Главная страница

курс лекций философия. Конспект лекций по философии для студентов заочников Составил В. В. Иванов Владивосток 2006


Скачать 111.63 Kb.
НазваниеКонспект лекций по философии для студентов заочников Составил В. В. Иванов Владивосток 2006
Дата04.03.2022
Размер111.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурс лекций философия.docx
ТипКонспект
#382596
страница4 из 5
1   2   3   4   5
ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

  1. Предмет философскойантропологии.

  2. Философскийанализпонятий "индивид"и"личность".

  3. Возрастание свободы личности как критерий общественного прогресса.




  1. В современной философии есть раздел, посвященный исследованию че- ловека, – "философская антропология". Под тем же названием существует ос- нованная в 20 веке философская школа, главными представителями которой являются: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.

Естественно-научная антропология отстаивает положение о том, что "чело- век есть достаточно поздний итог развития жизни на Земле. Это существо, ко- торое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, степенью сложности соединения энергий и способностей".

В философской антропологии преобладает целостный подход к пониманию человека. Философию интересует человек в его направленности к совершенст- вованию. Пример такого подхода дает позиция М. Шелера. Он считает, что че- ловек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют жизненные инстинкты и потребности, главные из них

  • голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от жи- вотных. Сущность человека – духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания: любовь, отчаяние, стремление к свободе, почитание высшего. Дух противопо- ложен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит че- ловека выше жизненных влечений, поднимает его над миром. в попытке понять человеческую сущность нельзя не учитывать того, что человек обладает не только внешними, но и внутренними, скрытыми характеристиками, которые в своей совокупности формируют определенный его образ, отражаемый в таких понятиях как индивид, индивидуальность, личность. Сущность человека нужно искать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отно- шении к миру.




  1. Термин индивид употребляется для обозначения отдельно взятого пред- ставителя человеческого рода. Понятие индивидуальности направляет внима- ние на то особенное, своеобразное, что отделяет данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не внешний облик человека, а ком- плекс его внутренних качеств (особенности характера, памяти, темперамента,

воли, интеллекта и т.д.). Индивидуальность накладывает отпечаток на всю дея- тельность отдельного человека, именно она побуждает людей в одинаковой си- туации действовать по-разному.

Если понятие индивид говорит об особенностях каждого человека, его своеобразии и неповторимости, то понятие личность подчеркивает социальную роль человека, его социальную функцию. Личность есть человек, наделенный такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом.

Понятие личность включает в себя мировоззрение человека, самооценку, ценностные ориентации и идеалы, правила образа жизни, убеждения, силу воли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Чело- век учится выполнять особые социальные роли: вести себя в соответствии с ро- лью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Можно сказать так: личностью становится каждый человек (если нет тяжелых дефектов развития психики). Становление личности итог взаимодействия человека и общества.

Характеризуя структуру личности целесообразно выделить, прежде всего, так называемую физическую личность. Это телесная организация человека, его самоощущения. К физической личности могут быть отнесены также одежда, домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам.

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с обще- ния матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ро- лей человека в разных группах. Все формы самоутверждения в профессии, об- щественной деятельности, любви, дружбе формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой опре- деляется формулой – дробью, в которой числитель выражает наш действитель- ный успех, а знаменатель – наши притязания.

Духовная личность определяется убежденностью в приоритетах тех общест- венных и культурных ценностей, которые находятся за пределами стремления к своему материальному благополучию. Духовная личность выстраивает свою жизненную стратегию как борьбу за реализацию неких идеалов. Важно отме- тить, что в такой борьбе смерть за идею может рассматриваться духовной лич- ностью как нечто совершенно естественное.

Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Это только схема, иллюстрирующая этапы "созревания" личности.

На формирование личности влияют:

  • семья, где закладываются основы личности; ее формирование начинает- ся с первых лет жизни;

  • социальное окружение человека (сверстники, школа, коллектив, общест- венные организации);

  • церковь, если речь идет о верующих людях.

Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представите- лю определенного общества с его историческими, национальными, культурны- ми традициями. В основных культурах и цивилизациях Земли сложились опре- деленные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Вместе с тем личность обладает особенностями, делающими ее неповторимой, уни- кальной.


  1. Одной из важных философских проблем является проблема свободы. В самом общем виде свобода это способность человека к активной деятельно-сти всоответствиисо своимижеланиями,интересами.

Существуют различные степени свободы. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека ограничено пределами, которые обеспечивают прочим чле- нам общества пользование теми же самыми правами. Возможности свободы соразмерны степени ответственности. Чем шире возможности человека, тем значительнее положительные и отрицательные последствия его выбора. Мно- гие мыслители (И.КАНТ,Ф.ДОСТОЕВСКИЙ,Н.БЕРДЯЕВ,М.ХАЙДЕГГЕРи

др.) рассматривают свободу и как основу достоинства человека, и как бремя, отягощающее грузом ответственности.

В философии существует и такое понятие как "отрицательная свобода". Это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств. Эта "негативная свобода от…" представляется первич- ной, т.к. прежде чем стать свободным для каких-то действий, необходимо осво- бодиться от каких-то помех, ограничений.

Свобода занимает центральное место в общественном прогрессе. Возраста- ние свободы наблюдается в процессе общения человека с природой. Первобыт- ный человек не знал законов природы и эти законы, действуя помимо воли лю- дей, делали их рабами «слепой необходимости». Познание этих законов дало возможность человеку использовать природу в своих целях, освобождаться все более от природных уз. Степень свободы постоянно возрастает и, вместе с тем, наблюдается прогресс в развитии общества.

В социальной сфере также наблюдается процесс возрастания степени сво- боды личности. В первобытном обществе человек полностью зависел от кол- лектива. Свобода его была минимальна, необходимость – безмерна.

По ходу истории появляются неэкономические формы принуждения (раб- ство, крепостничество), кроме того, человек включался в сословия, касты и пребывал в них от рождения до смерти. И все же степень свободы крепостного крестьянина выше, чем у раба или первобытного человека.

В индустриальном обществе ликвидируется система неэкономического принуждения к труду. Юридически все становятся равными и, хотя существует экономическая зависимость одних людей от других, степень свободы здесь не- измеримо больше, чем в традиционном (доиндустриальном) обществе.

Современный человек обладает значительной свободой в определении це- лей своей деятельности, поскольку существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Люди свободны в выборе средств для дос- тижения поставленных перед собой целей. Свобода, разумеется, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора опреде- ленной цели и плана действий.

В истории общественной мысли свобода рассматривается в соотношении с необходимостью. Необходимость –понятиепротивоположноесвободе, это судьба, повелевающая поступками человека, отрицающая свободу его воли.

В своей деятельности люди неминуемо сталкиваются с необходимостью, поскольку она не позволяет превратиться свободе во вседозволенность. Кроме того человек не волен в выборе конкретных исторических условий, реальных условий жизни, социальных и экономических отношений, материально- технических средств и пр.

Таким образом, свобода тем больше, чем больше люди сознают свои реаль- ные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении для дос- тижения поставленных целей.

ТЕМА 8. ОБЩЕСТВО

  1. Обществокаксаморазвивающаяся система.

  2. Сущность формационного и цивилизационного подходов к периоди- зацииистории.

  3. Философскиеаспектывзаимоотношенияобществаиприроды.




  1. Философия изучает общество в целом. В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них выглядит так: общество –это совокупность людейи ихвзаимоотношений.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различ- ных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаи- модействуют, поэтому общество существует как целостный организм, единая система.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении, но одновременно оно стабильно (устойчиво).

Базовую структуру общества образуют основные направления (сферы) об- щественной деятельности – экономическая, социальная, политическая и духов- ная. При этом каждая сфера имеет собственную специфику и играет свою роль в жизни общества. Ведущая роль принадлежит экономической сфере, а точнее способу производства материальных благ.

Во-первых, без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно.

Во-вторых, способ производства определяет разделение труда и отношения собственности, а, следовательно, социальную структуру общества, т.е. появле- ние и развитие общественных классов, социальных групп, слоев.

В-третьих, в процессе производства создаются условия для развития духов- ной жизни общества.

Способ производства включает в себя две составляющих: производитель- ные силы и производственные отношения.

Производительные силы – это орудия труда, средства труда, а также люди, участвующие в производстве.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы оп признаку собственности, обмена, распределения и потребления материальных благ. Это отношения, ко- торые складываются между людьми в процессе производства и движения об- щественного продукта от производителя до потребителя.

Развитие материального производства начинается с развития производи- тельных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия тру- да. Производительные силы обусловливают определенные общественные про- изводственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства, не объединяясь каким-либо образом.

Следовательно, изменение производительных сил обязательно приводит к изменению производственных отношений.

Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню раз- вития производительных сил – один из основных законов общественного раз- вития.

В 19 веке в социальной философии окончательно сложилось мнение, что жизнь общества не цепь случайностей, а организованная система, которая под- чиняется определенным законам общественного развития.

Общественные законы проявляются только через деятельность людей. Яв- ляясь основой существования общества, эта деятельность направлена на произ- водство средств для обеспечения и воспроизводства жизни.

Законы, по которым развивается общество, отличаются от законов природы и имеют свою специфику. В природе все происходит стихийно. Это относится к небесным телам, растительному и животному миру. История природы происхо- дит сама, а историю общества творят люди. Законы истории создаются самими людьми, но потом люди уже вынуждены подчиняться власти этих законов.

Исходя из своих потребностей, люди преследуют определенные цели, дей- ствуют сознательно. В общественной жизни сталкивается множество целей и интересов, борются передовые и устаревшие взгляды, правильные и ложные идеи. Законы общества проявляются в совокупной деятельности людей и не за- висят от воли и желания отдельных лиц и даже социальных групп.

В современной философии преобладает точка зрения на историю, как на направленный и закономерный процесс. При этом исторический процесс носит прогрессивный характер. Это значит, что развитие ведет к постоянному улуч- шению общества.

Основой общественного прогресса является производство материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей людей.


  1. В настоящее время наиболее популярными являются
    1   2   3   4   5


написать администратору сайта