть в разных музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Русском музее. Художник Чистяков Павел Петрович Чистяков Павел Петрович родился в селе Пруды, на земле Бежецкого Верха. Родители художника были людьми «простого звания» - крепостными крестьянами генерал-майора А.П. Тютчева. Отец, Петр Никитич, управлял имением Тютчева. Помещик хорошо относился к семье своего управляющего и при рождении у того детей давал им вольную. Павел стал свободным на третий день после рождения. Ещё ребёнком тянулся к рисованию, первые уроки получил в Бежецком уездном училище. Своим первым учителем Павел Петрович считал бежецкого преподавателя рисования Ивана Алексеевича Пылаева. Бежецкое училище Чистяков окончил с «отличием» и был помещён на доску почёта. Павел проявлял такие успехи в учёбе, что власти города решили после окончания Чистяковым училища определить его на казённый счёт в тверскую гимназию. На что юный талант возразил, что, если его не отдадут учиться дальше в Академию художеств, он умрёт.В 1849 году юноша стал вольноприходящим учеником Петербургской академии художеств. Пройдут годы, и великие русские художники Репин, В. Васнецов, Поленов, Суриков, Серов, Врубель и другие замечательные мастера будут благодарить Павла Петровича Чистякова как своего главного и выдающегося наставника. Виктор Васнецов напишет в письме своему учителю: «Желал бы называться Вашим сыном по духу». Суриков всю жизнь будет повторять любимую поговорку Чистякова: «Будет просто, как попишешь раз со сто». Репин не раз говорил о Павле Петровиче: «Он — наш общий и единственный учитель». В первом специальном классе Академии художеств он рисует «с оригиналов карандашом головы». Так он сам вспоминает свои классы. Во втором - рисует «голые фигуры». Потом переходит в класс гипсовых голов. Занятия проходили по утрам и вечерам. В свободные часы он подрабатывал уроками и случайными заказами. Жил у дальних родственников где-то рядом с Александро-Невской лаврой. Это далеко от Академии. По его подсчётам порой в день нахаживал до тридцати вёрст. Два раза в день на занятия и обратно да ещё уроки. Питался, как он вспоминал, скудно: огурцами, хлебом и чаем. К концу пребывания в Академии художеств Чистяков был не только блестящим учеником, но и уже известным в Петербурге педагогом. Многочисленные частные уроки создали ему в столице славу прекрасного учителя. Но основным и наиболее серьёзным педагогическим достижением молодого Чистякова была его работа в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Он выделялся как очень способный и самобытный учитель. В апреле 1858 года Чистяков как вольноприходящий ученик удостаивается серебряной медали первого достоинства за этюд с натуры и ему разрешается приступить к композиции исторической картины для получения необходимой второй медали. Он мечтает стать историческим живописцем. Тогда это было очень почётное звание. После стажировки в Европе он создаёт один из лучших циклов картин итальянского периода. С 1870 года жизнь Чистякова почти полностью отдана Академии художеств. Он становится преподавателем, начинает жить распорядком этого учебного заведения, его выставками и заботами.В стенах академии постепенно у него образовывается своя школа «чистяковцев». Чистяков не удовлетворялся обязательными по службе классными дежурствами. В отличие от большинства профессоров он, если видел в человеке искру таланта, если видел настоящую преданность человека делу, то занимался с ним уже в своей мастерской.Был довольно суровым и придирчивым педагогом. Особенно жестко он высмеивал самодовольство, которое считал у художника основным препятствием к творческому росту. У Чистякова было безошибочное чутье на масштаб и характер способностей ученика. Он как бы предвидел, что получится из того или другого художника при серьёзном отношении к делу. К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах, где через его руки прошло несколько сот учащихся, большинство русских художников второй половины XIX века, соприкоснувшихся с Академией художеств, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями. А многие прошли у него систематическую школу. В их числе - В. Борисов-Мусатов, Д. Кардовский, Д. Щербиновский, В. Савинский, Ф. Бруни, В. Матэ, Р. Бах и многие другие. Но лучшим свидетельством роли Чистякова в истории русского искусства служит плеяда выдающихся мастеров - Суриков, Репин, Поленов, Виктор Васнецов, Врубель, Серов. Павлу Петровичу были близки слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».Бежечане могут гордиться тем, что в пределах бежецкой земли начинал свой путь как художник и учитель великих художников Павел Петрович Чистяков. Художник Бушен Дмитрий Дмитриевич Дмитрий Бушен один из известных художников русского зарубежья. Его называют последним художником Серебряного века. Детство Д.Д. Бушена, родившегося во Франции, прошло в семье родственников Кузьминых-Караваевых, в Бежецком уезде, где и состоялись его первые «пробы кисти», знакомство с Н.Гумилёвым и А.Ахматовой. В 1912 году Дмитрий Бушен окончил Петербургскую гимназию Императора Александра I и направился в Париж, где посещал академию Рансона и познакомился с М.Дени и А. Матиссом. В 1913 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Во время учебы встретил будущего искусствоведа С. Эрнста, который до конца жизни оставался его лучшим другом. Систематического художественного образования Бушен не получил, но, будучи студентом университета, посещал занятия в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств». Бушен был участником объединения "Мир искусства", частым гостем кабаре "Бродячая собака" и "Привал комедиантов". Важной вехой в его жизни была работа в Эрмитаже с 1918 по 1925 годы в качестве помощника хранителя фарфора. В 1925 году эмигрировал во Францию. Жил в Париже. Наследие Бушена очень разнообразно по жанровому содержанию и характеру. Он писал натюрморты, пейзажи Франции, Италии, Венеции. Бушен активно работал в книжной графике. Самые известные работы выполнил по заказу издательства "Аквилон". Это "Три рассказа" Анри де Ренье, книги П.П. Вейнера "О бронзе" и А.Н. Кубе "Венецианское стекло" В 1977 году во Франции Д. Бушен создал иллюстрации к "Поэме без героя" Анны Ахматовой. Бушен создал множество эскизов декораций для оперных и балетных постановок, которые использовались на сценах крупнейших театров Европы, костюмы для Анны Павловой, для Иды Рубинштейн. Бушен много работал над моделями одежды для французских модных домов Пату, Риччи, Ланвен, Лелонг. Картины Д. Бушена находятся в музеях Оксфорда, Брюсселя, Парижа и Нью-Йорка. Художник подарил Эрмитажу 42 года работы. Среди них карандашные и перовые наброски, пастели, гуаши. В 1991 году в Эрмитаже состоялась выставка его картин. Несколько своих работ Дмитрий Бушен подарил музею театрального и музыкального искусства. Художник Костенко Иван Малахиевич Иван Малахиевич Костенко родился не в Бежецке, он уроженец Дона, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Приехал в Бежецк в 1913 году, в возрасте 38 лет, долгие годы жил и трудился в нашем городе. Работал учителем рисования, а в 1918 году, являясь членом «Содружества любителей искусства», организовал летнюю школу живописи, рисования и лепки, в которой занимались дети рабочих и служащих. Будучи настоящим мастером-живописцем, Костенко старался передать свои знания подрастающему поколению. Это у него получилось прекрасно. Иван Малахиевич преподавал в Бежецкой гимназии и в реальном училище. Его учениками были профессиональные художники А.Н.Самохвалов, Н.А.Родин, даже знаменитый оперный певец, солист Большого театра А.П. Иванов уроженец с.Чижово Бежецкого уезда, увлекся рисованием под руководством И.М. Костенко. Александр Николаевич Самохвалов часто вспоминал о неимоверном количестве этюдов на которые Костенко приглашал желающих. Костенко всегда отмечал того, чей этюд был более совершенным и вернее нарисованным. Вечером его ученики делали наброски вечернего неба, горизонта, далей и лесов; утром стремились застать восход солнца… В 1936 году Костенко вместе с активом самодеятельных художников организует в Доме культуры первую Бежецкую районную выставку. Его работы неоднократно выставлялись на выставках в областном центре г.Калинине. Труд Костенко в годы Великой отечественной войны на заводе «АГО» модельщиком отмечен медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне» Костенко, учившийся на творчестве прославленных русских художников Аполлинария Васнецова и Алексея Степанова стал бежецким наставником Н.А.Родина, который всегда очень тепло вспоминал период учения у Ивана Малахиевича и которому тот передал часть своих картин. Картины Костенко разошлись по друзьям и знакомым, частично были переданы Бежецкому музею. Богатое педагогическое и авторское наследие И.М.Костенко требует глубокого изучения и систематизации. Художник Самохвалов Александр Николаевич Александр Николаевич Самохвалов один из крупнейших русских художников советского периода родился в Бежецке в 1894 году. О советском периоде нашей истории можно много спорить, но задача художника во все времена одна - передать свое время, проникнуть в его глубину, выразить его чаяния, показать его людей. Самохвалова увлекла стихия новой жизни, в каком-то смысле его пронзила мечта о прекрасном будущем, которое начало строиться на его глазах. Его талант откликнулся на идеальную сторону социалистического строительства. Он пишет образы радостных и сильных людей: «Портрет маслодела Марии Ивановны Голубевой», «Портрет партшколовца Сидорова», «Девушка с граблями», «У тракторной молотилки», «У лебедки», «У крана», «Девушка в футболке», «Осовиахимовка», «Портрет полевой работницы Анны Ульяновой», «Освоение трактора», «Спартаковка», «Физкультурница с букетом», «Делегатки». Названия основных работ художника прямо говорят о его позиции, о его тематике. Именно это и служило порой основанием для обвинений в «раскрашивании» тоталитаризма, советского образа жизни и т.п. Сейчас, после смерти Александра Николаевича видно, что он был, прежде всего, художник, мастер, а не исполнитель политического заказа. Его картины в эстетическом отношении прекрасны, это замечательная портретная живопись, он внес много нового в мировую живопись наряду с другими советскими художниками. Во всем, чего касалась творческая рука художника бросается в глаза художественная самостоятельность Самохвалова. Явление редкостное и драгоценное. Подлинный художник начинался на бежецкой земле. Из раннего детства художнику очень сильно запали в душу «поля ржи, море ржи, мягкие волны ржи». Он видел, как рожь жали, складывали в копны, видел, как работали серпами. На всю жизнь он запомнил, как красиво, когда жнут серпами. «Я помню женщину, загорелую и статную, на шее у нее голубые бусы - я думал, что она приплясывает, а она жнет. А рядом с нею молодая, красивая - она жнет так красиво, что у меня в груди заиграла музыка. И я не мог оторвать от нее глаз…» Таких воспоминаний, таких событий в детстве было очень много, они благотворно напитывали будущего художника впечатлениями, пробуждали его талант. Художник часто вспоминал как в детстве семья переезжала на Большую улицу. Близко была площадь, собор, базар, ярмарка, балаганы, городской сад, цирк, карусель, река, лодки, плоты, дрова, мост, кузница, за мостом - штаб и деревня, коровы на берегу реки. Почему-то больше всего с самого раннего и нежного возраста художник замечал девичью красоту. Он потом по сути и будет всю жизнь писать эту самую красоту, только она будет запечатлена в советском антураже, но это вечная красота молодости, силы, счастья. Это как раз и запечатлелось на его прекрасной картине «Девушка в футболке». Самохвалов учился в церковноприходской школе, которая была наполовину городской, наполовину крестьянской. После окончания церковноприходской школы отец отвез мальчика в Калязинское техническое училище имени Полежаева. В Калязине учитель рисования Горячев советовал Александру учиться на художника. Отец везет его в Москву. Там Самохвалов впервые побывал в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее. Отец показал работы сына нескольким московским художникам. Они посоветовали поступать в художественное училище, но только сначала получить среднее образование. В Бежецке в это время было создано новое реальное училище. В реальном училище произошла встреча Самохвалова не просто с учителем рисования, а с вдохновенным наставником и вдохновителем талантов - Иваном Малаховичем Костенко... Началось с этюдов. В 1914 году Самохвалов выдержал экзамен и поступил на архитектурный факультет Высшего художественного училища при Академии художеств. После окончания Академии Александр Николаевич часто приезжает в Бежецк. Проникновенные слова оставил он о родном городе: «Теперь, когда я узнал много городов нашей Родины, мне стали понятны те ценные особенности нашего Бежецка, которых я тогда не то что не замечал, нет — я их чувствовал и воспринимал, но не придавал им того значения, которое они имели вообще и для меня - в частности» В одну из годовщин Октября Самохвалову поручили возглавить оформление города к празднику. С поручением он справился блестяще. «Демонстрация прошла невиданно торжественная». Потом Самохвалову поручили исполнить проект Дворца Советов в Бежецке с залом собраний на две тысячи человек и театральной сценой. Проект был сделан довольно быстро. Его возили в Москву на утверждение, и в целом он был утвержден, но в силу разных причин не осуществлен. Работы художника всегда охотно покупали за рубежом. Но главные его полотна находятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Художник Родин Николай Алексеевич Родился Н.А.Родин в деревне Жарки, это по левую руку от трассы Бежецк - Красный Холм, недалеко от Заручья. Считается, что название деревни идет от слова жары, так называли специально выжженные места в лесу, где потом сеяли рожь, а также, что в древности рядом с этим местом было уникальное озеро и по преданию будто бы во время сильнейшего урагана или бури, которая с корнями вырывала деревья, это озеро было просто завалено этими деревьями. Потом на этом месте образовалось нынешнее торфяное болото. Отец художника был неравнодушен к красоте. Он привёз из Бежецка «картинки» — в основном это были пейзажи - и развесил в избе по стенам. Так что маленький Николай уже в раннем детстве мог заинтересоваться живописью. Потом, будучи уже зрелым человеком, Родин выяснит, что в их избе были работы примечательного бежецкого художника Сусленикова. «На одном этюде Сусленикова была изображена масляными красками и как будто вылеплена щетинной кистью весенняя, с бело-розовыми гребнями, наполненная могучей одой, широченная река Молога... Я ощутил величие дыхания красавицы-реки... Она бурлила... И мне очень хотелось научиться так рисовать! На втором этюде был изображён уголок Жоховской рощи. На фоне тёмно-зелёных кустарников ольхи написаны белые стволы берёз. Они, как живые, стоят, и хочется к ним подойти, рукой прикоснуться, погладить бересту...» вспоминал Николай Алексеевич. В семье Родиных было шестеро детей. Жили бедно. Не потому, что кто-то был лентяем, наоборот, отец был мастер на все руки - но в те годы таких мастеров и тружеников власть не очень-то любила. Отца будущего художника зачислили в кулаки, описали имущество и хотели сослать... Он не выдержал несправедливых обвинений - и повесился. Это для семьи был жуткий удар. Вот отсюда и бедность. Мать решила выучить хотя бы одного ребенка. Выбор пал на Николая, его хвалила учительница и советовала его дальше учить. Мать повезла его в Бежецк. Родин учился в школе, которая располагалась тогда возле Спасо-Кладбищенской церкви. В шестом и седьмом классах, как вспоминал художник, «родным отцом для меня стал Иван Малахиевич Костенко», бежецкий художник и педагог, который учил многих известных бежецких людей, о котором тепло вспоминал всю жизнь художник Самохвалов. Костенко был учеником прославленных русских художников Аполлинария Васнецова и Алексея Степанова. К этому времени у Николая умерла мать, так что он остался сиротой. Очень сильно привязался мальчик к учителю. После седьмого класса по совету Костенко Николай поступил в Ярославское художественное училище и в 1939 году окончил его, получив диплом учителя рисования и черчения средней школы. После окончания Ярославского художественного училища Родин сам попросил, чтобы его направили в сельскую школу. Ему хотелось быть ближе к природе, хотелось каждый день рисовать красивые пейзажи, интересных людей. Но тут подоспела армия, потом война. Шесть лет в общей сложности он прослужил солдатом. И рисовать ему пришлось не красивые сельские пейзажи, а раненых бойцов, окопы, орудия... После войны Родин вернулся в Бежецк, а затем закончил с отличием художественный институт в Киеве, где и остался работать директором художественной школы-десятилетки. Институт Николай Родин окончил с отличием. Ему сразу же предложили остаться в Киеве и стать директором художественной школы-десятилетки. Так Родин стал киевлянином. В 1996 году, когда город Бежецк готовился праздновать своё 800-летие, к Родину обратились - он с радостью подарил городу сначала 90, а затем ещё 150 своих работ. У Н.А.Родина нет религиозных сюжетов, у него и есть немало Ленина и Октября с большой буквы, революции 1917 года. Но он искренне верил в обновление, в то, что он служит созиданию, а не разрушению. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в Национальном музее Украины, в частных собраниях коллекционеров Америки, Англии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии. Художник_Кузнецов_Михаил_Иванович'>Художник Кузнецов Михаил Иванович В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века М.И.Кузнецов был в районе фигурой известной, самобытной, притягательной и значимой. Что значило для районного городка на фоне огромного Советского Союза иметь самодеятельный оркестр народных инструментов, который выступает по Центральному телевидению (тогда это писалось с большой буквы), по Всесоюзному радио, выступает в Кремлёвском Дворце съездов, становится лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности, ездит за границу! Михаил Иванович был известным музыкантом, но и не менее известным художником. Его картины, его выставки тоже были всегда событием для города. Это был очень образованный человек. Люди к нему тянулись и за знаниями, и за общением. В его жизни, в 1945 году, был арест за неосторожно брошенное слово в компании художников, кто-то донёс, его обвинили в антисоветской агитации и упекли на 4 года в лагерь под Астраханью».Позже Кузнецов неоднократно обращался к властям, чтобы восстановили справедливость, пересмотрели его дело. Но получал отказы. Говорил, что больше всего его угнетала слежка, в Бежецке за ним была почти открытая слежка. Видимо, чтобы других не сбивал с верного пути... Сейчас трудно понять внутреннее состояние людей того времени. А тогда ведь как было: если ты один раз уже был посажен, то в любой миг мог быть арестован снова и снова. Так было с Львом Николаевичем Гумилёвым, да со многими тогда. Конечно, эти слежки нервировали и пугали людей. Но в Бежецке он сделал великое дело - прежде всего привлёк в своему щедрому художественному дару сотни и сотни детей, многих отвлёк от улицы, в смысле от хулиганства, многим, очень многим помог найти себя в этой жизни. Кузнецов сделал несколько своих выставок в Бежецке и Калинине. Выставки имели успех у зрителей. Много в книгах отзывов много добрых слов. Таких, например: «Дорогой художник Михаил Иванович! Мне очень радостно от того, что представился случай узнать Ваше творчество. Прекрасные портреты, изумительные пейзажи. Я бы даже сказал, Ваши пейзажи напоминают лучшие образцы великих мастеров». Картины, музыка... Музыка, картины... Люди, общение… Так и жил этот человек на земле. Стремился к совершенству настолько, насколько было в его силах. Художник Завьялов Анатолий Иванович Когда попадаешь на выставку этого художника, то практически сразу оказываешься в атмосфере деревенского Эдема. Сияющие, просто райские пейзажи с бревенчатыми избами, банями и лавочками, курами и лошадьми, синими озёрами, ромашковыми полями… Идеальный образ российской деревни: все чисто, светло и разумно устроено. Все – в гармонии с природой, а она тоже прекрасна. Такой хотел видеть родную землю художник Завьялов Анатолий Иванович. Но на самом деле деревня Курганы, что в Бежецком районе, и которая чаще находит отражение на полотне выглядит не совсем так. Но на картинах Анатолия Ивановича вы не найдете следов запустения. Каждая из них воспевает красоту. Ту красоту, что была вчера. Здесь художник «летует» – приезжает на лето. Каждый год с весны до поздней осени собирает Завьялов сюжеты, делает наброски. А завершает картины уже в Мурманске. Анатолий Иванович Завьялов родился в Мурманске в 1950 году. После школы 20 лет работал на мурманском рыбокомбинате. Вся художественная наука, которую он получил в жизни, – два года занятий в изостудии Дворца пионеров у педагога Тамары Ивановны Зуевой. Пробовал раз поступить в Ярославское художественное училище – не приняли. Более не пытался... В 1989 году Анатолий Иванович вышел на пенсию. Купил дом в тех местах, откуда отец с матерью родом и родной край будто вернул ему настоящее призвание и вдохновение. Художник снова снова взялся за кисти. С 1992 года он участвует в областных выставках самодеятельных художников, а в 2003 году состоялась первая персональная выставка. Завьялов – популярный автор, его работы есть во многих мурманских домах. Кому-то нравятся его яркие натюрморты, кому-то – лирические пейзажи. У них и названия-то трогательные: «Сороки сплетничают», «Сено везут», «Яблоня цветет, заяц пасется». В нехитрых сюжетах каждый находит что-то свое. Даже горожане в третьем поколении, никогда в деревне не бывавшие, смотрят на эти картины с необъяснимой ностальгией. Картины как будто возвращают образ утраченного. Картины Завьялова – это стремление сохранить связь со своим родом, своими земляками. Они не просто описание художником жизни отдельно взятого населенного пункта, это призыв к общественности и власти спасти вымирающие деревни от разорения, сохранить их для потомков. К урганы – родина героя Отечественной войны 1812 года, российского государственника графа Алексея Андреевича Аракчеева. Сейчас об этом напоминает только полуразрушенный склеп и разоренная церковь. Спасение деревни – это спасение не только российских святынь, это спасение души русского человека. Заключительная часть Альбом-альманах «Жизнь и творчество художников Бежецкого края. Создание выставочного зала ГБОУ СПО БПЭК» является продолжением работой над материалами о людях, значительная часть жизненного и творческого пути которых связаны с Бежецким краем, очевидным вкладом в развитие истории и культуры российского государства. Адаптированные для молодёжной среды материалы проекта дают возможность приобщения к дальнейшей работе авторов всех возрастов и особенно молодёжи. Формат проекта позволяет использовать средства языка, фотоматериалов, современных компьютерных технологий, продолжать накопление альбома интересными материалами, созданными и предложенными на конкурсной основе в рамках развития проектной деятельности. Таким образом, альбом-альманах как социально-ориентированный проект позволяет поддерживать и развивать внимание к изучению источников и литературы по Бежецкому краю, преломленным в свете интересов современного сообщества, государственно-патриотических подходов к воспитанию юных граждан. Обращение к жизненному пути и творчеству известных художников Чистякова П.П., Тыранова А.В., Самохвалова А.Н., Бушена Д.Д., Костенко И.М., Родина Н.А., Кузнецова М.И., Завьялова А.И., должны напомнить о других менее известных, но внесших свой очевидный вклад в развитие изобразительного искусства и культуры нашего края. Это Калугин А.И., Черныш В.А., Луговской В.Н., Орлов Ю.И., Иванов Н.А., Арсеньев А.М., Пигусов И. Говорова Г.П., и многие другие. Большинство из них не достигло «сияющих вершин» славы в искусстве, но благодарность многих поколений бежечан за труд в качестве преподавателей школ, оформителей выставок, авторов художественных проектов районного масштаба очевидна. Их биографии также заслуживают внимания, достойны исследования и отражения на страницах альманаха. Поиск материалов, их обработка, публикации должны стать дальнейшим этапом жизни и развития данного проекта, проекта–благодарности согражданам за их вклад в развитие края, а значит и великой Родины. Составной частью проекта для интеграции в сеть Интернет станет сайт «Бежецкие петербуржцы». Проект получил поддержку автора трехкнижия «Известные и знаменитые бежечане» Г. Иванова, одобрен передовой общественностью г. Бежецка. |