казаки. казаки Office Word (3). Конкурса социальных проектов Я гражданин России. Проект Возрождение казачества Грачёвского района
Скачать 0.68 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ероховская основная общеобразовательная школа» с.Ероховка Грачёвского района Оренбургской области Муниципальный этап конкурса социальных проектов «Я – гражданин России». Проект «Возрождение казачества Грачёвского района». Авторы: Евсеев Никита Климова Алина Малахов Дмитрий Оборнев Петр ученики 6 класса МБОУ «Ероховская ООШ» Руководители: Митякина Марина Петровна Кушнарева Ирина Викторовна, МБОУ «Ероховская ООШ» ул.Новая 31 тел.: 83534432-5-42 2019-2020 год Содержание 1-я стадия. Актуальность проблемы………………………………………. 2-я стадия. Выбор проблемы………………………………………………… 3-я стадия. Сбор информации казачества Грачёвского района 4-я стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы…... 5-я стадия. Содержательность проекта. Глава 1. Кто такие казаки 1.1.История возникновения казаков 1.2.Почему исчезло казачество. 1.3.Традиции и обычаи. 1.4.Казачьи: история, традиции, особенности. 1.5.Одежды яицких казаков. 1.6.Символы Оренбургского казака. Глава 2. 2.1. Возрождение. 2.2. Современные казаки. 2.3 Казаки Грачёвского района. 6-я стадия. Реализация плана действий…………………………………….. 7я стадия. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта……………………………………………………………… 8-я стадия. Оценка проекта…………………………………………………… 9-я стадия Дальнейшее развитие проекта………………………………… Литература………………………………………………………………………... Видеосъёмка (Интервью с атаманом В.В Стальмаковым). «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомысленен» М.Н. Карамзин 1-я стадия Актуальность проблемы Вопросы воспитания патриотизма всегда находятся в центре внимания государства. Так, в одном из своих выступлений Президент нашей страны В.В. Путин сказал: «…В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальна идея. Это идея не идеологизирована и не связана с деятельностью какой – то партии. Это связано с общим объединяющим началом». «…Единство и сплоченность делают граждан России сильнее в сложные времена, когда особенно остро ощущается значимость доверия и солидарности, опоры на традиции братства и родную историю. Созданию проекта способствовала необходимость изучения объективных знаний о возрождении культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков Грачёвского района. Реализация проекта создаст важные предпосылки для целенаправленного художественно-эстетического и познавательного развития обучающихся. Направление нашего проекта патриотическое. Патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Исторический опыт свидетельствует, что преодоление многих кризисных явлений, присущих нашему обществу, возможно лишь на основе яркой, насыщенной идеи. Отражая коренные интересы граждан нашего общества, она складывается из важнейших социально-значимых духовно-нравственных ценностей, которыми богата наша великая история и культура. Особое место среди них занимает патриотизм, в основе которого лежат беззаветная любовь человека к своему Отечеству, народу. Казачество это любовь к родине, это культура, традиции, обычаи, это наша история. Сегодня многие из нас не знают свои корни, историю рода, и мы хотели бы это исправить. Новизна проекта В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. Народы бережно хранят и исполняют унаследованные от предков заветы Опыт работы школы в данном направлении существенно мал. В связи с этим, нам приходится идти своим путём и нарабатывать собственные практики возрождения казачьей культуры Грачёвского района. 2-я стадия. Выбор проблемы. Описание проекта. Тип проекта: творческо-поисковый. Объект исследования: казачество Грачёвского района. Предмет исследования: ознакомление с традициями и бытом казачества Методы исследования: анализ информации в интернет – источниках, опрос. Гипотеза: Использование культурно-исторического наследия казаков позволит сформировать у обучающихся уважительное отношение к традициям казаков, привить интерес к изучению духовного наследия предков. Цель проекта: Изучить историю и традиции казачества через знакомство с культурой казаков в Грачёвском районе. Задачи: формировать знания о культурно - исторических традициях казачества Оренбургской области и в Грачёвском районе. воспитание патриотизма и гражданственности, нравственных ценностей, гордости за подвиги предков. провести опрос знают ли обучающие школы историю и культуру казачества. развивать творческие способности, умения добывать знания путём метапредметных действий сделать выводы. Участники проекта Учащиеся 6 класса: Евсеев Никита Климова Алина Малахов Дмитрий Оборнев Петр Учитель географии -Митякина Марина Петровна. Учитель истории - Кушнарёва Ирина Викторовна; 3-я стадия. Сбор информации. Почему проект? Проектную методику, на наш взгляд, необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно она наиболее эффективна в создании положительной мотивации, без которой, как известно нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле. Метод проекта, предполагающий выделение проблемы и четкую этапность в ее решении, позволяет детям понять что, для чего и как они будут делать. Особая ценность данного метода состоит в том, что он развивает у детей самостоятельность, творчество, активность в достижении поставленной цели. Вместе с тем, он позволяет формировать группы детей с учетом психологической совместимости, разных способностей и талантов. У каждого есть в проекте свой участок ( кто – то берёт интервью, кто – то снимает видиосъёмку). В процессе выполнения проекта дети видят, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. А это огромный стимул к деятельности, к познанию, к новым открытиям. Для нас метод проекта интересен и тем, что позволяет работать с разными источниками информации, позволяет привлекать к сотрудничеству родителей, работников библиотек, людей с интересной судьбой. Это именно творческий метод, потому что позволяет избегать шаблонов, стереотипов при организации внеклассной работы. Очень часто уже в ходе работы над проектом рождаются новые идеи. Конечно, проектная работа требует значительно больше времени и сил от классного руководителя, чем какого – либо мероприятия по готовому сценарию из журнала. Но все душевные и временные затраты окупаются пусть даже самыми малыми положительными сдвигами в сознании детей, в их духовном и нравственном росте. Актуальность проекта. Во все времена воспитывалась любовь к Родине. Это любовь к родным и близким людям и к малой Родине, гордость за свой народ. Необходимо с детства научиться любить свой край, свою малую Родину, где ты родился и вырос, природу, которая тебя окружает, знакомиться с культурными традициями своего народа. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой был твой край в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, какие существовали народные ремёсла. Нам стало интересно, кто такие казаки? Поэтому мы решили собрать материал и рассказать о том, как происходит возрождение казачества в Оренбургской области, в Грачёвском районе. В нашей школе обучаются учащиеся 1-9 классов, для них важно и интересно знать историю Оренбургского казачества, а особенно историю казачества Грачёвского района. И цель нашего проекта – Изучить историю и традиции казачества через знакомство с культурой казаков в Грачёвском районе. В нашем проекте будут участвовать различные целевые аудитории. Это, прежде всего, учащиеся, учителя, родители, дедушки и бабушки. Также мы пригласили к участию в проекте школьный музей, сельскую библиотеку, использовали средства массовой информации. Продуктом нашей совместной деятельности будет оформление выставки в фойе школы «Казачество Грачёвского района» с фотографиями, и атрибутами казаков, а также видиосъёмка. Нормативные документы ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ от 2 мая 2017 года N 378/96-VI-ОЗ О поддержке развития российского казачества в Оренбургской области (с изменениями на 3 ноября 2017 года) (в ред. Закона Оренбургской области от 03.11.2017 N 663/162-VI-ОЗ) Принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 19 апреля 2017 г. N 378 4-я стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы. Принципы проектной работы: 1. Решение проблем: - Почему нельзя забывать прошлое? 2. Вариативность. Использование индивидуальных и групповых форм работы. Использование различных источников информации и форм ее получения: встреча с интересными людьми, интервью, беседа с атаманом Грачёвского казачества, казаками, чтение художественной литературы, обсуждение статей из газет и журналов.
5-я стадия. Содержательность проекта Глава 1. Кто такие казаки 1.1.История возникновения казаков Из истории Оренбургского казачества. На краю Руси обширной, Вдоль Урала берегов, Проживает тихо, мирно, Войско кровных казаков. Знают все икру Урала, И уральских осетров, Только знают очень мало, Про уральских казаков. Слово казак – означает вольный человек, защитник границ. Существует много мнений и споров когда зародилось казачество. По одной версии казачество возникло при Дмитрии Донском, по другой версии казачество возникло по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1746г. для защиты русских границ от набегов кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне. Казаки расселялись по крепостям, станицам, ретудам. Занимались земледелием и скотоводством. Раньше казаки, которые жили на Урале, назывались Яицкие, по названию Яицкого городка и реки Яик. Вольные общины яицких казаков образовались в конце XV века на реке Яик. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев из Русского государства. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели по душевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. После подавления пугачевского восстания, по приказу Екатерины II, Яицкое войско переименовали в Уральское. Город в Уральск, а реку Яик в Урал. В настоящее время наши казаки относятся к оренбургским, и войско называется Оренбургское казачье войско. История русского казачества своими корнями уходит в далёкое прошлое. Казачество участвовало во всех войнах, которое вело наше Отечество со времён Ивана Грозного. Одновременно оно столетиями исправно служило для государства надёжным пограничным стражем прежде всего на южном побережье. Казаки-первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на Восток, на берега Тихого океана. Исторические заслуги казачества перед российским государством несомненны. В благодарной народной памяти навечно остался героический образ казака, воина-землепашца, бескорыстного в своём трудном ратном служении «Богу, царю, Отечеству», готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные. В конце XX века Россия столкнулась с феноменом возрождения казачества. Созданы региональные, общероссийские и даже всемирное Объединения, действуют историко-культурные и военно-патриотические казачьи общества, издаются казачьи газеты, поднимается вопрос о воссоздании казачьих Областей как административных единиц, о создании специальных казачьих воинских подразделений. Казачество оказывает все большее влияние на общественно-политические и межэтнические процессы. Появление Оренбургского казачьего войска в Оренбургской губернии связано с внешней и внутренней политикой царского правительства. Оно приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и защиты от внешнего нашествия. Первые упоминания о Яицком казачьем войске можно отнести к XVI веку. Тогда оно состояло из беглого, главным образом русского крестьянского населения, выходцев преимущественно из Среднего и верхнего Поволжья. 1.2.Почему исчезло казачество. После свержения Царской Империи казаки подверглись гонению со стороны новой власти, так как они присягали царю, воевали за царя, сражались за Царскую Россию на войнах. Они не хотели принимать новую власть, изменять присяге и предавать царя. Началось расказачивание и раскулачивание. Многие казаки подверглись репрессии. В советские годы казачьи войска расформировали, претерпело изменения форма. В 30 годы казачество перестало существовать как политическая и военная сила: после большевицкого геноцида в стране от вольного и сильного народа осталось около 10% . Уцелевшие казаки стали крестьянами, слились с простым народом, 1.3.Традиции и обычаи. Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далёкой старины. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки. Казачьи домашние законы: Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). В присутствии старшего не разрешалось: сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без его разрешения), непристойно выражаться. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Праздники у казаков. Отмечали казаки все церковные праздники. Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное. Использовались и станичные запасы рыбы и мяса. Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе. Пользовались популярностью каталки – зимняя карусель. В лед вмораживался кол, на него надевали колесо от телеги, а к нему крепили чеку (жердь) и салазки (санки). У молодежи интересно проходили катания на тройках, играли в «кучу-малу». Молодые казаки соревновались в скачках наперегонки, стреляли на ходу в пучки соломы. Крещенье на Южном Урале по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение). Особые торжества происходили на масленицу. Весельем на масленицу были охвачены все. Вероисповедование при этом практически не имело значения. Самое важное – каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи. Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. В пасхальных приготовлениях принимали участие все жители станиц. Особое внимание уделялось обрядовой еде – куличам, сырной пасхе и «писанкам» - красиво расписанным натуральным или сделанным из сахара яйцам, древнейшие элементы весенней славянской обрядности просматриваются в многочисленных играх с крашеными яйцами домашней птицы – в «носочки», «в катушки», в «катки». Троица сопровождалась гаданиями о суженом, песнями с брачными молитвами, что очень характерно для казачьей весенней обрядности. Брачные мотивы звучали и на празднике Ивана Купалы. К осенним праздникам приурочены отдельные обычаи, связанные с окончанием цикла посевных работ и уборкой урожая. До полного созревания лесных плодов запрещалось ходить в лес. И только в назначенный день с песнями все вместе шли в лес для заготовки плодов, ягод, меда. Как общественный праздник, на Урале отмечался день Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках. До праздника Покрова Пресвятой Богородицы казаки управлялись со всеми полевыми работами. После чего обычно начинали играть свадьбы 1.4.Казачьи: история, традиции, особенности. Обрядовые казачьи песни. Казачья песня создаётся, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии, поэтому и существует множество песенных жанров. Свадьба – это веселье, застолье, шутки, пляски, и требует она соблюдения особого ритуала. В далёкие – далёкие времена казаку достаточно было внести свою избранницу на казачий круг, прикрыв её полой своей одежды. Атаман спрашивал их, согласны ли они стать мужем и женою и тут же объявляли их супругами. Обрядовой свадьба стала с начала 19 века. Играли её после уборки урожая (после праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября) или пасхальных праздников – на Красную горку. Обязательным был сговор – это то, что родители жениха и невесты предпринимают до свадьбы. Также распространённым обрядом был выкуп. Всё это веселье сопровождалось казачьими обрядовыми песнями. 1.5.Одежды яицких казаков Уральские казаки в XVIII – первой половине XIX веков носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги – ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев. Верхней одеждой служили: тулуп, шуба на меху, полушубок, куртка, кожух, армяк, зипун, бурка. В дорогу надевалась двух– и трехслойная одежда . Во время промысла или охоты предпочитали укороченную одежду . Уральские казаки в таких случаях заправляли в шаровары полы верхней одежды. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь – порши, бахилы. Зимой носили валенки, летом – сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали. Основу мужского костюма в XIX – начала XX вв. составляли рубаха и штаны. Современные оренбургские казаки носят рубаху, китель, брюки с лампасами, шинель, фуражку, папаху, сапоги. Основные виды женского костюма уральских казачек в XIX – начала XX вв. следующие: сарафан с рубахой, юбка с кофтой и платье. Изготовлялась женская одежда преимущественно из покупных тканей: ситца, сатина, бязи, бархата, шерсти, сукна. Классическим нарядом Уральской казачки являлся сарафан, в комплект которого входила рубаха и подвздевок. Рукава рубахи рубахи имели плечевые вставки- «полики», которые отделывались широким или золотым кружевом «галуном», закрывавшим шов. Рукава били очень широкие, в низу манжет отделанный кружевом. Сама рубаха из простой дешевой ткани. Сарафан шили из дорогой ткани и отделывали «галуном»,он не распахивался, а был сплошным. Два позумента, шедшие от ворота до низа спереди сарафана, изображали ложные полы. На них нашивали золотые пуговицы. Конечно, так отделывали праздничный сарафан, повседневные не имели ни галунов, ни пуговиц и шились из простых тканей. Считалось большим грехом «показывать волосы» чужому мужчине. Незамужние девушки носили перевязки широкие полоски ткани, которые обвязывали сзади. Иногда на лоб выпускали «поднизь» - сетку из жемчуга или бисера и накрывали платком. Парадным головным убором замужней казачки называлась «сорока»- кокошник. Обтягивали дорогой тканью и украшали драгоценными камнями. Как и сарафан «перевязи» и «сороки» были вытеснены в середине 19 века платками, косынками и шалями. Старинный головной убор уральской казачки состоял из кички, кокошника , поверх которой повязывался платок. Исчезновение старинных головных уборов, изменение традиционных форм во второй половине XIX века связано с влиянием города. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывался вокруг головы. 1.6.Символы Оренбургского казака. Бунчук - знамя, знак ставки, знак рода, или племени, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению, в походе и в бою следовал за командующим. Святыня, за которую Казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. В старину украшался венками, рогами, травами, тканью. Насека- посох с металлическим навершием, на котором первоначально "насекались" имена атаманов, владевших насеками. Символ гражданской и административной власти атаманов всех степеней. Байдик - посох, трость. Символ старости и мудрости. Все члены совета старейшин сидели, опершись на байдик. Деды любили сидеть, опершись руками и подбородком на байдик, и глядеть вдаль... Думу думали. Серьга - связана сугубо с военно-походным образом жизни. Однако далеко не каждый казак имел право их носить. В левом ухе серьга говорила о том, что казак единственный сын у родителей, а в правом, что он является последним мужчиной в роду. А если казак был единственным ребенком у своих родителей, то он носил серьгу и в левом, и в правом ухе. В боях и военных походах их старались беречь. Это не означало, что серьга освобождает казака от опасностей. Они, как все, сражались на поле боя и переносили тяготы военных походов. Но остальные казаки, по неписанным законам, старались их уберечь и, как могли, опекали. При выборе казаков для особо опасных заданий, окольцованных выводили из строя. Кольцо - (у мужчины) Казак, как правило, колец не носил. На этот счет есть старинная байка. Так что кольцо - женская символика. Серебряное кольцо на левой руке - девушка на выданье. На правой - просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит (бирюза - камень тоски). Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой - разведенная (развод это величайшая редкость, обсуждается и позволяется «Кругом»). Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова (второе - кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили на шее вместе с нательным крестом или в ладанке. Папаха - шапка с крестом. Защищала не только от холода. Но и от ударов, смягчала их. Лампас - Казачий лампас - это символ свободы, в первую очередь. В последнее время лампас стал принадлежностью к войскам. Цвет - определенная принадлежность к войску. Амурские казаки - желтые Астраханские казаки - желтые Донские казаки - красные Енисейские казаки - красные Забайкальские казаки - желтые Кубанские казаки - малиновые Сибирские казаки - алые Терские казаки - синий Оренбургские казаки - светло-синие Уральские казаки - малиновые Уссурийские казаки - желтые Конь- «…конь боевой всего дороже, он честь и слава Казака..». Это строки из старинной песни «Конь боевой с походным вьюком». Конь для казака, друг, товарищ и брат. Он и в огонь понесет и из огня вынесет. Нагайка - символ семейного Права. Если Батька или Батя (часто батей называли деда, главу куреня), видел в ком-то разгоревшиеся страсти или что кто-то сбился с пути, совершил беззаконие, он брал нагайку, подходил к нечестивцу и бросал ему под ноги, как символ искупления через принятие права. Если человек (сын, хлопец, жена, невестка) поднимал и передавал ее, Бате в руки, значит, он принял право и готов идти на исправление. |