да. Конкурс на проект Дворца советов ссср. "Творческая дискуссия Союза советских архитекторов"
Скачать 2.7 Mb.
|
Размах строительства. Новые города. Конкурс на проект Дворца советов СССР. "Творческая дискуссия Союза советских архитекторов" При всей разнородности московской застройки особо в ней выделяются жилые здания, возведенные в 30–50-х годах ХХ века. Это так называемые сталинские дома, привлекающие внимание своей масштабностью, грандиозностью, мощью. Благодаря своей красоте, удобству расположения и качеству исполнения они высоко ценятся на современном рынке недвижимости. Помпезные, торжественные дома, расположенные вдоль парадных, правительственных трасс столицы — Ленинградского, Кутузовского, Ленинского проспектов, Фрунзенской, Космодамианской, Котельнической набережных, — до сих пор производят впечатление непроходящего праздника. И неслучайно. Ведь в этом и заключалась главная задумка архитекторов. Дома с богатым, а зачастую роскошным декором создавали как своеобразные театральные декорации и фон для массовых демонстраций, всенародных гуляний. Наиболее торжественные постройки располагали ближе к центру Москвы на главных магистралях. Причем идею украшать улицы доводили до гротеска: если фасад здания, как правило, кичится праздничностью и респектабельностью, то обратная сторона дома, выходящая во двор, обычно не имеет украшений — она безлика и скучна. Характерная особенность архитектурного стиля того времени — гигантомания. Человек, находясь рядом со зданиями-исполинами, поневоле чувствовал себя маленькой частицей огромного и непобедимого социалистического общества. В целом же новая Москва создавалась не для отдельного человека — конкретного индивида, а для сплоченных и организованных масс. Сталинской архитектура 30–50-х годов называется не случайно: “великий кормчий” принимает самое деятельное участие в застройке новой Москвы, а зодчество становится политическим и идеологическим средством. Под бдительным руководством партии Москва строится, реконструируется и приобретает облик образцовой пролетарской столицы. Для создания утопического города-сада позволительны любые средства, и цена их непомерно высока. Сносят не только старые, ветхие строения, но и ценные исторические и архитектурные памятники (Сухарева башня, Страстной монастырь, храм Христа Спасителя, множество других культовых сооружений). Уже в начале 30-х годов XX века советские архитекторы предприняли попытки найти в историческом наследии не мимолетные капризы моды, а нечто вечное. Иная трактовка вырисовывалась и при использовании всемирного архитектурного наследия: элементы религиозности, мистицизма и классового разграничения были сознательно убраны. В результате у древнеегипетских зодчих заимствовали стремление к монументальности, создания древних греков и римлян стали образцами гармонии пропорций и величия, средневековая готика дала устремленные в небо вертикали, элементы ренессанса и барокко воплощают изобилие и процветание, к которым так стремилась новая Россия, древнерусский теремной стиль широко использовали в декоре (наглядный пример — знаменитые высотные здания). Синтез из всех ранее существовавших стилей, включая модерн и конструктивизм, и становится базой пролетарской классики. И все же сталинский ампир 1932–1954 годов, как и все предыдущие стили, — это составная часть общеевропейской волны неоклассицизма, выражающая ту же культурную и художественную тенденцию в искусстве. Все дома сталинской застройки — штучные изделия. Первоначальная идея, что ни одно здание не будет повторять другое, позволяет осуществить мечту пролетариев — строить собственные дворцы. Главные улицы столицы украсили кирпичными многоэтажными домами огромных размеров, зачастую ступенчатой конфигурации, с уступами и башнями, расщепляющими монолитность сооружения. Необычные решения использовали для крыш, венчающих высотки. Симметрия построения фасадов, монументальные входы, мощные стилобаты и необычно высокие бельэтажи, арки, достигающие пяти этажей, гипертрофированные карнизы, порталы, колоннады, башенки, шпили, балкончики с балясинами — вот неполный перечень их украшений. В это время строили метрополитен, канал Москва–Волга, набережные, павильоны всесоюзной сельскохозяйственной выставки, появлялась лесопарковая защитная полоса. Целая плеяда прославленных архитекторов трудилась над возведением домов для города-ансамбля, города-сада. Пришло время “большого стиля”. После динамики модерна и конструктивизма в архитектуре вновь воцарилась симметрия и статика. В 1935 году разработан Генеральный план реконструкции Москвы. На месте храма Христа Спасителя задумано построить каменный колосс — Дворец Советов высотой 400 м (проект Б. Иофана). Улицам со старой застройкой надлежало исчезнуть, уступив место широченным проспектам и необъятным площадям. Дома новой архитектуры должны были окончательно сбросить с себя “скелет конструктивизма”. Идея сооружения Дворца возникла в 1922 году, когда собрался Первый съезд Советов. Несмотря на то, что здание так и не было достроено, работа над его проектом послужила мощным толчком для развития отечественной архитектуры, родился новый стиль, получивший название "сталинский классицизм". Именно Дворцу Советов пророчили титул лучшего здания всех времён и народов, он должен был украсить Москву, объединив все высотные здания в единый комплекс. Как говорил Луначарский, здание задумывалось не только как "вместилище необычайно многочисленных, соответственных нашей истинной демократии, народных собраний, но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве - красному центру мира, - зримый архитектурный центр". Конкурс был объявлен в 1931 году в соревновании приняло участие более 270 коллективов: 160 работ представили на конкурс архитекторы-профессионалы, более 100 проектов поступило от обычных граждан, 24 разработки прислали на конкурс граждане других государств Проект Л. Вышинского, 1931, ГНИМА Проект В. Кринского, 1932, ГНИМА. проект итальянца А. Бразини Проект Дворца Советов Проект Дворца Советов Несмотря на обилие конкурсных работ, окончательное решение комиссией принято не было: ни один из проектов полностью требованиям не удовлетворял, а большинство разработок не выдерживало даже поверхностной критики и было похоже на что-то несуразное: многих вещей не учитывали, страдал идеологический аспект, часть конкурсантов имела отдалённые познания в архитектуре и на лавры победителей попросту не могла претендовать. Проект Дворца Советов Среди реальных претендентов на успех выделилось несколько групп архитекторов: "классики" (Совет строительства Дворца Советов деликатно заметил в своём постановлении: "...не предрешая определенного стиля, совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники". Проектирование ДС СССР продолжили: в 1932-1933 гг. было выполнено 22 проекта, и в финал вышло 5 групп архитекторов. 10 мая 1933 года Совет строительства Дворца Советов постановил: "Особое постановление "О проекте Дворца Советов". 1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов. 2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. 3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. 4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов". Проект Дворца Советов (арх. Б. М. Иофан, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы "всего" 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Опыт во воплощению подобных идей в жизнь уже имелся: великолепно зарекомендовали себя скульпторы С. Меркуров, украсивший канал имени Москвы парой фигур Ленина и Сталина, и И. Шадр, поставивший статую Владимира Ильича на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Грузии. Брался в расчёт и опыт по созданию Статуи Свободы. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли. Количество материалов для строительства поражало, одного только гранита для облицовки нужно было 300 тысяч квадратных метров! Согласно постановлению XVIII съезда партии, возведение Дворца Советов должно было завершиться в 1942 году — к концу третьей пятилетки. Укладка фундамента высотной части, главного входа и основания со стороны Волхонки закончилась к 1939 году. Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре — октябре 1941 года в период Великой Отечественной войны из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы. Вскоре каркас здания пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения мостов на железной дороге, необходимой для снабжения северным углём центральных районов страны. В 1943 году 250 тонн металла из разбираемых конструкций Дворца Советов были направлены на строительство путепровода на Волоколамском шоссе, а в 1944-м стальные конструкции использовались для пролётных строений Керченского моста. Поворот от конструктивизма 20-х годов к симметрии и статичности классики не стал для зодчих столицы неожиданностью. Функционализм и сугубая утилитарность, новаторские искания предшествовавшей архитектуры подверглись суровой критике. На Творческом совещании Союза советских архитекторов, прошедшем осенью 1933 года в Москве, конструктивистов заставляют не только признать свои ошибки, но и выступать за “возрождение наследия”. Незадолго до этого были введены новые строительные правила для Москвы, в которых главный упор сделан на повышении качества нового жилья. Теперь в квартирах увеличили как жилую, так и подсобную площадь, потолки достигли 3,2 м, ванны стали обязательными. Конструктивизм объявлен временным, отчасти полезным, но отчасти ошибочным и уже преодоленным этапом. Термин "пролетарская архитектура" практически выведен из употребления, заменен на "социалистическая архитектура Термин "эклектика", сохраняя негативное значение, меняет смысл. Отрицательный термин "ретроспективизм" исчезает. Его заменяет "использование классического наследия" - только уже с положительным смыслом. Новое жилье нелегально поделено на квартиры для номенклатуры и для рядовых граждан — с расчетом на коммунальное заселение. Квартиры для партийной элиты и государственных деятелей очень неплохие, даже по современным меркам: с обязательными лифтами, высокими (более 3 м) потолками, широкими подоконниками, раздельными санузлами, большими холлами, многочисленными подсобными помещениями, мусоропроводами на кухне, просторными лестничными клетками. Запланированы не только гостиные, спальни, но и кабинеты, детские, библиотеки и даже помещения для прислуги. Площадь комнат разная, но чаще всего от 15 до 25, а иногда и 30 кв. м. В рядовых же домах, часто не оборудованных лифтом и ванной, встречаются и классические трех- и четырехкомнатные квартиры с небольшими кухнями, и квартиры коридорного типа — общежития. Уже в 1934 году под руководством гениального архитектора Ивана Жолтовского началось строительство семиэтажного дома на улице Моховой, ставшего самым первым образцом сталинского ампира. Для декоративного оформления здания И. Жолтовский использовал уже подзабытые элементы классической ордерной архитектуры. Форма здания повторяла очертания дворца Капитонио в Виченце (Италия, XVI век).. Глубокое знание классики позволило Жолтовскому создать пролетарский дворец с великолепной колоннадой, удачной организацией внутреннего пространства(для получения нужного рисунка в части комнат окна достигают пола). В планировке каждой квартиры предусмотрена комната или альков для домработницы. Предназначенный для политической элиты дом отличался и отделкой: повсюду шлифованные детали, полированные двери, идеальный паркет, роскошная лепнина Постройка дома на Моховой вызвала большой резонанс в обществе — у проекта появились подражатели. Элементы ренессансного паллацио в 1935–1938 годах использованы архитектором И. Вайнштейном: гигантские монолитные объемы фасадов девятиэтажных домов № 21 и 24 по улице Земляной Вал подчеркнуты легкими венчающими колоннадами по всему периметру, золотистый основной цвет перебивается красными помпейскими вставками, выполненными в технике сграффито. В доме № 31 на улице Пречистенка (архитектор З. Розенфельд, 1936) двухъярусный портик, поднятый на высокий цоколь, и сильно вынесенный вперед карниз на строгой стене серого дома также напоминают часть итальянского дворца. В доме № 9 на Никитском бульваре, построенном для Главсевморпути (архитектор Е. Иохелес, 1937), энергичный взлет колоннад в центральной части придает статичному зданию изящную игру декора и театральность. Дом генералгубернатора, перестроенный в Дом Моссовета арх. И.А. Фомин Дом Совета труда и обороны (СТО) на улице Охотный Ряд, ныне Дума (архитектор А. Лангман, 1936), Для НКВД построено еще более суровое и выразительное здание — дом № 4 на улице Большая Лубянка (архитеторы А. Лангман, И. Безруков, 1934) из лабрадорита на цоколе с серой каменной облицовкой стен. Военная академия им. М. В. Фрунзе (арх. Л. Руднев, В. Мунц, 1932– 1937) Образная жесткая архитектура проявляется и в здании Военной академии им. М. В. Фрунзе — дом № 4 по проезду Девичьего Поля (архитекторы Л. Руднев, В. Мунц, 1932– 1937). Авторы создают образ могущества и неприступности Советской Армии и достигают этого с помощью конкретных приемов — глухого двухэтажного стилобата на мощных низких столбах из полированного черного лабрадорита, сетки кессонов, в которую врезаны окна. Интерьеры при всей своей просторности до предела заполнены красноармейской символикой — лепниной, парадной живописью. При этом здание вблизи не производит впечатления какой-либо эмблемы. Монументальные объемы обычно рассчитаны на созерцание с большого расстояния. Широкое использование в архитектуре 30-х годов получили эмблематика и изобразительные аллегории. Пятиконечная звезда стала основой плана и объема Театра Советской Армии на Суворовской площади (архитекторы К. Алабян, В. Симбирцев, 1934–1940). Идея звезды заложена также в сечении колонн, окружающих здание. Неосуществленный проект Дворца Советов долгие годы диктовал стиль и формировал внешний вид города. Многие здания того времени были ориентированы на мифический дворец как на основополагающую доминанту. Например, крупнейшее здание библиотеки им. Ленина на Воздвиженке (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх, 1929–1941) не только гармонично вписалось в сложную для застройки историческую территорию центра, но и создало новый масштаб реконструированной столицы. В процессе реализации проект неоднократно корректировали, в результате проявились черты модернизированного классицизма — высокие мраморные столбы, окружающие угловую аванплощадь, обилие скульптур, гипсовые карнизы, розетки. С 1937 года активное строительство велось и на улице Тверской. Ее расширили на 30 м, старые дома были снесены. Построенные по обеим сторонам жилые многоэтажные дома до сих пор определяют облик улицы. Фасад дома № 4 (архитектор А. Мордвинов, 1937–1939), занявшего место четырнадцати прежних построек, представляет собой огромную плоскость с подчеркнутым центром — это типичное парадное здание. Функциональные элементы жилья здесь использованы в качестве декоративных деталей. Каждый подоконник и небольшой балкон играют нужную роль в театрально- декорационном оформлении. Об удобстве планировки квартир особо не заботились, главное — шикарный вид с улицы. Построенные по обеим сторонам жилые многоэтажные дома до сих пор определяют облик улицы. Параллельно занимались возведением домов и на других крупных магистралях и набережных столицы. Но завершению громадных планов по застройке Москвы помешала Великая Отечественная война. Период 30–40-х годов XX века подарил не только стиль, названный неоклассицизмом, но и огромное количество уникальных зданий, которые по-прежнему украшают улицы нашего города. |