Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №__

  • 2. Декоративная композиция

  • 3. Стилизация

  • 4. Натюрморт в декоративной композиции Натюрмо́рт

  • 5. Тон и цвет в декоративной композиции

  • 6. Заключение

  • дикоротивный. Контрольная работа по дисциплине Декоративноприкладное искусство Студентки 4 курса заочного отделения


    Скачать 109.94 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Декоративноприкладное искусство Студентки 4 курса заочного отделения
    Дата01.02.2023
    Размер109.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладикоротивный.docx
    ТипКонтрольная работа
    #915703

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

     

    КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Н.А. НЕКРАСОВА

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №__

    по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство»

     

     

     

     

    Студентки 4 курса

    заочного отделения

    художественно-графического

    факультета

    Созиновой Алёны Владимировны

    Научный руководитель:

    старший преподаватель кафедры  теории и методики преподавания изобразительных искусств, черчения

    Копнина Тамара Николаевна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Кострома 2011 г.

    План

    1. Введение.

    2. Декоративная композиция.

    3. Стилизация.

    4. Натюрморт в декоративной композиции.

    5. Тон и цвет в декоративной композиции.

    6. Заключение.

    7. Используемая литература.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Введение

    Декоративное искусство (от лат. «украшаю»), наряду с архитектурой и изобразительным искусством, является частью пластических искусств. Оно вносит эстетическое, образное начало в окружающую человека материальную предметно-пространственную среду.

          Используя жизненные впечатления, работая над эскизами, художник конкретизирует замысел, проясняет его для самого себя. Окончательный вариант может сильно отличаться от первоначального замысла по разным причинам: не справился с задачей или в процессе поиска оптимальной композиции изменилось отношение к работе, пришли новые идеи или постепенно раскрылись более глубокие пласты самого замысла, о которых автор вначале и не подозревал.

    Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

    Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета,  явления, окружающего мира.

    Проблемы композиции, ее закономерность, приемы, средства выражения и гармонизация всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть для всех, кто занимается творчеством. Эту и другие проблемы рассмотрим более подробно.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Декоративная композиция

    Композиция в декоративно-прикладном искусстве имеет свои особенности. Без их понимания работать будет достаточно проблематично.  Первое, что мы должны уяснить: декоративная композиция в нашем случае, как правило, не несет сюжетной нагрузки. Ее основное назначение — эмоциональное воздействие.  Согласитесь, трудно представить агрессию в виде гармоничного круга, а тонкость — посредством квадрата.  Следующее — значение понятия равновесия композиции. 



     Различные формы, которые вы хотите разместить на плоскости листа, должны быть уравновешены, т.е. расположены так, чтобы не возникало чувство неудобства, желание что-то сдвинуть, изменить размер некоторых мотивов, т.е. каждая форма должна находиться в состоянии устойчивого равновесия по отношению к другим формам, а весь набор форм — по отношению к листу бумаги. И здесь должны учитывать особенности восприятия композиции:

    1. Белый квадрат на черном фоне всегда будет казаться больше, чем такой же черный квадрат на белом фоне.



    2. Фигура, расположенная точно посередине листа, кажется смещенной вниз. Поэтому основной мотив композиции стараются размещать немного выше центра листа.

    3. Чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньше размер самой фигуры. Попробуем разместить в листе круг серого цвета и круг черного цвета, достигая ощущения равновесия. Заметно, что серый круг гораздо большей площади, тогда как черный будет приближаться к точке.

    4. Закон мотива и среды (доминанты). В любой композиции для нормального ее восприятия необходим главный элемент всей композиции. Доминанта (мотив) всегда тесно связана со средой. Связь может быть простой и опосредованной, вплоть до контраста. Мотив не должен располагаться в геометрическом центре листа или точно по его середине.



    5. Закон трехкомпонентности уже своим названием говорит об идеальном количестве важных компонентов в композиции. Это связано с особенностями человеческого восприятия и описания практически любых характеристик и явлений , в случае с композицией выбираем «большое», «малое», «среднее».

     



     

     Подбирая размер фигуры, надо следить, чтобы не создавалось ощущение, что она слишком велика для этого листа бумаги или выглядит как кораблик в бескрайнем море.  Если основная фигура по замыслу должна быть сильно смещена относительно центра листа, ее необходимо уравновесить несколькими мелкими формами.

      Интересно отметить, что по канонам европейской школы композиционный центр располагают немного выше центра листа. А мастера Китая и Японии располагают его чаще всего по такой схеме. Каждая сторона листа делится на три части, через которые проводят линии. На листе получается четыре места пересечения линий. Композиционный центр должен находиться в одной из точек пересечения, т.е. асимметрично относительно оси симметрии.

      

     

     Композиция может быть статичной (европейская схема) и динамичной (восточная). В динамичной композиции основное движение должно быть зрительно остановлено с помощью другого движения или элементов.

     



     

      В станковой вещи, в монокомпозиции, все элементы должны быть организованы так, чтобы не создавалось впечатления, что это просто фрагмент какой-нибудь ткани.

     

    В замкнутой композиции взгляд зрителя скользит от мотива к краям картины, элементам среды и снова возвращается к мотиву. Все части такой работы связаны между собой.

    В открытой композиции, наоборот, взгляд, проходя по линиям композиции, выходит за ее пределы, часто домысливая продолжение.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Стилизация

    Стилизация – это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существительному принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

    Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт "составляется" картинка. При стилизации не передается объемно пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само "дорисовывает" его в воображении. В роли пространства выступает бумага. Художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него- незаконченность и лаконизм при этом служат одними из главных средств выразительности. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах- здесь наиболее задействована стилизация, как главное средство выражения идеи. Стилизация может проявляться и в живописи. Ее начали применять в работах художники с середины XX века. Стилизацию используют современные художники- не зацикливаясь на воспроизведении действительности "документально", они прибегают к упрощению- стилизации и, главным образом, передают идею, задумку. Стилизация имеет место быть не только в передаче форм, но и цвета. Вспомните работы Микеланджело, и вспомните работы Кандинского. Насколько упрощена передача действительности у последнего. Но никто не посмеет назвать его "не художником", искусством слилизации тоже нужно владеть.

     

     

     

     

     

     

     

    4. Натюрморт в декоративной композиции

    Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

    Композиционная работа при изображении натюрморта с натуры ведется в плане поисков характера группировки и размещения предметов в пределах картинной плоскости, в формате. В зависимости от характера изображаемых предметов — их высоты и ширины, глубины намечаемого пространства, степени контрастности предметов по величине, форме и цвету — рисующий ведет уточнение формата и положения композиционного центра, находит тональное или цветовое решение — словом, ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т. д. Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета и т. д., но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов.

    Стилизуя натюрморт, используйте следующие способы его трансформаций:

    — изменение размеров предметов, если это необходимо для большей выразительности;

    — изменение количества предметов, т.е. выбор наиболее интересных и значимых и исключение второстепенных для данного произведения; 

    — создание новой формы из нескольких, уже существующих.

     Здесь надо стремиться выделить и изобразить самое характерное, что позволит узнать мотив с первого взгляда. Минимальное число мотивов в композиции должно равняться трем. 

    В композиции натюрморта, решаемой декоративно, выражающей идею сохранения плоскости, в противовес созданию иллюзии пространства на плоскости, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, т. е. у нижнего края картинной плоскости.

     

     

     

     

     

    5. Тон и цвет в декоративной композиции

      Создавая композиции, необходимо помнить не только о ритмическом или пластическом ее решении, но и о тональном. С появлением третьего тона ваша задача усложняется, так как на плоскости листа возникает не один узор, а три, которые необходимо организовать в единое целое. Например, в композиции с участием черного, белого и серого тонов возникают следующие узоры: б + ч по серому; б + с по черному и с + ч по белому. Можно нарисовать ахроматическую (черно-бе- лую) шкалу тонов, первый тон — белый, последний, девятый, — черный, между ними последовательно закрасить серые цвета, где каждый следующий тон будет настолько темнее предыдущего, насколько сам он светлее последующего.

     Мы подошли к решению выбора светлотного диапазона в соответствии с творческой задачей. Нужно сделать одну из зарисовок натюрморта в четырех светлотных диапазонах и понаблюдать, как будет меняться их восприятие. Такая работа позволяет почувствовать, какая степень светлотно- сти больше подходит при решении задач композиции. Умение правильно организовать в композиции светлоты поможет легче перейти к цветным композициям.

      Цвет также несет эмоциональную нагрузку. Деление цветов происходит на теплые и холодные. При этом большая часть цветов не является только холодными или теплыми. Например, зелено-голубой будет холодным по отношению к зеленому, тем более к красному, но более теплым, чем голубой.



      Основными цветами считаются желтый, синий, красный и зеленый. Эти цвета попарно противоположны.   В гармонии цвета есть своя закономерность. Посмотрите на цветовой круг, разделенный перпендикулярными осями. На конце каждой оси расположен один из основных цветов. Цвета, расположенные в одной четверти круга, всегда гармоничны. В работе можно использовать все промежуточные цвета плюс один из главных. Например, в четверти от красного до желтого используйте только один главный цвет (желтый или красный) наряду с промежуточными. Такая гамма относительно спокойна, если в ней нет большой градации светлого. Один из цветов этой группы обязательно должен быть эмоционально ведущим (за счет светлоты или количества и т.д.).

     Цвета, расположенные в одной из четырех частей круга, называют родственно-контрастными: красный — желтый — зеленый; желтый — зеленый — синий; зеленый — синий — красный; синий — красный — желтый. Это самый обширный вид цветовых гармоний. Особенно гармоничны в этой группе цвета, расположенные на концах хорд, так как они наиболее близки к одному из основных цветов. Цвета же, расположенные на концах диаметра, являются контрастными. Вот какие варианты гармоний приводит в своей книге «Основы художественного оформления текстильных изделий» ВН. Козлов.

     Гармонично сочетание цветов, находящихся на вершинах вписанного в цветовой кругравностороннего треугольника. Поворачивая этот треугольник внутри круга, мы получаем все новые и новые гармоничные сочетания цветов.

      Гармонично сочетание цветов на вершинах треугольника с одной стороной, параллельной диаметру.

      Так же гармоничны цвета, расположенные на вершинах вписанного прямоугольного треугольника.

      Все перечисленные гармонии используют три цвета, но существует гармония четырех цветов. Для этого в цветовой круг вписывают различные квадраты, прямоугольники, у которых все четыре угла равны 90°. Гармоничные цвета расположены на вершинах этих углов.

      При работе с цветом следует учитывать также, что при большой разности светлот цвет скрадывается; с другой стороны, если желательно подчеркнуть контрастность цвета, это лучше удастся при сближенных светлотах.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Заключение

    Даже легкое прикосновение к проблемам гармонии в декоративной композиции всегда дает положительный эффект. Создавая свою композицию, не нужно строго следовать «букве закона». Как правило, человек интуитивно располагает элементы рисунка если не оптимально, то близко к идеалу. Нужно проверить, насколько правильна работа в том случае, если при взгляде на нее возникает ощущение дискомфорта, нестабильности.

    Таким образом, анализируя особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветотоновых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов. Произведение декоративно-прикладного искусства создается присущими этому искусству средствами, включая и средства композиции.


    написать администратору сайта