Конспект лекций. Конспект лекций екатеринбург 2012 Конспект лекций по дисциплине составлен
Скачать 0.93 Mb.
|
ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Ключевые понятия и термины: человек, индивид, личность, свобода личности, мера свободы личности, тип личности, социализация личности, каналы социализации. План
Основная литература: 1. Волков, Ю.Г. Социология в вопросах и ответах : учеб. пособие / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М. : Гардарики, 1999. – 374 с. 2. Зборовский, Г.Е. Общая социология : курс лекций / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург : РГППУ, 1999. – 610 с. 3. Некрасова, Н.А. Тематический философский словарь : учеб. пособие / Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов, О.Г. Садикова. – М. : МГУ, 2008. – 164 с. 4. Фролов, С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов. – М. : Наука, 1994. – 256 с. Дополнительная литература: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 1996. – 360 с. 2. Бочкарев, И.А. Проблема личности в социологии / И.А. Бочкарев // Вестник СевКавГТУ. – 2004. – № 1 (11). 2. Зейгарник, Б.В. Теория личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М. : Высш. шк., 1982. – 128 с. 3. Кон, И.С. Личность и социальная структура / Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / И.С. Кон. – М. : Прогресс, 1972. – 392 с. 4. Кон, И.С. В поисках себя : Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 168 с. 5. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с. 6. Штейнер, Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / Е.С. Штейнер. – М. : Наука, 1990. – 250 с. 1. Личность как научная проблема Понятие «личность» применяется для характеристики человеческого существа. Данный термин дает возможность подчеркнуть отличие человека от других млекопитающих. Кроме того, человека от животного отличают следующие особенности: 1. Человек – существо общественное. Ему жизненно необходимо объединяться с себе подобными. С одной стороны это обусловлено естественными, биологическими причинами: человеческий детеныш довольно долго не может ходить, обеспечивать себе пропитание; человек физически не конкурентен со многими видами хищников. С другой стороны – социокультурными причинами: включение человека в общество носит исключительно искусственный характер. 2. Человек – существо мыслящее. Он имеет возможность запоминать факты, строить аналогии. С помощью представлений, понятий и логических процедур он сохраняет, трансформирует, передает и совершенствует опыт своих сородичей. 3. Человек – существо духовное. Он живет в мире своих представлений, воображений, ценностей, правил. Его действия ограничены осознанными или неосознанными стереотипами относительно «должного» и «возможного». Только человек может отказаться, преодолеть инстинкты ради реализации неких идей, ценностей. Например, только человек может отказываться от принятия пищи ради сохранения стройной фигуры. 4. Человек – существо творческое. Он создает разнообразные искусственные продукты для удовлетворения потребностей, присущих его природе. Так, кроме жизненно необходимых вещей: пищи, одежды, жилища, человек создает и предметы искусства. Сложно представить логово волка, украшенное картинами. Именно эти четыре особенности подчеркивают сущностное отличие человека от других животных. Проблема исследования личности является актуальной для многих гуманитарных наук. Условно их можно разбить на три основных уровня: философский, психологический, социологический. В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности, а проблема личности анализируется с трех позиций:
Таким образом, личность в философии, прежде всего, это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, продукт своих собственных сил, способностей, потребностей и интересов. Главная задача – определить место человека в мире. В психологии личность рассматривается как совокупность психических свойств, процессов, отношений, отличающих одного человека от другого. Для психологии потенциалы людей различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качеств каждого человека уникальны, индивидуальны. Главная задача психологического уровня анализа личности – раскрыть внутренний мир каждого человека. Отправной точкой социологического видения личности являются не индивидуальные особенности, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет. Поэтому для социолога личность – это человек в отношениях с обществом и его структурными подсистемами. Еще одним аспектом анализа личности в социологии выступает характер взаимоотношений личности и общества, т.е. исследование общественных процессов через индивидуально-личностное восприятие, через повседневное преломление общества в жизни личности. Главная задача социологического уровня анализа личности – раскрыть личность как отдельный социальный феномен и показать, как она существует в системе социальных отношений. Понятие «личность» тесно связано с понятиями «человек» и «индивид». Говоря о «человеке», мы можем рассматривать его как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное (биологическое), социальное, физическое и духовное. Таким образом, понятие «человек» может рассматриваться как уникальный биолого-социальный феномен, как homo sapiens. Использование данного понятия характерно для философии. Каждый отдельный, конкретный человек – это индивид. Он уникален, неповторим. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель социально-психологических черт: разума, воли, потребностей, интересов. Использование данного понятия характерно для психологии. И лишь индивид является, с социологической точки зрения, отправной точкой формирования личности. И поэтому, личность – это индивид, имеющий свое особое «лицо», личину, это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений. Одной из основных категорий, характеризующих сущность личности, является «свобода». Она дает личности возможность мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями. В решении проблемы свободы личности можно выделить следующие подходы: 1. Фатализм (Сенека, П. Гольбах): свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей, что означает: человек подчиняется природным законам (он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле); он подчиняется и социальным законам (он живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом). 2. Свобода как «познанной необходимости» (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс), где свобода предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними. 3. Абсолютная свобода (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна), где свобода рассматривается как внутреннее и духовное явление и выражает возможность выбора любого решения. 4. Относительность свободы (наиболее популярным в философии XX века), где утверждается, что человек обладает свободой воли, но она не абсолютна, так как люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения. Мера свободы личности определяется: а) конкретной ситуацией; б) особенностями самой личности и ее способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них. Живя в обществе, человек не может быть абсолютно от его изолирован, поэтому «свободно выбирая цели и поведение» индивид всегда должен понимать, что свобода без ответственности и необходимости следования некоторым общественным нормам и правилам невозможна, т.е. свобода личности в обществе всегда ограничена свободой другой личности. 2. Типологии личности Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Это связано с тем, что человек многообразен в своих проявлениях, а социология пытается анализировать типического человека для данного времени и данного общества. Первые типологии личности появились в психологии. К. Юнг в зависимости от направленности выделял:
Другая типология принадлежит Э. Фромму. Он выделял 5 типов личности, основанных на представлении о существовании у человека уникальных экзистенциальных потребностей:
Затем появились типологии личности и в социологии. Типология Р. Дарендорфа базируется на совокупности качеств человека, выражающих смысл и природу данного общества:
Еще одна известная социологическая типология личностей Р. Мертона, в основу которой положено отношение к целям и ценностям общества и средствам их достижения:
3. Социализация личности Обычно в социологии встречается словосочетание «социализация личности», хотя более точно говорить «социализация индивида», поскольку социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. И именно в результате социализации индивид становится личностью. В структуру социализации включаются:
Процесс социализации продолжается всю жизнь, однако на различных этапах жизни человека ее содержание и направленность могут меняться. Выделяют первичную социализацию – процесс формирования зрелой личности, усвоение общих норм и правил поведения в обществе. Вторичная социализация – процесс освоения личностью специфических ролей и функций когда человек доучивается, переучивается, меняет статусы. Вторичная социализация предполагает десоциализацию, т.е. отказ от ранее усвоенных норм и правил поведения, и ресоциализацию, т.е. принятие новых норм и правил поведения. Социализация происходит через каналы, институты социализации: семью, группы сверстников и друзей, образование (от детского сада до университета), средства массовой информации, трудовые коллективы, церковь и т.д. ТЕМА 9. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА Ключевые понятия и термины: культура, деятельностный подход, аксиологический подход, семиотика, игровая концепция культуры, ценности, нормы, традиции, обычай, обряд, ритуал, культурные универсалии, культурная компетентность, социализация, инкультурация, культурная идентичность и идентификация. План
Основная литература: 1. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России) : От прошлого к будущему. Т. I / А.С. Ахиезер. – Новосибирск : «Сибирский хронограф», 1997. – 804 с. 2. Вишневский, Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования / Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2009. – № 4. 3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. : пособие для студентов вузов / Б.С. Ерасов. – М. : Аспект-Пресс, 1994. – Ч. 1. – 379 с.; Ч. 2. – 240 с. 4. Попов, Е.А. Что изучает социология культуры / Е. А. Попов // Социологические исследования. – 2011. – № 1. 5. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М. : Логос, 1998. – 280 с. 6. Каган, М.С. Культура. Философия. Искусство / М.С. Каган, Т.В. Холостова. – М. : Знание, 1988. – 64 с. 7. Коган, Л.Н. Социология культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург : УрГУ, 1992. – 120 с. Дополнительная литература: 1. Давыдов, Ю.Н. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь / Ю.Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. – М. : Наука, 1980. – 264 с. 2. Ешич, М.Б. Культура в системе общества / М.Б. Ешич // Культура в общественной системе социализма (теоретические и методологические проблемы). – М. : Наука, 1984. – 256 с. 3. Коган, Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург : УрГУ, 1993. – 143 с. 4. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М. : Мысль, 1984. – 252 с. 5. Комаров, М.С. Введение в социологию / М.С. Комаров. – М. : Наука, 1994. – 317 с. 6. Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений / З.В. Сикевич. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А.,1999. – 203 с. 7. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Личность / П. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992. – 543 с. 8. Хейзинга, Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. – М. : Айрис-Пресс, 2003. – 486 с. 9. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец. – Екатеринбург : УрГУ, 2002. – 124 с. 1. Культура как социальное явление В самом названии темы «Общество и культура» заключается указание на некое противоречие между социумом и культурой. Общество – это среда, которая формирует человека как «социальное существо». Культура – это сфера, в которой происходит самоосуществление – самоактуализация и самореализация человека. На вопрос о границах культуры и ее месте в общественной системе ответить не просто. Очень популярно в обыденном сознании понимание культуры как системы различных «культурных учреждений» – театров, кинотеатров, библиотек, музеев и т. п. Конечно, такой узко отраслевой подход имеет право на существование и определенный смысл, однако не «схватывает» сущность культуры. Культура не может быть вне общества, она находится не в какой-то его части или сфере. Культура пронизывает все социальные связи и отношения. Она подобны воздуху, который заполняет все социальное пространство и проникает во все социальные организмы. Не будем останавливаться на вопросе о том, сколько существует определений культуры и каково их содержание. Об этом достаточно написано в научной литературе. Приведем лишь общую классификацию подходов к исследованию культуры, в рамках которых формируются те или иные определения. На протяжении многих веков культура была предметом напряженных размышлений, однако в рамках религиозной, философской или этической мысли. Только в XIX в. появились собственно культурологические работы – по теории и философии культуры. Сложился ряд концепций культуры и в соответствии с ними – различные подходы к ее определению. В XIX веке культура рассматривалась: как умственная, нравственная, религиозная жизнь человечества, общественная подсистема, охватывающая все стороны общественной жизни: экономику, социальную жизнь, государство, религию, искусство и др. В XX в. сложился плюрализм мнений относительно сущности культуры. Некоторые подходы берут свое начало в XVIII и XIX вв. Основы деятельностного подхода к культуре заложил Г. Гегель, который рассматривал культуру как систему деятельности, направленной на освобождение человека. Эта система включает в себя все виды и сферы человеческой активности. Современные сторонники деятельностного подхода определяют культуру как деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей. Г. Риккертом и В. Виндельбандтом был разработан аксиологический, или ценностный, подход к культуре. Г. Риккерт считал культуру тем, что непосредственно создал человек для достижения своих целей. Все вещи, созданные человеком, обладают для него ценностью, следовательно, культура – это сфера ценностей. Современные исследователи, придерживающиеся ценностного подхода, трактуют культуру как сумму материальных и духовных ценностей, однако не рассматривают процесс их создания и самого субъекта деятельности – человека. Другие интересные подходы были разработаны зарубежными и отечественными учеными. Семиотический подход разрабатывала тартуско-московская научная школа и такой видный ее представитель, как Ю. Лотман. Семиотика – это наука о знаках. Культуру с позиций данного подхода нужно рассматривать как комплекс знаковых систем. Например, язык, искусство, мифология, система дорожных сигналов, карточное гадание, различные ритуалы, кино – это целостные знаковые системы, обладающие собственными кодами, с помощью которых шифруются смыслы культуры. Человеку для осуществления той или иной деятельности необходимо либо кодировать, либо декодировать различные знаковые системы. Любой предмет, явление (картина, костюм, ритуал дарения букета) являются закодированными в знаках текстами, в которых содержится некая информация (о статусе человека, его намерениях, ценностях эпохи и т.д.). Люди одной культуры владеют культурными кодами и легко понимают транслируемые им тексты. Сложнее обстоит дело тогда, когда человек не принадлежит данной культуре и не владеет ее кодами. Тогда общение с другим человеком происходит на разных языках и люди не понимают друг друга. Игровую концепцию культуры разработал Й. Хейзинга. В своей работе «Homo Ludens» («Человек играющий») нидерландский ученый рассматривает культуру как сферу и форму игры. Игра, по мнению Й. Хейзинги, – родная стихия человека. С детства и до конца своей жизни человек играет, различны только формы и масштабы его игровой деятельности. Вспомним знаменитые шекспировские строки: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». В «нежном» возрасте – это игра «в дом», с куклами и машинами, в зрелом возрасте – это политические игры. Даже война является формой игры со своими правилами и ритуалами. В какие бы игры ни играл человек, все они позволяют реализовывать различные варианты поведения. Игровая концепция культуры лежит в основе книги М.М. Бахтина «Карнавальная культура Средневековья». В ней русский философ показывает, что карнавал с его переодеваниями, масками, временной сменой социальных ролей (принц мог стать на время нищим, бедняк переодеться в костюм короля, матрона – в костюм публичной женщины и пр.) способствует снятию социальной напряженности, выходу эмоций. Не менее интересна и художественная интерпретация игровой концепции культуры в романе Дж. Фаулза «Волхв». Плодотворным стал социологический подход (немалый вклад в его разработку внесла уральская школа социологии и культурологии). Культура – это система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности. Культура рассматривается через призму человеческой личности и трактуется как мир духовной, физической, материальной жизни человека. Определения культуры, которые легли в основу исследовательской методологии различных ученых во второй половине XX в., можно классифицировать в рамках нескольких исследовательских подходов (табл. 9.1) Таблица 9.1 Классификации определений культуры в работах М.С. Кагана и М.Б. Ешича
Укажем на то, что большое количество дефиниций говорит о сложности явления, которое они описывают. Культура многогранна. Более того, правомерно говорить не только о культуре (в этом случае мы говорим о качестве, уровне человеческой деятельности), но и о культурах, которые существуют в обществе и носителями и создателями которых являются различные социальные группы. Развитие современной культуры характеризуется двумя тенденциями, осуществляющимися одновременно, – тенденцией к унификации, нивелированию межкультурных различий вследствие глобализации и тенденцией к дифференциации культуры. Последнее означает ее дробление, появление самобытных культурных и субкультурных образований. Нужно отметить, что дробление культуры – естественный путь развития всех сложных систем, в том числе физических и социальных. «Из одного – многое», «единство в многообразии» – такова суть исторического развития культуры как социального явления. Характерным примером этого процесса является формирование субкультурных образований. Современная молодежная культура не представляет собой целостности. Ее образуют такие субкультуры, как хиппи, эмо, готы, ролевики, байкеры, рэперы, райверы, растаманы и др. Не меньшим многообразием характеризуется сфера профессиональной деятельности. Мы можем говорить о субкультуре врачей, менеджеров, педагогов, «айтишников», военных, включающих профессиональный сленг, корпоративные нормы поведения, символику, представления о смешном и пр. Культура дробится не только по горизонтали, но и по вертикали: каждый социальный класс, слой или страта отличаются по ценностным ориентациям, образу жизни, менталитету. Например, исследователи уверенно говорят о субкультуре нищих, бомжей и субкультуре высокопоставленных чиновников. И первые, и вторые, и третьи имеют свои модели и кодексы поведения, символические признаки. Особого внимания заслуживает такое социальное явление, как актуальная культура. Она включает реально функционирующие в обществе в актуальный момент времени ценности и модели поведения. Понятие актуальной культуры отражает «живой» культурный процесс. В структуре актуальной культуры можно выделить «вечные» общечеловеческие ценности, существующие, как правило, в различных формах национальной культуры, и непрерывно меняющийся слой, называемый «культурным потоком». Трудно порой предсказать, что из этого потока приобретет значение непреходящего и что будет актуальным из классики на следующем этапе развития общества. Каждый человек принадлежит сразу нескольким культурам. И каждая из них позволяет человеку раскрыть в той или иной мере свои возможности и потенциал. В то же время в выражении «культура и человек» также кроется противоречие. С одной стороны, только в культуре и только с помощью культуры возможно надприродное существование человека. С другой стороны, культура регулирует, ограничивает его деятельность посредством норм, табу, правил (культура – нормативная система). В этом проявляется репрессивная функция культуры. Она также необходима хотя бы для того, чтобы деятельность людей не была деструктивной и чтобы было возможным сосуществование людей, их совместная жизнь. 2. Структура культуры В отношении сущности культуры, как мы увидели, не существует единого мнения. Также не существует его в отношении структуры культуры. Рассмотрим гуманитарный подход к структуре культуры, согласно которому выделяют три блока – когнитивный, поведенческий и праксеологический. Такое деление условно, поскольку все структурные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Рассмотрим более подробно содержание данных блоков. Содержание когнитивного блока культуры. Знания, умения и навыки формируют образовательный потенциал индивида и социальной группы. Приобретение знаний, умений, навыков начинается с раннего детства, продолжается в учебных заведениях и после включения человека в трудовую деятельность. Образовательный потенциал должен соответствовать требованиям культуры общества и обеспечивать эффективную реализацию социальных функций. Знания, умения, навыки составляют основу культурной компетентности личности. Систематизированные знания, умения, навыки формируют адекватную картину мира. Мировоззренческие парадигмы, идеалы и убеждения входят в структуру мировоззрения, которое выполняет функцию систематизации знаний, умений, навыков в системе культуры. Мировоззрение, во-первых, является духовной, смыслообразующей основой деятельности. Во-вторых, служит механизмом, обеспечивающим идентификацию и консолидацию социальных групп, поскольку его формирование связано с осознанием индивидом общих с той или иной социальной группой интересов. Ценности и ценностные ориентации являются смысловым ядром культуры, продуцируются сознанием социальной группы и формируются исторически. В широком смысле ценности можно трактовать как значимость явлений и предметов действительности с точки зрения их способности удовлетворять потребности индивида или группы. В более узком понимании ценности – это нравственные и эстетические императивы, выработанные культурой в ходе ее исторического развития. Ценности служат основанием для различных культурных норм и стандартов поведения, но в отличие от них не предписывают, а только указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться. Например, ценности содержат представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба, любовь и т. д. Ценности – это эталон, идеал для людей, отступление от них осуждается и наказывается обществом. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи ввели понятие ценностные ориентации. Оно характеризует индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат обществу или группе, то ценностные ориентации – индивиду. Для формирования стройной системы ценностей, а также для ее изменения требуется больше времени, чем для накопления и модернизации знаний, умений и навыков. Поэтому ценности культуры изменяются медленно. Тем не менее в структуре ценностной подсистемы наряду с традиционными, «консервативными» можно выделить ситуативные ценности, связанные с явлениями современной жизни. Каждая социокультурная группа формирует свой «набор» культурно и социально значимых качеств личности, специфика которых зависит от содержания деятельности. Для бизнесмена, менеджера – это предприимчивость, умение идти на риск, организаторские способности. Для инженера – внимательность, пунктуальность. Для русского человека – щедрость, скромность, для американца – активность, открытость, общительность. Содержание поведенческого блока культуры. Нормы – это правила поведения, стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Нормы складываются в результате практики на основе представлений о должном, допустимом, ценном и являются отражением тех социальных отношений, которые сложились в данном обществе. Человеческая деятельность регламентируется правовыми, этическими, эстетическими, административными и другими видами норм. Все нормы имеют характер потенциального. Реальными регуляторами поведения и деятельности они становятся благодаря интериоризации их индивидом. Усвоение нормативных критериев связано с освоением человеком набора социальных ролей. Их содержание составляют требования и ожидания общества по отношению к представителям группы. Нормы могут быть формализованы в различных нормативных документах – уставах, кодексах, законах. Не менее важную роль играют нормы, бытующие в виде обычаев, традиций, то есть неформализованные нормы. Разновидностью культурных норм являются нравственные нормы, или нравы, – принятые в обществе правила, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Примером нравственных норм может служить Нагорная проповедь Христа. Нравственные нормы имеют моральное значение. Они получили идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Наказание нарушителей нравственных устоев более суровое, чем наказание нарушителей обычаев. Нравственным нормам должно следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества, их нарушение нежелательно. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм служат для регулирования процессов, постоянно возникающих в ответ на наиболее значимые потребности общества. Примером могут служить функционирование семьи, обучение школьников. Такие элементы культуры называют институциональными нормами. В отличие от нравственных институциональные нормы тщательно разрабатываются. При этом устанавливаются правила следования им. Каждый социальный институт имеет свою нормативную базу. Разновидностью институциональных норм выступают законы, или правовые нормы. Они являются установленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения. Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке и требующий безусловного подчинения. Законы возникают на основе объединения и реорганизации нравственных норм. По своей сути законы – это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Деонтические представления служат основой социальных и культурных норм. Это представления об идеале, в котором выражены реальные потребности общества. В культуре формируются образцы, модели, «мировые стандарты», до которых возвышается деятельность отдельных людей. Степень усвоения деонтических представлений характеризует включенность индивида в группу, уровень его культуры. Ожидания также выступают элементами системы регуляции социального поведения и представляют собой ожидания со стороны общества соответствующих его нормам и принципам действий от личности. С помощью нормативной системы культуры эти требования и ожидания передаются от общества группе, от группы к индивиду. Обычаи – это исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение стереотипные формы социальной деятельности. К обычаям относятся табу, или запреты. Какой бы разнообразной ни была социальная жизнь, ее движение подчинено определенному ритму. В результате такой ритмизации социальная действительность дробится на повторяющиеся ситуации. Люди отбирают и накапливают набор образцов поведения, которые позволяют членам общества наилучшим образом взаимодействовать с окружающей средой и людьми. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, его повседневной, обыденной культурой, коллективными привычками. Таким образом, совершение стереотипных действий в подобных повторяющихся обстоятельствах и регламентирует обычай. Обычай – от слова «обычно», «так делают», «чаще всего делают» – это исторически сложившийся образец поведения, который тиражируется в определенных ситуациях. Новые поколения принимают обычаи частично путем бессознательного подражания, частично – путем сознательного обучения. Каждое новое поколение выбирает из привычных общественных способов жизни то, что ему кажется необходимым для жизни. Формы обычаев разнообразны. Например, в профессиональной культуре в этом качестве могут выступать профессиональные праздники, специфические формы профессионального взаимодействия (соревнования и пр.). Обычаи касаются элементарных норм поведения: как сидеть, есть, вести себя с женщинами или мужчинами. Как элемент культуры обычай служит средством самореализации индивида, приобщения его к социокультурному опыту группы. Он также служит формой социального контроля и способом поддержания групповой сплоченности, существующих социальных отношений. Обряды – практическое воплощение обычая, его реализация. Обряд – это стереотипный образец поведения. В отличие от обычая, который утилитарно направлен и ведет к конкретным результатам, обряд менее целенаправлен и более символичен. Ритуалы существуют наряду с обычаями в культуре, канонизируют систему действий, установленных обычаем. Ритуал – это тоже форма обряда, но в отличие от него, ритуалы связаны с фундаментальными событиями в жизни людей (свадьба, похороны). Большинство обрядов имеют повседневный характер, а ритуалы торжественный. В отличие от обычая ритуал символичен по своей природе. С помощью вербальных и жестовых знаков в ходе совершения ритуала воспроизводится связь индивидов и социальной группы с наиболее значимыми для них ценностями, институтами, историческими событиями, людьми. Культурная заданность ритуала – воспроизвести в единичном действии то, что вечно и незыблемо, и приобщить индивида к жизни коллективной. Кроме того, ритуалы – частное проявление эстетического восприятия действительности, которое присуще субъекту культуры. Как игровые элементы культуры обряды и ритуалы праздничны и приносят удовольствие. Традиции являются показателем вертикальной оси времени. С их помощью осуществляется гармонизация отношений между разными поколениями одной группы, социальный опыт передается из прошлого в настоящее и будущее. Традиция – это механизм воспроизводства, передачи из поколения в поколение культурных норм и элементов: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Традиции можно рассматривать как укоренившиеся в характере народа способы относиться к чему-либо, думать о чем-либо и делать что-либо определенным образом. Традиции (и традиционность) придают жизни людей устойчивость, в то время как творчество обеспечивает развитие. С одной стороны, традиции являются механизмом культурной регуляции поведения, и их с полным правом можно отнести к поведенческому блоку культуры. С другой стороны, традиции выступают в виде идей, взглядов, ценностей и могут быть отнесены к когнитивному блоку культуры. В основе обычаев и традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Традиции могут быть универсальными и локальными. Культурные универсалии – это традиции, распространенные во всем мире. Локальные – традиции, присущие только одному обществу, которому они придают культурное своеобразие. Традиции передаются, во-первых, через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), а во-вторых, через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, благодаря системе символических текстов (например, мифологии) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство элементов культуры передавались через традицию. Поэтому культуру данного типа общества называют традиционной. В современном обществе механизмами передачи традиций являются СМИ, библиотеки, система образования. Если традиция существует десятки и сотни лет, она превращается в социальный институт. В социологии традиция трактуется как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Таким образом, еще одной функцией традиции является узаконивание, оправдание социальных практик. Мотивационные механизмы – это прежде всего потребности и интересы, а также мотивы поведения человека. Например, мотивы овладения богатством социального опыта группы, мотивы выбора профессии служат «ключом» к раскрытию сущности и специфики культуры. Нормативную систему культуры составляют обычаи, нравы, законы. Манеры, этикет, кодексы также входят в нее, но в качестве дополнительных элементов. Нормативные элементы культуры выполняют ряд важных функций. Во-первых, они обеспечивают людей наиболее эффективными моделями поведения, отношений и взаимодействий. Во-вторых, служат основой интеграции, сплочения группы и общества, формируя условия для осуществления совместной деятельности. Содержание праксеологического блока культуры. Праксеологический блок образован институтами, которые выступают средством самоорганизации культуры. К ним относятся образование, наука, право, религия, мораль, искусство и др. Институты культуры по-разному включены в межкультурные коммуникации. Например, религиозные институты, несмотря на декларацию терпимости к другим конфессиям и сотрудничества с ними, остаются в ситуации конкуренции и ограниченно реализуют межкультурные контакты. Право в основном ориентировано на римскую традицию. Кроме того, международное право признано не всеми странами, что сужает деятельность международных правозащитных организаций и, следовательно, регулятивную функцию межкультурных коммуникаций. А вот наука и искусство, напротив, имеют интернациональный характер и способствуют интенсивным контактам. 3. Роль культуры в жизни общества (функции культуры) Функции – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, обеспечивая коллективный характер их жизнедеятельности. 1. Формирование типа личности – основная социальная функция культуры. Она реализуется в ходе социализации (или инкультурации). Социализация – это интеграция личности в общество путем усвоения значений, норм, образов, ценностей, существующих в нем. Благодаря социализации формируются способ мышления и мировоззрение, образ и стиль жизни, нравственные и эстетические установки человека. В ходе социализации формируется тип личности, характерный для данного общества. Совершенствуя свою личную культуру, человек одновременно развивает свой интеллектуальный и нравственный мир. Так наряду с социализацией происходит индивидуализация человека. Культура позволяет человеку осуществить себя как личность, найти свой индивидуальный «почерк» в деятельности, почувствовать свое неповторимое «Я». По смыслу понятие инкультурации аналогично понятию социализации. Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им норм, моделей поведения, сформировавшихся в данной культуре. Термин возник в американской культурной антропологии, введен М. Херсковицем в работе 1948 года (аналогичный по смыслу термин «культурализация» введен К. Клакхоном). Понятие инкультурации не получило широкого распространения. В центре внимания американских исследователей была культура, а не общество (в отличие от английской социальной антропологии), поэтому термин «социализация» казался им недостаточным для описания процессов усвоения культуры. В узком смысле под инкультурацией понимают усвоение норм и ценностей культуры ребенком. В широком смысле инкультурация означает усвоение культурных паттернов (образцов) любым человеком независимо от возрастных рамок. Часто данное понятие применяется для описания процессов адаптации иммигрантов к новым культурным условиям, в рамках исследований культурного контакта и культурного изменения. 2. Функции интеграции и идентификации. Культура вырабатывает механизмы и основания для обеспечения устойчивых форм совместной деятельности и группового существования. Таковыми являются единые для представителей социальной группы цели и идеалы, общие интересы и потребности. Важным способом консолидирования социальной группы становится развитие ее самосознания, понимания своих целей, места и значения в обществе. Признак хорошо интегрированной группы – появление так называемого корпоративного духа, чувства солидарности личности с группой, стремление к самовоспроизводству. Результат развития самосознания группы – формирование системы значимых образов (индивидуального «Я» и группового «Мы»), которые служат основой для личностной и групповой культурной идентификации. Культурная идентичность – это представление человека о своем Я. Идентификация – отождествление себя с определенной культурной группой, традицией. Существуют маркеры культурной идентичности – признаки, позволяющие различать «своих» и «чужих». Утрата или изменение человеком идентичности связаны со сменой условий социокультурной среды. Это может быть вызвано миграцией, трансформацией культуры, духовным кризисом внутри человека и другими факторами. Утрата идентичности выливается в такие явления, как маргинализация, отчуждение, ролевой конфликт и т.д. В периоды системного кризиса общества изменение культурной идентичности принимает массовый характер и может иметь как негативные последствия (утрата психосоциальной целостности, равновесия общества, культурной группы), так и позитивные (формирование новой идентичности, соответствующей новым ценностям, традициям, социальным ролям). 3. Коммуникативная функция. Необходимым условием успешного взаимодействия и взаимопонимания людей является обеспечение коммуникации внутри общества, между различными его группами, между различными обществами. Общение, обмен информацией, опытом жизненно необходимы человечеству. Коммуникативная функция культуры осуществляется посредством специфического языка, символики, образов. Материальными носителями данной функции являются тексты (письменные, аудиовизуальные), средствами – современные электронные средства связи и т. п. За выполнение данной функции отвечают такие институты культуры, как библиотеки, СМИ, музеи, архивы. 4. Функция познания, производства новых знаний, норм, ценностей. В культуре действует сложная многоуровневая система производства новых знаний, норм и ценностей. Приращение знаний некогда происходило в основном опытным путем, с помощью экспериментальных действий. В современном обществе эту функцию осуществляет институт науки (отраслевые науки), хотя некоторые виды культуры по-прежнему «наращивают» свой «интеллектуальный потенциал» опытным путем. Создание новых ценностей и норм обусловлено необходимостью проектирования и регулирования деятельности в соответствии с вновь складывающимися общественными потребностями. Источником новых ценностей являются социокультурные, экономические изменения и происходящая вслед за ними трансформация сознания людей. Культурные практики служат источниками новых знаний, норм, ценностей. На различных уровнях взаимодействия (межличностном, межгрупповом), в различных сферах культуры (образование, наука, экономика, военное дело) происходит передача различных элементов культуры или обмен ими. 5. Аксиологическая, или оценочная, функция. С позиций той или иной культуры осуществляется оценка явлений окружающей жизни. Для осуществления эффективных межкультурных контактов важно помнить, что ценности культуры релятивны, относительны, что позволяет адекватно оценить явления только с позиции той культуры, в которой они возникли. 6. Нормативная функция культуры. Как уже говорилось, в культуре формируются различные нормы, требования, табу, действующие в отношении той или иной деятельности человека – бытовой, профессиональной, общественной и т. д. Нормативная система культуры отражает экспектации (ожидания) общества в отношении поведения человека. Как видим, культура полифункциональна. И главная функция культуры – человекотворческая. Культура задает параметры и рамки человеческой жизнедеятельности, определяет ее уровень и качество. Ограничивая человека, тем не менее она дает возможности преодолеть ограниченность человеческой природы, заданную биологическими законами, и обрести поистине человеческий смысл жизни. |