Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 5 .

  • Представления об истине

  • философия кр. контрольная философия. Контрольная работа 1 Главные направления и школы в истории философской мысли


    Скачать 0.97 Mb.
    НазваниеКонтрольная работа 1 Главные направления и школы в истории философской мысли
    Анкорфилософия кр
    Дата14.03.2023
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная философия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #990250

    Контрольная работа №1

     «Главные направления и школы в истории философской мысли»

    Задание 1. Подготовьте краткие письменные ответы на следующие вопросы:

    1. В чем заключаются трудности определения понятия философии?

    Трудность в определение заключается в том, что философия-это общая система теоретических взглядов на мир, в котором используются знания шире чем в любом научном эксперименте и основывается на опыте человека.

    1. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

    Потому что человеку интересны вопросы о том, кто он такой, в чем смысл жизни…Таким образом, сущность философии подводит нас к размышлению над вечными вопросами.

    1. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

    В современном обществе, человек хочет нести ответственность за свои поступки , действия, таким образом решать важнейшие проблемы бытия через поиск личностного смысла прибывания в этот мир.

    1. Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

    Философствование, как вопрошание о смысле бытия, присуще каждому человеку. Актуализируется эта способность в периоды кризиса жизни общества, когда старые ответы на вечные философские вопросы не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Полнота видения проблем в период кризиса, объяснение его истоков, видение реальных путей его преодоления зависит от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления.

    1. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

    Современные философы видят путь развития философии в рефлексии над основаниями культуры: в критическом рассмотрении господствующей культурной традиции, во вскрытии проблем современной цивилизации и определении путей их преодоления.

    Задание 2. Подготовьте тезисы и аргументы к дискуссии по следующим вопросам:

    1. Сопоставимы ли онтологии Платона и Аристотеля?

    Сравнивая Платона с Аристотелем сразу можно сказать, «что поэтическая душа первого из них восторженно возносилась в невидимую область идей и считала философию средством очистить душу, внушить ей стремление к небу.»

    • Аристотель изучал мир по принципу эмпирического исследования мира явлений, изучал факты, представляемые природой, применял индукции ( от частного к общему) и ставил целью философии знание истины, приобретаемое наукой.

    • Платон считает, что понятия сущности, отдельна от явлений, имеющими самобытную реальность;

    • Аристотель сводит идеи из отдельной области в мир явлений, считает их формами, посредством которых образуются из материи чувственные, действительно существующие предметы.

    • Платон стремится возвыситься над природою и берет содержание своей философии из области сверхчувственного, небесного.

    • Аристотель подвергает своему исследованию природу, землю, предметы, существующие на земле, систематизирует приобретаемые о них сведения и, путем ясных, строго логических выводов и доказательств, формулирует общие законы.



    1. Насколько представления античной философии о мире актуальны для наших дней?

    На данный момент учения актуальны, так как идеи не зависят от времени и взглядов античных философов , так как идет описания обыденности человека (под этим я подразумеваю все , что нас окружает: семья, люди, природа… )

    1. В каких сферах человеческой жизни добродетель и знание находятся, на ваш взгляд, в отношении взаимозависимости.

    В сферах, где человеку недостаточно знаний чтобы быть добродетелям. Например, отдать ли ребенка в конкретную школу или нет? Для этого нужно иметь знания родителям о составе учителей… Следовательно, знание -добродетель.

    Задание 3. Создайте графическую схему основных исторических этапов развития мировой философии с указанием ведущих школ и выдающихся представителей этих школ.



    Задание 4. На основе изучения конспекта лекций, оригинальных источников и учебной литературы дайте развернутый письменный ответ на один из следующих вопросов:

    1. Какие причины привели классическую философию первой половины ХIХ века к кризису?

    Появилась современная философия, которая дала новые ответы человеку на вопросы, которые он искал в прошлом.

    1. В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?

    Основная черта философии 20 века заключается в том что идеи и концепции становятся нестандартными, открываются новые направления в философии , новые школы…

    1. Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю понятий»?

    Г.-ГГадамер, представитель немецкой школы истории понятий, показывает, что философские понятия историчны, возникают в результате «словесной находки», формируются и эволюционируют в процессе словоупотребления, обусловленного мыслительной и речевыми практиками.

    1. В чем видит предмет своего изучения феноменология?

    Описание спонтнно-смысловой жизни сознания главная задача феноменологии, реализация которой должна осуществляться на основе высвобождения сознания и предметного мира из причинных и функциональных связей между ними. Цель: открыть в каждом индивидуальное сознание чистое сознание, чистую осознаваемость как чистую непредвзятость.

     «Познание и его методы»

    Задание 1. Подготовьте краткие письменные ответы на следующие вопросы:

    1. Каковы основные принципы и категории диалектической концепции развития?

    • Основные принципы: всеобщей связи; всеобщегоразвития.

    • Категории: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность…

    1. Какие психические процессы не входят в сферу сознания?

    Бессознательное- совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.

    1. Каковы факторы становления человеческого сознания?

    Произошло увеличение мозга: развитый головной мозг является предпосылкой для возникновения сознания; прямохождение (освобождение рук для деятельности); наличие языка и речи. Однако главным фактором возникновения и развития сознания, на мой взгляд, является человеческое общество (общение людей друг с другом, трудовая деятельность).

    1. Каковы критерии научности?

    Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало какое-либо теоретическое построение.

    Задание 2. Подготовьте тезисы и аргументы к дискуссии по следующим вопросам:

    1.  Как сочетаются в деятельности профессионала сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное?

    2.  Можно ли свести познание к зеркальному отражению объективного мира в сознании человека?

    Нет, т.к. познание и зеркальное отражение это разные вещи.

    1. Как вы понимаете креативность мышления в своей будущей профессиональной деятельности?

    Способность проводить уроки не по шаблону, а намного интереснее, находить новые решения, придумывать игры…

    Задание 3. На основе изучения конспекта лекций, оригинальных источников и учебной литературы дайте развернутый письменный ответ на один из следующих вопросов:

    1. В чем философский смысл проблемы бытия?

    • Проблема смысла бытия является важной для человека, т.к. представление человеком о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала.

    1. В чем суть проблемы сознания в философии?

    • Проблема в том, что сознание не имеет материального предмета, следовательно, не воспринимается органами чувств.

    3.Что мы знаем о незнании?

    • Незнание-это противоположность знанию, то есть мы знаем что-то, а в незнание мы не имеем информации о данном предмете, явлении …



    1. В чем, на ваш взгляд, сущность творчества и основные формы его проявления?

    • Творчество-это деятельность, которая открывает или создает что-то новое.

    • Формы проявления: мотивационные, личностные, синтетические.

    Задание 4. Нарисуйте структуру сознания с пояснением, какие структурные компоненты обеспечивают те или иные функции сознания.



    Задание 5Заполните следующую таблицу:

    Философские школы

    Представления

    о сознании

    Представления

    о познании

    Представления

    об истине

    1.Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: — Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

    — Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

    — Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.


    Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.


    К Милетской школе относят истоки древнегреческой, а следовательно и европейской науки: физики, астрономии, метеорологии, биологии и географии, а также (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научно-практического интереса.

    Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

    Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.


    2.Школа Пифагора.

    Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.


    В числах пифагорейцы видели:

    — свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

    — объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

    Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

    Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

    Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.


    Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией.

    В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага.

    3.Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

    — выступал против антропоморфических элементов в религии;

    — высмеивал богов в человеческом виде;

    — жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

    — считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

    — стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

    — осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

    — разграничивал истину и мнение;

    — центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

    — по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

    — сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

    — бытие есть, небытия нет.

    Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:

    — вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;

    — он развивал логику как диалектику.


    Важной частью элейского эллинизма является идеалистическая диалектика. Но объективный принцип Гераклита здесь уступает место диалектическому идеализму, который одновременно помогает представителям элейской школы сконцентрироваться на исследовательском процессе, но сковывает разнообразность суждений.

    • Вечность, целостность бытия – сущее неизменно и непрерывно;

    • Рациональный подход к бытию – рационализм повествует, что сущее заключается в единственном первоисточнике;

    • Тождественность целого и суммы частностей – первоначало состоит из множества частей, которые по отдельности менее качественны, чем исходник;

    • Отсутствие пустоты – пустота равносильна не существованию (ничто), изучению подлежит только то, что реально существует;

    • Ограниченность чувственности – впечатление, создаваемое ощущениями, не соответствует истине.




    Онтологическое учение элеатов основывается на главном научном принципе – любое ощущаемое представление о природе не соответствует истинной сущности, так как не подвержено разумному объяснению.

     4.Школа Сократа.

    Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.


    Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

    1. Иронии.

    2. Майевтике.




    Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

    Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.


    написать администратору сайта