Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ИПЗ по дисциплине «Общая Психология»

  • ФИО студента Матчиева Екатерина Александровна Направление подготовки

  • Группа ПСД-С-Д-3-21-1 Москва 2022

  • Чувство неполноценности стремление к превосходству

  • Комплекс неполноценности комплекс превосходства

  • мотив

  • Джеймсу

  • сознания

  • Сознание

  • принципы

  • в

  • Самоактуализация

  • самоактуализации

  • Психология

  • точки

  • бихевиоризме

  • Фрейда , психика человека

  • Оно

  • Ипз общая психология Матчиева Е.А. Конспект Психологической литературы (тема практического задания) фио студента Матчиева Екатерина Александровна


    Скачать 188.06 Kb.
    НазваниеКонспект Психологической литературы (тема практического задания) фио студента Матчиева Екатерина Александровна
    Дата15.06.2022
    Размер188.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИпз общая психология Матчиева Е.А.docx
    ТипКонспект
    #594284






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ИПЗ

    по дисциплине «Общая Психология»
    Конспект Психологической литературы ______________________________________

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Матчиева Екатерина Александровна

    Направление подготовки

    Психология Служебной Деятельности

    Группа

    ПСД-С-Д-3-21-1


    Москва 2022

    Тема номер 1

    Петухов В.В предмет и задачи психологической науки и практики.

    Прежде всего для изучения любой науки следует выделять её теоретические основания задачи и цели прежде всего следует уяснить что термин психологии с греческого можно перевести как психо душа и логос наука то есть дословно психология переводится как наука о душе.

    Также существует два подхода в изучении психологии в одном случае психология - это знание о психике наука изучающая её. Также её свойства как живой материи и отражение мира.

    Также при этом подходе говорится о том что психика присущая не только человеку но и животному для осуществления его жизнедеятельности .

    Также в психологии выделяется такой термин как сознание надо отметить что это присуще только человеку и является высшей формой психики необходимой для организации общественной и индивидуальной жизни людей для совместной трудовой деятельности например.

    В случае второго же подхода следует отметить что в этом случае подход психологии будет являться более индивидуальным к каждому. Будут рассматриваться конкретные черты поведения мотивы и прочие индивидуальные особенности как одного человека так группы людей в целом в зависимости от задачи.

    Однако несмотря на разность подходов общие задачи можно выделить изучение психики как субъекта.

    Из изложенного выше видно что есть две формы психологического знания - это житейская и научная психология.

    Далее мы рассмотрим анализ житейской и научной психологии

    Стоит отметить что научная психология появилась не так давно однако житейская появилось значительно раньше И тем самым можно сказать что человек в любом случае является житейским психологом для кого бы то ни было.

    Пожалуй самым главным условием существования человека является сознательное представление окружающего мира и места в нём. Для гармоничного существования общества также необходимо понимать цели и мотивы другого человека.

    Интерес к психологии был сформирован достаточно давно.

    Потребность изучения работ древности можно объяснить следующим была выявлена чёткая классификация например темперамента и характера.

    Стоит отметить что психология бывает разная медицинская например однако саму психологию как самостоятельную науку следует выделять потому что существует собственный понятийный аппарат и методические процедуры. Стоит отметить что основное отличие житейской психологии от научной в том что поле деятельности последней намного уже чем в первом случае.

    Есть три существенных различия между научной и житейской психологией итак первое откуда и каким путём приобретаются психологические знания ,в каких формах они сохраняются, и каким образом воспроизводится и передаются передаются. В случае житейской психологии человек получает все знания на собственном опыте и таким образом всё что он формирует это его собственный понятийный аппарат и собственное видение в случае научной психологии эксперимент чаще всего уже тщательно подготовлен имеет методики и какую-то сформированную гипотезу. Также в случае научных экспериментов учёным нередко в случае изучения какого-либо процесса или представления приходится отказываться от гипотезы так как она оказывается несостоятельный по ключевым пунктам То есть она не получает подтверждение на эмпирическом уровне. Все психические явления чаще всего на первом уровне то есть на уровне первичного изучения были выявлены учёными самостоятельно это позволило сформировать научно-исследовательские задачи и обобщённые схемы для их постановки. Житейский опыт или житейская психология чаще всего не требует какого-либо противопоставление то есть не имеет смысла например подбирать противоположные по значению пословицы поговорки и прочие это своего рода принято за аксиому в то время как в случае учёных каждая гипотеза требует подтверждения.

    В житейском опыте зачастую используются те знания которые были приобретены ранее соответственно эти знания приобретены в конкретной ситуации без учёта текущего положения дел именно поэтому так часто повторяются так называемые ошибки от

    отцов и детей когда человек который вновь приобретает опыт не оглядывается на те обстоятельства которые могли измениться. В случае же научного опыта он содержит информацию об условиях необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путём усвоения обобщения логических связанных положений и это является основанием для выведения нового собственного опыта. Также благодаря экспериментальному опыту научная психология содержит факты недоступные житейской психологии потому что исследует какую бы то ни было проблему глубже.

    Главным отличием научной психологии от житейской подводя итог можно назвать систематизацию методов подходов и понятийного аппарата в отличие от житейской отрасли психологии прежде всего необходимо различать по сферам деятельности так например профессиональный объектом этой деятельности всегда будет являться человек но в зависимости от тех критериев по которым он оценивается есть например возрастная психология или детское в качестве примера или например можно изучать психопатологии когда мы имеем в своём поле деятельности человека страдающего каким-либо психическим заболеванием.

    Стоит отметить что в реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют например психолог на производстве обладает знаниями как инженерные психологии или психологии труда так и социальной под социальной психологии в данном случае понимается например взаимоотношения людей в коллективе и изучение их формирования и решение конфликтов в случае их возникновения. В случае например работы школьного психолога мы получаем работу специалиста с возрастной с детской психологией.

    В случае если специалист работает с нарушениями головного мозга или любого рода психическими расстройствами также необходимы познания в реабилитации больных. В случае психолога практика он не обязан иметь такие обширные знания с точки зрения методик он скорее должен активно применять имеющиеся знания и подстраивать под нужды конкретного клиента однако он обязан понимать что основание является всегда одинаковыми и позволяет устанавливать собственные практические связи между другими науками такими как например медицина физиология биология и социология. Случаи психотерапевта специалист не имеет права самостоятельно выдвигать какие-либо гипотезы он скорее подталкивает человека к решению собственных проблем. И объясняет закономерности или причины возникновения тех или иных проблем человека с точки зрения понимания изложенных выше наук также следует понимать что возможны случаи удачной самотерапии когда человек самостоятельно понимает в чём его проблема и вырабатывает пути решения их без помощи специалиста однако это можно встретить достаточно редко. Следует отметить ещё одно отличие житейского психолога от научного научный психолог в совершенстве должен обладать навыками проведения и интерпретации психологических тестов. Для дальнейшей диагностики. Как видно сейчас на опыте после выведения психологии как научной дисциплины она стремится обобщить и житейскую и научную психологию однако в данном периоде времени это невозможно так как у каждой из них свои собственные задачи и пути их решения.

    И так переходим к выводам научное в отличие от житейской психологии является более структурированный и позволяет систематизировать знания имеющиеся в области психологии однако сейчас нельзя полностью заменить житейскую психологию научной так как в процессе жизни человек приобретает тот самый житейский опыт который впоследствии формирует его как личность

    В то время как научная психология в целом это попытка осознать регулярно осмыслить воспроизвести и усовершенствовать существующие и постоянно развивающиеся опыт психологической жизни человека.

    Тема номер 2 Челпанов г и классификация душевных явлений

    В своей жизни мы сталкиваемся с огромным количеством душевных явлений у разных людей и для того чтобы их правильно истолковывать и понимать необходимо изобрести какую-то классификацию для более чёткого сис

    • тематизирования знаний. В связи с развитием современной психологии было принято решение о том что все имеющиеся методы исследования любых душевных явлений и их классификации являются несамостоятельными и несостоятельными связи с тем что все течения нашей жизни в современных реалиях изменяются.

      Сейчас принято считать что любое душевное явление следует изучать с точки зрения инстинктов человека и то как он внешне выражает свои душевные переживания То есть другими словами что на него влияет извне чтобы он так выражал свои чувства и эмоции под этим следует понимать не что иное как психологию поведения однако предыдущую психологию поведения 1855 года герберта спенсера мы отменить не можем так как то понимание которое есть сейчас - это скорее дополнение к тому о чём говорил Спенсер. Согласны ему все душевные явления состоят из познания чувств и воли в обыденной жизни все три класса душевных явлений представляют обособленными отдельными друг от друга. Так считалось ещё в древней философии так например Платон признавал что душа имеет различные части имеющие определённые функции причём каждая часть помещается и определенном месте организма так например разумная часть души понимается в голове волевая часть в груди а часть лечения в животе. Однако согласно аристотелю все душевные явления делятся всего лишь на два класса ощущения и влечение. Дальнейшее развитие привело к тому что немецкий физиолог гален вывел теорию способностей согласно которой отдельные способности локализировались в определённых участках мозга как мы видели теория Галля была в науке оставлена в её физиологической части и в той части в которой она признавала наличность отдельных способностей. Однако эта теория со временем пала и необходимо было дать ответ на вопрос что лежит в основе душевной жизни человека впоследствии возникла необходимость отыскать одну душевную способность которая могла бы объединять все душевные проявления.

      Согласны например теории интеллектуализма первичные познания а волевые процессы и чувства меняются под взаимодействием внешней среды и самим познанием гербер де спенсера например в основе своей теории на смену теории интеллектуализма приходит теория о том что первичный в этом всё-таки явление чувств прежде всего это утверждение базируется на том что даже младенец не имея никаких ещё навыков волевых и понятийных в этом мире уже испытывает чувства. Следом последовала учение волеонторизма в котором прежде всего на главенствующее место ставилось воля так например Шопенгауэр называет слепым влечением инфузории-туфелька стремится к пище не имея никакого представления об этой последней. Как мы видим мы рассмотрели три абсолютно разных подхода Так что же всё-таки является главенствующим в этом? Начнём с самого простейшего процесса познания. В случае этого подхода состоятельным является то что процесс познания происходит даже у животных также в процессе познания на нас действует любой фактор извне такой как например я чувствую что мне холодно я вижу голубое небо и прочее.

      Далее мы рассмотрим волевой фактор это ничто иное как желание действовать на или воздействовать на внешний мир и чувствовать себя активным если я беру стакан с водой в этом случае я активен если я просто его вижу и на столе я пассивен

      Существенный признак чувств - это наличность удовольствия или страдания. В этот момент чаще всего мы испытываем удовольствие или страдание Но это носит чаще всего субъективный характер и находится только в нас.

      Для более чёткого понимания следует рассматривать душевный мир на каком-то самом простейшем примере он всегда на взаимодействии внешнего мира реагирует то есть отвечает определенным чувствам и движением мы знаем что в самом простейшем организме имеется ощущающие движущие нервы и организм состоит как бы из двух частей неактивной и активной. Иными словами всё взаимосвязано на любое действие мы получаем тот или иной ответ организма либо удовольствие либо страдание всё это указывает простейшему организму насколько тот или иной процесс благополуче

    • н или же наоборот неблагополучен для него. Несмотря на то что в данном примере мы рассматривали классификацию душевных переживаний на уровне простейшего организма ровно таким же образом это происходит и у высших организмов таким образом мы можем утверждать о неразделимости трёх компонентов. Однако любой психический процесс мы сами интерпретируем согласно своим представлениям соответственно чистого знания не существует. Того что мы можем принять за аксиому. Также взаимосвязь душевного мира и движений можно заметить в таких науках как например телепатии или физиогномика потому что в этот момент мы наблюдаем за исследуемым человеком и тем самым выводим новые предположения и гипотезы.

      Нельзя сказать однако что утверждение шопенгауэра о том что влечение слепа можно отнести ко всем организмам чаще всего в высшем организме влечение связаны с какими-то представлениями об исследованном предмете. Наши самые идеальные стремления выражаемые нами в форме отвлечённых понятий навсегда замерли бы в чистопознавательные форме не воплощаясь реально в жизни если бы они не окрашивались определёнными чувствами таким образом на вопрос существует представление можно ответить только отрицательно так как каждое представление стремится воплотиться в каком-либо действии. Исходя из высшего изложенного что можно сказать любой психический акт состоит из трёх составляющих эмоциональной интеллектуальный и волевой и это нераздельно связанные между собой понятия составляющие любой душевный акт и поэтому выведение всех душевных переживаний из одного основного класса совершенно утрачивает всякое значение мы можем отделять эти три компонента друг от друга только в случае если мы исследуем какая сторона душевной жизни имеет активный характер. И способствует осуществлению психического процесса в данный момент этой стороной мы можем признать волю не только волю таким образом это будет называться валентаризмом но волюнтаризм нужно отличать от одного волюнтаризма который считает основным элементом душевной жизни и влечении и который не имеет налицо представление и до последнее приспособленность к влечению только впоследствии и в процессе развития. Итак исходя из всего вышеизложенного как вывод мы можем сказать что любое явление в своём составе имеет все три эти компонента однако классификации явлений является вполне самостоятельный и состоятельный и достигшим цели.

    Лурия А.Р. Границы поведения животных и психологическая деятельность человека.

    Животное не может делать ничего, что выходило бы из пределов биологического

    смысла, в то время как человек 9/10 своей деятельности посвящает актам, не имеющим прямого, а, иногда, даже и косвенного биологического смысла.

    Наблюдая высших обезьян, И. П. Павлов отметил если обезьяне нечего делать, она начинает исследовать, то есть ощупывать, нюхать или перебирать шерсть, перебирать листья и так далее. Все это время она занята «бескорыстной ориентировочно – исследовательской деятельностью». Однако, перебирание предметов, рассматривание, обнюхивание может быть тоже трактовано как определенный безусловных ориентировочно – исследовательский рефлексСледовательно, первое отличие в поведении животного заключается в том, что всякое его поведение не выходит за пределы инстинктивной биологической деятельности и носит биологически мотивированной характер.

    Второе отличие животного от человека. Животное, употребляющее и выделяющее орудия, всегда делает это в конкретной наглядно – действенной ситуации и никогда не закрепляет выделенное орудие, не сохраняет орудие впрок. Было многократно показано другими исследованиями, что даже применив известное орудие, животное начинает искать новое орудие каждый раз, когда дается новая задача.

    Оказалось далее, что обезьяна даже не пользуется одним орудием для того, чтобы с помощью этого орудия заготовлять другое и что ее орудийная деятельность не носит сложного, многократного опосредственного характера.

    ребенок с большой легкостью начинает применять камень для того, чтобы расщепить диск, и ему достаточно одного показа, одного только намека для такой деятельности; наоборот – обезьяна не только не применяла орудий для того, чтобы сделать другие орудия, но даже бесконечный показ не подхватывается обезьяной

    Можно поэтому сказать, что животные не живут в мире постоянных вещей, имеющих постоянное значение. Вещь приобретает для него значение только в конкретной данной ситуации, в процессе деятельности. Поэтому можно сказать, что если человек живет в мире орудий, то обезьяна живет в мире средств для действия.

    Третье отличие заключается в том, что животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации. оно не может, в отличие от человека, абстрагироваться от наглядной ситуации и программировать свои действия соответственно отвлеченному принципу.

    Иначе говоря, у животного не было того элементарного представления, которое характеризует поведение человека.

    Обратимся к последнему признаку, чрезвычайно существенному для того, чтобы отличить поведение животного от психологической деятельности человека.

    Если программирование поведения у животного всегда ограничено только двумя фактами, у человека к этим факторам прибавляется еще третий, не существующий у животных. Нет такого животного, которое может передать свой опыт другому животному. В лучшем случае животное может передать свой опыт так, как передает его матери детенышам; с помощью непосредственного действия и подражания

    психологическая деятельность человека характеризуются тем, что человек наряду с этими двумя формами поведения (программированным наследственно и Усвоение общественного опыта не существует у животного, но существует у человека.

    Вот в этом заключается последнее коренное отличие психологической деятельности животного от психологической деятельности человека.

    Психологическая деятельность человека коренным образом отличается от психологической деятельности животного как по своей структуре, по своим функциональным особенностям и по своему генезу.

    Прежде всего это отличие заключается в том, что вероятно в подавляющей своей части поведение человека не протекает внутри биологических мотивов и не определяется биологическими потребностями. Его задача заключается в том, чтобы вычленить ряд действий, которые последовательно осуществляет, чтобы постепенно подойти к выполнению цели; эти действия распадаются на ряд определенных, иерархически подчиненных друг другу операций, каждая из которых может не иметь прямого отношения к цели.

    .

    Таким образов, первое отличие психологической деятельности человека заключается в том, что она далеко не всегда протекает в пределах биологических мотивов, и в том, что деятельность человека носит сложный иерархический построенный характер. Она расчленяется на ряд сознательных действий, каждое из которых несет в самом себе известные мотивы и получает свой смысл лишь в конечном итоге, иногда в индивидуальной работе, а иногда в работе других людей приводит к соответствующей цели.

    Вторая отличительная черта психологической деятельности человека является его иное отношение к непосредственным влияниям воздействующей на него среды. Поведение человека определяется другим: оно может определяться более глубоким знанием ситуации и предвосхищение того будущего, тех последствий, которые могут возникнуть в связи с его действиями.

    Третья особенность человека заключается в том, что, поведение человека не определяется только двумя факторами – наследственными программами и личным опытом, – поведение человека определяется той информацией, которую он получает от других людей..

    Следовательно, человек обладает третьим фактором развития – программированием своего поведения с помощью усвоения общечеловеческого опыта, и это резко отличает его от животного, которое ничего не получает из опыта других животных в готовом виде. Тот факт, что человеку не нужно самому формировать опыт, а этот опыт поступает к нему в готовом виде, в известной общественной информации, представляет следовательно, третью существенную особенность психологического процесса человека. Эта особенность связана уже не со структурой или функцией, а с происхождением, генезисом его сложных форм психологической деятельности.

    Человек отличается от животного тем, что он живет в условиях общественного существования. Его формы жизни – это общественные формы жизни, и, именно из этих общественных форм жизни могут быть выведены те особенности поведения, которые мы называем духовными.

    Лурия А.Р. Поражения мозга и мозговая локализация ВПФ.



    Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства.

    Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.

    А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].

    Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.

    Чувство неполноценности & стремление к превосходству

    Чувство неполноценности - это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.

    Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.

    Комплекс неполноценности & комплекс превосходства

    Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.

    2. Адлер А. Мотив власти

    Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой (мотив власти и агрессии). В то же время человеку врождены так называемые кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не удовлетворены, то личность не может быть счастлива.

    Вундт В. Сознание и внимание

    Сознание по Вундту-это сумма сознаваемых нами состояний. Он предложил описывать его через перечисление свойств, которые обобщил в метафоре поля зрения. Сама идея этой метафоры восходит к идее Иоганна Фридриха Гербарта, который выделил в душе человека 3 уровня, разделенных порогами:

    -область ясного и отчетливого сознания

    -область смутного сознания

    -бессознательное

    По Вундту бессознательное не может изучаться. А два других он сопоставляет с центром и периферией поля зрения.

    Согласно наблюдениям Вундта сознание обладает такими свойствами:

    1.определенная структура

    2.объем-количество впечатлений, которые одновременно могут быть представлены в сознании как целое.

    Вундт предъявлял испытуемым ряды равной или различающейся длины и просил сравнить их. Оказалось, что пределы точной оценки длины ряда - от 10 отдельных ударов. Организованных в группы по два, до 40 ударов. Если частота ударов не будет слишком высокой или низкой, этот объем не зависит от скорости их предъявления.

    3.Сознание человека ритмично-любые впечатления, попадающие в сознание организуются ритмически.

    4.Свойство различительной способности сознания-наше сознание способно дифференцировать не более четырех степеней интенсивности отдельных впечатлений.

    Внимание Вундт понимал как психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем области содержаний.

    Объем внимания-это число простых впечатлений или идей сознаваесых ясно (свойство каждого впечатления)и отчетливо(степень отличия впечатлений друг от друга) в данный момент времени.

    Перцепция-процесс вхождения содержания в сознание. Он пассивен.

    Апперцепция-процесс сосредоточения внимания на некотором содержании сознания. Он активен.

    Вундт В. Задача психологии народов.

    программа так обширна, как только можно: объектом этой будущей науки должны служить не только язык, мифы, религия и нравы, но также искусство и наука, развитие культуры в общем и в ее отдельных разветвлениях, даже исторические судьбы и гибель отдельных народов, равно как и история всего человечества. Но вся область исследования должна разделяться на две части: абстрактную, которая пытается разъяснить общие условия и законы «национального духа» (Volksgeist), оставляя в стороне отдельные народы и их историю, и конкретную, задача которой — дать характеристику духа отдельных народов и их особые формы развития. Вся область психологии народов распадается, таким образом, на «историческую психологию народов» 

    Общая задача всюду заключается не просто в описании фактов, но в то же время и в указании их связи и, насколько это в каждом данном случае возможно, в их психологической интерпретации. К какой бы области, следовательно, ни приступила со своими исследованиями психология народов, всюду она находит, что ее функции уже выполняются отдельными дисциплинами

    5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка.

    В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. С именем советского психолога в Северной Америке связывают возникновение социального конструктивизма."

    В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления

    В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая — линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения.

    Задержка в развитии логического мышления и в образовании понятий проистекает непосредственно из того, что дети не овладели еще достаточно языком, этим главным орудием логического мышления и образования понятий.

    Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы,

    первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его

    отличает ситуацию, создаваемую в наших экспериментах, от ситуации Келера, которую сам этот автор, а за ним и другие исследователи пытались перенести на детей. Там задача и ее разрешение находились всецело в плане внешней деятельности. У нас — в плане внутренней. Там нейтральный объект приобретал функциональное значение орудия, здесь — функциональное значение знака.

    Именно структура, объединяющая все отдельные процессы, входящие в состав культурного приема поведения, превращает этот прием в психологическую функцию, выполняющую свою задачу по отношению к поведению в целом.

    Джеймс У. Поток сознания

    По Джеймсусознание – это единый, динамичный, постоянно изменяющийся поток переживаний. Джеймс использовал слово «мысль»? так же как и «поток мыслей», но под «мышлением» понимал «сознание»: «Я называю словом "мышление" любую форму сознания без различия» Следовательно, сознание не состоит из фрагментов. Прежде всего, такие слова, как «цепь» или «последовательность», точно не описывают его в том виде, как оно проявляется. Сознание не есть нечто соединенное, связанное, оно течет. «Река» или «поток» – вот метафоры, которые описывают его наиболее естественно.

    В. Келер. Предмет и задачи - изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей. Результаты - инсайт, законы образно-схематического мышления. ... Обосновывая ведущие принципы гештальтпсихологии, Вертгеймер писал, что «существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого». ... Использование ящика уже нуждается в некоторой перестановке, так как он может осознаваться в нескольких функциях

    Первый из них — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

    Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом». Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации.

    Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии.


    Леонтьев подчеркивал, что деятельность – это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика спугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

    Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием – усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи). Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

    Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.

    Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.
    А.Н. Леонтьев (1903-1979) развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности. Вначале он следовал линии, намеченной Л.С. Выготским. Но затем, высоко оценив идеи М.Я. Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил свою схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека – «Проблемы развития психики» (1959).

    Леонтьев подчеркивал, что деятельность – это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика спугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

    Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием – усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи). Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

    Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.

    Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.
    Маслоу А. Самоактуализация

    Самоактуализация, по А. Маслоу, — это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. У людей, наиболее склонных к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех, кто стремится удовлетворить потребности в том, чего им недостает.

    "Психология с точки зрения бихевиориста",

    Дж. Б. Уотсон (1878–1958), автор манифеста нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста", считал, что психология должна стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измерению. В классическом бихевиоризме схема "стимул – реакция" (S – R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности.

    Фрейд З. Разделение психической личности

    Согласно психоаналитической теории австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейдапсихика человека состоит из трёх частей: ИД (ОНО), ЭГО (Я) и СУПЕР-ЭГО (СВЕРХ-Я). ИД (ОНО) - это бессознательная часть психики, в которой «спрятаны» врождённые инстинкты, наследственность, конфликты, вытесненные человеком в детском возрасте, агрессия, желания и потребность в получении удовольствия.

    Фрейд З. Я и Оно.

    Согласно 3. Фрейду, "Оно" вместилище врожденных и вытесненных побуждений, заряженных психической энергией и требующих выхода. "Оно" руководствуется врожденным принципом удовольствия. Если "Я" – сфера осознанного, "Сверх-Я" – сфера социального контроля, выражаемая в совести

    человека, то "Оно", являясь врожденным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы.

    Коллективное бессознательное — понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личногобессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры.


    написать администратору сайта