Задание 1 Псих. Чел.. Конспект следующих тем
Скачать 41.65 Kb.
|
Задание 1: изучите и сделайте краткий конспект следующих тем. Выполнила студентка ФТZ-121 Давыдова Елена Алексеевна 1.Предмет и объект изучения в психологии. Место психологии в системе других наук. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе. Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в ХVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Отметим основные этапы развития психологии как науки. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). II этап – психология как наука о сознании (с ХVII в. в связи с развитием естественных наук). III этап – психология как наука о поведении возникает в ХХ в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии. На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним. Таким образом, сформировались основные принципы психологии: 1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью; 2) изучение психических явлений в развитии; 3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; 4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2) научиться управлять ими; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук; 5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Место психологии в системе других наук. В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией. Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений. Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии. Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками. Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками. Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов. Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены. 2. Житейская и научная психология. Основные различия. Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью. Источники житейской психологии: повседневное общение и взаимодействие; совместная деятельность; люди, которые встречаются на жизненном пути. Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании. Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок». Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет». Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях. Источники научной психологии: книги, научные статьи и другие публикации; эксперименты; учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии). Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса. Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту. Основные различия. Можно выделить общие пункты: Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент). Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому. 3. Развитие психологии в рамках учения о сознании. Переломной эпохой в развитии взглядов на психику стало XVII века. Новый этап в эволюции психологических знаний связан с именем Г. Декарта (1596-1650), родоначальника новой науки, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции, ввел критерий для выделения психики из арістотелівського учение о душе, что существовало до тех пор. Психику начали понимать как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное бытие, в противоположность телу и всему внешнему материальному миру. их абсолютная разнородность - главный пункт учения Декарта. Убедившись в том, что в философии и других науках нет какого-либо надежного основания, Декарт выбирает как первый шаг на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности. За выводом о существовании познающего субъекта, Декарт приступает к определению сущности "Я". Если отделить все сомнительное, что характеризует человека, то не останется ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение - акт мышления. Следовательно, от сущности "Я" неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: оно вытекает из непосредственности нашего переживания. Ибо даже если согласиться, что все наши представления о вещах ложны и не содержат доказательств их существования, то тем более с большей очевидностью из них вытекает, что я сам существую (то есть тот, кто мыслит). Таким образом Декарт выбирает новый способ исследования "Я" и обращается только своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний. Единственным средством познания души, за Декартом, является внутреннее сознание. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как она выступает в само спостереженнием. В целом о доктрине Декарта можно сказать, что это учение взывало прежде всего к разуму и самосознанию человека. Обычая и примера - традиционным формам передачи знания - Декарт противопоставлял знание достоверное. Принцип субъективной достоверности означал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных; сомнение должно расчистить почву для построения рациональной культуры, которой должна уступить место культура традиционного типа. Психология Б. Спиноза (1632-1677) - новый важный этап после Декарта в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе они составляют рациональную линию в трактовке сознания. Согласно учению Спинозы, человек - целостное природное существо, у которого душа и тело неразделимы, определяются Богом. Воля, как и все другие психические процессы, строго детерминированная, а иллюзия ее свободы возникает вследствие незнания причин человеческих действий. Поскольку свобода у Спинозы отождествляется с познанием, стремление к самопознанию становится сильнейшим из человеческих стремлений. Но стать свободным, по мнению Спинозы, человеку мешают аффекты и страсти. Человеческое бессилие относительно укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подчинена афектам, уже не владеет собой и находится в руках фортуны, причем до такой степени, что она, хоть и видит перед собой лучшее, однако вынуждена подражать хуже. Б. Спиноза По мнению Спинозы, человеческое рабство не в могуществе страстей, а в том, что их могущество больше, чем сила познания. Так, аффекты являются преградами для жизни согласно с разумом, от них необходимо избавляться, как необходимо освободиться от любого рабства. Свобода, по мнению Спинозы, заключается не в том, чтобы идти за своими аффектами, как обычно думают, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода как идеал человеческой жизни - плод познания. 4.Развитие психологии как науки о поведении. Бихевиоризм. В 1913 г. американский психолог Джон Уотсон (1878-1958), ставший теоретическим лидером бихевиоризма (от англ. behavior - поведение), провозгласил, что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Но объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Все, что не поддается объективной регистрации, т.е. мысли, сознание, - словом, все, что происходит внутри человека, не подлежит изучению. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. Согласно Уотсону, задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул -" реакция" (S-" R) являлась ведущей в бихевиоризме. С точки зрения представителей данного направления, личность человека есть совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание). Поведением человека можно управлять, используя определенные психологические закономерности: 1. Закон эффекта, выведенный одним из пионеров бихевиористского направления Эдвардом Торндайком (1874-1949), уточняет: связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.д.). Поведение человека чаше всего вытекает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и др. 2. Закон субъективной ценности подкрепления: чтобы управлять поведением, необходимо учитывать, какое подкрепление, какая награда является для живого существа наиболее важной, ценной и значимой в данный момент. В концепции бихевиоризма человек понимается в первую очередь как реагирующее, действующее, обучающееся существо, "запрограммированное" на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно "программировать" человека на требуемое поведение. Между тем в недрах самого бихевиоризма психолог Эдвард Толмен (1886-1959) подверг сомнению схему £-" Я как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную / - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта: 5-* / -► /?. Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904- 1990) формулирует положение о трех видах поведения: безусловно рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (5) и называются респондентным (отвечающим) поведением (это реакция типа 5). Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только лишь ими не обеспечивается адаптация индивида к реальной среде обитания. Процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий живого существа на окружающий мир. Некоторые из таких проб случайно могут приводить к полезному результату, который в силу своей полезности закрепляется. Эти реакции (/?) не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") самим организмом. Некоторые из них оказываются правильными и подкрепляются. Скиннер назвал их оперантными (реакции типа Я). Согласно Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Для разрешения социальных проблем современного общества Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Средством управления поведением людей выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Таким образом, Б. Ф. Скиннер сформулировал еще две закономерности: 3. Принцип оперантного обусловливания: поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. 4. Закономерность субъективной вероятности последствий: человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий своих реакций. Чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека, и тем более он склонен отказаться от таких инициативных действий. Б. Ф. Скиннер утверждал, что личность - это совокупность социальных реакций, навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Под влиянием определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и новые свойства личности. Представитель необихевиоризма Альберт Бандура (1925- 1988) показал, что новое поведение может возникать не только вследствие спонтанной инструментальной активности (как это полагал Скиннер), но и в результате подражания, а также как результат вербального (словесного) инструктирования. Тем самым были сформулированы следующие закономерности управления поведением людей: 5. Закономерность подражания: человек склонен подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого. 6. Закономерность научения через наблюдение или пример: люди могут учиться, наблюдая или читая, или слыша о поведении других. 7. Закономерность самоподкрепления: люди способны сами оценивать свое поведение и поощрять или критиковать либо наказывать себя, если нарушены установленные нормы, с которыми согласен человек. В теории социального научения Джулиана Роттера (р. 1916) социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий: o поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; o субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению); o характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то ценит деньги или более чувствителен к наказанию и т.п.); o локус контроля (от лат. locus - место, местоположение). Это понятие, введенное Роттером, делит людей в зависимости от того, чувствует ли человек себя "пешкой" либо считает, что достижение целей зависит от его собственных усилий. Экстерналы списывают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за вес хорошие и плохие события в их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение проще программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений. Достижениями бихевиоризма являются внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения. Большое влияние бихевиоризм оказал на развитие психотерапии и методы программированного обучения. Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности. 5. Становление и развитие гештальтпсихологии. Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка. Основные теоретические положения Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. М. Вертгеймер, В. Келлер и К. Коффка выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений. Принципы гештальтизма Свойства восприятия: константы (величины, значение которой не меняется), фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе) Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика. схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе), Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки. целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник. смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое), общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений). Гештальт-качества Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершенности. При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах). Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы). Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»). В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальт-психологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы». Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой). Гештальт-психология также уделяла внимание развитию мышления. Кроме Вейтгеймера в этой области работали также такие ученые как К. Дункер и Н. Майер. Гештальт-психологи видели мышление как единый процесс, однако считали возможным определить в нем последовательные этапы. Первый этап – осознание задачи или вопроса, которые необходимо решить. Второй этап – поиск решения (упорядочивание, перестроение, объединение и другие действия). Третий этап – получение решения путем инсайта (инсайт (введенный гештальтпсихологами термин)– внезапное озарение, понимание, которые приходят к человеку после поисков ответа, концентрации над решением какой-либо задачи). Четвертый этап – поиск путей и возможностей для реализации и воплощения в жизнь найденного решения. Кроме инсайта, гештальтпсихологи ввели в психологию термин "проблемная ситуация" и интересный подход к изучению процесса мышления – рассуждение вслух. Благодаря работе гештальт-психологов стало очевидным, что в процессе изучения целого (в частности психики человека) путем его разделения на отдельные элементы, теряются более важные свойства и качества, которые характерны лишь для целостных структур - такое раздельное изучение не способно обеспечить понимания целого. Гештальт-терапия Фрица Перлза Выдающийся немецкий ученый, психиатр и психотерапевт еврейского происхождения Фриц (Фредерик) Перлз сумел найти практическое применение теоретическим открытиям гештальтпсихологов. В объяснение внутреннего мира человека легли такие понятия и принципы гештальт – терапии как целостность, принцип возникновения и разрушения гештальт-структур, понятие о незавершенном гештальте, контакт и граница контакта, осознанность, пребывание в "здесь-и-сейчас", ответственность. Основная задача гештальт-терапии - помочь человеку как можно более полно осознавать свой внутренний мир (собственные чувства, эмоции, потребности, мыслительные процессы, желания, телесные ощущения) и внешний мир (окружающую действительность, отношения между людьми и др.). Все это позволит человеку стать целостной и гармонично развитой личностью. В ходе практики гештальт-терапии человек учится избавляться от различных невротических симптомов, сознательно выбирать собственное поведение и жить наполненной и осознанной жизнью. Он больше не зависит от мнения и влияния других людей и не ведет никаких игр и манипуляций с другими. Человек учится быть настоящим, искренним и подлинным. Феноменологический подход гештальт-терапии заключается в том, что терапевт не вносит кой-либо определенный смысл в поступки и чувства своего клиента, а позволяет ему самостоятельно в ходе осознавания понять их значение. Сегодня гештальт-терапия представляет собой универсальный подход, применяющийся для разрешения большого спектра проблем. Т.о гештальт-психология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальт-психология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальт-психология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальт-психология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальт-психологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом. |