Конспект лекций по психологии. Конспект лекций по дисциплине индивидуальное и семейное консультирование
Скачать 236.39 Kb.
|
Тема 2. Гуманистическое направление в индивидуальном и семейном консультировании План Основные теоретические положения Клиент-центрированный подход К. Роджерса Экзистенциальный подход И. Ялома, Р. Мэя. Логотерапия В. Франкла Основные теоретические положения Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора. Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям. Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека. Человек целостен по своей природе. Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы. Наиболее известные подходы в рамках данного направления Клиент-центрированный подход К. Роджерса Экзистенциальный подход И. Ялома, Р. Мэя Логотерапия В. Франкла Клиент-центрированный подход К. Роджерса С точки зрения последователей этого подхода, все люди наделены врожденной тенденцией к актуализации себя, что проявляется в стремлениях: к все большей адаптации в окружающей среде, к развитию и усложнению своей внутренней организации. Все люди также наделены врожденным и уникальным потенциалом, который каждый человек призван реализовывать в процессе актуализации себя. На определенном этапе своего развития все люди сталкиваются с мнениями и оценками окружающих. Мнения и оценки окружающих для людей очень важны. На их основе формируется внутренний рабочий орган самоконтроля - самооценка. Налицо вероятность внутренних конфликтов между тенденцией к актуализации себя и реальными или ожидаемыми оценками окружающих, ограничивающими поле возможного личностного роста. Зачастую мнения и оценки окружающих направляют человека в сторону от реализации своего врожденного и уникального потенциала, в сторону от актуализации себя. Если человек чересчур ориентирован на мнения и оценки значимого социального окружения в ущерб тенденциям, связанным с актуализацией себя, то он может получить невроз. Цель работы с клиентом в рамках клиент -центрированного подхода. Клиент в своей повседневной жизни должен меньше ориентироваться на мнения и оценки ближайшего социального окружения, а больше ориентироваться на свои врожденные тенденции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более глубокой адаптации в окружающей среде. К. Роджерс выделил и описал три необходимых условия, которым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении вышеописанной цели : Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Консультант эмпатически воспринимает клиента. Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент - центрировэнного подхода Вербализация. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Акцентирование эмоций. Для того, чтобы помочь людям научиться больше принимать сначала себя, а потом и окружающих, в рамках клиент-центрированного подхода была разработана следующая процедура. Предлагается заполнить таблицу, в которой содержатся личностные определенные характеристики. Клиент должен отметить, какие из них относятся к реальному Я, социальному Я, идеальному Я. После заполнения таблицы клиенту предлагается обвести те прилагательные, где возникают возможные расхождения между столбцами. Это возможные моменты неконгруэнтности в его жизни. С клиентом далее обсуждаются следующие вопросы: Не кажется ли Вам, что некоторые из Ваших пожеланий нереалистичны? Нет ли оснований полагать, что Вы могли бы изменить некоторые из целей, которые предполагаются Вашим идеальным самоописанием? Есть ли для этого причины? Можно работать небольшими группами, обсуждая свои несоответствия, или завести дневник, отмечая в нем то, что с ними связано. В группе можно разыгрывать в ролях личность, представленную в одной из колонок, чтобы помочь человеку посмотреть, как он будет чувствовать себя в одной из выявившихся структур своего представления о себе. Семью К. Роджерс рассматривал как аналог группы встреч. Основным фактором, объединяющим людей в семью, является потребность в клиент-центрированном общении с близким человеком. В современном обществе успешность брака должна в значительной степе зависеть от того, насколько супруги способны в своей семейной жизни играть друг по отношению к другу роль клиент-центрированного терапевта. Роль семейного терапевта становится чрезвычайно значимой, ведущей в современной семье. От способности супругов выполнять в семье эту роль зависит также и то, насколько в их семье реализуется такая важная функция, как создание условий для развития личности всех членов семьи. Применительно к задаче родительства К. Роджерс описал модели хорошо функционирующего родителя и плохо функционирующего родителя. Хорошо функционирующий родитель обладает высоким уровнем самопринятия. Это позволяет ему принимать и своих детей, организмически оценивать их. Организмическое оценивание предполагает, что родитель, выдвигая требования по отношению к своему ребенку, исходит из потребностей его уникальной внутренней организации. На противоположном полюсе будет стоять выдвижение условий ценности по отношению к ребенку. Плохо функционирующий родитель характеризуется низким уровнем принятия себя. Это значит, что многого этот человек в себе не принимает, следовательно, он не может многого принять и в своем ребенке, ориентироваться при его воспитании на потребности его внутренней организации. Такой родитель выдвигает по отношению к своему ребенку много условий ценности. Начинать работу с таким родителем следует с действий, направленных на увеличение уровня принятия себя. Экзистенциальный подход И. Ялома, Р. Мэя Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат. - выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование - не статический процесс, а динамический, т.е. рост — связано с возникновением и становлением. В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие. В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы. Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути развития. Деструктивный путь — многочисленные формы психологических защит от этих данностей. Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их перерождению, иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию. Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком. Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладания с тревогой, которую вызывает ситуация. Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией. Данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу Смерть. Свобода. Изоляция. Бессмысленность как отсутствие ощущения смысла у людей. Выделяют два типа механизмов деструктивной психологической защиты от тревоги, связанной с основными экзистенциальными беспокойствами: обычные, которые работают независимо от источника тревоги; например, проекция, отрицание; специфические от каждого из четырех экзистенциальных беспокойств, которые поддерживаются целыми культурами. Специфические механизмы психологической защиты от основных экзистенциальных беспокойств От тревоги, связанной со смертью, люди защищаются верою в свою особенность, собственное бессмертие и неприкосновенность; верою в земного спасителя, который придет на помощь в последний момент. Такими спасителями могут быть народный целитель, знахарь, известный врач. От тревоги, связанной со свободой, люди защищаются посредством следующих форм активности, которые помогают человеку избежать осознания ответственности за собственную жизнь: •компульсивность (серийное поведение); •перенос ответственности на других людей; •изображение себя невинной жертвой; •уклонение от автономного поведения. От тревоги, связанной с изоляцией, люди защищаются тем, что перестают относиться к другим, как к самим себе; •начинают манипулировать ими, использовать их для удовлетворения своих потребностей; •начинают использовать окружающих для самоутверждения в глазах других и в собственных глазах; •подчиняют себя другим, идут на слияние с другим индивидуумом или группой; •компульсивная сексуальность, когда с другими общаются как, с объектами, а не как с людьми. От тревоги, связанной с бессмысленностью, люди защищаются через следующие виды компульсивной деятельности: •с маниакальным упорством добиваются денег, удовольствия, власти, признания, статуса; •совершают просто какую-либо деятельность - участвуют в разных кампаниях, которые поглощают время. От тревоги, связанной с бессмысленностью существования, люди защищаются также через нигилизм. При этом человек также отвергает наличие каких-либо критериев истины, общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, формы общественной жизни, религиозность. Эта позиция в значительной степени публична: человек отвергает не просто, а напоказ, как бы просит, чтобы его остановили, чтобы ему показали, что и почему отвергать не следует. Принципы и методы работы с клиентом В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных со смертью, его стараются подвести к такому углубленному осознанию смерти, которое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для личностного роста. Клиенту стараются помочь осознать, что существование не может быть отложено. Его побуждают к тому, чтобы осуществлять мудрый подсчет полученных от жизни счастливых даров. Для этого используются следующие методические приемы: Самораскрытие психолога-консультанта. Оно может принимать следующие формы: •Рассказ клиенту о собственных попытках примириться с предельными экзистенциальными беспокойствами. •Донесение до клиента мыслей и чувств, которые испытывает консультант «здесь и теперь» по поводу проблем клиента. •«Дозволение терпеть» — до клиента доводится, что тема смерти - типичная и поощряемая, нужная тема в отношениях психолога с клиентом. При этом важно, чтобы сам консультант не боялся этой темы. Идентификация механизмов психологической защиты. Для клиента делают явной информацию о тех механизмах психологической защиты, которые он использует. При этом оказывают ему помощь в осознании их наивности. Работа с напоминаниями о недолговечности (бренности) существования. Клиента настраивают на знаки смертности, которые являются частью нормальной жизни. Использование вспомогательных средств для углубления осознания смертности: •Клиента побуждают написать свой некролог (статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности). •Клиенту предлагают пофантазировать на тему смерти: где и когда клиент встретит смерть, как пройдут похороны. •Клиента побуждают к общению с неизлечимо больными людьми, наблюдению за их поведением. Клиента поощряют к восстановлению более строгого контроля над теми аспектами жизни, на которые он может влиять. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных со свободой, клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь с помощью следующих методических приемов: Идентификация механизмов психологической защиты. Клиенту разъясняют сущность психологических защит, ставят лицом к лицу с ответственностью за собственные несчастья через следующие действия: •Когда клиент жалуется на собственные несчастья, его спрашивают, как он создал данные ситуации. •Если клиент принижает других людей, ему указывают на его собственные подобные черты. •Консультант фиксирует внимание клиента на том, что он использует язык уклонения от ответственности - говорит «Я не могу» вместо «Я не хочу». Идентификация уклонения от ответственности «здесь и теперь». Обращают внимание клиента на его поведение «здесь и теперь», определяющее проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни. Столкновение с реалистичными ограничениями. Клиенту помогают определить, на какие области он может влиять, а на какие не может. Противостояние экзистенциальной вине. Клиента ориентируют на то, чтобы жить по совести, когда он поступает против нее. Освобождение способности желать у клиента с заблокированными аффектами. Это делается с помощью вопросов: «Что вы чувствуете?», «Что вы хотите?». Фасилитация принятия решений. Клиент подчас парализует свою способность принимать решения посредством фраз, начинающихся словами «Что, если...». Например: «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую? » Консультант помогает клиенту исследовать разветвления каждого вопроса «Что если...» и анализировать чувства, которые инициируются этими вопросами. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных с изоляцией, ему помогают противостоять этим беспокойствам с помощью следующих приемов: Столкновение клиента с изоляцией. Клиенту помогают понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений. Иногда рекомендуется побыть в изоляции, чтобы осознать масштабы своих скрытых ресурсов, ужас одиночества, свое мужество. Идентификация механизмов психологической защиты. Идентификация межличностной патологии. Определяются способы уклонения клиента от реальных отношений с другими. При этом обсуждаются следующие вопросы: •Насколько клиент относится к людям, как к объектам, служащим для удовлетворения его желаний? •Насколько хорошо он умеет любить окружающих людей? •Насколько хорошо он умеет выслушивать собеседников и раскрывать себя? •Каким образом он удерживает людей на расстоянии? Использование отношений консультант-клиент с целью выявления патологии. Консультант учит клиента азбуке языка интимности. Исцеляющие отношения на высоком уровне интимности. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных с недостатком смысла в жизни, используются следующие приемы работы: Переопределение проблемы. Утверждается, что когда люди жалуются, что смысла нет, они по сути не могут его найти. Утверждается, что люди скорее придают смысл чему-либо, чем получают его в готовом виде. Таким образом, люди ответственны за создание собственного смысла. Идентификация видов психологической защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью. Клиенту оказывается содействие в его более активном участии в жизни. Выявляются препятствия в разных сферах, которые мешают ощущению смысла, они удаляются. Логотерапия В. Франкла Фундаментальная мотивационная сила в людях - это стремление к смыслу. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. В рамках логотерапии одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой выбора из реалистичных возможностей (как прожить предстоящий час). Каждая ситуация открывает для человека возможность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом. Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремения к смыслу), клинической симптоматике. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубийство), наркомания, агрессия. Экзистенциальный вакуум поддерживается: подавлением собственной духовности, религиозности; уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду; разрушение традиций и ценностей; редукционизм в сфере психологии и образования; недостаточный акцент на самотрансценденции; невротизация человечества; Цель логотерапии - помочь клиентам найти смысл в жизни. Этапы и методы работы Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы. Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности. Углубление экзистенциального состояния. Используются следующие методические приемы: Объяснение. Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения). Использование сравнений: •Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом. •Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок. Фокусирование на поисках смысла: Подведение клиентов к осознанию своей ответственности за нахождение смысла: •До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций» их жизни. •Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряет смысл, ее следует рассматривать как некое предопределение, помогающее человеку обрести смысл. •Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они ответственны перед Богом за нахождение смысла. Клиентам помогают выслушивать голос своего психического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психологи-консультанты могут приводить примеры своих неустанных поисков смысла. Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Каких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы. Увеличение числа источников смысла. Если прежний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить? Выявление смысла через логодрамму. Обострение конфликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов новых людей, новых источников информации, помогающее клиентам обрести смысл. Предложение клиентам некоторых готовых вариантов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации. Использование анализа сновидений для выявления подавленной духовности и религиозности. Большой известностью пользуются два метода, разработанных в рамках логотерапии: Парадоксальная интенция. Клиентам с обсессивно -компульсивными и фобическими расстройствами предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками. Дерефлексия - техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают переключать внимание с наблюдения за каким-либо своим актом (например, глотанием) на что -то другое. |