Герой Отечественной войны 1812г - Манка Талтаев. Конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся Бичкн Трскм
Скачать 39.42 Kb.
|
Министерство образования и науки Республика Калмыкия. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 им. Д.Н. Кугультинова» Республиканский заочный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Бичкн Төрскм». Номинация: «Земляки». «Герой Отечественной войны 1812 года – Манка Талтаев». Подготовил: Джимбеев Дмитрий Александрович Учащийся 11 класса МБОУ «СОШ №17» им.Д.Н.Кугультинова 358013 г.Элиста, 2 микрорайон, 10, 358014 г.Элиста, переулок О.А. Шунгаевой, 8, моб.телефон: 89275965097 е-mail: dzhimbeew@gmail.com Руководитель: Надбитова Галина Саранговна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №17» имени Кугультинова Д.Н. 358013г.Элиста, 2 микрорайон, 10, моб.тел: 89618438349 e-mail: g.nadbitova@yandex.ru г.Элиста, 2021 Оглавление Стр. 1. Введение 3 2. Глава 1. Истоки рода Талтаевых 4 1.1 У «священной чаши Цаган Нура» 4 1.2 «Талтахн – тавн зун өрк» 5 3. Глава 2. Манка Талтаев 9 2.1 Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года 9 2.2 Осада Модлина. Награда Манки Талтаева 10 4. Заключение 12 7. Список литературы. Интернет-ресурсы 14 Введение Издревле у калмыков сильно были развиты родственные связи. Каждый калмык знал своё происхождение до седьмого колена, но война, депортация народа, долгие годы ссылки стали причиной утери родственных связей, утери традиций. Всё это привело к тому, что не только наше молодое поколение, но и среднее поколение плохо знает свой язык, традиции, родословную, что в конечном итоге приводит к бездуховности целых поколений. Необходимо, сохранить самобытность и неповторимость народа и его родов. Изучение родословных поможет возрождению национальной культуры, возвращению к истокам. Тема моей работы: «Герой Отечественной войны 1812 года – Манка Талтаев» Актуальность темы определяется тем, что чем дальше от нас великие события минувшего, оставившие суровые и героические страницы в истории нашей страны и народа, тем больше возрастает интерес к ним, внимание к их итогам, урокам, значению. Лучшие традиции, в частности, патриотизма и самоотверженности наших земляков, ярко проявившиеся в годы Отечественной войны 1812г., требуют вдумчивого анализа, дальнейшего развития и, самое главное, преемственности в сознании последующих поколений. Цель исследовательской работы: Изучить историю рода Талтаевых, потомком которого является Манка Талтаев, Герой Отечественной войны 1812г. Задачи исследовательской работы: Собрать материал о роде Талтаевых; Собрать материал, связанный с участием Манки Талтаева в Отечественной войне 1812г. Проанализировать и обобщить полученную информацию. Объект исследования – род Талтаевых Предмет исследования – подвиг Манки Талтаева в Отечественной войне 1812г. Методы: Поиск информации в интернете, в печатных изданиях; Посещение музеев Анализ, обобщение собранного материала. Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для изучения имен выдающихся земляков. С. Михалков сказал когда-то гениальную фразу- «Сегодня — дети, а завтра народ». Невозможно не согласиться с этим, потому что во многом от нас, сегодняшних школьников, зависит какой будет наша Россия, наша Калмыкия. Глава 1. Истоки рода Талтаевых 1.1 У «священной чаши Цаган – Нура» Старинное село Цаган – Нур раскинулся на берегу одноименного озера. Когда-то кочевники облюбовали эту местность, и как только наступало время трогаться на летние пастбища, непременно ставили свои кибитки на его берегу. С приближением зимы они трогались дальше, к берегам других озер, расположенных близ предгорий Северного Кавказа. В этих местах когда- то кочевали орды воинственных племен-скифов и сарматов, половцев и хазар. И только древние курганы помнят о тех временах. Свидетельства этих кочевок можно найти в школьном музее МКОУ «Цаганурская СОШ», где находятся уникальные экспонаты (глиняная посуда, фрагменты рыболовных крюков, скелет скифского воина и др., переданные в дар музею членами археологических экспедиций в 1989 году.) «Давным - давно на берегах священного белого озера появились три брата. Неисчислимы были их стада и табуны, тесно стало жить вместе. Собрались они на семейный совет и решили разделить территорию на три части, поселится там и завещать своим потомкам жить на этой земле дружно и мирно» - так гласит древняя легенда о возникновении трех родственных поселений на берегах озера Цаган- Нур. И сегодня живут на территории посёлков Тугтун и Эвдык Кетченеровского района и Цаган –Нур Октябрьского района потомки трех братьев. В книге А.Митирова «Ойраты Калмыкии. Века и поколения» мы нашли родословную зайсангов Малодербетовского улуса Тугтун – Талтанкинова рода, где находим этих трёх братьев: Талту,Джоджи и Хурунга1. 1.2 «Талтахн – тавн зун өрк». В дореволюционной Калмыкии хорошо была известна фамилия зайсангов Малодербетовского улуса Талтаевых. Род их прославился своими ратными и трудовыми успехами. Имена предков их были известны среди дербетов ещё до прихода последних на Волгу. Свою родословную таблицу они представляли ещё в XlX веке, согласно которой знали несколько поколений своих предков. В конце XYII века, после смерти старшего владельца Дербетовского улуса Цебек-Убуши, там имели место серьёзные споры между претендентами на управление по младшей- боковой линии дербетовских нойонов. В это время делами улуса фактически ведали зайсанги двух больших этнических групп: Талта и Манджи. Зайсанги Малодербетовского улуса в 1799 году от имени всего общества писали. Что «…бывшие при прежних владельцах правителями улуса зайсанги Талтай и Манджи прочим младшим зайсангам, сведущим старикам и всем нам генерально опубликовали, чтоб находиться в высочайше назначенном месте и начальстве в повиновении, не нарушая права прежних владельцев и спокойного своего пребывания. С чем мы состоящего при Волге Малого Дербетева улуса калмыки, все генерально были согласны; избрали ещё при жизни упомянутых зайсангов Талтая и Манджи с общего согласия, бывших владельцев Галдан Церена и Цебек- Убаши…». Далее зайсанги объясняли, чтобы этот установленный порядок не нарушался по «калмыцком праву наследника владельца Чучея мы, весь Малый Дербетев улус, с общего согласия избираем себе владельцем…»2. Оба зайсанга снискали себе авторитет и имели большие полномочия: они устанавливали порядок и спокойствие в народе, определяли места кочевий и имели право решающего голоса при утверждении нойона- владельца улуса при пресечении наследования по прямой линии. Кстати, упомянутое письмо в числе других подписал и зайсанг Талтанк, но нужно заметить, что Талтай и Талтанк представители разных родов, Талтанк – зайсанг Туктун-Келькетова рода. Как отмечал главный попечитель калмыцкого народа К.И.Костенков, со временем имена некоторых зайсангов стали присоединять к этническому названию аймаков, из числа коих можно назвать имена Талтая, Манджи, Хара-Толги, Каджи и т.д. В бытность К. Костенкова Талтанкиновскими аймаками ведали зайсанги: Оргечко Джамбаев, Убуши Урюбджуров, Убуши Алангашев, Цеден Санджиев, Му Нохаев, Санджи Шошолдаев, Ниме Яванов. Собственный аймак Талтая состоял из девяти родов. В Государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга хранится описание родов и аймаков Калмыцкой степи. В 1880 году, говорится в нем, Талтанкиновы состояли из трёх аймаков: первым заведовал Убуши Алангашев, аймак состоял из 126 кибиток; вторым после смерти зайсанга Урюбджурова, тоже управлял Алангашев, а третий – временно оставался без зайсанга. Все три аймака имели одну тамгу – чиндамани. В 1853 году Убуши Алангашев изъявил желание поселиться со своим аймаком «…в 40 верстах от озера Цабдыр на север по дороге… вдоль озера Цаган–Нур и при озере Цабдыр…». Народ посчитал место, выбранное Алангашевым, удобным для поселения. В1861 году Талтаевы обратились в Дворянское собрание Астраханской губернии о принятии их в члены дворянства и представили соответствующие документы. На это обращение им была выдана Грамота, в которой говорилось: «Дана Грамота от Астраханского губернского предводителя дворянства и уездных депутатов собрания дворянину, аймачному зайсангу Убуши Алангашеву - Талтаеву на основании всемилостивейшее дарованной 21 апреля 1785 года грамоты на права вольности и преимущества благородного Российского дворянства в удостоверении того, что представленные от него (Убуши Талтаева) о дворянском его достоинстве доказательства по рассмотрению их Дворянским Депутатским Собранием признаны достаточными, что дворянской родословной книги Астраханской губернии и что состоявшееся о сем определение Депутатского Собрания утверждено Указом Правительствующего Сената по департаменту Герольдии от 6 мая 1864 года за №2791 июня 21 дня 1864 года». Почти сорок лет спустя Управление калмыцким народом вновь отправило повторное уведомление. В нем сказано: «На отношение от 25 августа сего года за №5106 с возвращением докладной записи имею честь уведомить. Управление калмыцким народом, что потомственный дворянин Лиджи Убушиевич Талтаев с сыном его Санджи Лиджиевичем Талтаевым включен в список потомков тех дворян, которые принимали участие в войне 1812 года, в списке этом, согласно ходатайств Талтаевых, уже указано на милости ими просимое в настоящей докладной записке, который препровожден в Департамент Общих дел МВД при отношении от 24 декабря 1910 года за №476 15 сентября 1911г». Таким образом, Талтаевы были удостоены дворянского звания дважды: в одном случае по происхождению, а в другом – как потомки участника Отечественной войны 1812 года. Санджи Талтаев был избран старшиной в реорганизованном в 1908 году Цаган Нурском аймаке. Тогда всем избравшимся на эту должность давали краткие характеристики. Его охарактеризовали следующими словами: «Санджи Лиджиев Талтаев 58 лет. Потомственный дворянин из зайсангов. Грамотный. Крупный улусный коневод и скотовод». Зайсанги Талтаевы были богаты скотом, заготавливали в большом количестве сено, заботились о своих подданных, помогая им в трудное время. Например, ещё в 1905 году старшина Талтанкинова рода писал попечителю Малодербетовского улуса, что калмыки « в минувшую зиму от недостатка корма для прокормления скота претерпели убытки в скоте, но тем не менее многие из них, благодаря зайсангу Лиджи Убушиевичу Талтаеву, имевшему большой сенный запас, спаслись, не дав скоту погибнуть в самое непереносимо трудное для них время к концу этой зимы…Талтаев многим им, бедствующим, помогал сеном, деньгами и у некоторых взял тощий их скот, кормил даром своим же сеном и возвращал весною каждому хозяину в целости и благополучно. Затем многим нуждающимся помогал сеном, кому полвоза, кому копнами и вязанками, но безвозвратно. Нуждающимся в деньгах на покупку сена, камыша зелёного давал деньги в кредит, но без срока и никаких процентов с них не брал». Как говорят, добрые дела воздаются сторицей. Свидетельство дореволюционного времени подтвердили сородичи Талтаева и после революции. В 20-х годах эти зайсанги, как и все другие подверглись репрессиям. В 1927 году представители всех трех хотонов Цаган – Нурского аймака в количестве 278-ми человек съехались на общее собрание, на котором решался вопрос о выселении Талтаева с конфискацией имущества. Узнав об этом, собравшиеся с огорчением говорили: «Талтаев никогда нам плохого не делал, а наоборот, многим помогал материально в трудные минуты, давая нам на бесплатный подой коров, на зарез овец и деньгами… Семья у него большая – состоит из 10-ти человек, имеет около 40 голов рогатого скота и 2-3 лошади, что является не редкостью в нашем скотоводческом хозяйстве». Имена всех подписавшихся под ходатайством 278 человек история сохранила. Санджи Талтаев в своем заявлении в феврале 1927 года писал, что его семья состоит из десяти человек: «…жена Була 39-ти лет, сыновья: Надмид – 19-ти лет, обучается в школе II-ой ступени в городе Сталинграде, сын Борис – годовалый; дочери: Намджил -24-ти лет – вдова, Цаган- Халга , обучается в г.Астрахани». Кроме того, он писал, что на его иждивении находятся мачеха Тепкенке и её две дочери: Ольга – 20-ти лет и Инджир – 13-ти лет, которая учится в школе Коминтерна. Тепкенке Талтаева в своём прошении говорила, что она происходит из семьи бедного калмыка. А зятем С. Талтаева был Джал Босхомджиев, тогда работавший в Калмыцком представительстве в г. Москва. На данный момент – они были в разводе. Сохранилось заявление и Талтаева Донроба Санджиевича, написанное из с.Алгай Пугачевского округа Нижне- Волжского края, куда были высланы многие зайсанги, в котором он писал о несправедливости принятого решения об их выселении. С.Л.Талтаев имел несколько домов. В своё время один из домов он подарил Цаган–Нурскому аймаку под школу, в котором работал мой прадед, ээҗә. Второй дом им был подарен Калмыцкому облисполкому под военкомат. «Талтахн -500 семей», хотя семей больше. Известно, что калмыки издревле делились на «хотоны», «роды», «кости» и «десятки». Талтахн делится на 12 десятков. Талтаевы были людьми белой кости, принадлежали к десятке Йөгсүд. ГЛАВА 2. МАНКА ТАЛТАЕВ 2.1. Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года Во все времена калмыки защищали интересы своего нового Отечества. Одной из ярких страниц военной истории калмыков стало их участие в Отечественной войне 1812 года. В войне 1812 года калмыки выставили три полка: два астраханских и один – ставропольский. Первый астраханским калмыцким полком командовал Джамба - тайши Тундутов в составе 1054 из калмыков двух Дербетовских улусов. Второй астраханский калмыцкий полк, состоявший из 1054 калмыков Торгутовского и Хошеутовского улусов, возглавлял Сербеджаб Тюмень. Третий калмыцкий полк был выставлен ставропольскими калмыками в составе 1132 человека. Кроме того, калмыки области Войска Донского участвовали в борьбе против французских захватчиков в составе казачьих частей Дона3. Несомненно, они внесли существенный вклад в общее дело борьбы против наполеоновских захватчиков, участвовали в крупнейших военных сражениях и в заграничных походах. В числе воинов двух калмыцких полков, возглавляемых нойонами Тундутовым и Тюменем, немало было выходцев из народных масс. Овеянные славой, возвращались в родные степи калмыцкие конники. В газетах того времени писали, что подвиги калмыков в битвах «за свободу, независимость и благосостояние Европы» восхищали просвещенный Запад, что «многие нижние чины украшены знаками отличия, а некоторые имеют по два и по три даже других держав». «3 января 1815 года первый калмыцкий полк возвратился в родные улусы. Возвращение полка было великим праздником для калмыцкого народа. Но не только ликовала калмыцкая степь. Народ её оплакивал тех, кто сложил голову в схватке с врагом, кому не суждено было увидеть родные степи. Из 528 человек, отправившихся в поход, вернулись 385 человек. Победа над Наполеоном была делом поистине всенародным. В калмыцких улусах, как и по всей России, мирное население собирало средства в помощь фронту. За весь период войны калмыки пожертвовали 23510 рублей, 1080 строевых коней и 1100 крупного рогатого скота.»4 В честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшему им победу, был возведён комплекс Хошеутского хурула. 2.2 Осада Модлина. Награда Манка Талтаева. Овеяно легендами имя цаганурца Манки Талтаева, героя Отечественной войны 1812 года, участника заграничных походов Русской армии (1813- 1814гг). Манка Талтаев был есаулом Первой сотни Первого Калмыцкого полка под командованием нойона Джамбо-тайши Тундутова, который в числе первых вошёл в Париж, наступая на пятки старой гвардии Наполеона. 19 марта 1814 года калмыцкие конники победным маршем прошли по столице Франции. За храбрость, проявленную при штурме крепости Модлин, которая по мнению военных специалистов того времени, считалась непреступной. Манка Талтаев был награждён орденом Святой Анны третьей степени на шее и золотой саблей5. Осада Модлина, которая началась 17 марта и продолжалась до 28 августа 1813 года, возлагалась на корпус Паскевича. В течение июля-августа модлинцы предпринимали попытки прорвать кольцо окружения, навязывая бесконечные стычки союзным войскам. За подвиги в этих столкновениях командир полка Тундутов удостоился золотой сабли, а есаул Манка Талтаев ордена Святой Анны6. В Указе императора Александра I написано «Господину Калмыцкому зайсангу есаулу Мануке Талтаеву. В воздаяние ревностной службы вашей и отличия, оказанного в сражении против французских войск, в продолжение блокады крепости Модлин в 1913 году Всемилостивейше пожаловали Мы Вас в 16 день августа 1813 года Кавалером ордена Святой Анны 3 степени. Грамоту сию во свидетельство подписать Орденскою печатью укрепить и знаки препроводить к Вам Указом нашим в 29 день ноября 1812 года повелели Мы капитану Российских Императорских Орденов»7 Дана в Санкт-Петербурге в 30 день мая 1813 года В 1936 году калмыцким правлением был составлен список калмыков, имеющих знаки отличия военного ордена Святой Анны. Награжденных этим орденом оказалось 15 человек. В крепости Модлин Мы отважно сражались. Не ради забавы Ради жизни сражались. Заключение В результате своего исследования я выяснил следующее: В районе поселка Цаган-Нур с древних времен заселяют потомки трех братьев зайсангов Малодербетовского улуса Тугтун – Талтанкинова рода: Талту, Джоджи и Хурунга; Талтаевы были удостоены дворянского звания дважды: в одном случае по происхождению, а в другом – как потомки участника Отечественной войны 1812 года; С.Л.Талтаев имел несколько домов. В своё время один из домов он подарил Цаган–Нурскому аймаку под школу, в котором работал мой прадед, ээҗә. Второй дом им был подарен Калмыцкому облисполкому под военкомат. В 20-х годах зайсанг Санджи Талтаев, как и все другие подверглись репрессиям; Манка Талтаев был есаулом Первой сотни Первого Калмыцкого полка под командованием нойона Джамбо-тайши Тундутова, который в числе первых вошёл в Париж, наступая на пятки старой гвардии Наполеона; За храбрость, проявленную при штурме крепости Модлин Манка Талтаев был награждён орденом Святой Анны третьей степени на шее и золотой саблей. Этой наградой удостоены всего 15 калмыков, и мой предок среди них. Талтаевы были людьми белой кости, принадлежали к десятке Йөгсүд. Такие люди, как Талтаев Манка, Талтаев Санджи являются национальным достоянием Калмыкии, бесценные сокровища своей Родины, своей малой родины, своего рода. Знать своих предков, знать их ратный и доблестный подвиг — это мой долг. Это исследование меня увлекло, думаю, что я открою для себя ещё новые достойные, преданные своей земле имена. Память остаётся навсегда. Читаю у Василия Церенова: «Мы калмыки, сегодня переживаем период осмысления собственного пути и своего будущего. Упустить это время – равносильно гибели. И нужно помнить, что в своих надеждах и свершениях мы не одиноки: с нами благословление предков». Изучая родословную Талтаевых, видишь, как много замечательных людей вышли из этого рода, людей преданных своему народу, патриотов, любящих свою Родину. Это Ю. Талтаев – известный в Калмыкии стоматолог, Биткеева-Талтаева Ю.Б., Санджи Каляев, А.Каляев, Церенова Эмилия и др. Я тоже являюсь потомком этого рода. Некогда их было трое братьев: Талт, Каакн, Шунгурцык. Так вот один мой прадед жил на левом берегу, считался талтахинцем, а другой на правом берегу, где обосновался Шунгурцык. История рода Талтаевых продолжается. Бережно хранят потомки память о своем предке. В целях увековечения памяти славного земляка возведён памятник Герою Отечественной войны 1812 года на территории поселка Цаган –Нур. Памятник поставлен в юбилейный год - 200 — летия Отечественной войны 1812года. Я считаю, что надо сохранить свое лицо, историю, сохранить память. «Каждая нация, писал Рабиндранат Тагор, - обязана выявить перед миром свою национальную сущность. Если же нации нечего дать миру, это следует рассматривать как национальное преступление». Список литературы: Калмыки в Отечественной войне 1812 г : Сборник документов / Под общ. ред. Б.С. Санджиева ; Калмыц. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. - Элиста : Калмиздат, 1964. - 163 с. : ил. ; 21 см. Бембеев В.Ш. Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки; в 2-х книгах- Элиста: АПП «Джангар», 2004-496с.(ил) Беликов Т. И. Калмыки в борьбе за независимость нашей родины (ХYII – начало ХIХ вв.) - Элиста: Калмгосиздат, 1965. – 180 с. Максимов К.Н., Очиров У.Б. Калмыки в наполеоновских войнах. –Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2012.-519с.:ил Митиров А. Г. Истоки – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. – 272 с.: ил. Прозрителев Г. Н. Военное прошлое наших калмыков: репринтное издание / Г. Н. Прозрителев. – Элиста: СП «Эбелек», Изд. «Санан», 1990. Церенов В.З. Дорога людей – Элиста: АПП «Джангар», 1998 Шовунов К. П. Во славу Отечества – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. – С. С. Белоусов «Деятельность служащих Калмыцкого управления по организации калмыцких полков и помощи русской армии в период наполеоновских войн»// Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН № 2, 2012 Манджиева Е. «…Великодушный Манка опять на врагов наступал…»// Хальмг Унн,1992г. Чонов Е. Калмыки в русской армии. /Е. Чонов. // Время Калмыкии. – 2003. – 16 сентября №1 (124). – С. 3. Интернет ресурсы: https://kalmykia.roskazna.gov.ru/dokumenty/istoriya https://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/display.do;jsessionid https://armflot.ru/epokha-napoleona/700-kalmytskaya-konnitsa-v-vojne-1812-goda https://nat-geo.ru/science/kak-kalmyki-parizh-brali/ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21804220 1 приложение 1 2 Статья «Талтан Манк».Е.Манджиева.Х.У.1992г 3 Статья «Калмыки в Отечественной войне 1812г». Знамя Октября.2012г. 4 Статья «Талтан Манк». «Хальмг Үнн»,1992г 5 Орден Святой Анны был первым российским орденом, иностранным по происхождению. Петр Первый выдал свою дочь Анну за голштейн–готторпского герцога Карла Фридриха. В 1728 году Анна Петровна умерла вскоре после родов, и её супруг в память о супруге учредил орден Святой Анны. Орден четвёртой степени носили на эфесе оружия. К нему был положен темляк из орденской ленты, а на дужках эфеса или поперечника кортика гравировалась «За храбрость». 6. Митиров А. «Истоки». Элиста,1999г. 7 Е.Манджиева « …Великодушный Манка опять на врагов наступал…»// Хальмг Унн,1992г. |