мышление как писхолог.феномен. Мышление как психологический феномен
Скачать 98 Kb.
|
РЕФЕРАТ на тему: «Мышление как психологический феномен» Выполнила: студентка 1 курса Албогачиева Хадижа Исаевна Содержание Введение 3 1.Содержание понятия «мышление» 5 2. Основные формы мышления 7 3. Классификация видов мышления 11 Заключение 15 Список используемой литературы 16 Введение«Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т.е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить своё поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события. Придавая движениям определенное направление в пространстве и регулируя их силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его передвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающего мира. В этих образах окружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде. Для того чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения внутри них и между ними, необходимо активно в них вмешаться, произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными. Такое постижение этих связей раздвигает границы наличной ситуации не только в том смысле, что мы знаем, что воспринимаемые здесь-и-сейчас объекты и события являются лишь ничтожной частью всего сущего в безграничном пространстве и времени, но и в том, что мы своим умственным взором можем «увидеть» то, что не дано невооруженному мыслью глазу, уху, обонянию и т.д. Такой умственный образ окружающего мира, сплетаясь с его чувственным образом, максимально полно отражает окружающий мир, хотя в то же время может порождать и химеры. С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем его многообразии, свойствах и отношениях. С приспособительной точки зрения преимущества, которые даёт человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты возможных (и невозможных) событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили, предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать их и корректировать в процессе их осуществления. С рассматриваемой точки зрения мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных её функций – функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познаёт, но и создаёт его»1. Цель данной работы – провести анализ литературы, словарей-справочников, статей, учебных и учебно-методических пособий, посвящённых мышлению как психологическому феномену. Содержание понятия «мышление»«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» – так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла»2. Мышление, по мнению Осиповой А.А. – это процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности, в ходе, которого человек отражает объективный мир иначе, чем в процессе восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств – в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимосвязи и отношения»3. Крысько В.Г. даёт следующее определение мышления: «Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира»4. В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своём сознании ствол, ветви, листья, другие части и особенности именно данного конкретного предмета, может воспринимать его изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зелёной листвы, причудливыми изгибами ствола, не воспринимая одновременно других предметов. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и связи этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и т.д. Уяснение этих связей и отношений позволит человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире. Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом, какое значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья. Таким образом, мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. 2. Основные формы мышленияОсновными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. «Понятия – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета и явления»5. Представления об одних и тех же предметах у разных людей различны. Например, в представлении одного человека дерево – это берёза, другого – яблоня. Если бы люди мыслили только на уровне представлений, они с трудом понимали бы друг друга. Иной характер имеют отражения действительности в понятиях. Понятия более или менее одинаковы у всех людей, и это обеспечивает их взаимопонимание. Одинаковость понятий обусловлена тем, что они создаются и получают определенную словесную форму, соответствующую их содержанию, усилиями не одного человека, а всего общества в процессе исторического развития. Отдельный человек усваивает их уже в готовом виде, сложившихся словесных определениях, раскрывающих содержание данного понятия не как просто сумму, а как систему знаний. Понятия принято делить на несколько видов. По характеру отражаемых связей и отношений различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями объективного мира в их целостной, структурно обособленной форме. Таковыми являются, например, понятия: дерево, озеро, книга, мяч, стадион, спортсмен, трактор и т.д. Каждому из них соответствуют реальные предметы и явления, которые могут быть выделены из совокупности других, таких же предметно-целостных и структурно обособленных. Абстрактными называются понятия, в которых отражаются те или иные свойства предметов, мыслимые в их отвлечении (абстрактно) от предметов, которым они принадлежат. Примерами таких понятий будут: белизна, величина, сила, справедливость, смелость и др. В этих понятиях отражаются не конкретные явления и предметы, а только их свойства. Нет в окружающем нас мире предмета «белизна», но как свойство существует белый снег, белое молоко, белая ткань и т.п. По признаку общности различают общие и единичные понятия. Общие охватывают собой класс или группу сходных предметов и явлений, например: здание, полюс, столица, ученый, институт культуры, спортивное состязание и т. д. Единичные – это понятия об отдельных предметах или явлениях, например: Северный полюс, Ломоносов, Санкт-Петербург. Хотя они относятся к единичным предметам, они существенным образом отличаются от представлений. Последние отражают внешние формы предметов, тогда как единичные понятия – их сущность. «Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами явлениями действительности»6. Суждения бывают истинными и ложными; общими, частными и единичными. «Общие суждения касаются предметов и явлений, объединяемых понятием (все студенты добросовестно готовятся к практическим занятиям). Частное суждение распространяется только на часть предметов и явлений, относящихся к конкретному понятию (некоторые студенты – спортсмены). Единичное суждение касается индивидуального понятия (Пушкин – великий поэт). Суждения раскрывают содержание понятий. Если человек высказывает суждение, он должен знать содержание понятий, входящих в его состав. Знать какой-нибудь предмет или явление – значит уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека7. Суждение представляет собой мысль о связи явлений, например: бытие определяет сознание, студент сдал зачет и т.д., отражает объективные связи и отношения между предметами в более дифференцированной, развернутой форме. «Суждение всегда имеет более или менее отчетливо выраженную форму не в виде отдельного слова, а целого предложения. Каждое суждение, хотя бы и в скрытой форме, всегда содержит в себе три элемента: субъект (или подлежащее), т.е. понятие предмета, о котором что-либо высказывается; предикат (или сказуемое), т.е. понятие о том, что высказывается о данном предмете; утвердительную или отрицательную связку между этими понятиями. В суждениях выражаются самые различные и самые сложные объективные связи и отношения: отношения вида и рода (шахматы – интеллектуальная игра), количественные отношения (на олимпиаде спортсмены завоевали 60 медалей в различных видах спорта); пространственные и временные взаимоотношения предметов (в треугольнике против большего угла лежит большая сторона, сутки состоят из 24 ч); их состояние (ребенок здоров); характер деятельности (спортсмен бежит); причинные взаимоотношения (неправильный режим приводит к перетренировке); существенные и постоянные признаки предметов (сумма углов треугольника равняется двум прямым) и т.д. Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения – это посылки, а вывод – заключение. Человеку присущи умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индуктивное – это умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению, суждению. В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия. Такими, например, являются суждения: сегодня жаркий день, Иванов пришел первым к финишу, пять больше трех и т. д.; такие суждения называются непосредственно очевидными. Но в большинстве случаев истинность суждений нельзя вывести из непосредственного наблюдения. Например, истинность суждения «сумма углов треугольника равна двум прямым» не является очевидной, а должна быть доказана, что осуществляется путем умозаключения. Всякое умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Правильно построенное умозаключение всегда создает уверенность в необходимости и обязательности выводов, к которым оно приводит. Для этого оно должно опираться на строго проверенные, вполне достоверные предварительные знания. Малейшая ошибка, допущенная в оценке первичных данных, на которых строится умозаключение, приводит к его ошибочности. Чтобы сделать правильные выводы из достоверных знаний, необходимо, чтобы сами умозаключения подчинялись определенным правилам, рассматриваемым в специальной научной дисциплине – логике8. Дедуктивное – умозаключение, в котором из заранее известных общих положений делается вывод об определенных частных случаях. Этот вид умозаключения наиболее часто применяется в математике. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: данный угол больше другого. В мышлении человека дедукция и индукция взаимно связаны и не могут протекать одна без другой. Дедукция немыслима без конкретных фактов, добытых индуктивным путем. В то же время процесс индуктивного познания конкретных вещей опирается на обобщенные образы явлений, на отнесение их в определенные группы, что невозможно без дедукции. Аналогиейназывается умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. 3. Классификация видов мышленияВыделение видов мышления в психологии производят по: форме, а соответственно и содержанию знаний выделяют конкретно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление; характеру решаемых задач, мышление может быть теоретическим и практическим; степени развернутости и осознанности, мышление может быть дискурсивным и интуитивным; степени новизны и оригинальности, мышление можно отнести к репродуктивному (воспроизводящему) и продуктивному творчеству9. Конкретно-действенное мышлениеопирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Слово здесь играет преимущественно констатирующую роль. Такое мышление типично для детей дошкольного возраста. Ребёнок мыслит, действуя с предметами: палочками, кубиками, строительным материалом и т.п. В школьном возрасте это мышление обеспечивает творческую работу учащихся при сооружении разнообразных моделей, в процессе лабораторно-практических занятий. Совершается оно через анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, нахождение связей и отношений, но ход всех этих операций непосредственно включен в действующую ситуацию, в ход практического действия. «Поле зрения» мышления совпадает с полем действия. Наглядно-образное мышлениехарактеризуется опорой на представления. Оно очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, сложных ситуаций. Например, картину Решетникова «Опять двойка» можно осмыслить только из сопоставления всех деталей, выделения существенных связей (отношения матери и смущенного мальчика, мальчика и девочки, которая смотрит насмешливо на него). Понимание внутреннего смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом. Характерно в этом отношении, что если нормальный ребенок проводит определенную работу по выделению существенных признаков, то умственно отсталый рассматривает отдельные детали (говорит: голова, уши и т.д.), его конкретно-образное мышление не проявляет признаков поиска, он на основе одной детали делает вывод о содержании всей картины. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признаки, сопоставить их, обосновать сюжет картины в целом. «Наглядно-образное мышление характерно для дошкольника и младшего школьника. Неслучайно учащиеся младших классов не всегда правильно понимают смысл басен, сказок, пословиц, поговорок; абстрактные понятия часто наполняют конкретными образами. Например, на вопрос: «Как понять пословицу «Один в поле не воин»?» - первоклассник ответил: «А с кем же ему воевать, если он один?»10 Абстрактно-логическое мышлениеопирается на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Наглядно-образное мышление и мышление абстрактно-логическое тесно взаимосвязаны и часто переходят друг в друга. Человек не может мыслить только понятиями без представлений, в отрыве от чувственной наглядности, и только чувственно-наглядными образами, без понятий. Эти виды мышления не противоположны, но и не тождественны, внутри единого мышления можно различать, как наглядное, так и абстрактно-теоретическое. Мысль обогащает образ, образ обогащает мысль. В этом можно убедиться на примере любой метафоры. Но образное выражение передает много дополнительных оттенков свойственной выразительности. Оно передает не только голый факт, но и отношение к нему. Сравнение с небесным светилом говорит о том, что с точки зрения говорящего речь идет не о банальной неудаче, а о судьбе человека, в которой было что-то значительное, возвышенное, величавое. Оно оттеняет также момент стихийности, независимости происшедшего от воли человека и этим устраняет момент личной вины. При решении более или менее сложной задачи словесные рассуждения опираются на яркие образы, сопровождаются практическими действиями. В свою очередь, решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует сплошь и рядом словесных обобщений. Деление мышления на теоретическоеи практическоевесьма условно, речь может идти лишь о преобладании тех или других компонентов и его направленности. Лучшим вариантом всегда является органическое сочетание в процессе мышления теории и практики, будь то при решении задач научных, организационных, производственных, педагогических и т.д. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка к физическому преобразованию действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, в другом – житейские, ситуационные обобщения. И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы11. Важным является различение продуктивногои репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее)12. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от её характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. ЗаключениеМышление – предмет комплексных, междисциплинарных исследований. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, различая её виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности – с мотивацией, способностями и пр. На каждой стадии развития психического человек реализует процесс мыслительный, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях процесса мыслительного. Различаются такие виды мышления: конкретно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. Выделяются также: мышление теоретическое и практическое (эмпирическое); репродуктивное и продуктивное и т.п. Список используемой литературыКрысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2007. – 368 с. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.: ил. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с. Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. 1 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. – С. 65 – 66. 2 Немов Р.С. Психология. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – С. 274. 3 Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 493. 4 Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 90. 5 Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 92. 6 Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 93. 7 Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 503. 8 Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 503 – 505. 9 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 303. 10 Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 500. 11 Немов Р.С. Психология. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – С. 278. 12 Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 502 с. |