Главная страница
Навигация по странице:

  • КАФЕДРА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

  • Проверил

  • 1. Зарождение и развитие технических знаний в античности

  • 2. Понимание техники

  • 3. "Техническая теория" в рамках античной науки

  • 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Литература

  • Реферат Философия Техники (1). Контрольная работа дисциплина Философия техники


    Скачать 177.07 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа дисциплина Философия техники
    Дата13.12.2021
    Размер177.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Философия Техники (1).docx
    ТипКонтрольная работа
    #302494

    ИНСТИТУТ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

    КАФЕДРА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Дисциплина «Философия техники»

    15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (группа КТО-20)

    Калинин.Н.Е.

    Проверил:

    к.т.н доцент Архипова Т.Н

    Королёв,2021

    Тема: «Античная техника и концептуализация техники»

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Зарождение и развитие технических знаний в античности.........................

    2. Понимание техники....................................................

    3. "Техническая теория" в рамках античной науки.........................

    4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................

    Список литературы……………………………………………………………

    1. Зарождение и развитие технических знаний в античности

    Построение правил мышления, а также задание основных "кирпичей", из которых можно было строить "здание" подлинного мира создало новую интеллектуальную ситуацию, а именно, привело античных философов к необходимости решать серию не менее сложных задач. Дело в том, что с точки зрения "начал" и правил мышления все ранее полученные знания и представления нуждались в переосмыслении и чтобы соответствовать этим началам и правилам, должны были быть получены заново. Конкретно в переосмыслении нуждались знания, заимствованные греками от египтян и шумер (математические и астрономические), знания, полученные самими греками в ходе рассуждений, наконец, собственные и заимствованные с Востока мифологические и религиозные представления. Все эти знания и представления воспринимались как "темное", "запутанное" познание подлинного мира. Чтобы получить о нем правильное, ясное представление, сначала необходимо было выбрать некоторую область знаний и представлений (область бытия) и критически отнестись к этим полученным ранее знаниям и представлениям, при этом нужно было отбросить ложные и абсурдные знания и представления и оставить правдоподобные.

    Важной способностью и ценностью становится и желание рассуждать правильно, следовать правилам истинного мышления, избегать противоречий, а если они возникали – снять их. На основе перечисленных установок и связанных с ними переживаний, которые рассматривались как наслаждение ("Если поэтому так хорошо, как нам – иногда, богу – всегда, то это – изумительно..."), а также самой деятельности мышления (получение в рассуждении и доказательстве новых знаний, уяснение причин, следование правилам мышления и т.д.), постепенно складывается античная наука. Ее характер определяется также осознанием научного мышления (ума, разума, науки) как особого явления среди других. В целом, как мы уже отмечали, вся работа воспринималась как познание подлинного мира, конечная же цель подобного познания – уподобление Творцу, что вело к бессмертию (по Платону) и высшему наслаждению (по Аристотелю). Однако переоценивать эти обосновывающие и замыкающие теологические моменты было бы неправильным, также как и недооценивать.

    Главное было в другом: на сцену истории вышло рациональное научное мышление. Именно оно стало главной пружиной, обеспечивающей развитие античной культуры. В античности всегда существовали два культурных начала – религиозно-мифологические представления, соответствующие культуре древних царств, и философско-научные (в античном понимании философии и науки). Но роль второго начала была ведущей и постоянно возрастала, именно под влиянием крепнущих и усложняющихся философско-научных представлений происходило переосмысление не только религиозно-мифологических, но и всех прочих представлений в сфере античного "производства", искусства, быта.

    2. Понимание техники

    ТЕХНИКА (от греческого "техне" - искусство, мастерство, уме­ние) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и яв­ляется показателем тех общественных отношений, при которых со­вершается труд; составляет материальный базис каждой обществен­ной формации.

    +Таким образом техника - это феномен, требующий детального ана­лиза и глубокого философского осмысления. Сразу же нужно отме­тить, что философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося "техне" имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, во­площающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в "Реальной фи­лософии" и "Философии права" связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отно­шения человека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теорети­ческой установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. Маркса, который дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники.

    В наши дни исследования техники развертываются в различных на­правлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии тех­ники. И все же многие философы отмечают ничтожную роль, которую до сегодняшнего дня играет философия техники внутри самой фило­софии даже при явном нарастании интереса к этой области в по­следнее время; неоднородность философии техники, включающей в себя и философию науки, и технологию, и социологию техники; не­удовлетворительность философского осмысления техники.

    3. "Техническая теория" в рамках античной науки

    Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной "технической науки" мы находим в исследованиях Архимеда. Но отдельные предпосылки этого процесса можно найти и в самой античной математике. Например, в "Началах" Евклида нетрудно заметить группировку теорем (положений), которая вполне схожа с группировкой технических знаний. (В технических теориях, как известно, описываются классы однородных идеальных объектов – колебательные контуры, кинематические цепи, тепловые и электрические машины и т.д.). Евклид объединяет математические знания, описывающие классы однородных объектов, в отдельные книги.

    Именно в античной математике (в работах до Евклида и в его "Началах") была впервые применена и отработана сама процедура сведения и преобразования одних идеальных объектов (фигур, еще не описанных в теории) к другим идеальным объектам (фигурам, описанным в теории). В ходе таких преобразований получались знания отношений ("равно", "больше", "меньше", "подобно", "параллельно"). В дальнейшем, как известно, эти знания были использованы в фундаментальных науках и параметризованы, т.е. отнесены к связям параметров природных, реальных объектов. Наконец, именно в античной геометрии были отработаны две основные процедуры теоретического рассуждения: прямая – доказательство геометрических положений, и обратная – решение проблем. Эти две процедуры являются историческим эквивалентом современной теоретической постановки и решения в технических науках задач "синтеза – анализа".

    Более явно отдельные элементы технического мышления могут быть прослежены в античной астрономии. Конечная прагматическая ориентация теоретической астрономии не вызывает сомнений (предсказание лунных и солнечных затмений, восхода и захода планет и луны, определение долготы и широты и т.п.). Но совсем не очевидно, что эта ориентация может быть сближена с технической ориентацией, ведь человек вроде бы непричастен к ходу небесных явлений. Тем не менее, такое сближение возможно.

    В определенном смысле все объекты античной астрономии могут быть отнесены к однородным объектам. На эту мысль наводит единообразная форма их моделей – геометрических изображений небесных сфер и эпициклов. Идеальные объекты, представленные в этих моделях, формируются точно так же, как идеальные объекты технических наук, т.е. складываются в ходе схематизации и онтологизации процедур сведения одних теоретически представленных небесных явлений к другим. (Первоначально эти явления описывались в родственных "фундаментальных теориях" – арифметике, геометрии, теории пропорций). Аналогично этому в античной теоретической астрономии, вероятно, впервые была отработана процедура получения отношений между параметрами изучаемого в теории реального объекта.

    4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Завершая анализ техники античной культуры, нужно отметить, что рациональное, философско-научное мышление оказало определенное влияние и на развитие античной технологии. В основе технологического мышления, как правило, лежат рациональные формы и впервые в античной философии и науке для развития технологии формируются адекватные формы осознания. Другой момент – обострившееся под влиянием философии и науки зрение к природным явлениям и эффектам. Развитие наук о равномерном движении, небе, душе, музыке, государстве, плавающих телах и ряд других позволило античным техникам подменить ряд новых природных эффектов и продвинуть вперед технику и технологию в соответствующих областях – строительстве военных машин и кораблей, создании астрономических приборов и музыкальных инструментов, моделировании движений небесных сфер и планет, изобретении механических и водяных игрушек, искусстве управления государством.

    Литература

    Список литературы

    1.Словарь Античности, Москва, 1989

    2.Куманецкий Казимеж, История культуры древней Греции и Рима, Москва, 1990

    3.Адкинс Лесли, Адкинс Рой, Древняя Греция – энциклопедический справочник, Москва, 2008

    4.Адкинс Лесли, Адкинс Рой, Древний Рим – энциклопедический справочник, Москва, 2009

    5.Великие Ученые, Санкт-Петербург, 2004

    6.http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Science/Zapar/02.php История науки и техники


    написать администратору сайта