конспект. КОНСПЕКТ ФНО. Конспект открытого занятия педагога Тупиковой М. В. Тема урока Освоение средств музыкальной выразительности с обучающейся 2 года обучения Мадековой Марией Тип занятия
Скачать 25.6 Kb.
|
План – конспект открытого занятия педагога Тупиковой М.В. Тема урока: "Освоение средств музыкальной выразительности» с обучающейся 2 года обучения Мадековой Марией Тип занятия: комбинированное, направленное на закрепление теоретических знаний и практических навыков через совместную деятельность ученика и учителя в различных видах музыкально-творческой деятельности. Вид занятия: индивидуальное Цель занятия: развитие творческих способностей обучающийся во время занятий в классе фортепиано. Задачи: Образовательные: формирование исполнительских навыков при игре на фортепиано. Развивающие: развитие творческих способностей во время занятия в классе фортепиано. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и чуткое отношение к исполняемой музыке. Методические приёмы: словесный – объяснение, беседа Наглядный – показ иллюстраций Оборудование: фортепиано, стул, картинки, ноты. Ожидаемый результат: Уверенное исполнение штрихов legato, nonlegato в пьесах, развитие творческих навыков. Ход занятия: I Организационный этап: а). приветствие; б) сообщение цели и хода работы на занятие. II Основная часть занятия: а) Упражнения -Игра гаммы C – dur в 2 октавы в прямом и противоположном движении и параллельная гамма a - moll; аккорды, арпеджио. б). Проверка домашнего задания. Работа над соединением двумя руками. В.Волкова «Вальс» и работа над этим произведением. в). Здоровье сберегающие технологии. г). Разбор К.Черни «Этюд» д). Игра «Вспомни длительности». е). Закрепление материала, подведение итогов. III Заключительный этап а) оценка; б) домашнее задание. I.Организационная часть занятия. Здравствуйте, гости! Здравствуй, Маша. Занятие начинается с представления темы: «Развитие творческих способностей и навыков на занятиях фортепиано». II.Основная часть. Садимся за фортепиано, помнишь, что садимся мы ровно, спинка прямая, ноги стоят на полу. Давай вспомним гамму до мажор и помни, когда мы поднимаемся вверх мы делаем? Ученик: Крешендо. Педагог: правильно, а когда вниз Ученик: Диминуэндо Педагог: Молодец, а теперь давай сыграем эту гамму в восходящем и нисходящем движение. Теперь давай вспомним какие аккорды у нас в до мажоре. А расскажи мне, какая паралельная гамма у до мажора Ученик: Ля минор Педагог: хорошо, давай сыграем гамму ля минор двумя руками, помни так же когда мы поднимаемся вверх мы делаем крещендо, а вниз наоборот. Педагог: Маша, твоим домашним заданием было соединить «Вальс» двумя руками в одном темпе до определенного места. Педагог: Маша расскажи мне, в каком жанре написано это произведение? Ученик: Вальс. Танец. Педагог: Маша, перечисли пожалуйста средства музыкальной выразительности, которые композитор использовал в этом произведении (размер, мелодия, штрихи, ритм, динамика, темп). Педагог: Правильно. А сейчас я тебе немного расскажу о творчестве композитора. Педагог: Кто у нас композитор данного произведения? Ученик: В.Волков Педагог: Волков Вячеслав Иванович. Родился в городе Вольске Саратовской губернии октября 1904 года в семье мельника. Советский композитор. В 1920-1922 годах учился в Саратовской консерватории по классу фортепиано. В 1924-1929 годах учился в Москве по классу композиции М.Ф. Гнесина в музыкальном техникуме (имени Гнесиных). 10.04.1980 Ну, а теперь исполни нам пьесу. Ученица играет пьесу, но при этом не выразительно прозвучала партия в правой руке. Педагог: давай проанализируем, в какой руке звучит мелодия, а в какой- аккомпанемент. Ученик: В правой руке- мелодия, а левая рука играет роль аккомпанемента. Педагог: правильно, поэтому левую –играть нужно тише, мягче интервалы. Показ. Педагог: А сейчас сыграй эту пьесу сама, при этом внимательно слушая выразительное голосоведение в правой руке с пропеванием нот. Педагог: хорошо, уже лучше, но, чтобы для выразительности и правильного звучания мы должны показать ярче первую долю в каждом такте левой руке. -Давай сыграем еще раз и послушаем, ярче выделяя первую долю, а вторую и третью потише. Хорошо: теперь давай будем играть со счётом вслух, не торопись играем медленно. Завершающим этапом работы над пьесой стало приближение к заданному темпу, характеру, яркими динамическими оттенками. А сейчас мы немного отдохнём и сделаем здоровье сберегающую гимнастику стоя, освобождая тело и руки. «Шалтай – болтай» - руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу. «Мельница» - упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руки взад – вперед пока она не начинает крутиться вокруг плеса, как ветряная мельница. 4. Педагог: ну и сегодня мы с тобой перейдём к разучиванию новой пьесы К.Черни «Этюд». -Этюд — это музыкальное произведение виртуозного характера. Когда выучишь этот этюд, ты сможешь играть его в характере. А пока мы познакомимся с этим новым произведением. -Послушай, как оно звучит. - Этюды создают композиторы для того, чтобы научить исполнителя владеть каким-либо приемом. Каким приемом учит владеть композитор в этом произведении? Ученик: Легатто Пелагог: правильно, умение играть певуче (legato). Для этого композитор сочинил напевные мотивы в правой руке, а в левой аккорды. Посмотри, какой размер нашего произведения, какие длительности, тональность. Педагог: Умница, давай теперь прохлопаем ноты называя их. Теперь попробуй сыграть в медленном темпе по нотам, обязательно выполняя аппликатуру. -А теперь мы немного поиграем. На карточках изображены различные ритмические рисунки (вспомним длительности нот). Задание: подбери к картинкам с изображением разных фруктов - соответствующие карточки с ритмом. Для этого можно простучать названия фруктов и определить длительности. Ученица с удовольствием выполняет задание. Заключительный этап. Подведение итогов урока. Педагог: Молодец, Маша, спасибо! Ты сегодня активно, творчески работала на занятие Оценка – «5» Твоим домашним заданием будет: В.Волков «Вальс» - выразительно играть мелодию, в аккомпанементе- ярче выделять первую долю, а вторую и третью играть тише, мягче. К.Черни «Этюд» - разобрать уверенно в медленном темпе верной аппликатурой, выполняя верные штрихи (слушать legato). Рефлексия. Педагог: Какое задание для тебя было самым трудным Что было самым интересным на занятие? На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, Маша. До свидания. |