Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание № 1. Напишите конспекты по следующим вопросам

  • Конституционное право зарубежных стран. Кпзс. Конституционноправовое регулирование основ общественного строя в зарубежных странах


    Скачать 46.38 Kb.
    НазваниеКонституционноправовое регулирование основ общественного строя в зарубежных странах
    АнкорКонституционное право зарубежных стран
    Дата14.01.2021
    Размер46.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКпзс.docx
    ТипЗанятие
    #168062
    страница1 из 3
      1   2   3

    Задание на практическое занятие (25.12.2020)

    Тема: Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя в зарубежных странах

    Задание № 1. Напишите конспекты по следующим вопросам:

    1. Понятие и элементы общественного строя. Понятие и конституционно-правовое регулирование экономической системы в зарубежных странах. Конституционно- правовая регламентация отношений собственности в зарубежных странах. Социальная функция собственности.

    Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему взаимодействия государственных и негосударственных организаций в процессе осуществления публичной (прежде всего государственной) власти в обществе. Конституционные основы политической системы образуют такие начала (принципы), на которых строится вся система власти в том или ином государстве. Эти начала выражают принадлежность власти и ее источник, основы устройства системы органов власти, распределение властных полномочий между субъектами политической системы и т. п.

    Перечень этих принципов и их содержание в том или ином государстве отличаются своими особенностями. Каждому государству (типу государства) на определенном этапе его исторического развития присуща своя система принципов. В обобщенном виде можно выделить некие пары принципов, выражающие одни и те же основы, но характеризующиеся полярностью содержания. К их числу относятся следующие.

    1. Республиканизм, с одной стороны, и роялизм (монархизм) — с другой.

    Эта пара принципов в целом предопределяет форму правления в том или ином государстве. В качестве конституционной основы политической системы эти принципы определяют принадлежность верховной власти и порядок ее перехода от одного правящего субъекта к другому. Республиканизм означает, что в основе устройства высших органов власти лежат такие начала, как выборность и периодическая сменяемость состава органов власти. Принцип роялизма предопределяет закрепление верховной власти за какой-либо правящей династией. В своем изначальном смысле (в эпоху буржуазных революций) этот принцип выражал приверженность сторонников монархии прежнему абсолютистскому строю. В современном мире сохраняющаяся в некоторых странах монархическая форма правления обеспечивает преемственность исторических традиций монархии как символа стабильности и правопорядка.

    2. Народовластие и народный суверенитет, с одной стороны, и принцип божественной предопределенности власти (теологизм) — с другой.

    Принцип народовластия, выраженный через конституционное закрепление народного суверенитета и принадлежности власти народу, осуществляющему эту власть в формах прямой и представительной демократии, не нуждается в детальной характеристике. Но следует иметь в виду, что в отдельных случаях, даже закрепляя народный суверенитет, конституция может ограничивать социальную основу власти. Тогда этот принцип приобретает черты фиктивности.

    Конституции ортодоксально социалистических государств закрепляют принадлежность власти трудящимся. Так, ст. 4 Конституции КНДР (1972) устанавливает: «Власть в КНДР принадлежит рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции, всему трудовому народу. Трудовой народ осуществляет власть через свои представительные органы — Верховное Народное Собрание и местные Народные собрания всех ступеней». По смыслу этой статьи власть принадлежит уже не всему, а только «трудовому народу», т. е. тем, кто трудится в общественном секторе. Эта часть народа и объявляется источником власти. Такое положение, будучи закрепленным в конституции, является правовой основой ограничения политических прав и даже иногда правовой основой применения репрессий, когда представители классов, не относимых к числу трудящихся, лишаются не только политических прав, но даже естественных прав человека, а в случаях выступления в защиту своих прав к ним применяются меры прямого принуждения.

    Требует пояснения и альтернативный принцип — теологизм. Принцип теологизма как один из принципов государственного строя сложился в социальной практике еще в доконституционную эпоху. Он признавался как сам собой разумеющийся и был выведен мысли-телями-теологами. Правители (фараоны, императоры, короли, князья ит. п.) олицетворяли государственную власть, ниспосланную им Богом, перед которым они только и несли ответственность. Этот принцип как основное начало власти не утратил своего значения и в современную эпоху в ортодоксально монархических (и теократических) государствах. Вот что установлено в Основном законе о власти Саудовской Аравии (1992): «Королевство Саудовская Аравия — суверенное арабское исламское государство. Его религия — ислам, Конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна его Пророка, да благословит его Аллах...» (ст. 1); «Власть в Королевстве Саудовская Аравия основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне его Пророка, которые являются основой данного Положения и других государственных актов» (ст. 7)1. Данная норма фиксирует божественное происхождение власти и определяет теократический характер государства.

    3. Следующая пара принципов — разделение властей, с одной стороны, и неделимость государственной власти — с другой.

    Под разделением властей понимается распределение единой по своей сути власти между субъектами, ее осуществляющими, посредством четкого разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Отсюда различают разделение по горизонтали — на законодательную, исполнительную и судебную — и разделение по вертикали — между центром и регионами, в том числе между федеральной властью и властью субъектов федерации.

    Антиподом принципа разделения властей является принцип неделимости власти, который, в свою очередь, базируясь на признании единственного источника власти (будь то Бог или какой-либо класс), предопределяет условия для ее узурпации, сосредоточения всего множества функций и полномочий (или по крайней мере самых важных) в руках одного правящего субъекта. В этом случае такой принцип служит основой установления авторитарного режима.

    4. Принцип верховенства конституции (закона) и права либо принцип верховенства идеи (или воли правителя).

    Верховенство закона и права — это основополагающее начало правового государства, о котором уже много было сказано в учебных курсах теории права и общего конституционного права.

    Его антипод — верховенство (самодержавной) воли или подобное этому верховенство идеи (классовой, партийной, национальной, религиозной или иной) — нуждается в пояснении. Верховенство самодержавной воли практически не закрепляется в законе, да и не нуждается в таком закреплении, поскольку такое начало складывается в результате возникающей политической ситуации, когда власть либо захватывается, либо постепенно сосредоточивается в руках единоличного правителя.

    Верховенство идеи, как правило, находит выражение в конституциях. Так, в конституциях ряда арабских стран четко выражена идея единства всех арабских народов и арабской нации в целом (ст. 1 Конституции Сирии (1973), ст. 1 Конституции Египта (1971) и др.). В социалистических конституциях выражена идея борьбы рабочего класса (трудового народа) против империализма, милитаризма, иных внутренних и внешних врагов. Данная идея предопределяет характер политического режима и всей политической системы. Отсюда вытекает и следующая пара принципов.

    5. Политический (и идеологический) плюрализм либо политический (и идеологический) монизм.

    Политическое и идеологическое многообразие предполагает равнозначность идей, политических взглядов, течений, что в совокупности с принципами демократизма, верховенства права создает основы для подлинного народовластия, когда официальную поддержку получают те идеи (воплощенные в избирательных программах), которые отвечают интересам большинства или основных социальных слоев. В то же время актуальной проблемой и в этих условиях является учет воли и интересов меньшинства. Эта проблема уже нашла разрешение на конституционном уровне. Например, Конституция Чехии (1992) устанавливает: «В основе политических решений лежит воля большинства, выраженная свободным голосованием. При принятии решений большинством обеспечивается зашита прав меньшинства»1.

    Еще один важный момент. Принцип плюрализма нельзя абсолютизировать. Плюрализм идей ограничен общечеловеческими ценностями. Отсюда и ряд запретов относительно пропаганды человеконенавистнических взглядов, разжигания национальной и иной вражды и т. п.

    Альтернативный плюрализму принцип политического монизма вытекает из принципа верховенства идеи и предопределяется им. Он непосредственно не закрепляется в конституции, но находит выражение в содержании ряда норм, устанавливающих приоритет какои-ли-бо одной партии и запрет или ограничение деятельности других партий. Например, ст. 8 Конституции Сирии (1973) закрепляет ведущую роль Партии арабского социалистического возрождения (БААС). Такое положение приводит в конечном счете к установлению авторитарного режима.

    6. Все рассмотренные принципы предопределяют еще одно важное начало, связанное с определением и закреплением положения человека в обществе и государстве. Это признание прав человека как естественных и неотъемлемых или отрицание этой категории и замена ее принципом государственного патернализма.

    Принцип признания естественных прав человека достаточно подробно рассмотрен в конституционно-правовой литературе, и его содержание уже должно быть известно читателю. В то же время его реализация связана со множеством проблем, но это должно стать предметом самостоятельного исследования.

    Государственный патернализм (от лат. pater — отец) означает покровительство и выражается в том, что государство якобы берет на себя заботу обо всех гражданах, а фактически отстраняет народ от выполнения властных функций. Такая «забота» охватывает не только сферу социальной защиты населения, но и политическую, и духовную, и иные сферы. В результате практически вся общественная жизнь ставится под жесткий государственный контроль, складывается тоталитарный режим. В то же время государственный патернализм порождает еще одну проблему — социальное иждивенчество, выражающееся в том, что определенные слои общества полностью полагаются на вспомоществование со стороны государства и теряют чувство ответственности как за свою судьбу, так и за судьбу своей страны[2].

    7. Признание самостоятельности местного самоуправления или отрицание всякой самостоятельности в решении вопросов местного значения, подчиненность местных интересов общенациональным.

    Принцип самостоятельности местного самоуправления следует рассматривать в тесной связи с принципами демократизма, политического плюрализма. Взятые в совокупности, названные принципы позволяют обеспечить гармоничное сочетание общенациональных интересов с интересами территориальных коллективов, провести разумное разграничение предметов ведения и полномочии между центральной, региональной и местной властью.

    В то же время положенный в основу устройства системы государственной власти принцип приоритета общенациональных интересов произволен от принципа приоритета идеи или воли и лишь подчеркивает авторитаризм власти.

    Следует отметить, что рассмотренные принципы представляют собой конституционное оформление определенного набора социальных ценностей, лежащих в основе той или иной модели современного общества. С определенной долей условности их можно разделить на либеральные (или ценности Запада) и нелиберальные (или ценности традиционного общества). Сами эти ценности относятся ко всем сферам жизнедеятельности общества, но прежде всего к политической системе, поскольку находят выражение именно в конституции — важнейшем политико-правовом документе современного общества.

    Сочетание тех или иных принципов из числа рассмотренных образует основные модели государственности в современном мире. С одной стороны, это демократическая республика или парламентарная монархия, основанные на народном суверенитете, народовластии, уважении прав человека, законности и правопорядке. С другой стороны, это монархии с абсолютистским режимом или республики с авторитарной властью, попирающие права человека.

    Иными словами, на одном полюсе располагаются государства с четко выраженными либеральными принципами, на другом — государства с четко обозначенными чертами традиционализма. Но это лишь две полярные системы правления. Реальная конституционная практика определяет место каждого государства где-то между этими двумя полюсами. Отсюда в каждом из них есть черты различных государственных форм, что свидетельствует о сложности политической организации современного мира.

    Концентрированным выражением конституционных основ политической системы общества является конституционная формула государства, в которой выражаются основные характеристики государства. Закрепляется эта формула, как правило, в первых же статьях конституций. Рассмотрим несколько примеров.

    Конституция Норвегии (1814): «Норвежское Королевство является свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым государством. Его форма правления — ограниченная и наследственная монархия» (§ 1).

    Конституция Ирландии (1937): «Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством» (ст. 5).

    Конституция Франции (1958): «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» (ст. 1).

    Конституция Испании (1978): «Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» (ст. 1).

    Обобщая положения, содержащиеся в различных конституциях, можно сказать, что конституционная формула выражает прежде всего: форму правления — государство объявляется республикой или монархией;

    форму политико-территориальной организации государства — унитарное или федеративное государство; политический (государственный) режим.

    Конституционные основы политической системы общества, выраженные в рассмотренных принципах, в определенной степени воздействуют на экономические и социально-духовные начала и в значительной степени предопределяют характер всей социальной системы.

    В политической системе выделяют институциональный, нормативный, функциональный и идеологический элементы. Институциональный элемент политической системы представляет собой совокупность социальных институтов, участвующих в осуществлении власти. Нормативный элемент представляет собой совокупность норм, регулирующих политические отношения, прежде всего правовые нормы. Функциональный элемент выражается в политическом режиме. Идеологический элемент выражен в политической идеологии.

    Рассмотрим институциональный элемент политической системы. Центральное место в системе политических институтов занимает государство. Оно устанавливает и обеспечивает принципы функционирования политической системы, определяет формы и методы участия негосударственных объединений в осуществлении власти, оказывает им поддержку в их политической деятельности, в частности через финансирование избирательных кампаний и т. п.

    Негосударственные организации играют в демократических государствах весьма важную роль в осуществлении всей политической власти. Особое место в политической системе зарубежных государств отводится политическим партиям. Следует поэтому более детально рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью политических партий в зарубежных странах.

    В научной литературе политическая партия определяется как «общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу»[3]. В современном мире насчитывается множество партий, отличающихся разнообразием организационной структуры, политическими целями, формами и методами политической деятельности. Можно выделить следующие основные виды партий по содержанию их политической деятельности.

    1. Консервативные партии, проводящие политику консерватизма, сохранения устоявшегося порядка, проверенных временем ценностей, выступающие против реформ: Консервативная партия в Великобритании, Народная партия в Испании и др.

    2. Либеральные партии — проводят политику либерализации, т. е. освобождения от государственного вмешательства в те или иные сферы жизнедеятельности общества, прежде всего в экономическую жизнь, — Либеральная партия в Великобритании, Партия центра в Швеции и др.

    3. Клерикальные (религиозные) партии — выступают за то, чтобы государственная политика и общественная жизнь строились с учетом основных религиозных догматов, — Христианско-демократический союз в Германии, Мусульманская лига в Пакистане и др.

    4. Реформистские партии, выступающие под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе, Индийский национальный конгресс, Институционно-революционная партия Мексики, партия БААС в арабских странах и др.)

    5. Радикалистские партии — проводят политику коренного переустройства общества и используют в своей деятельности радикальные меры, нередко и насильственного характера. Спектр этих партий достаточно широк: от умеренных радикалов до партий экстремистского толка. Их социальную основу составляют, как правило, маргинальные слои населения. Поэтому их цели существенно различаются и иногда становятся прямо противоположными. К таким партиям относятся различного рода неофашистские, а также и некоторые коммунистические партии и др.

    Партии любой страны, взятые в совокупности взаимоотношений друг с другом, с государством, с другими политическими общественными объединениями, образуют партийную систему. В самом общем виде можно выделить две модели партийных систем — многопартийную и однопартийную, каждая из которых приобретает специфические формы в различных странах. Многопартийные системы, в свою очередь, можно разделить на системы с доминирующей партиен, двухпартийные системы, реально многопартийные и квазимногопар-тийные.

    Многопартийная система с одной доминирующей партией характеризуется тем, что при существовании множества партий в осуществлении государственной власти фактически участвует лишь одна. Примером может служить Япония, где в период с середины 1950-х гг. до 1993 г. доминировала Либерально-демократическая партия. Получая большинство мест в парламенте, она имела возможность формировать однопартийное правительство и реализовывать свою программу[4]. Аналогичная ситуация существовала в Мексике, где с 1929 г. правящей партией вплоть до президентских выборов в июле 2000 г. (т. е. свыше 70 лет) была Институционно-революционная партия.

    Двухпартийные системы — это такие системы, в которых при наличии множества партий реально власть осуществляется двумя основными партиями, сменяющими друг друга в ходе очередных выборов. Классическая двухпартийная система сложилась в США, где и президентом страны, и членами Конгресса избираются представители или Республиканской партии, или Демократической. Не явились исключением промежуточные выборы в Конгресс 2014 г. и президентские выборы 2016 г.

    Еще одним примером страны с двухпартийной системой является Великобритания. Здесь поочередно сменяют друг друга Лейбористская и Консервативная партии, причем партия, получившая большинство мест в Палате общин на очередных выборах, становится лидирующей и получает право сформировать однопартийное правительство, а вторая по числу полученных мест партия официально считается оппозицией Ее Величества, а ее лидер возглавляет так называемый теневой кабинет и получает вознаграждение из казны. Следует отметить, что в британском парламенте представлены и другие партии, например Либеральная, но они не играют такой роли в политической жизни страны, как две вышеназванные, хотя в последнее время влияние Либеральной партии усиливается, а Консервативной ослабевает.

    Реально многопартийные системы существуют в большинстве стран. Они характеризуются тем, что несколько партий получают места в парламенте и возможность действительно влиять на политику посредством участия в формировании правительства и в контроле за его деятельностью. Примером могут служить многопартийные системы в Германии, Италии, Франции и многих других странах.

    Квазимногопартийные системы — это такие системы, где при наличии нескольких партий (как правило, число их незначительно) одна из этих партий признается официально главенствующей, что закрепляется непосредственно в конституции.

    Однопартийные системы складываются, как правило, в странах с авторитарным режимом, например на Кубе, в КНДР, Габоне, Заире и некоторых других.

    Есть, наконец, и такие страны, где партии вообще запрещены. К числу таких государств относятся: Бутан, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.

    Нормативно-правовую основу деятельности партий составляют нормы конституций и актов текущего законодательства. Конституционное закрепление статуса партий началось в первой половине XX столетия и значительно расширилось после Второй мировой войны. Содержание конституционных норм различно: от простой констатации многопартийности до достаточно объемного регулирования вопросов партийного строительства. Например, в Конституции Турции есть самостоятельный раздел о политических партиях, в котором закреплены не только право граждан на вступление в партию, но и запреты относительно членства в партии отдельных категорий государственных служащих, устанавливается перечень запретов на сотрудничество партий с иными общественными объединениями (ст. 68, 69). В последние десятилетия проявилась отчетливая тенденция к принятию специальных законов о партиях, в которых детально определяется статус политических партий. Такие законы действуют в Германии, Португалии. Предусмотрено принятие таких законов в конституциях Ганы, Кабо-Верде, Мадагаскара, Румынии и некоторых других стран. В некоторых странах такие законы носят характер органических, т. е. принимаются и изменяются в усложненном порядке (Гвинея, Грузия, Румыния, Тунис).

    Функциональный элемент политической системы проявляется через категорию политического режима. Следует отметить, что в научной литературе различаются понятия «политический режим» и «государственный режим», причем четкого их разграничения наука пока еще не выработала. Под государственным режимом понимается «совокупность методов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями». Политический режим определяется как «система приемов, методов, форм,

    способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе».

    Сам по себе термин «режим» имеет несколько значений — как государственный строй, образ правления и как установленный порядок чего-нибудь, условия деятельности, существования чего-нибудь1. Не углубляясь в дискуссию, автор позволил себе рассматривать в данном пособии эти понятия как в значительной степени схожие и определить политический (государственный) режим как совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, через которые выражается степень участия народа в ее осуществлении. В научной литературе все режимы делятся на демократические и недемократические. Демократический режим имеет свои разновидности. Современной политологией и правовой наукой разработан ряд концепций демократического режима, в частности плюралистической демократии, консенсусной, плебисцитарной, консолидированной, корпоративной и др. В самом общем виде демократический режим характеризуется следующими чертами:

    демократические начала формирования высших органов государственной власти;

    наличие широкого круга демократических прав и свобод человека и гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;

    формирование законодательных органов власти осуществляется путем свободных выборов;

    наличие института взаимной ответственности государства и личности, непосредственно закрепляемого в конституции;

    наличие многопартийной системы;

    провозглашение и реальное осуществление политического плюрализма, свободы СМИ.

    В условиях демократического режима каждый человек, иные субъекты права надежно защищены от неправомерного посягательства на их интересы со стороны государства, его органов, должностных лиц.

    Недемократический режим как антипод демократического также имеет разновидности — авторитарный, тоталитарный, фашистский, олигархический и др. Хотя их подробная характеристика не является предметом настоящего пособия, позволю себе отметить лишь самые общие черты этих режимов.

    Авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одного правителя или немногочисленной социальной группы (партии, клана и т. п.), практически полным отстранением народа от участия в формировании органов власти, в осуществлении государственной политики и в контроле за деятельностью властных структур. Выборы могут иметь место, но они представляют собой хорошо разыгранный спектакль с заранее известным результатом. Авторитарный режим опирается на командно-силовые методы управления. Решения принимаются волеизъявлением правителя и в интересах правящих лиц. Права и свободы личности значительно ограничены или носят формальный характер. Широкое распространение получает система запретов и разрешений: на въезд или выезд, на передвижение, на создание партий и т. п. Авторитарный режим в настоящее время сохраняется в ряде арабских стран, государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Тоталитарный режим (от лат. total — весь, полный, целый) характеризуется в основном теми же чертами, что и авторитарный, но его специфической особенностью является установление полного государственного контроля над всеми сферами общественной жизни (политической, экономической, духовно-культурной). В условиях тоталитарного режима действует лишь одна партия, являющаяся правящей, партийная верхушка сращивается с государственным аппаратом, в результате чего складывается разветвленный партийно-государственный механизм власти[5]. Тоталитарный режим существовал в Ираке, сохраняется на Кубе, в КНДР, Судане, Мьянме.

    Такие же черты характерны и для фашистского режима, но он еще дополняется политикой геноцида и расизма.

    Можно выделить и еще одну разновидность политического режима — либеральный или либерально-демократический режим[6]. Он является своего рода промежуточной стадией между авторитарным и демократическим режимами и характеризуется наличием свойств того и другого. Такой режим устанавливается в период перехода от недемократического к демократическому. Он характеризуется тем, что закрепляются широкий круг прав и демократических свобод, демократические принципы формирования органов государственной власти с одновременным закреплением достаточно широкого круга оснований

    для применения правового принуждения посредством введения прямого президентского правления, использования вооруженных сил для обеспечения публичного порядка, применение иных насильственных мер[7]. Данный режим возникает на основе конституции или конституционных законов и фиксируется в них, но, как правило, без непосредственного упоминания самого названия. Исключением может считаться Конституция Камбоджи, которая устанавливает: «Королевство Камбоджа осуществляет политику либеральной демократии и плюрализма» (ст. 51). К числу стран с либерально-демократическим режимом традиционно относят Индию. Признаками такого режима характеризуется также ЮАР.
    1.   1   2   3


    написать администратору сайта