книга мельник. Конспекты лекций в двух частях Часть 1 Бргу имени А. С. Пушкина 2013 удк 373. 2 Ббк 74. 100
Скачать 0.83 Mb.
|
3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
1. Словесные игры являются разновидностью дидактических игр. Особенность их состоит в том, что в качестве дидактического материала используется словесный материал – стихотворения, пословицы, загадки, слова, предложения и др. Словесные игры помогают ребенку образовывать простейшие обобщения, выделять новые, скрытые свойства предметов и явлений, способствуют развитию словесно-логического мышления. Чтобы дети стали использовать слово как самостоятельное средство мышления, они должны усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Формирование понятий происходит в процессе замены детьми реальных действий развернутыми рассуждениями, которые воспроизводят в словесной форме все основные моменты этого действия. В конечном счете рассуждение проводится не вслух, а про себя и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Таким образом, словесный материал, используемый в словесных играх, способствует развитию логического мышления, связной речи и уточнению и закреплению словаря. 2. Разнообразные словесные игры активно используются на занятиях по ознакомлению с природой и окружающим миром и являются обязательным компонентом занятий по развитию речи, особенно в старшей возрастной группе. Ряд игр, разных по содержанию, объединен под названием «Назови и объясни», где детям необходимо объяснить название предметов и объектов. Эта этимологическая направленность игр позволяет привлечь внимание ребенка к форме слова и содержанию понятия. Например, объяснить происхождение названия грибов (ягод): лисичка, рыжик, черника, голубика и др. Можно использовать загадки, стихи. Например: Взяли мы с утра корзинки И пошли в лесок. И нашли мы под осинкой Маленький грибок. Широко применяются словесно-логические задачи. В них в краткой форме описывается какое-либо явление, процесс и в конце задается вопрос, на который дети должны ответить на основе анализа и обобщения данной ситуации. Например: «Дети в саду собирали ягоды. У мальчиков были большие красные ведра без дна, а у девочек – маленькие и зеленые. Кто больше наберет грибов?» (девочки). Логические задачи часто направлены на формирование элементарных математических представлений, на основе которых происходит и обогащение словаря детей. Например, «Груша тяжелее, чем яблоко. А яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик?». В словесных играх используются небылицы, которые стимулируют у детей критическое, осознанное отношение к окружающему миру, учат замечать неточности в речи, анализировать текст. Например: Квадратный, спелый помидор Раз забрался на забор. И увидел, как на грядке Овощи играли в прятки. Длинный красный огурец Под листочек свой залез, А зеленая морковка В борозду скатилась ловко. Активно используются в методике развития речи словесные упражнения. Они содержат словесный материал на одну узко определенную речевую задачу и позволяют поупражнять детей в употреблении наиболее сложных слов и речевых конструкций. Для развития словаря используют упражнения на подбор слов. Например: «Кто что умеет делать» (собака – лает, рычит, дом сторожит, виляет хвостом; кошка – мяукает, мурлычет, лакает молоко, ловит мышей и т.д.); «Скажи, какой» (подбор определений и эпитетов к словам, типа дождь – осенний, теплый, моросящий и др.); «Подбор предметов к действию» (кто или что плавает – лодка, облака, рыба, луна и т.д.). Много словесных игр направлено на обучение детей классификации слов по разным признакам, обобщения слов в группы и деление на подгруппы. Цикл игр можно обозначить как «Страна волшебных слов». В этой стране есть, например, город Цветных слов (улица Красных слов – помидор, мак, флаг, краснеет, красноватый, покраснел и др.), город Смешных слов (клоун, цирк, улыбка, смешинка, хохотать и др.) и другие города, названия которых дают главный признак для подбора слов. Очень эффективными для активизации мыслительной деятельности и развития словаря детей являются игры, разработанные в методике ТРИЗ. Одна из наиболее известных игр «Хорошо – плохо». Эта игра основана на выявлении противоречий в предметах и явлениях. Она имеет несколько вариантов, различающихся по сложности и зависящих от объектов, предлагаемых к рассмотрению, от последовательности объектов и от их особенностей. Вариант 1. Для игры выбирается нейтральный объект, не связанный для детей с какими-то стойкими эмоциональными ситуациями. Детям предлагают проанализировать данный предмет и назвать его положительные и отрицательные качества. Причем каждый ребенок называет пару противоположных признаков, что в предмете плохо, а что хорошо или что – нравится, а что – нет, что – удобно, а что неудобно и т.д. Например, карандаш: хорошо, что длинный, плохо, что он остро заточен, можно уколоться; удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – ломается и т.д. Вариант 2. Для игры берут объект, имеющий для детей конкретную социальную значимость или вызывающий стойкие положительные или отрицательные эмоции (кукла – хорошо, уколы – плохо). Необходимо научить детей выявлять противоречивые, неожиданные черты в хорошо знакомых объектах и явлениях (драка, дружба, снег, солнце и др.). Например, мороженое – хорошо, вкусно, но плохо, если съешь много, можно заболеть. Вариант 3 «Цепочка противоречий». Это динамический вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется. Можно предложить детям по очереди называть хорошие и плохие признаки, или каждый ребенок дает пару ответов (плохо и хорошо), очень интересно разделить детей на команды и дать каждой задание: назвать как можно больше положительных или отрицательных свойств. Например, есть шоколад – хорошо, вкусно, но может заболеть живот; живот болит – плохо, на улицу не пускают; когда на улицу не пускают – хорошо, можно друзей домой пригласить; много друзей дома – плохо, потому что шумно и беспорядок; беспорядок – хорошо, можно все вещи расставить на свои места и т.д. Вариант 4. Этот вариант игры иллюстрирует диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Для рассмотрения детям предлагают качества объектов в их количественном изменении (увеличении или уменьшении). Например, лист бумаги тонкий – хорошо, его можно легко согнуть, сделать кораблик, плохо – легко рвется, мнется; лист потолще – хорошо, можно использовать для изготовления открытки, плохо – тяжело резать, сгибать; лист бумаги очень толстый (картон) – хорошо, можно сделать крышу в домике для кукол, плохо – неудобно нести, если он большой и т.д. В игре «Хорошо – плохо» словарь детей обогащается антонимами, синонимов, обобщающими словами, дети учатся строить распространенные предложения при помощи однородных членов (дополнений, определений), сложноподчиненных предложений с придаточными цели, времени, причины, у детей развиваются навыки речи-рассуждения. Словесная игра «Наоборот» предназначена для обогащения словаря дошкольников антонимами. Ее можно проводить многократно, меняя при этом заданные слова для подбора антонимов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) и способы организации игры (давать ребенку фишку за правильный ответ, бросать мяч для выбора ребенка, который должен дать ответ, делить детей на команды и др.). Можно использовать стихи, например: Скажу я слово – высоко, А ты ответишь – низко. Скажу я слово – далеко, А ты ответишь – близко. Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты – храбрец. Теперь начало я скажу, Ответишь ты – конец. Интересно детям придумывать конец пословиц или поговорок, основанных на противоположности. Например, ученье – свет, а неученье – … тьма; знай больше, а говори … меньше; лучшая вещь – новая, а лучший друг – … старый и др. По аналогии с пословицами дети могут придумывать сами фразы и предложения с антонимами. Например, карандаш пишет, а ластик – стирает; волк злой, а бабушка добрая и др. Способствует развитию аналитических умственных действий и активизирует речь детей вариант игры «Наоборот», где детям предлагают подобрать к паре антонимов слова, которые сочетают в себе оба противоположных признака. Например, что бывает горячим и холодным (утюг, вода, воздух, духовка). Литература
|