Главная страница

Контрольная работа по философии. Контрольная философия. Контрольная работа 1 Главные направления и школы в истории философской мысли 1


Скачать 219.36 Kb.
НазваниеКонтрольная работа 1 Главные направления и школы в истории философской мысли 1
АнкорКонтрольная работа по философии
Дата29.03.2023
Размер219.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная философия.docx
ТипКонтрольная работа
#1023785

Контрольная работа №1

«Главные направления и школы в истории философской мысли»

1. В чем заключаются трудности определения понятия философии?

Трудности в определении понятия философии заключаются в том, что невозможно определить философию через сравнение с другими сферами духовной жизни человека (наукой, религией, искусством), нельзя дать определение понятия философии через обобщение определений этого понятия, которые давались философами прошлого.

2. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

 С точки зрения мыслителей прошлого и настоящего философия принимается и определяется человеком через его собственное философствование, т.е. через размышление о смысле его собственной жизни. Поэтому вопрос о том, что такое философия, приводит нас к новому вопросу – кто такой человек, который философствует.

3. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

Поскольку в наше время кризис культуры техногенного общества носит одновременно и системный (проявляется во всех сферах культуры), и глобальный (затрагивает все регионы земного шара) характер, то требования к личной ответственности каждого человека за все происходящее в мире неизмеримо возрастают. В свою очередь, осознание этих требований, которые предъявляет человеку сама социальная жизнь невозможно без личного участия в решении важнейших проблем человеческого бытия, т.е. без личного философствования.
Однако, хотя философия носит личностный характер и начинается тогда, когда личность задается вопросом о смысле бытия вообще и своего существования в частности, значимыми и для самого человека и для его социального окружения ответы на эти вопросы становятся только при условии, если вопрошающий об этом не удовлетворяется расхожим набором ответов на эти вопросы, которые предлагает ему господствующая культурная традиция, а ставит под вопрос основания самой этой культурной традиции. Тем самым философствование как личностное самовыражение и личностный поиск смысла бытия превращается в философию как рефлексию над основаниями культуры.

4. Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

Философствование, как вопрошание о смысле бытия, присуще каждому человеку. Актуализируется эта способность в периоды кризиса жизни общества, когда старые ответы на вечные философские вопросы не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Полнота видения проблем в период кризиса, объяснение его истоков, видение реальных путей его преодоления зависит от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления.

5. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

Современные философы видят путь развития философии в рефлексии над основаниями культуры: в критическом рассмотрении господствующей культурной традиции, во вскрытии проблем современной цивилизации и определении путей их преодоления.

Задание 2

1. Сопоставимы ли онтологии Платона и Аристотеля?

"При сравнении Платона с Аристотелем сразу бросается в глаза, что поэтическая душа первого из них восторженно возносилась в невидимую область идей и считала философию средством очистить душу, внушить ей стремление к небу. Критический же ум Аристотеля занимался по преимуществу эмпирическим (опытным) исследованием мира явлений, изучал факты, представляемые природой, шел путем индукции от частного к общему и ставил целью философии знание истины, приобретаемое наукой. Платон считает понятия (идеи) сущностями, отдельными от явлений (вещей), имеющими самобытную реальность; Аристотель сводит идеи из их отдельной области в мир явлений, считает их формами, посредством которых образуются из материи чувственные, действительно существующие предметы. Платон стремится возвыситься над природою и берет содержание своей философии из области сверхчувственного, небесного. Аристотель подвергает своему исследованию природу, землю, предметы, существующие на земле, систематизирует приобретаемые о них сведения и, путем ясных, строго логических выводов и доказательств, формулирует общие законы".

2. Насколько представления античной философии о мире актуальны для наших дней?

Как мне кажется , что эти учения актуальны и сегодня, так как некоторые идеи не зависят от взглядов и условий античного времени. В трактате представлено много мыслей о природе, человеке, семье, государстве и т.д.

3. В каких сферах человеческой жизни добродетель и знание находятся, на ваш взгляд, в отношении взаимозависимости?

В тех сферах, где обычной человеческой логики и совести может быть не достаточно для того, чтобы знать как сделать добро. Пример: проголосовать ли за конкретного политика или нет? Нужно иметь знания о его качествах и жизни. Это: знание - добродетель.

Задание 3


Милетская школа

Пифагорейская школа

Элейская школа

Атомистическаяшкола



Фалес
(625-547 гг. до н.э)

Анаксимандр
(610-540 гг. до н.э)

Анаксимандр
(610-540 гг. до н.э)

Анаксимен
(588-524 гг. до н.э)

Пифагор

Филопай

Ксенофан

Парменид

Зенон Элейский

Мелисс

Левкипп

Демокрит
(460 – 370 гг. до н.э)



Гераклит
(520 – 460 гг. до н.э)

Эмпедокл
(520 – 460 гг. до н.э)

Анаксагор
(500 – 428 гг. до н.э)


Задание 4

1. Какие причины привели классическую философию первой половины ХIХ века к кризису?

Результатом кризиса стало рождение современных философских направлений, каждое из которых дало свой ответ на вопрос о роли разума в жизни человека и общества.


2. В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?


Основная черта развития философии XX века - плюрализм школ, направлений; появление новых, нестандартных (неклассических) идей и концепций. Причина этому, возможно, демократизация общественной жизни, рост степени свободы личности. Воля является катализатором творчества, а творчество - это всегда разнообразие.

3. Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю понятий»?

Г.-Г. Гадамер, представитель немецкой школы истории понятий, показывает, что философские понятия историчны, возникают в результате «словесной находки», формируются и эволюционируют в процессе словоупотребления, обусловленного мыслительной и речевыми практиками.

4. В чем видит предмет своего изучения феноменология?

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ от греч. учение о феноменах) - философская концепция Гуссерля, согласно которой предметом изучения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущностей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феноменологии - раскрытие сущности предмета, явления.

«Познание и его методы»

1. Каковы основные принципы и категории диалектической концепции развития?

Исходными принципами диалектики являются:принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты - революции.

2. Какие психические процессы не входят в сферу сознания?

Бессознательное – это психические процессы, которые не входят в сферу сознания человека. Бессознательное преимущественно изучается психологией, а также психоанализом, родоначальником которого стал Зигмунд Фрейд.

3. Каковы факторы становления человеческого сознания?

Основные факторы возникновения и развития сознания следующие: произошло увеличение мозга: развитый головной мозг является предпосылкой для возникновения сознания; прямохождение (освобождение рук для деятельности); наличие языка и речи. Однако главным фактором возникновения и развития сознания, на мой взгляд, является человеческое общество (общение людей друг с другом, трудовая деятельность).

4. Каковы критерии научности?

Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало какое-либо теоретическое построение.

Задание 2

1. Как сочетаются в деятельности профессионала сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное?

Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

2. Можно ли свести познание к зеркальному отражению объективного мира в сознании человека?

Нет.

3. Как вы понимаете креативность мышления в своей будущей профессиональной деятельности?

Креативность, или творческие способности — это способность нестандартно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.

Задание 3

1. В чем философский смысл проблемы бытия?

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума.

2. В чем суть проблемы сознания в философии?

Проблема сознания – одна из самых сложных философских проблем. Это связано с тем, что сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Однако человек мыслит, чувствует, обладает памятью, волей, воображением.

3. Что мы знаем о незнании?

Если знание - информация об окружающем мире и самом человеке, то незнание - отсутствие таковой. Естественно более разработанной является категория «знание», при этом знание рассматривается как некий информационный результат познавательного процесса, его итог, откладывающийся в человеческой культуре и создающий ориентировочную основу поведения людей. Знание представлено через символы, образы, суждения, понятия, теории. Незнание регистрируется и существует в таких формах, как задача, вопрос, проблема, парадокс, противоречие. Чувственно-эмоциональная сторона незнания отражена словами неведение, тайна, загадка, секрет, шарм, грезы, чудо и т.д.

4. В чем, на ваш взгляд, сущность творчества и основные формы его проявления?

Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового:

  • к новому знанию в случае познания-открытия;

  • к новому благу в случае изобретения;

  • к новой красоте, эстетике в случае художественной деятельности;

  • к новым достижениям в спорте.

Задание 5

С труктура сознания

Задание 6

Философские школы

Представления

о сознании

Представления

о познании

Представления

об истине

Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: — Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.



Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.


К Милетской школе относят истоки древнегреческой, а следовательно и европейской науки: физики, астрономии, метеорологии, биологии и географии, а также (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научно-практического интереса.

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.


Школа Пифагора.

Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.


В числах пифагорейцы видели:

— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.


Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией.

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

— выступал против антропоморфических элементов в религии;

— высмеивал богов в человеческом виде;

— жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

— считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

— стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

— осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

— разграничивал истину и мнение;

— центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

— по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

— сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

— бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:

— вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;

— он развивал логику как диалектику.


Важной частью элейского эллинизма является идеалистическая диалектика. Но объективный принцип Гераклита здесь уступает место диалектическому идеализму, который одновременно помогает представителям элейской школы сконцентрироваться на исследовательском процессе, но сковывает разнообразность суждений.

  • Вечность, целостность бытия – сущее неизменно и непрерывно;

  • Рациональный подход к бытию – рационализм повествует, что сущее заключается в единственном первоисточнике;

  • Тождественность целого и суммы частностей – первоначало состоит из множества частей, которые по отдельности менее качественны, чем исходник;

  • Отсутствие пустоты – пустота равносильна не существованию (ничто), изучению подлежит только то, что реально существует;

  • Ограниченность чувственности – впечатление, создаваемое ощущениями, не соответствует истине.




Онтологическое учение элеатов основывается на главном научном принципе – любое ощущаемое представление о природе не соответствует истинной сущности, так как не подвержено разумному объяснению.

 Школа Сократа.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.


Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.

  2. Майевтике.




Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.


написать администратору сайта