Главная страница
Навигация по странице:

  • Сказкотерапия

  • Диагностическая сказка

  • 2. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей

  • Программа: В основу разработки сказкотерапевтических занятий, легли работы Л. Коротковой и Д.Бретт .Занятие 1. Знакомство.

  • Занятие 2. Радость. Как ее доставить другому человеку.

  • - Кричалка «Я очень хороший».

  • Занятие 3. Страх. Его относительность. Методологическая основа: Л. Короткова Разминка - «Неопределенные фигуры»

  • Занятие 4. Как справиться со страхом. Методологическая основа: Л. Короткова Разминка: - «Страшные персонажи телеэкрана».

  • Введение в сказкотерапию. Кенжебекова И.Н.№1. Контрольная работа 1 6В01110Педагогика и психология Дисциплина Основы арттерапии Номер зачетной книжки 98488


    Скачать 85.79 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа 1 6В01110Педагогика и психология Дисциплина Основы арттерапии Номер зачетной книжки 98488
    АнкорВведение в сказкотерапию
    Дата02.06.2022
    Размер85.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКенжебекова И.Н.№1.docx
    ТипКонтрольная работа
    #565703
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    1.3. Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей
    Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

    Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими...

    Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...

    Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

    В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

    Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

    Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы... И, заметьте, всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи!

    Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

    1)Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

    2)Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

    3) Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

    Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

    Однако существуют рекомендации к применению сказкотерапии, которые могут быть сформулированы следующим образом:

    1) Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

    2) «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

    3) Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору)..

    4) Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

    Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

    Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю технологическую "кухню", от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста. Образно говоря, это полифонический метод.

    Сказкотерапия - это непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость - все, что способствует личностному росту. Особенно заметно это в групповой работе, на тренингах. Все с удовольствием слушают и обсуждают, сочиняют и разыгрывают сказки, рисуют, лепят, играют, придумывают и получают сюрпризы. Группа помогает каждому, создавая необходимый энергетический заряд и эмоциональный фон, вовлекающий в действие. Время летит незаметно, расставаться потом не хочется, в душе бродят новые ощущения, глаза светятся радостью и добротой.

    К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие::

     • Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

    • Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

    • Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

    • Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

    • Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

    • Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

    • Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

    При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:

    • уместность:

    • искренность:

    • дозированность

    Как бы ни любил психолог сказки, их использование должно быть уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» клиенту.

    Рассказывание психотерапевтической сказки — это всегда сокращение «дистанции» с клиентом. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.

    Психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя «перегружать» клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

    Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

    Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

    2. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей
    Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Программа состоит из девяти занятий. Первые два занятия – ознакомительные, а начиная со второго в каждом занятии – сказка. Занятия проводятся в виде тренинга.

    Цель каждого занятия – коррекция эмоциональных нарушений (негативных проявлений психики): страх, гнев.

    Программа:

    В основу разработки сказкотерапевтических занятий, легли работы Л. Коротковой и Д.Бретт .
    Занятие 1. Знакомство.

    Методологическая основа: Л. Короткова

    Знакомство

    Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу ведущего – называют имя того, кому бросают мячик.

    «Имя превратилось»

    Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло превратиться их собственное имя.

    «Ласковое имя»

    Ведущий рассказывает о том, что на занятиях психологией дети будут стараться называть друг друга ласково. Предлагает придумать ласковые имена каждому участнику.

    «Рисунки имени»

    Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем рисуют в альбомах рядом с красиво написанным именем. (Если дети не умеют писать свое имя, им помогает ведущий).

    Домашнее задание

    Ведущий просит детей дома нарисовать человечка и принести рисунок на следующее занятие.
    Занятие 2. Радость. Как ее доставить другому человеку.

    Методологическая основа: Л. Короткова

    Ведущий сообщает, что далее все занятия будут начинаться с психологической «зарядки».

    - «Закончи предложение». Дети вспоминают самое счастливое чувство – сть. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость – это», «Для взрослого радость – это…», «Для мамы радость – это…», «Для воспитателя (учителя) радость – это…».

    - Кричалка «Я очень хороший». Детям предлагают повторить вслед за ведущим по очереди слова «я», «очень», «хороший» так: сначала шепотом, потом громко, затем очень громко.

    Беседа

    Ведущий проводит беседу о том, как доставить радость другому человеку (рассмешить, погладить, сказать добрые слова).

    «Собираем добрые слова»

    Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.

    «Скажи мишке добрые слова».

    Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята придумывают для него добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, то есть «поглаживают» его.
    Домашнее задание

    Ведущий просит детей дома нарисовать свою семью и принести рисунок на следующее занятие.
    Занятие 3. Страх. Его относительность.

    Методологическая основа: Л. Короткова

    Разминка

    - «Неопределенные фигуры». Ведущий рисует на доске неопределенные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.

    - «Конкурс боюсек». Дети быстро по кругу передают мячик. Получивший его, должен назвать тот или иной страх человека. (Повторяться нельзя). Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. Определяются 1-2 победителя.

    - «Чужие рисунки». Ведущий показывает детские рисунки на тему «Страх». Детям необходимо угадать, какому страху посвящен рисунок.

    «Закончи предложение»

    Дети заканчивают предложения: «Дети обычно боятся…», «Взрослые обычно боятся…», «Мамы обычно боятся…», «Воспитатели (учителя) обычно боятся…»

    При обсуждении ведущий вместе с детьми делает вывод о том, что все люди боятся иногда, и страх – это совсем не стыдное чувство.

    «Мы просто очень боимся за вас»

    В одном большом городе на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей – Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша – в детский садик. Они были близнецами, поэтому они ходили в одну группу и всегда вместе играли. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись темноты, боялись оставаться одни дома.

    Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша – саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

    Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. «Может быть, второпях они забыли закрыть дверь», - прошептал сестре Миша, потому что вскоре в коридоре, а затем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и залезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешенная и искусает их?» дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю ее», - сказал Миша. «А я побью ее», - сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей по стене, потом по батарее. «Пошла вон!» - закричали они хором. Собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» - спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

    Дети слушают и обсуждают историю о Мише и Маше. Особый акцент делается на понимании того, как можно бояться за другого человека.

    Домашнее задание

    Ведущий просит детей дома нарисовать «Несуществующее животное» и принести рисунок на следующее занятие.
    Занятие 4. Как справиться со страхом.

    Методологическая основа: Л. Короткова

    Разминка:

    - «Страшные персонажи телеэкрана». Дети вспоминают известных им страшных персонажей телеэкрана, затем по очереди каждый задумывает и изображает одного из героев так, чтобы остальные как можно скорее отгадали.

    «Картинная галерея»

    ведущий предлагает детям выбрать самого страшного персонажа и нарисовать его портрет таким, чтобы, взглянув, можно было рассмеяться. Портреты развешиваются на доске, и экскурсовод (ведущий) проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех.

    Сказка «Маленькая Луна»

    Луна, которая каждую ночь появляется на небе, тоже когда-то была маленькой.

    Ее детство было беззаботным и счастливым, но лишь одно ее тяготило: она боялась темноты, поэтому появляться одной на черном ночном небе, как следует Луне , ей было очень страшно.

    С наступлением сумерек ее знакомые звездочки одна за другой высыпали над Землей и звали маленькую Луну с собой. Они рассказывали ей, как прекрасно ночное небо и насколько оно преобразится с ее приходом. Звездочки убеждали Луну, что нет ничего удивительней наступавшей темноты с ее загадочной красотой.

    Но маленькая Луна не могла побороть страха перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь населяла поверхность Земли, которой Луна любовалась днем, зловещими приведениями.

    Маленькая Луна грустила о том, что не веселится со звездочками и не радует собою живущих на Земле. «Что же я за Луна, если не чувствую себя королевой ночи и из-за своего страха не знаю всех ее чудес», - думала она.

    Луна так долго не появлялась в ночном небе, что некоторые уже начали злословить по этому поводу, сомневаясь в ее подлинности. Ей это было очень обидно и больно.

    Но однажды случилось кое-что, что заставило маленькую Луну появиться на ночном небе. В ту ночь небо услышало крики о помощи какого-то заблудившегося человека. В ночной мгле прохожий не мог найти дорогу домой. Света всех звезд оказалось недостаточно, чтобы осветить ему дорогу. Тогда мудрый ветер прилетел к Луне и сказал: «Луна, только твой ослепительный свет способен указать человеку путь к дому». Ты сама знаешь, как страшно бывает совсем одной в ночном мраке. Только твоя способность светить может помочь ему. Покажись на небе, заставь свой страх на время отступить!».

    Маленькая Луна послушалась мудрого ветра, пересилила страх и появилась на небе. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И Луна вдруг увидела то, что никак не ожидала увидеть: зловещие чудовища и приведения, которые раньше так пугали ее, под ее мягким светом оказались вовсе не страшными, а милыми, добродушными, удивительными существами. Луна почувствовала, что совсем не ощущает страха.

    Она и остальные небесные обитатели так заигрались, что превратили глухую темноту в сказочную волшебную ночь. Никогда еще никем так не восхищались, как ею. Маленькая Луна со всех сторон слышала восторженные возгласы и благодарность [].

    В процессе обсуждения делаются выводы о том, как можно справиться со своими страхами.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта