Главная страница
Навигация по странице:

  • Эволюция индуизма. Реформаторские движения.

  • Основные направления индуизма.

  • Контрольная работа По дисциплине Религии мира. КР Тема 6. Контрольная работа 1 по дисциплине религия мира


    Скачать 80.08 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа 1 по дисциплине религия мира
    АнкорКонтрольная работа По дисциплине Религии мира
    Дата13.02.2022
    Размер80.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Тема 6.docx
    ТипКонтрольная работа
    #360465



    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    «РЕЛИГИЯ МИРА»

    Тема: Индуизм - религия и образ жизни. Возникновение, эволюция и основные направления

    Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство составляют индуисты и в королевстве Непал.

    Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах - сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения племенного общества, становления государств, включения все новых этносов в процесс складывания индийской культуры, архаичность, племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе ведических представлений религиозно-философской системы, определяемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной, ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана), - стали помехой для общественного развития. Не соответствовал брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, ставшей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому ритуалу.

    Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, выдержав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точнее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив представления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в качестве священных текстов, индуизм тщательно проработал понятия перерождения души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), определяемого, прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело века и влекло не только прижизненное наказание, но и рождение в следующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне социума или в образе животного.

    Освоение индийской цивилизацией обширной племенной периферии, включение в систему общественного разделения труда все новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нормативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем более эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы. Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с мифологической сложностью и множественностью пантеона.

    Эволюция индуизма. Реформаторские движения.

    С именем Васудевы (Кришны) связывается возникновение на рубеже нашей эры религиозной доктрины бхагаватизма,  получившей свое воплощение в священном тексте индуистов - “Бхагавад-гите”1 - «Песнь бхагавана (Бога)». В религии бхагаватов, верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность – бхакти к личностному Богу. Бхакти это причастность, преданность, служение Богу. Бхакти  в качестве концептуального термина впервые встречается в “Бхагавад гите” где означает служение Бхагавану (Кришне). Бхагаван в Гите персонифицирован, и поклонение сулит не, сколько жизненное благополучие, сколько освобождение от уз сансары. Бхакта должен ежеминутно помнить о Бхагаване. Постоянная мысленная сосредоточенность является мощным фактором духовного преображения. Гита представляет служение Бхагавану скорее делом внутренним, чем внешним. Гита также связывает бхакти с йогической тренировкой, постоянная мысль о Бхагаване облегчает работу, связанную с обузданием чувств. Вера не ставится во главе, но усилия прилагаются  с обеих сторон.

    В средние века вишнуитская теология употребляет термин бхакти, в качестве любви. Адепт обращается к Богу не ради избавления от сансары, а ради безграничной и необьяснимой притягательности его прекрасного облика. Снимается необходимость интеллектуального постижения Божества. Постоянное колебание между восторгом и отчаянием сообщает духовной жизни адепта неслыханную напряженность и интенсивность. Опыт южного бхакти был усвоен религиозными движениями,  распространенными на севере Индии (12-13 век).

    Средневековое движение бхакти от общеиндуисткой нормы отличали: 1) последовательный монотеизм; 2) выдвижение взаимного доверия и любви в качестве основы отношений между человеком  и Богом; 3) признание равенства верующих перед Богом и тем самым отрицание каст; 4) новые ритуальные формы.

    В реформаторском движении бхакти существует два движения: 1) сантов (варкари, сикхи); 2) бенгальские вишнуиты.

    Санты мыслят Бога как чистая безначальная, не представимая и неуследимая духовность. Он не имеет не признаков не качеств, однако наделен именем (у сикхов – «Экх» - «Единый»).

    Бенгальские вишнуиты поклоняются Кришне. Они вступают в контакт с Кришной через окружение Кришны. Это дает кришнаитам возможность проникнуться чувствами тех, кто действительно видел Бога и ощутить подлинную и непосредственную близость к нему.

    В реформаторском движении бхакти есть две общие черты характерных для всех направлений: 1) конгрегационность (коллективная деятельность); 2)  признание песни наиболее адекватной и наиболее внятной Богу формой выражения религиозных чувств; 3) институт духовного наставничества гуру.

    Основные направления индуизма.




    Заключение

    Индуизм означает нечто большее, чем просто название религии. В Индии, где он получил распространение, - это целая совокупность религиозных форм, от простейших обрядовых, политеистических до философско-мистических, монотеистических, и более того - это обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением, включая всю сумму жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников и т. д. Это своего рода итог, суммирующий долгую и сложную историю религиозной жизни и исканий народов Индостана.

    В современном мире роль индуизма не угасает, так стоит, например, отметить деятельность Международного общества сознания Кришны, которое занимается изучением бенгальского вайшнавизма3, возрожденного более 500 лет назад св. Шри Чайтаньей. Он вырос из небольшого «маргинального» и «неоиндуистского» движения в довольно целостный духовно-культурный пласт, прекрасно вписывающийся в общий контекст и не только ничуть не мешающий развитию процессов, происходящих внутри устоявшихся систем, но и заметно обогащающий их и способствующий развернутому и адекватному представлению коренных жителей Старого и Нового Света об индуизме.


    написать администратору сайта