Главная страница

Эссе на тему «Красота – природное явление, человеческое изобретение, или…». Эссе по философии. Красота природное явление, человеческое изобретение, или


Скачать 23.78 Kb.
НазваниеКрасота природное явление, человеческое изобретение, или
АнкорЭссе на тему «Красота – природное явление, человеческое изобретение, или…
Дата28.09.2021
Размер23.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе по философии.docx
ТипДокументы
#238071

Эссе на тему: «Красота – природное явление, человеческое изобретение, или…?»

Выполнила: Степанова Яна, гр. 2604.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дается такое определение красоты: «Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Но понимание красивого и прекрасного у каждого человека разное. Что у одного человека вызывает чувство эстетического наслаждения, у другого может не вызывать никаких эмоций, а у третьего вызывать даже диаметрально противоположные чувства. Поэтому красота – довольно субъективное понятие. Если, непосредственно, анализировать данное высказывание, то в нем идет перечисление, то есть поднимается вопрос, что именно есть красота. По моему мнению, это неправильно. Красота есть во всем. Она и в природе, и в человеческих изобретениях, и в теле человека, и в человеческой душе. Красоту можно не только наблюдать, но и ощущать. Сколько раз мы слышали словосочетания «красиво сказано», «красивая мелодия» и тому подобное.

Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения.

Школа Пифагора связывала воедино красоту и математику, отмечая, что предметы, чьи пропорции находятся в соответствии с золотым сечением, кажутся более красивыми. Классическая греческая архитектура основывалась на этом понимании красоты.

Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.

Аристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной, нерассудочной категории.

По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества.

Красота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры.

Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному. Обширное издание «История Красоты» под редакцией Умберто Эко рассматривает историю восприятия красоты на протяжении человеческой истории. В частности, он указывает, что Платон положил начало двум наиболее значительным концепциям Красоты, разработанным в последующие века: красота как гармония и пропорциональность частей (восходящая к Пифагору); красота как сияние, описанная в диалоге Федр и повлиявшая на идеи неоплатонизма.

Красота - одна из важнейших категорий эстетики, которая, наряду с категорией прекрасного, отражает такие эстетике свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность. Так же как термин “прекрасное”, термин красота может быть применен к оценке внешнего или внутреннего облика человека, его поступка, содержания и формы произведения искусства и т.д.

Что есть красота? Правомерно ли вести речь об объективных свойствах прекрасного? Существует ли нечто общее в природе, обществе, человеке, отражающееся в сознании как эстетически значимое? Данную тему для размышления я выбрала, потому что красота – это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы любим все красивое, любим наслаждаться красотой и создавать красивые вещи. У каждого человека есть свое понимание красоты. Даже если он этого не осознает, человек всегда бессознательно может отличить красивое от некрасивого. Поэтому такое понимание есть и у меня.

Что в моем понимании красота? Что заставляет меня испытывать эстетическое наслаждение? Что мне дарит вдохновение и хорошие эмоции? Самый большой и главный источник красоты – это природа. Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любое время года. Весной можно наблюдать ее пробуждение, летом – буйство красок. Осень – это некоторое увядание, не лишенное своей прелести, а зима – сон, сказка. Но почему природа вызывает в нас такие эмоции? Возможно, потому что мы сами порождение природы и не можем не восхищаться тем, чьей частью являемся. Даже в зависимости от того, где живет человек, будь то в городе или в сельской местности его общение с природой сильно отличается. Контакт с природой живущих в городе людей ограничен. Поэтому выбравшись, даже за несколько километров от города, он начинает видеть красоту природы и ценить ее. Все мы очень чувствительны к красоте природы. Однако наиболее важным является то, что красота природы стимулирует воображение, становится материалом для фантазии и воображения. Красота природы заключается не только в красивых пейзажах и морской глади. Все что происходит на земле это все дело рук природы, (даже небоскребы и асфальтовые дороги), потому что человек является частью природы и все что он делает, это на самом деле все от природы.

Еще одним большим источником красоты и вдохновения является космос. Он является частью природы, но его можно выделить в отдельную категорию. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью происходящего в нём движения, структурно и ритмически оформленный, поражающий возвышенным величием, выступал как воплощение наивысшей красоты.

Одним из ключевых аспектов восприятия человеком красоты является наличие симметрии. Симметричные объекты кажутся нам более привлекательными, чем несимметричные. Если внимательно присмотреться ко всему, что нас окружает, то можно заметить, что мы живем в довольно-таки симметричном мире. Все живые организмы в той или иной степени отвечают законам симметрии: люди, животные, рыбы, птицы, насекомые – все построено по ее законам. Симметричные снежинки, кристаллы, листья, плоды, даже наша шарообразная планета обладает почти идеальной симметрией. Слово «симметрия» знакомо нам с детства. Глядя в зеркало, мы видим симметричные половинки лица, глядя на ладошки мы тоже видим зеркально-симметричные объекты. Философы античности считали симметрию и порядок сущностью прекрасного. Архитекторы, художники и музыканты с древнейших времен знали и пользовались законами симметрии. Симметрия порождает гармонию, которая воспринимается нашим мозгом, как необходимый атрибут прекрасного.

Что такое красота человека? Казалось бы, все очень просто, но тем не менее понятие о красоте, о красоте человека в частности, одно из наиболее трудных для определения и точной формулировки не имеет, так как для любого из нас под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим. В современном мире человеческая красота чаще всего опирается на моду. Мода изменчива и различна в разных странах. Но есть критерии красоты, которые неизменны во все времена. Что безусловно красиво у человека вне всяких наслоений индивидуальных вкусов, культуры или исключительных расовых отклонений? Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедеятельности. Красива прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – мы называем ее гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела – алертности, как сказали бы физиологи. Недаром актеров, особенно киноактрис, танцовщиц, манекенщиц, – всех, для кого важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или сидеть в алертной, мы в просторечии скажем – подтянутой позе. Недаром военные выгодно отличаются от нас, штатских, своей подтянутостью, быстротой движений. Красивы ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, – такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твердой растительной пищи или сырого мяса. Красивы длинные ресницы – они лучше защищают глаз. Нам кажутся они изящнее, если изогнуты кверху, – ощущение верно, потому что отогнутые вверх кончики не дают ресницам слипаться или смерзаться.

Подсознательно мы сразу отличаем и воспринимаем как красоту черты, противоположные для равных полов, но никогда не ошибаемся, какому из полов что нужно. Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивы для мужчины, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, что нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет более развитый жировой слой, чем мужчина. Это хорошо известно, но не всем понятно, что это не более как резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребенка. Попутно заметим, где на теле женщины располагаются эти подкожные пищевые запасы. В нижней части живота и области вокруг таза – следовательно, эта резервная пища одновременно служит тепловой и механической изоляцией для плода. И в то же время этот подкожный слой создает мягкие линии женского тела – самого прекрасного создания природы.

Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается вовсе не так – скорее как нечто слегка болезненное. Шея мужчины должна быть некой средней длины и достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжестей. Женщина по своей древней природе – страж, а ее длинная шея дает большую гибкость, быстроту движений головы, – снова эстетическое чувство совпадает с целесообразностью. Наконец, одна из главных противоположностей полов – широкие бедра прямо безобразны у мужчины и составляют одну из наиболее красивых черт женского тела. Для того чтобы нанести наименьшие повреждения мозгу ребенка, так же как и для того, чтобы выносить его в наилучшем состоянии, мать должна быть широкобедрой.

А почему красивее считается прямой нос? Не все ли равно? Оказывается, что нет. Прямой нос – прямой ход для вдыхаемого воздуха. Для нас, европейцев, северных людей, характерна высокая переносица и высокое нёбо – воздух проходит в горло по крутой дуге и лучше обогревается.

Из всего этого понятно, что человеческая красота – это прежде всего здоровье и молодость, все то, что помогает нам комфортно существовать в окружающем нас мире.

Изначально в нас заложено чувство прекрасного, но с течением жизни, оно видоизменяется и формируется. Красота выражается в очень разных вещах: в первую очередь природа во всех ярких ее проявлениях, потом прекрасная музыка, шедевры художников, будоражащие душу стихи и поэмы, очаровательные дети, прекрасные женщины, в мире очень много того, что можно назвать красивым. Но физическая красота очень непостоянна и склонна со временем портится. «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет… (Исаия 40:6,7) И горе тому человеку, который привязал свое сердце к тленной красоте! Его рано или поздно ждет огромное разочарование.

Красота это не что-то конкретное, она состоит из большого количества деталей. Пушистый снег, чистая вода, яркие завораживающие пейзажи. Блеск глаз, доброе отношение к окружающим, гармония и искренность.

Для человека это не только внешний, но и внутренний мир. Манеры поведения в обществе, общение друг с другом и взаимопомощь. Есть высказывание красота не во внешности, она в душе каждого из нас.

Поэтому подводя итог вышесказанного можно сделать вывод, что красота это гармония с самим собой и окружающим миром. Внешняя привлекательность и тепло души, доброжелательность поступков и высказываний.

Красота– наряду с благом (добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.


написать администратору сайта