Проблема истины в философии. Содержание Введение 3 Основные свойства истины 5 Истина и заблуждения 6 Критерии истины 8 Заключение 10 Список использованной литературы 11 введение
Скачать 30.32 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Основные свойства истины 5 Истина и заблуждения 6 Критерии истины 8 Заключение 10 Список использованной литературы 11 ВВЕДЕНИЕ Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые, на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимала проблема истины. Что же такое истина? Каковы её критерии? Какова её роль в познании? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с понятием «истина», пытались дать многие великие философы. Так что же такое истина? Имеются различные понимания: "Истина - есть соответствие знания своему предмету", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность". "Истина - это соглашение". C точки зрения конвенционализма, основным критерием истины является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать Анри Пуанкаре, который, рассматривая математические аксиомы, делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями. Основанием для предпочтения одной теории другой Пуанкаре считал лишь удобство или полезность. Под удобством понималось решение задачи наиболее простым, экономичным или быстрым путём. "Истина - есть соответствие знания своему предмету" – пожалуй, является главным утверждением в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX Века. Её придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри неё проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия. Отличный пример приводит в своей работе «О сущности истины» Мартин Хайдеггер, один из крупнейших философов двадцатого века. Отталкиваясь от утверждения «Истинное, это - действительное», он сравнивает настоящее и фальшивое золото: «Истинное, так мы говорим о неподдельном золоте в отличие от фальшивого. Фальшивое золото в действительности не то, чем оно кажется. Оно - только "кажимость" и поэтому недействительно. Недействительное обычно противопоставляется действительному. Но ведь мнимое золото - это также нечто действительное. Поэтому скажем яснее: действительное золото это - настоящее золото. "Действительно" же как то, так и другое, как настоящее золото, так, и не в меньшей мере, и имеющее хождение ненастоящее. Следовательно, истинность настоящего золота не может быть уже оправдана его действительностью. Снова возникает вопрос: что называется в данном случае истинным и настоящим? Настоящее золото это такое действительное, действительность которого согласуется с тем, что мы "собственно" уже заранее всегда понимаем под словом "золото". И, наоборот, там, где мы предполагаем фальшивое золото, мы говорим: Здесь что-то не то. Напротив же, относительно того, что является тем, "что оно есть", мы замечаем: Это то. Вещь та. Однако слово "истинный" мы относим не только к действительной радости, настоящему золоту, сущему; истинным мы называем не только все сущее, но истинным или ложным мы называем прежде всего наши высказывания о сущем, которое само по своему характеру может быть настоящим или ненастоящим, выступая в той или иной форме в своей действительности. Высказывание является истинным, если то, что оно подразумевает и о чем говорит, согласуется с вещью, о которой высказывается данное суждение. Также и здесь мы говорим: Это правильно. Но теперь уже правильным является не вещь, а предположение». ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ Итак, истина – это адекватное отображение объекта познающим субъектом, каким он (объект) существует сам по себе, вне человека и его сознания. Основные свойства истины выражаются при помощи парных категорий, например: объективность – субъективность; абсолютность – относительность. Так истинное знание – объективно, поскольку оно не зависит от мнения отдельного человека или конечной группы людей (т.е. истина объективна по содержанию). Но в то же время оно субъективно, поскольку является именно человеческим знанием. Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины об эфире, вечном двигателе). ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЯ Но, что, если наши представления не соответствуют своему предмету, не совпадают с ним? Так рождается постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение – это искаженное осознание действительности, обусловленное теми или иными причинами. В более широком смысле, то или иное понимание заблуждения связано с исходными принципами теории познания. Так, например, домарксистские философы отождествляли заблуждение с ошибкой, порожденной недостатком познавательных способностей человека. Гегель, рассматривая истину как процесс, считал заблуждение не абстрактной противоположностью истине, а лишь ее моментом, исторически ограниченной (конечной) формой движения сознания к истине. В марксистской философии заблуждение рассматривается как результат ограниченности практики или ее понимания. Т. е. процесс познания выглядит как абсолютизация результатов изучения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому заблуждение — не просто иллюзия, в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений. Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Также следует отличать заблуждение, являющееся, по сути своей, характеристикой знания, от ошибок - результатов неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности. Любые заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, совершенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление знаний и методов их получения. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины. Критерии истины можно разделить на основные (основной) и дополнительные. Различные концепции предполагают различные дополнительные критерии истины:
Кратко рассмотрим недостатки критериев каждой из этих концепций: Классическая концепция: Главным минусом данной концепции является сложность избавления от субъективности восприятия. Конвенциальная концепция: Очевидно, что во многом такой подход вполне оправдан, но и он не лишён недостатков. Главным из них, безусловно, является сложность определения таких суждений, которые удовлетворяли бы всем условиям1, а истина при этом оставалась бы объективной и конкретной. Причем история нам показывает, что некоторые суждения неоднократно пересматривались, причем иногда это приводило к существенным изменениям даже со стороны постороннего наблюдателя (последний пример – лишение Плутона статуса планеты). Прагматическая концепция: Истина – то, что приносит пользу. Первым недостатком этoгo oпрeдeлeния является eгo oчeвиднaя нeспoсoбнoсть пoлнoстью oхвaтить всe рaзнooбрaзныe виды вeщeй, кoтoрыe мы гoвoрим и дyмaeм. Прагматическое определение идей функционально, а не сущностно. Вторым недостатком выступает индивидуалистическая (или даже эгоистическая) форма данного заявления, что лишает истину объективности. Когерентная концепция: Безусловно данная концепция не лишена смысла, ведь мир – это единая система, и каждое новое открытие, если оно истинно, не должно непротиворечиво согласовываться с остальной «картиной». Но, очевидно, что одного этого критерия недостаточно. Чтo eсли всe нaши прeдстaвлeния o мирe нeвeрны? Чтo eсли тo, чтo мы дeлaeм кaждый дeнь лoжнo, нo мы чистo психoлoгичeски привыкли к этoй кaртинe мирa и нe мoжeм oт нeё oткaзaться?2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Истина – это соответствие объективной реальности и наших представлений о ней. Являясь характеристикой знания, истина напрямую определяет его ценность. Настоящая истина всегда конкретна и объективна, но всегда будет оставаться относительной. Процесс познания мира – это вечный поиск абсолютной истины. Но человечество редко достигает истины иначе, как через ошибки и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Таким образом, заблуждения – лишь ступени для достижения истины. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. - 2005. Хайдеггер М. О сущности истины http://rgrtu-640.ru/philosophy/filosofiya59.html http://razumnye.org/blogs/zametki-trm/309/chto-takoe-istina Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Под редакцией З. А. Медведевой. - 2008. Рябоконь Н. В. Философия УМК. - 2009 1 «Вода закипает при 100 градусах». Чтобы избавиться от абстрактности данного утверждения, необходимо указать целый ряд условий: атмосферное давление, химический состав воды, выбор системы отсчета и т.д. 2 Ярким примером в науке служит предложенная Н. Бором квантовая теория и её неприятие А. Эйнштейном. |