Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

  • СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………….3 ВВЕДЕНИЕ………………………….……………………………………………… 5Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА………….…..…...7

  • Раздел II ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ………………..41

  • Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА 1.1 РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1.1.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ЕГИПЕТ (IV – I тыс. до н.э.)

  • ДВУРЕЧЬЕ, Ассиро-вавилонская культура (VIII – VI вв. до н.э.)

  • Открытые городские пространства

  • ДРЕВНИЙ РИМ (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)

  • 1.1.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (VI – ХV вв.)

  • Кайдалова_конспект_лекций. Конспект лекций для студентов специальности 290100 Архитектура Н. Новгород 2003 2 удк 712


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеКонспект лекций для студентов специальности 290100 Архитектура Н. Новгород 2003 2 удк 712
    АнкорКайдалова_конспект_лекций.pdf
    Дата18.12.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКайдалова_конспект_лекций.pdf
    ТипКонспект лекций
    #11991
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Министерство образования Российской Федерации
    НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Институт архитектуры и градостроительства
    Кафедра архитектурного проектирования
    КАЙДАЛОВА Е.В.
    ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
    для студентов специальности 290100 – «Архитектура»
    Н. Новгород – 2003

    2
    УДК 712
    Ландшафтная архитектура: Конспект лекций. –
    Н. Новгород: ННГАСУ, 2003. – 75 с.
    В конспекте лекций освещены вопросы истории ландшафтного искусства, а так же современные тенденции и направления развития ландшафтной архитектуры в России и за рубежом.
    Рассмотрены социально- экологические факторы ландшафтного проектирования и типология современных ландшафтных объектов. Дается понятие о предпроектной оценке территории и ландшафтном анализе. Затрагиваются вопросы восстановления исторических ландшафтов.
    Составитель: Кайдалова Е.В.
    (С) Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет, 2003

    3
    СОДЕРЖАНИЕ
    СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………….3
    ВВЕДЕНИЕ………………………….………………………………………………5
    Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА………….…..…...7
    1.1 РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ……………………….……..7 1.1.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА……………....….…7
    Египет (IV – I тыс. до н.э.)……….………………………………………..…7
    Двуречье, Ассиро-вавилонская культура (VIII – VI вв. до н.э.)………...…8
    Древняя Греция (XII – I вв. до н.э.)……………………..……………..…....9
    Древний Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)……………………………………11 1.1.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА…….............12
    Европейское средневековье (VI – ХV вв.)……………..............………......12
    Арабская Испания (VII ХIV вв.)…………………….……..............…….13
    Россия допетровского периода (до ХVIII в.)……………….………...……14
    Итальянское Возрождение и барокко (ХV – ХVII вв.).……………...……15
    Французский Ренессанс, барокко и классицизм (XVIXVII вв)…..…......18
    Русское барокко (XVIII в.)…………….……………..………….…….……19 1.2 ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ……….…………………….23 1.2.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА……………...23
    Китай……………….…………………………………………...…………….23
    Япония………………………………………………………………..………24 1.2.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА……….…..27
    Европейский романтизм и классицизм (XVIII – начало XX в.)………….27
    Русский классицизм (XIX в.)…………………………………………..…...31 1.3 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО СССР………………..………………….33 1.4 СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО…….35 1.5 САДЫ И ПАРКИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА….……………………………39
    Раздел II ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ………………..41
    2.1 ПОНЯТИЕ О ЛАНДШАФТЕ.
    СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ……..……………………..41 2.2 ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ……….45

    4 2.2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…..45
    Городские многофункциональные парки……………………………..…...45
    Специализированные сады и парки……………………………………..….46
    Загородные зоны массового отдыха………………………………………..50 2.2.2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО
    ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………….51
    Сады при общественных зданиях……………………..……………………51
    Сады в жилой застройке…………………………………………………….54
    Сады на искусственных основаниях……………………………………….55
    Скверы. Бульвары. Пешеходные зоны. Набережные……………………..57
    Питомники. Кладбища. Защитно-мелиоративные насаждения…………..61
    Плоскостные сооружения в ландшафте……………………………………63 2.3 ПРЕДПРОЕКТНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ И
    ЛАНДШАФТНЫЙ АНАЛИЗ……………………………………..………….65
    Комплексное обследование территории (полевые работы)………..……..65
    Анализ объемно-пространственной структуры……………………………66
    Предпроектная оценка территории…………………………………………67
    Ландшафтный анализ территории………………………………………….68 2.4 ВЫЯВЛЕНИЕ, АНАЛИЗ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
    ЛАНДШАФТОВ………………………………………………………………68
    Выявление и анализ исторических ландшафтов…………………………..68
    Восстановление исторических ландшафтов……………………………….69
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
    ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...73

    5
    ВВЕДЕНИЕ
    В современном понимании архитектура является деятельностью по организации пространственной среды для жизнедеятельности человека. Среда, формируемая архитектором, может быть качественно разной. Прежде всего – это среда, представленная зданиями и сооружениями. Они принадлежат собственно архитектуре. Другой разновидностью среды, формируемой средствами архитектуры, является среда открытых пространств, незамкнутых внутри ограждающих конструкций. К ним относятся улицы, площади, внутриквартальные пространства, сады, парки, скверы, бульвары, набережные и т.п. Формированием открытых пространств занимается ландшафтная архитектура.
    Схема 1. Формирование архитектурной среды
    Архитектурная среда
    Среда замкнутых пространств
    архитектура
    Среда открытых пространств
    ландшафтная архитектура
    Специфика ландшафтной архитектуры как искусства:
    - ландшафтная архитектура оперирует живыми материалами, изменяющимися во времени и пространстве;
    - воспринимается под воздействием пространственно-временных эффектов;
    - объекты воспринимаются в движении, впечатление создается во времени;
    - оказывает комплексное воздействие на органы чувств;
    - основой является пространственная композиция.
    Основные направления ландшафтного проектирования:
    - городские парки с преобладанием антропогенных компонентов;
    - специальные парки с преобладанием природных компонентов;
    - рекреационные объекты;
    - система озеленения города (площади, скверы, бульвары, набережные, пешеходные зоны, сады при общественных зданиях и в жилой застройке);

    6
    - сады на искусственных основаниях;
    - рекультивация отработанных территорий;
    - питомники, кладбища, защитно-мелиоративные насаждения;
    - частные сады;
    - интерьеры с активным использованием природных компонентов;
    - реставрация, реконструкция и консервация памятников садово-паркового искусства.
    Ландшафтное мышление наряду с градостроительным и объемно- пространственным должно стать необходимым условием архитектурного творчества. Работая над проектом, архитектор должен не только представлять себе поставленную перед ним задачу и знать, как эту задачу выполнить, но и иметь четкое представление о своей профессии, ее содержании и историческом развитии. Основываясь на богатом опыте прошлого, владея всем арсеналом композиционных и технических приемов, выработанных предыдущими поколениями, можно уверенно двигаться вперед.
    Исторический опыт ландшафтного проектирования
    Эволюция ландшафтного искусства насчитывает несколько тысячелетий.
    Ландшафтная архитектура развивалась в одном потоке со всеми видами материальной и художественной культуры. Она обладала своей спецификой в условиях каждого социального строя и приспосабливалась к местным природным условиям. При этом сформировалось два основных стилевых направления – регулярное и пейзажное.
    Регулярное стилевое направление характеризуется:
    - геометрической сеткой плана;
    - архитектурно обработанным рельефом;
    - подчеркнутым доминированием главного здания;
    - четкими контурами водоемов;
    - рядовыми посадками кустарников и деревьев, их стрижкой.
    Пейзажное стилевое направление отличается:
    - свободной сеткой плана;

    7
    - извилистыми дорогами;
    - естественным рельефом;
    - свободными контурами водоемов, лужаек и др. элементов;
    - свободно растущей растительностью и живописными формами крон.
    Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА
    1.1 РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
    1.1.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
    ЕГИПЕТ (IV – I тыс. до н.э.)
    Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тыс. до н.э. За три тысячелетия его существования вместе с развитием градостроительства и архитектуры формировалось и садовое искусство.
    Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельных людей. Вместе со священными рощами и озелененными улицами, они составляли зеленое оформление городов.
    Улицы городов были прямыми и узкими, плотно застроенными. Нередко на крышах домов высаживали пальмы и другие растения. Но были в столицах
    Египта и улицы шириной 40-60 м, предназначенные для религиозных процессий. Они обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку; при подходе к храму их украшали фигурами сфинксов.
    Сады в Египте были трех типов: сады при храмах; сады при дворцах; сады при жилых домах. Древнеегипетскому саду присуще слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.
    Геометрическая сетка планов городов определила характер египетского сада. Он сформировался как регулярный, с четко выраженной главной осью.
    Композиционные особенности Древнеегипетских садов:
    - регулярный план с осевым симметричным построением композиции;
    - формирование замкнутых пространств;
    - наличие водоемов как неотъемлемой, иногда главной, части сада;
    - использование ритма как композиционного приема;

    8
    - применение аллейных и рядовых посадок;
    - использование экзотов в ассортименте древесных растений.
    Основные элементы сада: пруды; аллеи; виноградники; цветочные клумбы; открытые павильоны; перголы (горизонтальные решетчатые конструкции, увитые растениями).
    Наиболее древними из известных нам Египетских садов были сады при
    храмах Ментухотепов (2160-2000 г. до н.э.) и парк царицы Хатшепсут (1520-
    1500 г. до н.э.)
    Особого размаха строительство садов достигло в период расцвета древней столицы – Фивы. В Фивах строили роскошные виллы,окруженные садами и прудами.
    ДВУРЕЧЬЕ, Ассиро-вавилонская культура (VIII – VI вв. до н.э.)
    Города Двуречья имели прямоугольную в плане форму и были окружены крепостными стенами. В архитектурных композициях применялось поперечное развертывание пространства. Из-за частых затоплений выработался прием строительства на искусственных платформах. По этому принципу сооружались храмы - зиккураты. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую, платформ. Верхняя платформа завершалась храмом.
    Выступающие части платформ озеленяли.
    Этот тип храмовой постройки привел к созданию висячих садов, которые древние греки называли одним из чудес света. Висячие сады Семирамидыбыли расположены в Вавилоне, в Южном дворце на берегу Евфрата. Они были построены около VIII в. до н.э. и расширены царем Навуходоносором II в VI в. до н.э. Учеными были сделаны гипотетические варианты садов.
    Парки Двуречья отличались большими размерами и необыкновенной роскошью. Естественные насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки.При общей регулярности плана сады были поделены на симметричные четырехугольники, но посадки располагались свободно. Парки были украшены большим количеством павильонов. Влияние зиккуратов

    9 сказалось на создании искусственных насыпных холмов в парках, верх которых украшался беседкой.
    Имеются скупые сведения об обширном парке царя Саргона
    II, окружавшем дворец в Дур-Шарукине (VIII в. до н.э.). Там произрастали деревья, вывезенные из других стран.
    В Двуречье применялись определенные ландшафтные приемы:
    - многоуровневая система озеленения (сады на искусственных террасах);
    - искусственные насыпные холмы и террасы, украшенные беседками;
    - первые коллекции растительности (прообраз ботанических садов);
    Композиционные особенности садов и парков Двуречья:
    - регулярная система паркостроения (наличие искусственных террас, осевое построение, органичное включение в регулярную сетку плана города);
    - отсутствие основной продольной оси;
    - асимметричная композиция при общей регулярности;
    - отсутствие планировочно-пространственных центров;
    - замкнутое пространство сада.
    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (XII–I вв. до н.э.)
    Историю древнегреческой культуры принято делить на четыре эпохи: гомеровскую (XII – VIII вв. до н.э.), архаическую (VII – VI вв. до н.э.), классическую (V - IV вв. до н.э.) и эллинистическую (III – I вв. до н.э.).
    Природные и социально-политические особенности этой страны обусловили появление широкого типологического ряда оригинальных архитектурных и ландшафтных объектов.
    Сады и парки
    Частновладельческие сады существовали на всем протяжении рассмат- риваемой культуры;
    Священные рощи – этот тип сложился в Х–VI вв. до н.э. в виде парка, украшенного малыми архитектурными формами и спланированного по определенной системе. Характерными элементами священной рощи были
    нимфея (грот), алтарь для жертвоприношений и ипподром.

    10
    Типы общественных садов классического периода:
    - герооны, посаженные в честь выдающихся людей;
    - философские сады для занятий наукой и спортом под открытым небом;
    - сады для отдыха и развлечений (появились в период эллинизма);
    - общественные сады на городских площадях (начало создания -V в. до н.э.).
    Композиционные особенности садов и парков Древней Греции:
    - регулярная система паркостроения;
    - асимметричная композиция;
    - террасирование рельефа;
    - создание искусственных водных систем (фонтанов, гротов, бассейнов);
    - применение малых архитектурных форм и скульптуры;
    - пространство сада не замкнуто.
    Элементы греческого сада: гроты; крытые дорожки – перголы; скульптура, приспособленная к фону зелени; фонтаны в виде статуй.
    Открытые городские пространства
    В культуре классической Греции веками сохранялся навык видеть объекты по отдельности, не замечая соседства и игнорируя фон. Сдвиг представлений произошел к концу II в. до н.э. Зодчие стали охватывать периметр центральных площадей длинными портиками. Такие колоннады идеально упорядочили пространство (площадь в Милете).
    Плоскостные сооружения
    Театры и одейоны. В греческой культуре большое распространение получили зрелищные сооружения. Они достигали огромных размеров и вмещали все население полиса, при этом отличались исключительной акустикой и оптикой. Греческие театры обладали идеальной связью со свободно обозреваемым ландшафтом и строились на естественном падении рельефа
    (театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре).
    Стадионы с трибунами для зрителей, вырубленными в скале или возведенными на искусственной подсыпке.

    11
    Ипподромы, предназначавшиеся для соревнования колесниц, имели в плане овал, обсаженный рядами деревьев.
    ДРЕВНИЙ РИМ (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
    История Древнего Рима выделяет три периода: эпоха царей (VIII – VI вв. до н.э.), республика (VI - I вв до н.э.), империя (I - V вв до н.э.).
    В римской архитектуре сконцентрировались грандиозность и мону- ментальность в сочетании с рациональной конструкцией и планировкой.
    Сады и парки
    К I в н.э. сформировались следующие типы садов:
    - священные рощи;
    - городские частновладельческие сады или сады-перистили – небольшие, подчиняющиеся планировке дома (дом Веттиев, дом Фавна);
    - городские общественные сады при общественных сооружениях (Марсово
    поле в Риме);
    - сады при виллах и дворцах – хозяйственные, увеселительные, фруктуарии
    (вилла Тускум).
    Специфические приемы садово-паркового искусства Древнего Рима:
    - применение мелиорации и гидротехнических сооружений;
    - активное террасирование склонов.
    Характерные черты садово-паркового искусства Древнего Рима:
    - регулярная система паркостроения;
    - совершенствование приемов античной Греции и создание своих;
    - создание новых типов сада (перистили, ипподромы, сады при виллах);
    - отсутствие композиционного единства сада;
    - подчеркивание основной оси центрального сооружения;
    - расположение лестниц, не подчеркивающих композиционных осей.
    Элементы Римского сада:
    - террасы, окаймленные балюстрадами и соединяющиеся лестницами;

    12
    - цветниковый партерксистос (партер – декоративная композиция на горизонтальной плоскости, решенная как открытое пространство, оформленное газоном, цветником, водоемом, скульптурой);
    - стадий или ипподром – полукруг деревьев, окаймляющий квадратную клумбу (греческий элемент утратил свое назначение как место состязаний);
    - термы, купальни, гроты, фонтаны и бассейны;
    - парковая скульптура.
    Открытые городские пространства
    Планировка многочисленных римских городов восходит к устройству военного лагеря и имеет прямоугольную сетку кварталов. Главные улицы кардо и декуманус, достигающие 20-30 м в ширину, образуют характерный крест.
    Около перекрестка располагается основное общественное пространство – форум. В больших городах они по обеим сторонам обстраивались мощными колоннадами. В этом случае улица, как и площадь, становится торжественным, архитектурно оформленным общественным пространством. Кроме того, римляне подняли на новый качественный уровень благоустройство. Они отделили проезжую часть от тротуара, разработали особый тип мощения улиц
    (улица Колонн в Пальмире).
    Большой вклад в развитие системы организации открытых городских пространств сделан зодчими Древнего Рима. В течение двух веков был сделан комплекс форумов: форум Романум,
    Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна.
    Древнеримские зодчие показали, что любой признак исходной ситуации можно превратить в достоинство новой целостной композиции.
    1.1.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА
    ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (VI – ХV вв.)
    В конце IV в. эпоха античности уступила место феодализму. Наступило время войн и формирования европейских государств. Историю архитектуры средневековья делят на три периода: раннесредневековый (IV - IX вв.), романский (X - XII вв.) и готический (XII -XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражалась на паркостроении, поскольку садово-

    13 парковое искусство, требующее мирной обстановки для своего существования, приостанавливает свое развитие. Небольшие регулярные сады и рощи утилитарного характера выращивали при монастырях и замках, т.е. на относительно защищенных территориях (сад монастыря под Краковом).
    Типология ландшафтных объектов:
    - внутримонастырские сады (клуатры);
    - примонастырские утилитарные и декоративные сады;
    - призамковые утилитарные и декоративные сады;
    - увеселительные рощи.
    Характерные черты и элементы садов европейского средневековья:
    - геометричность планировки;
    - рядовые посадки и стрижка деревьев;
    - применение таких элементов, как лабиринт и дерновая скамья;
    - феодальный тип синтеза искусств.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта