курс лекций философия. Конспект лекций по философии для студентов заочников Составил В. В. Иванов Владивосток 2006
Скачать 111.63 Kb.
|
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (Г Н О С Е О Л О Г И Я ) Структуразнания. Спецификанаучногознания. Теорияистины. Практикаиеерольвпознании. Структура знания Процесс познания включает в себя два этапа – чувственноеи рациональное знания. Роль и значение этих этапов в истории философии определялись позициями тех или иных философов. Одни из них, например ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ решающую роль отдавали рациональному познанию, отрицая значение чувственного по- знания. Сторонники эмпиризма – ГОББС, ЛОКК, напротив, признавали чувст- венное знание главным. Как же человек в действительности познает окружающие его предметы, яв- ления, процессы? Для познания материальных объектов, в первую очередь необходима дея- тельность органов чувств, а также нервной системы, благодаря чему у человека возникает ощущение и восприятие этих объектов. Ощущения – это образы материального мира, которые отражаются в мозгу человека, поступая через органы чувств. Человек видит, слышит, осязает, обо- няет, чувствует вкус: все это и есть ощущения – первоначальный источник на- ших знаний. Благодаря совокупности, комплексу ощущений человек способен воспри- нимать предметы как нечто целое. При помощи различных органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах. Эти ощущения сумми- руются и превращаются в восприятие. Предмет дается сознанию в своей цело- стно-предметной форме. Восприятие– это целостный образ материального предмета. Еще более сложная форма чувственного познания называется представле- нием. Представление– это образ предмета, возникающий в памяти, когда сам предмет непосредственно недоступен органам чувств. Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного позна- ния – ощущения, восприятия, представления. Основными формами рационального познания или мышления являются по- нятия, суждения и умозаключения. Человек мыслит понятиями. Понятия выражаются в словах, которые воз- никают в процессе выделения и фиксации общих существенных свойств пред- метов и явлений. Слова – понятия, фиксируя общее в материальных объектах, сами матери- альными не являются. Так в восприятии человек отражает реальное дерево, а понятие – это дерево вообще. Понятия возникают и существуют в голове человека в виде суждений. Мыслить – значит рассуждать о чем-либо. Суждение – это такая форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: «человек – разумное суще- ство», «растения не обладают разумом». В процессе мышления понятия и суждения как звенья включены в цепь сложных рассуждений. Законченной единицей рассуждения является умозак- лючение. Умозаключение – это мыслительная операция, когда из двух или более суж- дений логически выводится новое (вывод). Специфика научного знания. Познание человеком окружающего мира начинается на уровне обыденного, жизненного знания. Это знание является важной основой повседневного пове- дения людей, их отношений друг с другом и с природой. На основе обыденного знания возникло знание научное. Это произошло около двух с половиной тысячелетий назад в результате исторического разде- ления труда на физический и умственный. Наука начиналась с установления того факта, что окружающий человека мир в сущности не такой, каким представляется людям в их восприятии. Чтобы добраться до его сути, нужно употребить мысленные усилия, отличающиеся по своей глубине от повседневных. Поэтому научная деятельность требует особой подготовки (учебы). В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический и тео- ретический. Эмпирический– это уровень знания, содержание которого получено из опы- та. Теоретическийуровень – это достоверное знание законов, которым подчи- няется изучаемый объект, раскрытие сущности объекта. Как эмпирическое, так и теоретическое знания содержат в себе элементы чувственного и рационального. Так данные наблюдения, опыта нельзя свести только к ощущениям, восприятиям, представлениям, потому что уже здесь воз- никает сложное переплетение чувственного и рационального. При построении теории часто используются модельные наглядные пред- ставления, такие как «идеальный маятник», «идеальный газ», «абсолютно твер- дое тело», «идеальный товар» и т.д. Это модельные образы, с которыми прово- дятся мысленные эксперименты. Так теория всегда содержит чувственно- наглядные образы. Следовательно, можно говорить только о том, что на эмпи- рическом уровне преобладает чувственное, а на теоретическом – рациональное. Рассмотрим отдельные примеры. Наблюдение, как исходная форма эмпирического познания, представляет собой целостное восприятие. Эксперимент – вид эмпирической деятельности, когда объект помещается в особые условия. Здесь уже возрастает роль рационального аспекта. Описание – обобщение знания, полученного в результате наблюдений, экс- периментов. Рациональный аспект в описании выражен больше, чем в экспери- менте. Гипотеза – научно-обоснованное предположение, полученное в результате исследования. Теория – система достоверного знания, доказанного и проверенного прак- тикой. Теория истины. Истина – это знание, содержание которого не зависит от человека иличеловечества. В этом смысле истина всегда объективна. Истинное знание вос- производит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от соз- нания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовать свои действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина не представляет собой нечто застывшее, истина – это процесс. Противоположное истине понятие – заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные. Если воспринимать истину как подлинное знание о мире, можно говорить о двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается во- круг Солнца». В целом же наше знание о мире относительно. Окружающий мир бесконе- чен в пространстве и во времени, поэтому полностью (абсолютно) познать его невозможно. В этом смысле процесс познания бесконечен, как бесконечен мир. Относительная истина есть ограниченное, неполное знание о чем-либо. Относительная истина, будучи в целом верным отражением реального мира, содержит в себе и элементы заблуждения. На любом историческом этапе истины, познанные наукой, не могут счи- таться окончательными (абсолютными), они нуждаются, и всегда будут нуж- даться в дальнейшем уточнении, углублении. Основой научного познания является процесс движения от знания менее полного к знанию все более полному, вместе с тем постоянное расширение и уточнение наших знаний не может полностью преодолеть их относительность. Итак, научное знание располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере – истинами относительными, хотя развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного знания. Например, каждая после- дующая научная теория (по сравнению с предшествующей) является более полным и глубоким знанием. Человек есть часть материального мира. Жизнь человека основана на об- мене веществом и энергией с окружающей средой. В отличие от животных че- ловек обладает мышлением и не только воздействует на окружающую природу, но и преобразует ее. В процессе преобразования человек создает новую реаль- ность, новые условия жизни, которые не даны ему природой. Создавая эту но- вую реальность, человек одновременно совершенствует и себя. Реальное пре- образование бытия является основой проявления человеческого творчества. Преобразование природного и социального мира человеком определяется в философии как практика. Животные ощущают, воспринимают окружающий мир в той мере, в какой вещи этого мира имеют для них биологический смысл. Животные приспосаб- ливаются к окружающей действительности. Человек изменяет эту действитель- ность. Особенностью практики (как человеческой деятельности) является то, что эта деятельность осуществляется при помощи орудий и средств труда. Основными формами практической деятельности являются: материальная, производственная деятельность, которая является исход- ной предпосылкой возникновения человеческого общества, выделения че- ловека из животного мира; формирование и развитие общественныхотношений. Эта деятельность направлена уже не на окружающую людей природу, а на самих себя и на отношения с другими людьми. Практическая деятельность всегда связана с сознанием и находится с ним в органическом единстве. Человек в процессе практической деятельности познает окружающий мир, получает знания. Человеческие знания возникают и существуют только благо- даря практике. Практика выступает как основа и цель познания. Вопрос о критерии истины – это вопрос о том, как проверяется истинность знаний. Всеобщим критерием истинности всякого знания является практиче- ская деятельность людей – практика. Чтобы доказать правильность (истин- ность) знания, нужно практически воздействовать на объект. Если при этом воздействии полученные результаты окажутся теми, которые мы предвидели, значит, наше исходное предположение было истинным. Если на практике мы не получаем тех результатов, на которые рассчитывали, значит наши представле- ния об объекте были неверными. Практика как критерий истины содержит абсолютный и относительный моменты. Абсолютностьпрактики состоит в том, что никакого иного критерия, кро- ме практики, для установления истинности нет и быть не может. Относительность практики как критерия истины означает невозможность практически подтвердить или опровергнуть все имеющиеся в науке предполо- жения и гипотезы. ТЕМА 6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ В МИРЕ Природноеиобщественноевчеловеке. Возникновениечеловека:труд,язык,мышление. Труд какфилософскаяпроблема. Философы прошлых веков считали человека высшей ценностью на Зем- ле, а со временем поставили человека в центр философского знания. Человек обладает многими качествами – это и разум, и воля, и характер, и труд, и общение. Какое же из них является основным? Человека изучают мно- гие науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия объе- диняет достижения частных наук и рассматривает человека в его целостности. Философия определяет место человека в мире и его отношение к миру. Самым отличительным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своей жизни, преобразует окружающий мир, создает матери- альную и духовную культуру. Труд всегда был и остается коллективной, обще- ственной деятельностью людей. Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объе- диняющих в себе различные свойства: биологические, психические и общест-венные. Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек существо биологическое. Биологически обусловлены рождение и смерть, про- должительность детства, зрелого возраста и старости. Биологическими являют- ся анатомические и физиологические свойства, наследственность, которая пе- редается от родителей, наличие рефлексов и инстинктов (общих с животными), обмен веществ с окружающей средой. Человек, таким образом, является частью природы. Понятие «психическое» в определенной степени присуще не только челове- ку, но и животным. Однако психика человека существенно отличается от пси- хики животных. Общим для человека и животного является наличие «первой сигнальной системы». Эта система управляет органами чувств и воздействием на них внешнего мира, а также связана с безусловными и условными рефлекса- ми. Но человек обладает еще и «второй сигнальной системой». Сигналами в ней являются слова – произносимые, слышимые и видимые. Слово заменяет непо- средственный сигнал и дает возможность понимать явления действительности без непосредственного чувственного контакта с ними. Но слово не существует без мышления, т.к. человек мыслит только словами (понятиями). Наличие мышления и речи отличает психику человека от психики животных. Человек есть существо общественное (социальное), потому что только в обществе и благодаря обществу у него развивается мышление. Ребенок появля- ется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью. Произносимые ими звуки похожи на звуки тех животных, среди которых они жили. Мышление у них отсутствовало. Это яркий пример того, что человек есть существо общественное (социальное). Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь рас- тение, выдернутого из земли и брошенного на камни. Итак, человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Научное обоснование происхождения человека из животного мира стало возможным после трудов Ч. Дарвина. Несколько позже Ф. Энгельс обосновал идею о роли труда в формировании человека и его сознания. Изменения в условиях жизни привели к прямохождению наших предков, а передвижение на задних конечностях привело к освобождению руки. Освобож- денная от выполнения функций передвижения, рука стала органом труда. С по- мощью руки наши предки стали все шире использовать различные предметы (камни, палки) для воздействия на окружающую природу, а позднее стали предварительно обрабатывать эти предметы и изготовлять примитивные ору- дия труда. С появлением орудий труда появляется обезьяночеловек – переход- ная ступень от обезьяны к человеку. Рука не только орган труда, но и продукт труда, поскольку она совершенст- вовалась по мере развития трудовых навыков. Развитие руки, прямохождение привели к изменению скелета и развитию мозга. Поскольку наши предки вели коллективный образ жизни, у них появилась необходимость передавать друг другу информацию, связанную с изготовлени- ем и использованием орудий труда. «Появилась потребность что-то сказать друг другу». Это привело к тому, что неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, а органы рта постепенно научились произносить членораз- дельные звуки. Так в процессе общественного труда возникла речь. Так сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных. Животное только пользуется природой, человек же изменяет ее и заставляет служить своим целям. Это происходит благодаря труду, а впоследствии, когда образовалось человеческое общество, развитие труда стало определять челове- ческую историю. Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которойон при помощи орудий труда создает предметы для удовлетворения своих по-требностей. Труд сыграл решающую роль в процессе возникновения и развития челове- ческого общества. Труд, как целесообразная деятельность человека, начинается с изготовления орудий труда. По мере совершенствования орудий труда, труд становится более сложным. Происходит разделение труда. Первое историческоеразделение труда про- изошло примерно пять тысяч лет назад. Его называют первым «великим разде- лением труда». От традиционных видов деятельности, которыми являлись охо- та, рыболовство, собирательство, отделились скотоводство, земледелие, ремес- ло. Это привело к оседлому образу жизни людей, а также к повышению обще- ственной роли мужчины и переходу от матриархата к патриархату. Патриархат привел к появлению имущественного неравенства в обществе и возникновению общественных классов. Второе историческое разделение труда – это разделение между физическим и умственным трудом. Последствием этого разделения явилось появление нау- ки, философии, права, а это уже признаки цивилизованного общества. С развитием труда происходит его техническое разделение. Это разделение труда на ряд операций, которые выполняются различными людьми в мастер- ской, цехе, фабрике. Еще Платон высоко оценивал техническое разделение труда, утверждая, что оно ведет к повышению качества продукции и к развитию природных склонностей человека. А. Смит в 18 веке подчеркивает: "разделение труда при- водит к величайшему прогрессу производительных сил, но превращает работ- ника в ограниченное существо". В 20 веке еще более усиливается критика спе- циализации. "Человек превращается в придаток машины. Он – объект манипу- лирования со стороны хозяев", - утверждали философы прошлого века. Техническое разделение труда порождает такое явление как отчуждениеработника от труда. Отчужденный труд – это труд по принуждению (подне- вольный труд). Основные признаки такого труда: рабочий использует материалы и производит из них какие-то предметы. Ни эти материалы, ни изготовленные предметы не принадлежат работнику, они ему чужие (отчужденные от работника вещи); труд является принудительным, потому что работник подчиняется людям, которые без его участия управляют предприятием, организуют труд на про- изводстве; принудительный (отчужденный) труд отнимает свободу у работника. В тру- де человек подневолен, а свободен, когда не трудится; принудительный (отчужденный) труд порождает отчуждение между людь- ми, которое проявляется в конкуренции, безработице, борьбе с собственни- ками за повышение зарплаты и т.п. В настоящее время признается глобальный, универсальный характер отчу- ждения. Содержание и формы отчуждения вытекают из сущности человека. Существуют два уровня отчуждения: естественныйи социальный. Отчуждение труда существует в любом обществе и полностью избавиться от него невозможно. Современные философы признают это, хотя и допускают возможность некоторого снижения уровня отчужденности. Это снижение воз- можно при постановке жизненной программы и приобретении такой работы, о которой мечтаешь, а также при занятии творческим трудом, под которым под- разумевается человеческая деятельность, направленная на создание принципи- ально новых предметов как материального, так и духовного потребления. |