Главная страница
Навигация по странице:

  • Формационная концепция исторического процесса

  • Цивилизационные концепции исторического процесса

  • Тема 2. Факторы развития общества Существуют различные подходы к выделению факторов исторического процесса. Духовные факторы исторического процесса.

  • Природные факторы развития общества.

  • Техника и технологии.

  • Концентрация (аккумуляция) потоков вещества, энергии, информации.

  • Интенсификация (ускорение и усиление) природных процессов.

  • Тема 5. Исторические общности людей

  • Тема 6. Неравенство и классы.

  • Тема 7. Политическая сфера жизни общества: государство, право и политическая система

  • Государство отличается от других социально-политических форм следующими чертами

  • Классификация по пространственному и географическому местонахождению государства (географический признак)

  • Тема 8. Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание.

  • Тема 9. Глобальные проблемы современности

  • Конспект_социальная_философия-краткий. Конспект предмет социальной философии


    Скачать 135.5 Kb.
    НазваниеКонспект предмет социальной философии
    Дата05.08.2021
    Размер135.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект_социальная_философия-краткий.doc
    ТипКонспект
    #226227


    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРАТКИЙ КОНСПЕКТ

    Предмет социальной философии.

    Социальная философия – это наиболее общая философская наука об обществе («социальной материи»).

    Общество – это люди в их материальной и духовной деятельности и соответствующих отношениях.

    Общество представляет собой единство двух сторон – материальной (общественное бытие) и духовной (общественное сознание).

    К общественному бытию относятся сами люди, труд/производство, орудия труда, производственные отношения.

    К общественному сознанию относятся идеи, взгляды, теории.

    На основе того, что считается первичным – общественное бытие или общественное сознание – выделяют материалистическое и идеалистическое понимание общества и истории.

    Базовыми положениями материалистического понимания истории являются следующие:

    1. Общественное бытие определяет общественное сознание;

    2. Труд определяет экономический базис и социально-экономическую структуру общества;

    3. Люди (народные массы) являются творцами истории и играют в ней решающую роль.

    Пример материалистического понимания истории – формационная концепция исторического процесса, разработанная марксизмом (историческим материализмом).

    Базовыми положениями идеалистического понимания истории являются следующие:

    1. Сознание определяет бытие (жизнь) людей;

    2. Сознание определяет экономический строй общества;

    3. Решающей силой истории являются великие личности или абсолютный разум.

    Пример идеалистического понимания истории – цивилизационная концепция исторического процесса (А, Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский).

    Формационная концепция исторического процесса

    История человечества – ряд последовательно сменяющих друг друга исторических форм общества или общественно-экономических формаций.

    Общественно-экономическая формация – это общество на определенной ступени развития.



    Смена общественных формаций представляет собой общественный прогресс.

    С труктура формации:


    Производительные силы (человек, труд, орудия труда)



    Способ производства

    Производственные отношения = экономический базис





    Надстройка:

    1. Социальная структура общества (классы)

    2. Политика и право

    3. Формы общественного сознания


    Смена формаций происходит когда уровень развития производительных сил общества вступает в противоречие с соответствующими производственными отношениями.

    Каждая из пяти ОЭФ имеет свой уникальный базис и свою надстройку. Смена формации означает смену базиса и соответствующие изменения в надстройке.

    Цивилизационные концепции исторического процесса

    Это концепции идеалистические, так как рассматривают духовные факторы развития общества в качестве основных.

    Сторонники цивилизационного подхода выделяют культурообразующие факторы как доминирующие, а культуру рассматривают основной, над которой надстраивается все остальное.

    Цивилизационный подход изучает то, что делает общества уникальными, неповторимыми, особенными.

    Формационная схема развития общества как бы переворачивается здесь с ног на голову.



    Культура рассматривается как мера развития человека.

    Примеры цивилизационных подходов: концепция А. Тойнби (Постижение истории), О. Шпенглера (Закат Европы), Н. Данилевского (Россия и Европа).

    Цивилизационный подход исключает единство истории.

    Нет единой истории человечества, а есть история различных культур и цивилизаций.

    Тема 2. Факторы развития общества

    Существуют различные подходы к выделению факторов исторического процесса.

    1. Духовные факторы исторического процесса.

    А. Божественное провидение.

    Б. Разум.

    В. Герои и выдающиеся личности.

    1. Природные факторы развития общества.

    А. Географическая среда.

    Пример: Аристотель, Монтескье, Мечников.

    Б. Экология.

    В. Численность населения.

    Пример: Мальтус (считал, что быстрый рост населения опасен, т.к. может привести к нехватке продовольствия).

    1. Техника и технологии.

    2. Социально-экономические факторы.

    Тема 3. Человек как объект социально-философского исследования.

    Человек – это главный предмет социальной философии.

    Человек – это результат бесконечного развития материи, высшая форма материи.

    Эволюция форм материи сегодня выглядит следующим образом: …  ФФМ  ХФМ  БФМ  СФМ (человек)

    Сущность человека – интегрально-социальная.

    Если предшествующие формы материи существовавшие непосредственно (ФФМ, ХФМ) или путем приспособления к среде, то человек обладает универсальным способом существования – он преобразует среду, нижележащие формы материи.

    Основу социальной сущности человека составляет материальный труд.

    Для описания сущности человека используют понятие «сущностные свойства» или «сущностные силы». Сущностные свойства – это главные свойства или моменты человеческой сущности.

    Сущностные свойства человека:

    • труд

    • сознание

    • общение

    • способности

    • потребности

    • коллективность

    • индивидуальность

    • свобода

    • ответственность.

    Именно материальный труд является главной сущностной силой человека. Можно сказать, что материальный труд – это основной способ и средство существования человека.

    Материальный труд – это наивысшая форма материальной активности, высший способ движения и развития высшей формы материи – человека (СФМ).

    Материальный труд – универсален, т.к. приложим к уровням материи любой степени сложности.

    Главное в материальном труде – способность приводить в действие природные силы. Материальный труд предполагает освоение и присоединение к сущностным силам человека сущностных сил природы. В материальном труде познанные природные закономерности преобразуются в технологический процесс, в способ воздействия на природу. Чем сложнее освоенные человеком силы природы, тем сложнее он сам и осуществляемый им процесс труда.

    Материальный труд не тождественен труду физическому.

    Материальный труд – это труд по управлению силами природы. Он осуществляется при помощи мускульной силы, но главное в нем – способность приводить в действие природные силы.

    Можно сказать так, что любой физический труд является материальным, но не любой материальный труд – только физический.

    Труд имеет опосредованный характер: он осуществляется при помощи орудий труда.

    Труд всегда имеет общественный характер.

    Материальный труд развивается. В связи с этим, можно выделить основные исторические типы труда:

    1. Ручной тип труда. Для него характерны простые орудия труда (ручные). Освоение человеком простейших сил природы – механических. Труд выступает целостным процессом (соответственно сущность человека – также целостна). Разделение труда – слабое. Ручной труд включает элемент творчества (например, труд мастера, ремесленника). Труд совершенствует различные способности человека.

    2. Машинный тип труда. Характерно усложнение орудий труда – появление машин. Характерна механизация производства. Начинается применение науки в производственном процессе, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу. Характерно разделение труда на умственный и физический труд. Труд работника на производстве делится пооперационно. Разделение труда – максимальное. Человек – придаток машины. В результате – сущность человека предстает как расщепленная, нецелостная. Труд совершенствует способности человека односторонне.

    3. Автоматизированный (онаученный, всеобщий) труд. Характерно использование сложных орудий труда, автоматов, компьютеров. Наука становится непосредственной производительной силой. Производство начинает осуществляться на научной основе. Разделение труда на умственный и физический труд преодолевается.

    Способность человека к материальному труду и средства производства (техника) входят в состав производительных сил общества.

    Отношения между людьми в процессе производства называются производственными отношениями.

    Тема 4. Сущность, направления и принципы научно-технического прогресса

    Научно-технический прогресс – это поступательное развитие науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества, систематическое использование достижений науки и техники в производстве.

    Черты НТП в 20 веке:

    1. Фундаментальные открытия в физике, химии, биологии.

    2. Новые области знания, среди которых особая роль принадлежит кибернетике.

    3. Фундаментальные открытия (например, теория ядерного строения) начали превращаться в прикладные.

    4. Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника, радиоэлектроника. Радиоэлектроника позволила совершенствовать технологию и послужила основой создания в 60-х гг. ЭВМ.

    5. Основу современной НТР составляют высокие технологии. В мировой практике к высоким технологиям относят: микроэлектронику, коммуникационную технику, биотехнологии, создание новых материалов, микромеханику, те производственные технологии, в которых непосредственно использованы новейшие достижения физики, химики, механики, информатики. Развитие этих технологий – основные направления развития НТР. Ключевыми в системе высоких технологий являются нано-, био- и информационные технологии.

    Определенный прогноз развития технологической стороны становления и развития постиндустриального общества предложен известным отечественным ученым Ю.В. Яковцом.

    1. Гуманизация технологий.

    2. Экологизация технологий.

    3. Глобализация технологических инноваций.

    4. Сокращение длительности жизненного цикла поколений техники (технологий) и технологических укладов, ускорение пульсации инновационного обновления производства.

    5. Сближение темпов и уровней инновационно-технологического развития отраслей, стран, цивилизаций.

    Способам взаимодействия человека и преобразуемой им природы соответствуют три основных технологических принципа.

    1. Концентрация (аккумуляция) потоков вещества, энергии, информации. Человек как надприродное существо не ограничивается тем, что находит в природе, а концентрирует рассеянные в ней ресурсы. По существу этот технологический принцип есть использование в особой форме всеобщей закономерности аккумулятивного развития материи. Темпы концентрации потребляемых человеком веществ, энергии и информации в современную эпоху возрастают с колоссальной скоростью.

    2. Интенсификация (ускорение и усиление) природных процессов. За несколько десятилетий человечество синтезировало такое многообразие химических соединений (около 8 млн.), которое во много раз превосходит многообразие, созданное природой за миллиарды лет. В интенсификации технологических процессов выражается активность человека как универсального существа, способного к неограниченному комбинированию природных условий, к разделению и соединению природных сил по законам природы, но лучшими, чем в природе, способами.

    3. Антропоморфный принцип. Согласно ему, дальнейшее развитие материи невозможно без порожденного ею человека. Природа заключает в себе возможности бесконечного прогресса. Но она не обладает способностью к реализации этих возможностей. Этот прогресс может быть осуществлен только человеком как высшим продуктом природы. Антропоморфный принцип указывает, что материальный мир может преобразовываться человеком в нужном ему направлении, приобретать очеловеченную форму.

    Тема 5. Исторические общности людей

    Исторические общности людей – это крупные устойчивые объединения (коллективы), имеющие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии.

    Основными типами общности являются родоплеменная общность, народность, нация.

    Обычно к роду относились группы людей, которые вели происхождение от одного предка (фактического или мифического). Несколько родов объединялись в одном племя, также связанное кровнородственными отношениями. Племена появляются, когда браки внутри рода становятся запрещенными.

    Племя – это этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Главное в родоплеменной общности – это кровнородственные отношения.

    На основе родоплеменной общности формируются народности.

    Народность – это этническая общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры. Экономической основой формирования народностей является частный труд и частная собственность.

    На основе народностей формируются нации.

    Нация – устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племен и народностей в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

    Нации формируются в результате становления капиталистического способа производства. Нации объединяют различные народности.

    Тема 6. Неравенство и классы.

    Термин классы отражает то, что люди в социуме не равны.

    Базовыми теориями неравенства являются следующие:

    1. Объяснение различиями в способностях людей. Пример: Платон, Аристотель.

    2. Теория насилия. Согласно этой концепции, дикие скотоводческие племена подчинили земледельцев и так появились классы. Недостаток концепции: насилие существовало в истории всегда, а классы появились на определенной ступени. Значит, данное объяснение недостаточно. Представители: Е. Дюринг.

    3. Религия, богословие, религиозная философия: объяснение божественным провидением. Например, Ф. Аквинский, Августин, протестантизм (М. Лютер, Ж. Кальвин).

    4. Марксистская концепция: неравенство проявляется в существовании классов, которые являются следствием частной собственности. Общество на каждом этапе своего развития делится на господствующий класс (эксплуататоры) и эксплуатируемый класс. Основные произведения: «Анти-Дюринг» (Ф. Энгельс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Ф. Энгельс), «Великий почин» (В. Ленин). Главной причиной возникновения классов в этих работах называется разделение труда.

    Разделение труда  человек концентрируется на одном виде деятельности  возрастает производительность труда  появляется избыточный продукт, который кем-то присваивается  появляется частная собственность  появляется возможность кого-то работать на себя, а себя освободить  эксплуатация и классы. В работе «Великий почин» В. Ленин дал следующее определение классов.

    Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (закрепленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другого благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

    Место класса в системе производства определяется отношениями собственности.

    Главными классообразующими признаками выступает отношение к средствам производства – как к собственности или нет. Общества, основанные на частной собственности называются в марксизме антагонистическими – здесь существует деление общества на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых.

    Общества, основанные на общественной собственности, называются неантаонистическими, здесь классы отсутствуют.

    Первобытнообщинная – неантагонистическая; здесь нет собственности и классов.

    Рабовладельческая формация (рабы и рабовладельцы), феодальная формация (феодалы и вассалы), капиталистическая формация (капиталисты и наемные работники) – антагонистические, основанные на частной собственности с делением общества на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых.

    Коммунистическая формация – неантагонистическая, основанная на общественной собственности.

    В антагонистических обществах главным инструментом, защищающим интересы господствующего класса является государство.

    Тема 7. Политическая сфера жизни общества: государство, право и политическая система

    Смысл государства, типы и особенности государств

    Государства как особый тип организации общественно-политической системы появляются в глубокой древности.

    Древнейшие государства возникли на территориях Дальнего Востока и Передней Азии. Одни государства разрушались, а другие создавались на их месте с иной политической или религиозной системой, правящей элитой, национальной идеей.

    Теории происхождения государства:

    1. Патриархальная. Семья  община  селение  государство. Власть главы государства подобна власти отца семейства.

    2. Теория общественного договора. Пример: софисты, Гоббс, Руссо.

    3. Теории насилия (Е. Дюринг, К. Каутский).

    4. Религиозные трактовки возникновения государства (законы дал Моисей).

    5. Классовая теория происхождения государства. Пример: марксизм. Появление государства связывается с классовой дифференциацией. В догосударственной жизни людей тоже было управление. Оно осуществлялось на основе обычаев и традиций. С появлением частной собственности и классов появляется необходимость охранять эту частную собственности и интересы правящего класса.

    1. Государство как результат осознания народом своего исторического единства и своего предназначения, в тот момент, когда этнос превращался в народ. Осознав свое бытие в истории, народ вырабатывал инструмент защиты от внешних вызовов и оформлял свою собственную национальную идею в фиксированной политической и правовой системе. Таким инструментом и было государство как выражение осознанного и рационально оформленного бытия народа. Государство – это фиксация народа в пространстве (территориальные границы) и во времени (форма исторической государственности). Между народом и государством существуют диалектические отношения. На первом этапе существования государства они совпадают. Постепенно они расходятся и часто приходят к противостоянию и оппозиции. Две крайности во взаимоотношениях народ-государство: 1) Государство как тень и послушный инструмент народа (народное государство); 2) Государство как отчужденный аппарат угнетения и подавления народа (государство-машина).

    Государство отличается от других социально-политических форм следующими чертами:

    • Административный аппарат (публичная власть – люди, репрессивные органы и пр.),

    • Территориальные границы,

    • Свод законов и нормативных положений, фиксированных в официальных документах,

    • Регулярная армию, призванная обеспечивать гражданам безопасность от внешнего вторжения врагов,

    • Структуры правопорядка, имеющие мандат на осуществление легитимного насилия в отношении государственных подданных, нарушающих законы,

    • Суверенитет – способность государства самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику. Термин «суверенитет» ввел в науку Ж. Боден в 1576 году в книге «Республика».

    • Налоги (на содержание власти и аппарата принуждения).

    Функции государства:

    1. Регуляция отношений между господствующим и подчиненным классом;

    2. Регуляция отношений внутри свободного класса, между слоями общества;

    3. Экономическая функция;

    4. Идеологическая.

    Каждое историческое государство описывается и классифицируется через ряд основных критериев.

    Классификация по пространственному и географическому местонахождению государства (географический признак):

    1. Города-государства – это наиболее древние пространственные формы. Города-государства существовали в Междуречье, Древнем Египте, Древней Греции. От названия греческого города-государства – «полис» - ведет название «политика». Для города-государства характерно однородное социально-политическое и культурное пространство, высокая степень концентрации публичных и властных институтов. В городе-государстве наглядно проявлен тотальный характер политического начала, которое окружает человека, предопределяет его среду обитания. Города-государства всегда полагались образцом политических систем, так как именно в городах порядок, право, административные учреждения и другие атрибуты государственности сосредоточены максимально плотно, в то время как в сельских районах этих признаков присутствия государства – гораздо меньше. Города-государства присутствовали в Средневековой Европе. В некотором смысле русский Новгород до его окончательного закрепления за московскими царями можно считать городом-государством.

    2. Государства-территории – другая важная пространственная форма. Они имеют в своих границах разнородные культурные ландшафты, городские центры, протяженные сельские территории, зоны необжитых земель. Политико-социальное устройство государства-территории – более сложное. Здесь важными элементами являются мобильные войсковые отряды, укрепление искусственных границ. Наиболее рациональной моделью политической организации государства-территории являются государства-нации.

    3. Государство-континент – третья пространственная форма организации государства. Здесь достигается максимальная степень сложности организации политического пространства. В государство-континент включены города-государства и государства-территории в качестве самостоятельных единиц, что делает его политическую структуру многомерной.

    Во всех трех пространственных типах государств большое значение имеет ландшафт, в который они вписаны.

    В случае городов-государств важная их локализация: расположенность на горах или равнинах, в лесах или пустынях, удаленность от них рек или морей. Окружающий ландшафт часто влияет на политико-культурные формы, складывающиеся в городах-государствах. Так, портовые Афины с развитой морской торговлей выстроили демократические институты. А внутриконтинентальная Спарта, далекая от торговых путей, породила воинственно-аристократическую политическую культуру.

    Для государства-территории важно, какие ландшафты входят в ее границы, какова географическая природа этих границ (горы, реки, береговые зоны), как расположены речные коммуникации.

    Для государств-континентов важным является соотношение границ с материковыми зонами – морским или океанским побережьем, доступам к проливам. Здесь политика приобретает планетарный мировой масштаб.

    Государства могут быть классифицированы по определенным критериям на типы и формы.

    Тип государства определяется согласно соотнесению государства с определенным типом общественно-экономической формации.

    В связи с этим критерием можно выделить следующие типы государств:

    1. Рабовладельческое государство (экономическая основа – частная собственность на землю и рабов; главная функция – регуляция отношений между свободными и зависимыми; из форм правления характерны монархии и республики);

    2. Феодальное государство (характерна частная собственность на землю и крестьян; главная функция – регуляция отношений между свободными и зависимыми; механизмы осуществления власти – республиканская формы [редкая]; монархии [преобладают]).

    3. Капиталистическое (буржуазное) государство (складывается революционным путем; экономическая основа – крупная частная собственность; главная функция – экономическая; развивается и получает значение идеологическая функция).

    4. Коммунистическое (социалистическое) государство (основывается на общественной собственности на средства производства, исключает эксплуатацию, создает возможности для всестороннего развития каждого). Существовавшие социалистические государства были с серьезными деформациями: не учитывалась связка между типом труда и производственными отношениями.

    Форма государства – это система принципов, характеризующих механизм организации власти и территории.

    Элементами формы государства являются:

    1. Форма правления (отражает принципы формирования, функционирования, преемственности власти): монархия, республика, их разновидности.

    2. Форма государственного (территориального) устройства (характеризует распределение полномочий между государственными органами в центре и на местах): империя, федерация, конфедерация, унитарное государство. Унитарные государства предполагают, что страна управляется из единого центра, где сосредоточены все административные органы, в пределы компетенции которых входит полный контроль над всей территорией государства. Для всех его частей существует единый налог, единая система права, единая модель административных инстанций, устроенных по иерархическому принципу прямой подчиненности низших высшим. Руководители территориальных образований внутри унитарного государства назначаются сверху. Классический пример – Франция после революции 1789 года. Федерация – это совокупность относительно самостоятельных, автономных политических образований, имеющих свои верховные органы власти и конституции. Принцип федерации впервые в современной юридической практике систематически описан немецким философом и правоведом Альтхойзером (17 век). Федерализм допускает наличие в субъектах федерации различий в законодательной базе, специфических налоговых и фискальных норм, своеобразие культурных и социальных устоев. Федерации могут быть территориальные (американская модель, Федеративная республика Германия); городские; общинные; конфессиональные и пр. Конфедерация – это предельная форма федеративного устройства; это объединение полностью самостоятельных политических образований, связанных союзным договором (например, СНГ). Конфедерация – это форма межгосударственного объединения. Для федеративного устройства характерен принцип субсидиарности. Он предполагает стремление передать решение локальных проблем максимально нижнему уровню всей административной системы – региональному, местному, общинному. Принцип субсидиарности означает, что во всех случаях, когда это возможно, решение должно приниматься на самом низком уровне и иметь область применения, ограниченную этим уровнем.

    3. Политический режим (описывает доминирующий метод государственного управления): демократический и антидемократические (тоталитарный, авторитарный, военно-диктаторский).

    Тоталитарный политический режим – это форма правления, основанная на диктатуре, репрессиях, подавлении общества, идеологическом деспотизме. Для тоталитарного режима характерно выделение каких-либо приоритетных общностей (народ, раса). При тоталитарном режиме власть сосредоточивается в руках узкой группы лиц (монополизация власти). Также характерно насилие (повышение удельного веса репрессивных органов, ликвидация судебной власти); харизма (культ вождя – спасителя нации); идеологическая демагогия (идеи социализма, утопизм). Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние)         антидемократическая система политического властвования. Характерна для наиболее реакционных политических систем капиталистических государств (фашистские режимы в Германии, Италии, Испании и др.). Авторитаризм — такая форма правления и политического режима тоталитарного типа, при которой процедура демократических решений или вовсе отсутствует, или носит фиктивный, показной характер: власть не формируется и не контролируется народом, он не имеет гарантий перед лицом абсолютно бесконтрольной авторитарной власти. Реальная власть концентрируется в руках правящей элиты, отбор в которую происходит в порядке специальной процедуры. Для авторитаризма характерны чрезмерный централизм, монополизация власти элитой, строгая иерархия в отношениях между её членами, прямая опора на военно-карательный аппарат, широкое использование террористических методов расправы с оппозицией. Верховная власть в авторитарном государстве обычно сосредоточена в руках «лидера» (фюрера, дуче, каудильо и т. п.). Авторитарной идеологии присущи демагогия, использование расовых, националистических, религиозных и иных мифов, апелляция к непререкаемому авторитету «лидера». Авторитарная власть постоянно культивирует в массах фанатизм и поддерживает страх.

    Демократический политический режим – это такой режим, где народ принимает непосредственное участие в управлении. Базируется на всеобщем избирательном праве. Сегодня используется понятие «правовое государство». Его принципы:

    • Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

    • Принцип связанности государства и его органов законами.

    • Разделение на три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную.

    • Государство должно гарантировать права и свободы человека.

    • Ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством.

    • Принцип контроля (арбитражный суд, прокурорский надзор).

    Важный фактор формирования правового государства – наличие гражданского общества.

    Гражданское общество – это совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать. Гражданское общество – это общество, где есть неофициальные структуры: политические партии, движения, организации. Все организации действуют в рамках юридических законов и оказывают влияние на официальную власть. Гражданское общество невозможно без осознания индивидом своего места в истории, интересов, потребностей – то есть без самосознания человека. Гражданское общество формируется вместе с капиталистическим способом производства – именно тогда появляется возможность создавать партии, союзы, движения (то есть выражать в рамках закона свое мнение). Гражданское общество может существовать лишь в демократических государствах, поскольку в тоталитарных государствах невозможно существование неофициальных структур. В современном мире гражданское общество важно при решении экологических и других глобальных проблем. Гражданское общество немыслимо без свободы.

    Тема 8. Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание.

    Общественное сознание – это совокупность духовных образований, идей, взглядов, чувств, настроений, идей, взглядов, чувств, настроений, верований, норм, свойственных обществу в целом.

    Типы субъектов общественного сознания:

    1. Все человечество (глобальный субъект);

    2. Субглобальный субъект (Запад – Восток);

    3. Социетальный (сознание отдельного общества);

    4. Субсоциетальный (большие группы, отдельные классы, нации, профессии);

    5. Микроуровень (трудовой коллектив, семья);

    6. Индивидуальное сознание.

    Индивидуальное сознание формируется под влиянием общественного сознания. Невозможно стать личностью, не усвоив всего того, чего данное общество достигло.

    Человек воспринимает общественное сознание в индивидуализированной форме.

    В структуре общественного сознания можно выделить два уровня:

    1. уровень обыденного сознания.

    2. уровень теоретического сознания.

    Обыденное сознание – это повседневное практическое сознание, отражающее мир на уровне явления.

    Оно формируется в процессе повседневной жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов.

    В обыденном сознании присутствует рациональная и чувственная стороны. Преобладает – рациональная сторона. Ядро обыденного сознания – здравый смысл. С обыденным сознанием связана общественная психология.

    Общественная психология отражает действительность в форме чувств, настроений, эмоций.

    Примеры – менталитет, массовое сознание, психологический склад социальной группы.

    Теоретическое сознание – это отражение глубинных сущностных сторон человеческой жизни в форме взглядов, законов, теорий.

    Отличается большей сложностью, так как стремится проникнуть в сущность бытия.

    С теоретическим сознанием связана идеология.

    Идеология – это система идей, взглядов, теорий, отражающая сущность, законы общественного бытия под углом зрения определенных классов или социальных групп.

    Законы развития общественного сознания:

    1. Закон производности, вторичности общественного сознания от общественности бытия.

    2. Закон обратного активного влияния общественного сознания на породившего его общественное бытие. Наивысшая активность сознания проявляется, когда сознание схватывает основные законы действительности и действует в соответствии с ними.

    3. Закон относительной самостоятельности общественного сознания: а) отставание общественного сознания от общественного бытия (стереотипы); б) относительное опережение общественным сознанием общественного бытия (научное предвидение); в) преемственность; г) неравномерность развития форм общественного сознания.

    Выделяют формы общественного сознания.

    Форма сознания – это система определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражены.

    Выделяют следующие формы общественного сознания:

    1. Экономическое сознание. Наиболее близко к базису общественно-экономической формации. Отражает хозяйственную деятельность людей и их взаимоотношения в процессе деятельности.

    2. Моральное сознание. Регулирует поведение людей, их отношения друг к другу и к обществу. Включает чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки, нормы. Важнейшие понятия морального сознания – добро, зло, нравственность, долг, совесть. Главные вопросы морального сознания – о смысле жизни. Мораль имеет исторический характер, развивается вместе с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций. В классовом обществе мораль имеет классовый характер – разные классы имеют разное представление о добре и зле, справедливости и несправедливости.

    3. Эстетическое сознание. Это отражение реального мира в художественных образах (где содержание выражено не в словесной форме, а скрыто в формах чувственных образов). Главные категории – прекрасное и безобразное. Эстетическое сознание отражает действительность в ее целостности, конкретности и индивидуальности.

    4. Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, классам, обществу, государству. Оно включает правосознание и нормы, запечатленные в законах. Институт права – государство. Главные понятия – справедливость и законность. Право имеет исторический характер. Возникает вместе с классами и защищает интересы правящего класса. Право – воля господствующего класса, возведенная в закон.

    5. Политическое сознание – отражение взаимоотношений между классами, этническими общностями, государствами. Политика – концентрированное выражение экономики, прежде всего, - интересов господствующего классов.

    6. Религия – фантастическое представление о мире, основанное на понятии сверхестественного духовного существа (бога). Включает: религиозное учение, мифы, веру, культ. Имеет свой институт – церковь.

    7. Философия – система всеобщих взглядов на мир и человека.

    8. Наука – адекватное отражение действительности в системах понятий. Центральное место занимают законы.

    Тема 9. Глобальные проблемы современности

    Глобальные проблемы представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.

    Термин глобальные проблемы появился в 1960-е годы благодаря деятельности Римского клуба.

    Римский клуб – это международная общественная организация, созданная в 1968 году и объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Главная цель клуба – привлечение внимания общественности к глобальным проблемам современности. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.

    Критериями выделения глобальных проблем являются:

    • повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;

    • неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;

    • разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

    Необходимо различать глобальные и всеобщие проблемы.

    Глобальные проблемы – это те, которые могут привести человечество к гибели.

    Всеобщие проблемы – это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные.

    К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

    К глобальным проблемам обычно относят:

    • Предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов. Суммарная взрывная мощь вооружений сегодня составляет примерно 18 млрд тонн в тротиловом эквиваленте. Если взорвется хотя бы 1% этих запасов, наступит «ядерная зима».

    • Предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе, атмосферы, мирового океана (экологическая проблема, изменение климата, «глобальное потепление).

    • Преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних.

    • Устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре. От недоедания страдает более 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Причина – несправедливое распределение ресурсов.

    • Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии.

    • Прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах (демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки).

    • Устранение опасности "депопуляции" в развитых странах (в России численность населения ежегодно сокращается, смертность в 1,5 раза больше рождаемости).

    • Предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

    • Борьба с международным терроризмом.

    • Борьба с болезнями (онкологическими заболеваниями, СПИДом, наркоманией).



    написать администратору сайта