Главная страница
Навигация по странице:

  • Потешки и прибаутки

  • книга мельник. Конспекты лекций в двух частях Часть 1 Бргу имени А. С. Пушкина 2013 удк 373. 2 Ббк 74. 100


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеКонспекты лекций в двух частях Часть 1 Бргу имени А. С. Пушкина 2013 удк 373. 2 Ббк 74. 100
    Анкоркнига мельник.doc
    Дата15.12.2017
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакнига мельник.doc
    ТипКонспект
    #11543
    страница28 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

    3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей


    1. Значение малых форм фольклора для развития словаря ребенка.

    2. Использование игрового фольклора для активизации словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста.

    3. Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.


    1. Фольклор сопровождает ребенка с первых дней жизни и является не только средством приобщения детей к традициям и культуре родного края и своего народа, но и важнейшим средством развития родного языка. Дети учатся сначала чувствовать, а потом и понимать, осознавать все богатство форм и содержания фольклорных произведений. Доступные для восприятия дошкольниками малые жанры фольклора только на основании объема названы малыми (загадки, потешки, приговорки, небылицы и др.). По сути же они насыщены разнообразными метафорами, сравнениями, эпитетами, многозначными словами и другими языковыми средствами, которые обогащают речь детей, делают ее выразительной и образной. Многие малые жанры фольклора сопровождаются игрой (потешки, считалки, стихотворения-шутки) и органично вплетаются в детское общение (кричалки, прибаутки, небылицы).

    Небольшие по размеру литературные произведения позволяют при минимуме времени сконцентрировать максимум внимания детей на определенных языковых средствах. Использование малых жанров фольклора не только активизирует лексику детей, но и помогает овладеть грамматическим строем языка, интонационной выразительностью речи. Интонационную выразительность развивают на основе произведений, которые имеют разный тон звучания. Например, колыбельные песни – напевные, нежные – произносятся тихо, медленно. Приговорки и потешки – радостные – проговариваются громко, весело. Загадки и небылицы говорят загадочным тоном, медленно, выделяя голосом ключевые слова. Постепенно дети учатся правильно подбирать средства интонационной выразительности в зависимости от жанра и характера литературного произведения. Большинство произведений имеет стихотворную форму, которая с большим удовольствием воспринимается детьми и позволяет им легче усвоить особенности поэтического языка.

    2. В раннем возрасте для детей чаще всего звучат колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Еще не понимая смысла колыбельных песен, дети на первом году жизни хорошо воспринимают ритмическую сторону, совпадающую с покачиванием малыша. В дальнейшем дети научатся именно по ритму отделять стихотворный текст от прозы. На основе многократного повторения дети постепенно узнают и понимают сначала интонации, а затем и смысл отдельных фраз и слов в колыбельной песне (деточка, сыночек, доченька, спи-засыпай и т.д.). Затем, в младшем дошкольном возрасте, дети используют колыбельные песни в играх с куклой, что способствуют развитию выразительности детской речи и расширению словаря.

    Потешки и прибаутки часто используются в играх с пальчиками, ножками ребенка, окружающими предметами. В пальчиковых играх дети учатся выполнять движения пальчиками, которые стимулируют речевые центры в коре головного мозга и активизируют образование слов-понятий у детей. Посредством потешек словарь детей обогащается новыми словами и словоформами (котенька-коток, водичка, личико и др.). Дети очень эмоционально воспринимают и легко запоминают потешки, в которых встречается имя ребенка «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька…».

    Похож на потешки жанр приговорки. Но приговорки исторически имеют другое назначение, с помощью приговорок обращаются к природным объектам и явлениям с целью наладить с ними контакт, общение. Приговорки, древние заклички, уходят корнями в языческую культуру, когда люди поклонялись богу Солнца, Дождя и др. Дошкольники с удовольствием повторяют приговорки при наблюдении за природными объектами «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка-колоколнышка!», «Божья коровка, лети на небо, там твои детки…». Приговорки можно использовать для расширения словаря детей образными словами, сравнениями, названиями природных объектов.

    3. В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются возможности использования малых жанров фольклора для развития образности речи детей. Дети знакомятся с новыми жанрами и на основе имеющегося опыта сами начинают сочинять считалки, дразнилки, небылицы. Таким образом, дети отображают знания об окружающем мире, личностные отношения между собой в словесном творчестве.

    Небылицы начинают использовать в работе с детьми тогда, когда у них уже накоплено достаточно представлений об окружающем мире и дети могут отличить выдумку от реальности. Небылицы развивают чувство юмора и внимательное критическое отношение к тексту. Например, «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота…». Не только события и предметы меняются в небылицах местами, признаками и действиями, есть разновидности небылиц – нелепицы, в которых перепутаны и части слов. Посредствам таких нелепиц у детей развивается внимание к словоформам, языковая чувствительность.

    Считалки являются неотъемлемой частью детской игры. Их воспитательное значение состоит в том, что считалки позволяют без конфликтов, по справедливости решить важный момент организации игры – выбор водящего или ведущего, разбивку на команды. Отличительной чертой считалки является ее ритмичность, часто присутствие счета. Считалки бывают на сюжетной основе «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…» или в виде набора не существующих в языке, но рифмующихся между собой слов «Эни-бени рики таки, деу-беу синти бряки…». Таким образом, считалка выступает для ребенка как упражнение для развития дикции, словесной памяти.

    Особое значение в развитии речи и личности дошкольников имеют дразнилки – неотъемлемый и очень древний жанр детского фольклора. Одна из первых дразнилок, найденная на стене Софийского собора в Новгороде, относится к XII веку: «Невежественный писал, не думающий сказал, а кто прочел…». Древние тексты дразнилок переделывались, передавались от одной группы детей к другой, и дошли до современных детей в измененных вариантах. Дразнилка для детей выступает как словесная игра, как художественное творчество и, наконец, как способ коммуникации между детьми. Часто дразнилка переходит в устойчивое прозвище – рифмованное прибавление к имени без связи с предметом спора или поводом. Например, Машка-промокашка, Юрик-фурик.

    Дразнилка развивает чуткость детей к языку и явлениям коммуникации, стимулирует подбор рифмы. Вместе с тем, чтобы дразнилки не обижали детей, не травмировали детскую психику, необходимо научить дошкольников правильно реагировать на них. Надо учить детей воспринимать дразнилку как ситуацию испытания, в которой необходимо сохранять спокойствие, проявить чувство юмора и возможно ответить с помощью отговорки. Отговорки, которые дети придумывают сами, тоже часть социальной ситуации дразнилок. Например, «Кто как обзывается, тот сам так называется» или «Вышел зайчик из ворот, стало все наоборот».

    Большую роль в развитии детей и активизации словаря играют пословицы. Их использование в процессе речевого общения привлекает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на чувства слушателей, помогает говорящему сделать речь образной, яркой. Благодаря пословицам дошкольники усваивают многозначность слов, слова в прямом и переносном смысле. Например: «семеро одного не ждут». Часто в пословицах встречаются противоположные по значению пары слов, сравнения, метафоры, которые способствуют обогащению и активизации словаря детей. Например, «Вместе тесно, а врозь скучно». Кроме того, пословица представляет собой законченное предложение, часто сложное, и может служить для детей образцом построения разных типов предложений.

    Пословицы педагог использует в повседневном речевом общении в соответствии с темой разговора или ситуацией общения. Многократное использование одних и тех же пословиц приводит к запоминанию их детьми, усвоению их прямого и переносного смысла. На основе этого можно предлагать детям словесные упражнения типа «Закончи пословицу», «Продолжи пословицу»,«Придумай пословицу к ситуации, в картинке» и др.

    Своеобразен жанр скороговорки, которая предназначена для отработки произношения трудных звуков в словах. Часто скороговорку используют в качестве упражнения детей в дикции, в развитии темпа речи. Когда дети хорошо запомнили скороговорку и научились четко ее проговаривать, можно предложить соревнование – кто быстрее произнесет скороговорку и не ошибется. Скороговорки часто основаны на интересном сюжете и привлекают внимание детей не только формой, но и содержанием. Например, «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет». Новые слова, которые встречаются в скороговорке, способствуют обогащению словаря детей. Старшие дошкольники на основе фольклорных примеров сами сочиняют скороговорки, ориентируясь на повторение одного и того же звука во всех словах. Скороговорки часто используются не только на занятиях по формированию звуковой стороны речи детей, но и в развлечениях, досугах в качестве задания на соревнование.

    Таким образом, с помощью малых жанров фольклора дети учатся понимать значение образных выражений и целесообразность использования их в речи. Разнообразные упражнения, игры с использованием потешек, загадок, пословиц, скороговорок развивают поэтический слух ребенка, побуждают детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.
    Литература

    1. Литература и фантазия: книга для воспитателей дет. сада и родителей / сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. –256 с.

    2. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.Н. Павлова. – М.: Просвещение, 1987. – С.155.

    3. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.
      1. 1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта