курс лекций философия. Конспект лекций по философии для студентов заочников Составил В. В. Иванов Владивосток 2006
Скачать 111.63 Kb.
|
ТЕМА 3. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ Особенностиформированияотечественнойфилософии. Идейные истоки и основные черты философии славянофилов и западников. Философиявсеединства В.Соловьева. ФилософскиеисканияН.Бердяева. Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека, общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к 10 – 11 вв., когда на территории нашей страны сложились развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительно вы- сокого уровня. Но в самостоятельную науку русская философия превратилась лишь в начале 17 века, когда философия обособилась от религии. Семнадцатым веком завершается русское средневековье. На место Москов- ской царской Руси приходит Петербургская императорская Россия. Идеал пра- вославной "святой Руси" заменяется идеалом светского государства. С основанием в 1775 г. Московского университета возникает традиция рус- ской университетской философии, основоположниками которой стали М.В. Ломоносов и А.Н Радищев. М.В. ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) стал первым русским мыслителем миро- вого значения. Его философия относится к естественнонаучному материализму. Наиболее интересными идеями Ломоносова являются следующие: признание материального единства мира, законов его развития; единство материи и дви- жения. Он создал основы "Корпускулярной философии", согласно которой ма- терия состоит из атомов, молекул (корпускул), чьё сочетание создает разнооб- разие тел. Отношение ученого и религии сложное. Он критикует церковь за не- вежество попов, но признает существование бога. Во второй половине 18 века самодержавный строй достигает в России сво- его расцвета: идет процесс образования Российской колониальной империи, развивается светская культура и образование. Влияние Запада создает почву для антикрепостнической идеологии в России, возникает дворянско- либеральная оппозиция. Одним из ее представителей является А.Н. РАДИЩЕВ(1749 – 1802). Он первым в стране поставил вопрос об уничтожении крепостно- го права, выдвинул идею народной революции и республиканской формы прав- ления. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними событий. К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах фран- цузской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота "вольности" и "рабства", видя в диктатуре Робеспь- ера пример вырождения свободы в самовластье. Рассуждая о проблемах бытия Радищев признает, что бог есть безличная причина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. У истоков оригинальной русской философии 19 века стоит П.Я. ЧААДА-ЕВ (1794 – 1856). Согласно его концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. материальных элементов, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве и во времени, которые трактовались Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. П.Я. Чаадаев создал первую философию русской истории. Здесь его взгля- ды не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период высказывалась идея о тотальном единстве рода человеческо- го, всех наций и индивидов. Отсюда мысль о необходимости единения России с другими народами. Однако, если западное общество эволюционирует от юно- сти к зрелости, в России происходят лишь негативные изменения, возрастает рабство, основанное на крепостничестве. Со временем взгляды Чаадаева меняются, и он приходит к мысли, что наше отставание от Запада мнимое. У России свой путь, следуя по которому можно пойти дальше Запада. Духовным источником исторического прогресса является Православие во всей совокупности своих сторон: как вера и как церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Западное христиан- ство исчерпало опыт социального развития, потенциал остался только у Право- славия. Идеи Чаадаева находят свое дальнейшее развитие в идеологии славянофи- лов. Славянофильство оставило заметный след в духовной истории страны. Наиболее известными представителями этого течения были И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы, сравнивая про- блемы России и Запада, последовательно проводили идею особого историче- ского пути России. Утверждали, что русская культура не должна подводиться под другие (западные) модели. Она обладает собственными ценностями и соб- ственными перспективами. Православие трактуется ими как фундамент миро- воззрения, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей че- ловека в едином "цельном знании". Католицизм и протестантизм исказили дух первоначального христианства, и только православие сохранило вечную истину раннего христианства – идею единства и свободы. На основе православной веры славянофилы выдвигают идею соборности. Соборность – это свободное объединение людей в деле отыскания ими правды и совместного пути к спасению. Это единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной справедливости, единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Славянофилы считали монархию идеальной формой правления, а крестьян- ская община выступала в их схеме как идеальный "нравственный мир", внутри которого гармонично сочетаются личностное и коллективное начала. Разруше- ние общины означало для них нарушение основных начал русской культуры. В борьбе со славянофилами складывается русская философия, тяготеющая к западничеству. Представители этой линии ориентируются на западноевро- пейскую цивилизацию. Критика религии, акцентирование личностного начала позволяют видеть истоки этой философии в концепции Чаадаева, который на- зывал человека "двигателем Вселенной", говорил о грядущей победе социализ- ма, хотя и весьма скептически: "социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники". Наиболее известными представителями западничества являются Т.И. Гра- новский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. "Западники" приняли философию Гегеля как последнее слово науки, опира- лись на достижения европейского естествознания, они верили в европейское будущее России. Герцен развивает теорию "русского социализма", полагая, что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о крестьянской общине, которая якобы несет в себе начала социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда, мирского управления. По мнению Герцена, Запад и Россия, в конце концов, придут к единой цели, хо- тя несколько разными путями. Социализм представлялся "западникам" как результат крестьянской рево- люции, и Чернышевский зовет крестьянство "к топору", чтобы осуществить со- циалистический лозунг: "максимальное благо для максимального числа людей". В последней трети 19 века черты западничества проявляются в идеологии народничества. На первый план вышел идеал "некапиталистического пути". В социальных построениях народников содержались интересные выводы относи- тельно роли выдающейся личности в истории. Главной революционной силой народники, как и "западники", считали крестьянство, идеализировали крестьян- скую общину и соответственно строили свою революционную пропаганду. Продолжателями славянофильской философии в последней трети 19 века выступили почвенники. В философских построениях представителей почвенни- чества (А.А. Григорьев, братья М.М. и Ф.М. Достоевские, Н.Н. Страхов) глав- ной была идея о "национальной почве", как основе социального и духовного развития России. Для почвенников, как и славянофилов, характерна религиоз- ная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. В своих суждениях почвенники более радикальны по сравнению со славя- нофилами. Так критикуя европейское христианство, они заявляют: "На Западе уже нет христианства. Римское католичество провозгласило не Христа, а Анти- христа. Москва должна стать третьим Римом! Народ русский на всей земле единственный народ – богоносец, призванный обновить и спасти мир именем нового бога". В. СОЛОВЬЕВ (1853 – 1900) – представитель объективно-религиозного идеализма. Увлекаясь естественными науками, материализмом и атеизмом, Со- ловьев приходит к выводу, что наука не может быть последней целью жизни. Высшая истинная цель другая – нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств. Отсюда попытки связать религию и науку, включив в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания. Центральная идея его философии – "идея всеединства". Мир в своем разви- тии проходит через три этапа: первый – эволюция природы до человека, второй история, т.е. деятельность человека и, наконец, третий этап, когда человече- ство воссоединяется со своим творцом и осуществляется идея всеединства. Возникает богочеловечество под руководством вселенской церкви. Для этого необходимо объединить в единое целое все христианские конфессии, приоб- щать всех людей к учению Христа. К концу жизни Соловьев понял, что царство божие на Земле – это недостижимый идеал, несовместимый с государством, по- скольку святой государственности не бывает. Н. БЕРДЯЕВ (1874 – 1948) в начале своего творчества примыкал к "ле- гальному марксизму", а позже, став активным противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. В 1922 году был арестован и впоследствии выслан в Европу за "расхождение с советской идеологией". В Па- риже он основал русский религиозно-философский журнал "Путь". Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизи- ки, гносеологии, антропологии, социальной философии. Свобода – одна из основных тем в творчестве Бердяева. Философ убежден в самоочевидности свободы человека. Свобода Бердяева – это свобода духа чело- века, его сознания и самосознания. Свои раздумья философ воплотил в ориги- нальной интерпретации "Легенды о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. Бердяев выделяет в ней главный сюжет – о трудности свободы. Свобода пред- полагает выбор, а, следовательно, шаг в неизвестность, чреватую опасностью и даже гибелью. Поэтому свобода чаще всего не нужна человеку, она тяготит его жизнь. Человек настолько слаб, что готов сменять свободу на спокойное сча- стье безответственности. Он сам ищет того, кто сделал бы за него выбор, опре- делил бы его судьбу. Размышляя об истории, Бердяев крайне негативно высказывается о револю- циях, подчеркивая, что революции ничего не создают, а только разрушают. Ре- волюционеры воображают себя творцами нового будущего, но на самом деле они обращены в прошлое, они рабы этого прошлого, хотя и ненавидят его. В результате появляются новые формы рабства, новые формы угнетения. Бердяев снискал себе мировую известность как яркий и последовательный обличитель современной цивилизации. С позиций христианского гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как реализацию безрели- гиозного, атеистического мировоззрения. ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА (О Н Т О Л О Г И Я ) Бытиеи материя. Основныеструктурныеуровни материи. Движениекакспособсуществованияматерии. Пространствоивремякакатрибутыматерии. Термином б ыт иеобозначают совокупную реальность, т.е. все, что су- ществует. Основными формами бытия являются: бытие природы, ее вещей, процессов, состояний, а также бытие вещей и процессов, произведенных человеком; бытиечеловека, включающее его биологическую, природную сущность, общую для всех живых существ. К бытию человека также относят пережива- ния, эмоции, мысли, характер, волю, т.е. то, что раньше называли душой, а теперь называют «психикой»; бытиедуховного, включающее в себя нравственные, религиозные, этиче- ские, политические, правовые идеи, нормы, ценности, идеалы, т.е. духовное богатство цивилизации и культуры; бытиесоциального, включающее явления и процессы, происходящие в об- ществе, в социальном пространстве и историческом времени. Все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Выделяя главные сферы бытия (природу, сознание, общество), человек постоянно задает себе вопрос: есть ли некая общая основа бытия, то, что объединяет все его сфе- ры? Можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Еще первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей всегда сохраняются. Эту сохраняющуюся основу вещей назвали материей. В древности материю сводили к какой-либо первоматерии(вода,воздух,огонь, земля). В дальнейшем представления о материи углубляются, возникает идея об атомном строении материи и в 18 веке эта идея становится господ- ствующей. В конце 19 века атомистическая концепция строения материи вышла за гра- ницы классической механики. Выяснилось, что атом делим и сам состоит из элементарных частиц – ядра, электронов. В течение двух столетий классиче- скую механику И. Ньютона считали полностью объясняющей картину миро- здания. Открытие в мире элементарных частиц и теория относительности А. Эйнштейна показали ограниченность классической механики. Начался мучи- тельный процесс ломки старых, привычных представлений. Истины науки ока- зались изменчивыми, и это привело к ошибочному выводу об отсутствии вооб- ще достоверного знания. Чрезмерно преувеличивалась роль математики. По- скольку поведение элементарных частиц можно представить только с помощью математических методов, некоторые ученые стали утверждать, что «материя исчезла, остались одни уравнения». Бессмысленно определять материю через ее многочисленные виды и формы, тем более, что наука постоянно обнаруживает новые, неизвестные ранее ее свойства, признаки (и в будущем будет их обнаруживать). Не существует мате- риальной субстанции, первоосновы всего («кирпичиков» мироздания). Общим признаком материи является ее свойство быть объективной реаль-ностью,существовать независимо отнашего сознания. Материю, как таковую, нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что люди видят, осязают, есть определенные виды материи, конкретные формы еепроявления. Материя представляет собой лишь общее понятие, которое выражает дейст- вительное бытие вещей. Основные структурные уровни материи. Микроэлементарныйуровень, т.е. уровень существования и взаимодейст- вия элементарных частиц. Атомныйуровень— существование и взаимодействие атомов. Молекулярный уровень – образование молекул из атомов и их взаимодейст- вие. Макроскопический уровень – существование твердых, жидких, газообраз- ных тел, которые формируются из молекул и воспринимаются органами чувств. Космическийуровень– звезды, планеты, звездные системы, галактики. Усложнение молекул постепенно привело к образованию органических со- единений и появлению жизни, т.е. биологического уровняматерии. Высшим структурным уровнем материи является социальный уровень, т.е. человеческое общество, цивилизация. Каждый уровень материи – будь то космическая система, атом, молекула, живой организм – качественно своеобразен и имеет свою специфику, но между различными уровнями имеется связь. Простые уровни входят и содержатся в более сложных. Однако высшие формы организации материи не включаются в низшие. Одним из свойств материи является ее неуничтожимость, которая проявля- ется в конкретных законах сохранения устойчивости материи в процессе ее из- менения. Это закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения мас- сы, заряда и многие другие законы. Мир находится в постоянном движении. Движение многообразно: дви- жутся галактики, звезды, планеты, электроны и атомы; сложные процессы со- вершаются в живых организмах; в обществе все время происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры. Движение это способ существования материального мира. Мир без движе- ния существовать не может. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не вносится в мир извне, а является самодвижением материального мира, т.е. оно внутренне присуще ма- терии. Движение абсолютно, а формы и виды движения многообразны и зависят от уровня организации материи: неживой природе присущи механические, физические, химические формы движения; живой природе – биологическая форма; обществу – социальная форма движения. Движениевприменениикматерии –этолюбоеизменениевообще. Понятие «движение» противоположно понятию «покой». Движение абсо- лютно, покой относителен. Покой относителен, во-первых, потому, что любой предмет, находящийся в пространстве, покоится по отношению к одной систе- ме координат и движется по отношению к другой системе. Например, дом, ко- торый покоится по отношению к земной поверхности, движется вместе с Зем- лей по отношению к Солнцу. Во-вторых, покой относителен и в смысле его временности. Состояние по- коя любой системы рано или поздно нарушается. До тех пор, пока предмет ос- тается собою, он находится в относительном покое, но со временем любой предмет меняется и даже исчезает. Пространство и время, как и движение – атрибуты материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может сущест- вовать иначе, как в пространстве и времени. Все предметы имеют определенную протяженность в пространстве, распо- ложены в определенном порядке. Порядок сосуществования этих предметов образует структуру пространства. Время характеризует смену состояний предметов, длительность процессов. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса. Поря- док смены этих звеньев образует структуру времени. Пространство и время обладают своими особенностями: пространство имеет три измерения (длину, ширину, высоту), а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему; пространство и время бесконечны, как бесконечен материальный мир, и вме- сте с тем прерывисты, т.е. разделены на отдельные промежутки, отрезки. Единство пространства, времени и движущейся материи блестяще доказы- вает теория относительности. Частная теория относительности, созданная трудами Лоренца, Эйнштейна, Пуанкаре, Минковского, доказывает взаимосвязь пространства и времени с ма- терией. Общая теория относительности, созданная Эйнштейном, дополняет част- ную, доказывая принцип эквивалентности ускорения и тяготения. |