Главная страница

курс лекций философия. Конспект лекций по философии для студентов заочников Составил В. В. Иванов Владивосток 2006


Скачать 111.63 Kb.
НазваниеКонспект лекций по философии для студентов заочников Составил В. В. Иванов Владивосток 2006
Дата04.03.2022
Размер111.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурс лекций философия.docx
ТипКонспект
#382596
страница5 из 5
1   2   3   4   5
формационныйи

цивилизационныйподходы к пониманию исторического процесса.

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.МАРКСУ.

Общественно-экономическая формация – это определенный тип общест-ва, цельная социальная система, функционирующая на основе определенногоспособа производства.

Таких формаций К. Маркс выделяет пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая.

В структуре формации определяющее место принадлежит экономическому базису (производственным отношениям). Базис определяет настройку, которая включает в себя политические, культурно-просветительные, религиозные взгляды, организации и учреждения. Главным элементом настройки является государство.

В конце 19 века возник цивилизационный подход к пониманию истории. Он был разработан в трудах О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА, А. ТОЙНБИ, У. РОСТОУ. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изо- лированные друг от друга цивилизации, которые проходят в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Цивилизация – это социальная и культурная общность людей и народов.Она включает в себя преобразованную человеком природу и средства этого преобразования. Во всемирной истории насчитывается 21 цивилизация. Неко- торые из них уже не существуют. Например, Вавилонская, Древнеегипетская, Центральноамериканская, Византийская и др., а из существующих ныне выде- ляются Западная. Арабская, Славянская, Китайская, Дальневосточная и др.

Цивилизационный подход к пониманию истории имеет множество досто- инств. Он помогает понять многовариантность истории. С его помощью можно выделить различия между современными цивилизациями, например, отличить Китайскую цивилизацию от Западной и пр.

Сторонники теории цивилизаций выделяют следующие этапы истории:

  1. традиционное общество (докапиталистическое);

  2. эпоха перехода к индустриальному обществу (17 18 века);

  3. индустриальное общество середины 19 века);

  4. постиндустриальное общество 60 годов 20 века).

В традиционном обществе преобладает примитивное сельское хозяйство, отсутствует промышленность. Переходная эпоха – это период промышленных революций, развитие науки, появление основных отраслей индустрии. В инду- стриальном обществе происходит бурное развитие промышленности, возник- новение новых отраслей индустрии на базе научно-технической революции, рост роли квалифицированного труда.

Постиндустриальное общество – это общество высокого массового потреб- ления. На первое место выходит развитие сферы услуг, производство товаров массового потребления на основе высоких технологий и при широком исполь- зовании компьютерной техники.

Цивилизационный подход к истории не лишен некоторых недостатков. В частности в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Формационная и цивилизационная теории при внимательном рассмотрении имеют много общего. Они отводят главную роль в развитии общества матери- альному фактору. Общественный прогресс обеспечивается постоянным совер- шенствованием орудий труда, техники, технологии. Технический прогресс не- возможен без развития науки. Вслед за развитием науки и техники меняется, совершенствуется социальная структура общества.


  1. Под понятием «природа» мы подразумеваем естественные условия суще- ствования человека на нашей планете. Это естественная основа жизнедеятель- ности человеческого общества.

Деятельность человека можно представить как превращение природного, естественного в культурное, искусственное. Стало быть, человек в своей дея- тельности противопоставляет себя природе. Одновременно с этим, человек яв- ляется частью природы, ее порождением.

Итак, человеческое общество одновременно и противостоит природе и включено в нее, причем в разные периоды истории человечества соотношение этих двух моментов различно.

Первобытный человек, который использовал готовые продукты природы, был включен в нее, являлся частью природы. Преобразовательная деятельность людей того времени была минимальна, человек не мог реально противостоять природе. Преобладало единство человека и природы.

По мере развития общества и совершенствования орудий труда усиливается тенденция противопоставления человека природе. Отношение к природе стано- вится все более активным. Происходит разделение природы на естественную и искусственную окружающую среду.

Естественная окружающая среда включает в себя геосферу – неживую часть природы и биосферу – ее живую часть. В естественной среде обитания содер- жатся естественные богатства и источники жизни (полезные ископаемые, нефть, дикие растения, животные и т.д.).

Искусственная среда обитания, «вторая природа», – создана человеком. Она включает в себя преобразованную человеком неживую и живую часть природы. По мере развития общества роль искусственной среды обитания непрерывно

возрастает. Искусственная среда обитания постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее.

Разумеется, без «второй природы» человек не может обойтись. Она принес- ла многочисленные блага, человек получил защищенность от стихийных сил природы, комфортные условия существования. Не случайно искусственную природу назвали ноосфера – сфера разума и труда. Биосфера закономерно пе- реходит в ноосферу, поскольку, познавая законы природы и развивая технику, человечество преобразует природу с силой, которая сравнима с геологическими процессами.

Наряду с этими процессами, ослабляющими зависимость человека от при- роды, с развитием ноосферы связана и другая тенденция. Активное воздействие на природу привело к конфликту с ней, а в 20 веке к появлению комплекса гло-бальных проблем. Они возникли при взаимодействии общества и природы в ус- ловиях научно-технической революции и названы глобальными, потому что ка- саются всего человечества и могут быть решены только общими усилиями на- селения нашей планеты.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта