Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Основные понятия научные понятия и их определения в понимании автора

  • 4. Предтечи и их идеи

  • 5. Сверхидея книги

  • 6. Основные идеи автора.

  • 7. Цитаты и комментарии к ним

  • 8. Отношение к содержанию

  • 9. Вопросы для обсуждения Что есть душа Размышление, любовь, память относится к уму или к душе Что есть ум

  • КонспектАристотель Егорова С 303 группа. Конспект Аристотель. О душе Аристотель. Соч. В 4х Т. М. Мысль, 1978. Т. С. 371 488


    Скачать 33.5 Kb.
    НазваниеКонспект Аристотель. О душе Аристотель. Соч. В 4х Т. М. Мысль, 1978. Т. С. 371 488
    Дата19.11.2018
    Размер33.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспектАристотель Егорова С 303 группа.doc
    ТипКонспект
    #56902

    Работу выполнила студентка 303 группы

    Егорова Софья

    Конспект

    1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. В 4-х Т. - М.: Мысль, 1978. - Т. 1. - С. 371 - 488

    2. Развернутый содержательный план

    Книга первая

    1. Познание и определение души, её природы, свойств и строения. Изучение особенностей мышление, объяснение вопроса об отделимости души и тела. Определение признаков одушевлённого, взгляды разных философов на природу души и их отличия: Демокрит (душа — огонь, существуют атомы души по принципу дискретности), Анаксагор (выделял ум ка кпричину прекрасного и справедливого, ум есть душа), Платон( утверждал, что душа состоит из элементов, где ум единица, знание — двоица, мнение число-плоскость, ощущение — число-телесное).

    2. В этом блоке рассматриваются, подробно описываются и подвергаются критике действующие теории и идеи того времени относительно души, её движения и множественности, а также отношения к уму. Так он отвергает Демокрита (что душа состоит из неделимых шарообразных атомах) и подчёркивает, что нельзя рассматривать душу как пространственную величину, помещать его в тело и искать её связь с телом и умом, противоречит пифагорейским мифам. Также он отвергает апории Эмпедокла и тем самым критикует идеи души как самодвижущегося числа и гармонии и движения души, размышляя над источниками и особенностями разрушения (старость) таких состояний как любовь и отвращения он приходит к выводу что душа не может двигаться и двигать самое себя. Классифицируя традиционные определения души он развенчивает каждое, тем самым окончательно отвергает мнения о том, что душа движима, движет себя и имеет части.

    Книга вторая.

    3. Определяется, что душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего органами, а вообще сама душа есть сущность как форма, таким образом выражается их неотделимость от тела и бессмысленным сам вопрос отделения, обсуждается понятие жизни, различие жизни у животных и растений, описывается осязание как вид ощущения, и в то же время как одну из способностей души, наравне с растительной способностью, способность стремления, пространственного движения и размышления. Рассмотрение особенностей растительной души как питание, которое сохраняет сущность питающегося и ощущение.

    4. О совокупности ощущаемого — это движение, покой, число, фигура, величина, раскрывается структура восприятия света и цвета, осязания и вкуса, становится понятно: то, что воспринимает цвет и звук само по себе бесцветно и беззвучно. Голос, отличает человека от животного, является выдохом души, как звук, что-то означающий, при этом характеризуется неразвитость чувства обоняния и специфика вкусовых ощущений и их влияния на вкус продукта. Различаются виды вкусовых свойств, описывается многообразие тактильных ощущений и предоставленных нам понятий для определения. В основе же всего лежит изначальный орган чувства, в нём заключается способность ощущения без материи, ощущения самого отпечатка, без давления, на тело влияет то, в чём оно находится.

    Книга третья.

    5.Определяется отсутствует особый орган для восприятия всех чувств, однако рассматривается мышление, как метод постижения ума самим умом.

    6. Вечность деятельного ума и его противостояние уму пассивному.

    7. Определяется и изучается движущее — как предмет стремления, ведь ум не движет без стремления, стремление движет иногда вопреки размышлению, поэтому приводит в движение всегда предмет стремления, но он есть либо действительное благо, либо благо кажущееся. В поисках отличия человека от животного помогает воображение: оно, связанное с чувственным восприятием, свойственно животным, воображение же связанное с рассуждением, связанно с разумом.

    9. Изучение значимости растительной души: всему необходимо иметь растительную душу ради наличия растительной способности. При этом от животной души человеку принципиально иметь осязание, без которого невозможны любые иные чувства.

    3. Основные понятия научные понятия и их определения в понимании автора

    Гармония есть определенное соотношение смешанных частей или соединение частей.

    Душа – сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. «Она есть сущность как форма (logos), а это — суть бытия такого-то тела, подобно тому, как если бы естественным телом было бы какое-нибудь орудие, например топор».

    Душа есть начало указанных способностей и отличается растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и движением.

    Жизнь – всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом.

    Материя - возможность, форма же – энтелехия, и именно в двояком смысле – в таком, как знание, и в таком, как деятельность созерцания.

    Сущность – один из родов сущего: материя, которая сама по себе не есть определенное нечто; форма или образ, благодаря которым она уже называется определенным нечто; состоит из материи и формы.

    Субстанция - бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в чем-либо ином.

    Истинное и ложное – одного рода с благом и злом. Разница лишь в том, что истинное и ложное берутся безотносительно, благо и зло – по отношению к чему-нибудь.

    4. Предтечи и их идеи

    Демокрит: его идея о том, что душа есть некий огонь и тепло, согласно принципу дискретности состоит из множества маленьких, неделимых, шарообразных атомов, вечно движущихся частей души. Придерживался материалистической теории ощущений: восприятие происходит следующим образом: от вещи отходит копия эйдола, прямо в глаза, происходит ощущение, которое анализирует разум.

    Левкипп: душа – шаровидный атом.

    Пифагорейцы: душа есть пылинки, или – душа есть то, что их движет она бессмертна, неучтожима и многократно повторяется во всех живых, что возможно благодаря субстанциональном различии души и тела.

    Эмпедокл: душа состоит из всех элементов, и каждый из них есть душа.

    Платон: душа состоит из элементов, так как подобное познается подобным, вещи происходят из начал, существует вечная мировая душа, отделяясь от которой душа человека на время жизни находится в человеческом теле, после смерти возвращаясь обратно.

    Анаксагор: ум, великий разум Нус, есть начало всего, ум и душа не одно и то же, но имеют одинаковую природу, только у человека, к отличии от животных, есть возможность реализовать Нус через тело.

    Фалес: душа способна приводить в движение (магнит имеет душу, так как движет железо).

    Гераклит: душа есть начало, поскольку она испарение, из которого составляется все остальное, придерживался идеи развития, так как душа неоднородна, способна развиваться.

    Диоген: душа есть воздух, считая, что воздух состоит из тончайших частиц и есть начало всего; благодаря этому душа познает и приводит в движение: она познает, поскольку воздух есть первое и все остальное происходит из него; она способна к движению, поскольку воздух – самое тонкое.

    Алкмеон: душа бессмертна, потому что сходна с бессмертными существами. А бессмертие ей присуще, потому что она находится в постоянном движении.

    Эмпедокл: каждая вещь существует в силу определенного соотношения ее частей.

    Зенон: придерживался системы доказательств, апори, утверждал об отсутствии движения как такового.

    5. Сверхидея книги

    Душа - делает живым, это суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя, является функцией тела.

    6. Основные идеи автора.

    Сама душа не испытывает различных состояний, их испытывает человек, в зависимости от состояния тела и окружающей среды тела. Существует тесная связь между телесными и душевными явлениями.

    При этом важно понимать, что существуют различные виды души, дающие определённые способности, такие как растительная душа ( питание и ощущение) и животная душа (память и движение).

    7. Цитаты и комментарии к ним

    1. «Все сущее — это либо воспринимаемое чувствами, либо постигаемое умом, знание же есть в некотором смысле то, что познается, а ощущение — то, что ощущается. Но в каком смысле — это надо выяснить». - о природе и двойственности познания.

    2. «Движение включает в себя троякое: во-первых, движущее, во-вторых, то, чем оно приводит в движение, и, в-третьих, движимое; движущее в свою очередь двояко: или оно неподвижно, или и движет и движимо; неподвижное же движущее — это подлежащее осуществлению благо; то, что и движет и движимо, — способность стремления а то, что движимо, — живое существо». - иллюстрирует видение занимаемого места человеком в понимании Аристотеля

    3. «Иногда с помощью находящихся в душе образов или мыслей ум, словно видя глазами, рассуждает и принимает решения о будущем, исходя из настоящего» – можно сказать что это - первичные предположения о интуиции.

    4. «По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело». – в представленной цитате раскрыты первые идеи о психосоматике.

    5. «Каждое чувство обращено на воспринимаемый предмет, находясь в своем органе как таковом, и распознает различия в воспринимаемом им предмете, например: зрение — белое и черное, вкус — сладкое и горькое». - первые структурированные представления о природе, методе и направленности ощущений.

    6. «Размышляющей душе представления как бы заменяют ощущения. Утверждая или отрицая благо или зло, она либо избегает его, либо стремится к нему; поэтому душа никогда не мыслит без представлений, а подобно тому как воздух определенным образом воздействует на зрачок, а сам зрачок – на другое, точно также представления воздействуют на размышляющую душу». – Человек используя ощущения получает информацию из внешнего мира, и на основе этого может создавать полную картинку мира, делать выводы, размышлять, представлять.

    8. Отношение к содержанию

    первоисточника критический анализ идей автора, согласие/несогласие с ним, эмоциональное отношение и личная значимость содержания книги и пр.

    Мне было интересно прочитать произведение, которое по праву считает первый в области психологии в истории человечества. Создание этой книги было множество веков назад, но уже тогда люди ставили перед собой сложные задачи, учились думать, изучать, анализировать и у нас есть чему у них учиться. Вопросы и проблемы, поднимаемые в данном произведении заставили меня задуматься о возможности создания новых подходов к привычным и определённым для нас понятиям, потому чт именно сила воли и способности к критике позволила Аристотелю создать такое удивительное и ценное произведение. Читая, мы можем наблюдать как совершались первые попытки обобщения полученных идей и теорий, как поднимались и живо обсуждались вопросы когнитивной психологии, к примеру, о природе ощущения, восприятия, анализирующих этот мир чувств человека, о мышлении и воображении, а сейчас, каждый день мы учимся анализировать уровень развития и особенности у наших подопечных на практике, учимся помогать при зафиксированном нарушении, и действительно поддерживаем ту, или иную психическую функцию, что возможно именно благодаря тому, что множество веков назад один философ размышлял об этих вопросах.

    9. Вопросы для обсуждения


    Что есть душа?


    Размышление, любовь, память относится к уму или к душе?


    Что есть ум?


    Является ли ощущение источником знания?


    Чем является мышление?


    Как работает интуиция человека?

    Как взаимодействуют различные чувства восприятия человека?


    написать администратору сайта