Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы: Вопрос 1.

  • Вопрос 2.

  • Контрольная работа №3. Контрольная работа №3 (РФ). Контрольная работа 3 по дисциплине Философия Выполнил работу Фамилия, инициалы Захаров Юрий Владимирович


    Скачать 57 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа 3 по дисциплине Философия Выполнил работу Фамилия, инициалы Захаров Юрий Владимирович
    АнкорКонтрольная работа №3
    Дата22.12.2022
    Размер57 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонтрольная работа №3 (РФ).doc
    ТипКонтрольная работа
    #859816

    Контрольная работа №3 по дисциплине «Философия»

    Выполнил работу:

    Фамилия, инициалы

    Захаров Юрий Владимирович

    Специальность

    Социальная работа

    Группа

    201 СР

    Вопросы:

    Вопрос 1. Перечислите и кратко охарактеризуйте отличительные особенности русской философской мысли 19 – нач. 20 вв. Приведите наиболее яркие примеры творчества русских философов по каждой из названных особенностей.

    Вопрос 2. Какие философские проблемы фигурировали в полемике «западников» и «славянофилов» в русской общественно-политической мысли 19 века?

    Вопрос 3. Какие идеи русских философов-«космистов», на Ваш взгляд, можно оценить как научно-продуктивные, а какие можно отнести к фантастическим? Обоснуйте ответ.

    1.

    В развитии русской философии можно выделить несколько этапов её развития:

    1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).

    2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

    3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.

    4. после 1922 года - философия русского зарубежья

    В России в её истории происходило переплетение двух разных типов культур и, в следствие этого, типов философствования: рационалистического западноевропейского и восточного, византийского, включенного в русское самосознание через православие. Это сочетание двух разных типов мышления проходит всю историю русской философии.

    С содержательной стороны у русской философии есть свои особенности. Основной темой, которая определила специфику русской философии, является тема России, нахождение смысла её существования в истории. Иной ведущей темой является тема самого человека, его судьбы и смысла его жизни.

    Философская мысль в России начинает появляться в XI в. под из-за христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создаёт "Слово о законе и благодати", в котором даёт начало развитию богословеко-исторической концепции, которая обосновывает включённость "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного света. Последующее развитие русской философской мысли шло в направлении развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для становления мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом русле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве как третьем Риме".

    Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили во время борьбы двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и соединяла эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая тенденция выражала стремление вписать Россию в историю процесса развития европейской культуры. Представители этой тенденции думали, что поскольку Россия встала на путь развития позже остальных стран Европы, то она должна научиться у Запада и пройти такой же исторический путь.

    Третий этап проходил во вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в. В это время характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

    Славянофилы и западники

    Становление самобытной русской философии начиналось с постановления и осмысления вопроса об исторической судьбе страны. В напряжённой полемике конца 30-х гг. XIX века о месте России в мировой истории сформировалось славянофильство и западничество как противоположные течения русской философской мысли.

    Главная проблема была в следующем вопросе: является ли исторический путь России тем же, что и путь Западной Европы, и особенность России проявляется лишь в её отсталости или же у России особый путь и её культура принадлежит к другому типу?

    Славянофилы в своём объяснении русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, они делали упор на самобытный характер развития России, в то время как западники искали основу в идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, и думали, что неизбежны для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.

    Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

    Большая заслуга славянофилов была в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление.

    Влияние славянофилов на русскую мысль было очень сильным. В новых исторических условиях в послереформенной России продолжением славянофильства стало почвенничество. Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым. Среди западников, среди которых Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), и др. были мыслители равных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы.

    Материализм в русской философии середины XIX в.

    В 40-е г. XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено в трудах Герцена. Как и многие русские революционные демократы, Герцен в своём духовном развитии проходил сложный путь исканий: от глубокого увлечения философией Гегеля, до материализма Фейербаха.

    В 60-е гг. эти идеи получили своё дальнейшее обоснование в работах Д.И. Писарева. Ещё в это время, в сферу общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Лидировал в ней Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Их мировоззрение и идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, основываясь при этом на материализме и науке.

    Русское почвенничество

    Продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, отражённое трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881).

    Почвенничество, по определению Григорьева, характеризовалось "восстановлением в душе новой, или лучше сказать, обновлённой верьте грунт, в почву, в "народ". Вера в народ, в развитие на собственной почве соединялась со взглядами на историю как на спонтанный органический процесс, который не поддаётся рационализации.

    В середине XIX века представления об уникальности каждого общества и его культуры, невозможности сводимости их к какому-то единому образцу упоминались повсеместно, о чём свидетельствуют разработки этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли. Впервые свою мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур озвучил М.П. Погодин. Европу он рассмотрел как наследницу культуры Западной Римской империи, а Россию - как наследницу культуры Восточной Римской империи - Византии.

    Русский консерватизм

    Идеология русского консерватизма хорошо выражена в формуле графа С.Г. Уварова "Православие. Самодержавие. Народность", на публицистическом уровне она была обоснована Михаилом Никифоровичем Катковым (1818-1887), на философском уровне Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891). Они дали развёрнутое теоретическое обоснование самодержавной власти как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. Они считали, что только самодержавная власть обеспечивает целостность и устойчивость России.

    Русский космизм

    Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала ХХ веков является космическая философия, или как её чаще называют - русский космизм.

    Русский космизм - это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активно занимались такие люди, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский.

    Учение русских космистов оказало огромное влияние на последующее развитие философии и естественных наук, это учение имеет своих сторонников также и в наши дни. Так, в последние годы стали проводится "Фёдоровские чтения". Существуют объединения "Прометей" и "Федерация общего дела".

    Философия всеединства Владимира Соловьёва

    Владимир Соловьёв (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Основные положения своей философии он написал в первых своих работах: диссертации "Кризис западной философии" и докторской диссертации "Критика отвлечённых начал". Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв описывает в основном в "Философских началах цельного знания", а также в работе "Первое начало творческой философии".

    Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии начала нашего века, базировался на двух основных идейных источниках: предшествующее развитие мировой философии и культуры, и на долгом процессе развития отечественной философской мысли. Будучи сильно связанной с развитием национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX века, шла по пути славянофильства. Но, она отличалась от него положительной оценкой современных им поисков западной философской мысли. К примеру, Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философии XX века. Для Запада, где он жил значительную часть своей жизни, он стал главным выражением духа русского религиозного Ренессанса. Бердяев умел синтезировать различные философские идеи.

    2.

    1.Концепция мирового развития. У западников существует единый общечеловеческий путь развития; концепция глобального развития культуры. Славянофилы же утверждали, что у разных народов возможны различные пути развития; концепция локальных культур.
    2. Исторический путь России. У западников Россия идет по тому же пути, что и Запад, но несколько отстает. Славянофили говорили, что у России свой особый путь развития, отличный от Запада.
    3. Отношение к петровским преобразованиям. У западников положительное: они ускорили общее развитие России. У славянофилов отрицательное: они «столкнули» Россию с её собственного пути развития в сторону западного пути.
    4. Отношение к религии и церкви. У западников в целом равнодушное. У славянофилов позитивное.
    5. Отношение к православию. У западников критическое. У славянофилов положительное: видели в нем основу духовной и социальной жизни.
    6. Отношение к крепостному праву. Западники об этом относились негативно: избавиться от него можно, идя по пути просвещения и нравственного совершенствования дворян. Славянофилы также имели негативное отношение к крепостничеству, но высказывались иначе: избавиться от него можно благодаря освобождению крестьян «сверху», то есть царской властью.
    7. Политическое устройство. Славянофилов – монархия. Западники – требуется перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.
    8. Как проводить преобразования. Славянофилы: Мирный путь, реформы «сверху». Западники: недопустимость революционных потрясений.

    3.

    В философии космизма в самом общем видедостаточно четко обозначались две стороны взаимосвязи человека и космоса. С одной стороны, человек выступает как часть космоса, завиящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривается в качестве фактора эволюции космоса.
    Человек, развивал свои способности таким образом, что, создавая новыю технику и технологию, начинал активно воздействовать на окружающий мир. Прчем в работах большинства философов вопрос о космическом полете не рассматривается. А если и рассматривается, то сам полет отходит на второй план, а на первый выдвигается проблема значимости космоса для жизни общества, вопрос о месте и роли человека во Вселенной.
    К. Э. Циолковский является настоящим классиком космизма. Именно в его наследии парадоксально и счастливо соединились философские рассуждения о необходимости освоения космического пространства и теоритическая космонавтика, доказывающая возможность этого.
    Философия Циолковского относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировозренченской системы. К традиционной структуре: философия «состоит из метафизики, гносеологии и этики», он добавил ещё один раздел – социологический, то есть построение схем «идеального строя жизни».

    Адрес отправки выполненной работы: philosophy34@yandex.ru


    написать администратору сайта