Главная страница
Навигация по странице:

  • КонтрольнАЯ РАБОТА

  • Выполнил: Проверил

  • Философия Кр. Контрольная работа дисциплина Философия Тема 1 Философия, ее предмет и функции Проверил


    Скачать 86.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа дисциплина Философия Тема 1 Философия, ее предмет и функции Проверил
    Дата11.06.2022
    Размер86.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Кр.docx
    ТипКонтрольная работа
    #584766


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение высшего образования

    «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Кафедра Философии

    КонтрольнАЯ РАБОТА

    Дисциплина «Философия»

    Тема 1 «Философия, ее предмет и функции»


    Выполнил:




    Проверил:





    Студент

    Валова Мария Вячеславовна


    Преподаватель




    Факультет

    ЗО ИДО







    Направление (специальность) подготовки

    13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

    Балл: _________




    Группа

    ЗФ-008

    Оценка _________________




    Шифр

    131010801







    __________________________________

    _________________________________




    подпись

    подпись




    Дата сдачи:

    «__»________20 г.

    Дата защиты:

    «__»_________20 г.



    Новосибирск 2022

    Содержание



    Введение 3

    1. Мировоззрение, его структура и содержание. Уровни мировоззрения 5

    2. Мифология и религия как предпосылки философии. Их сходство и различие.9

    3. Специфика предмета философии. Основные разделы философии 13

    4. Методы и функции философии 18

    Список литературы 20

    Введение


    Вопрос о сущности философии является одним из самых важных. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Происхождение слова «философия» приписывают Пифагору. «Пифагор впервые назвал философию (любомудрие) этим именем а себя — философом...: по его словам, никто не мудр, кроме Бога». Именно поэтому Пифагор критиковал «семь мудрецов» (живших на рубеже VII и VI вв. до н.э. Клеобула, Солона, Хилона, Фалеса, Питтака, Бианта и Периандра.). Человек способен только стремиться к мудрости, стараться быть ей причастным, обладать же мудростью человек не способен. Таким образом, согласно Пифагору, философское знание — это определённый образ жизни. Философ не тот, кто обладает каким-то знанием без изменения самого себя, но тот, кто ведёт мудрый образ жизни, и поэтому научиться от него — значит уподобиться его личности, подобно тому как он сам стремится уподобиться Богу. Так в лице Пифагора мы встречаемся с одной из первых попыток дать определение философии.

    Определение философии, которое дал М. Хайдеггер «Философия — это тяга повсюду быть дома» относится вроде бы совсем к другому способу понимания своеобразия философии, но в чём-то схожему. Здесь основным вопросом философии является вопрос о бытии. Понимание бытия означает внутреннюю причастность к нему. Но причастность может быть различна у разных людей и в разных ситуациях. Различие выражается в различии смыслов слов, которые используются для описания ситуации, поэтому бытие постигается через истолкование смыслов слов.

    «Если философ задается вопросом, что же скрывается за подобными различиями в значениях слов, если он раскрывает этот предмет и относит его анализ к учению о бытии, онтологии, то он занимается рефлексией, он философствует». Поэтому философ и «всегда дома»— предмет его исследования один и тот же— бытие в разных смысловых оболочках. Но поскольку бытие это постигается как внутренняя причастность человека к нему, то философия не может не затрагивать всего человека, а стало быть, не являться образом жизни.

    На примерах древнегреческого философа Пифагора и философа XX века Хайдеггера можно сказать, что самая суть понимания философии не изменилась, поэтому мы и считаем древнегреческую философию философией. Хотя, безусловно, понимание этой сути углубилось.

    1.Мировоззрение, его структура и содержание. Уровни мировоззрения


    Что такое мировоззрение? Эта проблема имеет для философии большое значение. В философской литературе существует точка зрения, что мировоззрение — «совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру». Более пространное определение мировоззрения следующее: это «система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом».

    Принцип — это «руководящая идея» или «основное правило поведения», «центральное понятие, основание системы». В данном случае речь идёт о познавательной стороне мировоззрения. В философской форме мировоззрения принципы выражают основные черты философских систем. Например, принцип «из ничего ничто не возникает» был характерен для многих философских систем, в античности такого взгляда придерживался Платон, поэтому в системе Платона Бог творит мир не из ничего, как в средневековой философии, а из материи, сосуществующей с Богом. Принцип первичности материи над сознанием образует фундамент философской системы материализма, а принцип первичности сознания над материей — идеализма.

    Принципы выражаются в отдельных взглядах на внешний мир, общество и человека. Например, тот же Платон, руководствуясь принципом «идеальное первично в отношении материального», а также принципом «всё определяется стремлением к совершенному» построил свою теорию идей: вещи существуют благодаря причастности к идеям — идеальным сущностям. И эти идеи душа и вспоминает, наблюдая за внешним миром.

    Ценности — «система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей». В средневековой философией основной ценностью для человека был Бог. Служение Богу рассматривалось как высшая цель человеческой жизни. Человек должен совершать поступки, угодные Богу, тогда он попадёт в рай. Один из наиболее ярких представителей средневековой философии, Августин Блаженный полагал, что душа человеческая есть образ и подобие Божие, но поскольку Бог чисто духовен, человек также должен развивать именно духовные свои качества. Поэтому Августин проповедовал аскетизм— человек должен бороться со своими грехами, в этом состоит главное дело его жизни. Греховными же являются все те действия, которые отвлекают человека от Бога. Поэтому Августин не признаёт таких ценностей, как богатство или власть — они сосредотачивают человека на материальном, земном, тогда как человек должен стремиться к духовному, к Богу.

    Идеалы — «это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все "по справедливости", и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества». Например, согласно учению того же Августина Блаженного, будет существовать царство Божие на земле — после второго пришествия Иисуса Христа. Тогда осуществятся все мечты человечества — не будет ни войн, ни бедности, ни болезней, наступит всеобщее процветание. Но не все попадут в это грядущее Царство Божие, для этого человеку надо перестроить самого себя, избавиться от страстей.

    «Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже - в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами». Убеждения являются мощным двигателем человеческого поведения, поскольку они не просто описывают некоторый факт, но выражают наше устойчивое отношение к явлениям. Убеждения могут настолько глубоко проникнуть в человека, что он ради них способен пойти на смерть. Австрийский философ и психолог Виктор Франкл, описывает пребывание различных людей в концентрационном лагере. В лагере смерти не действуют обычные социальные нормы, подавляющее большинство людей превращается в зверей, борющихся лишь за существование, хотя каждый понимает, что в любом случае обречён на гибель. Тем не менее, некоторые люди сохраняли в себе человеческое достоинство и в данных условиях, поскольку их убеждения не были разрушены и таким чудовищным обращением. Франкл пишет, что многим помогала память об обязательствах перед другими людьми.

    Содержание мировоззрения может выражаться в различных формах. Отмечаются такие формы мировоззрения, как сама философия, мифология, религия и другие. «Сама философия есть мировоззрение... В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы, — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества».

    Уровни мировоззрения демонстрируют, что мировоззрение может быть как более глубоким, так и более поверхностным, может видеть реальность в своей сути более ясно или менее. Отмечаются следующие уровни мировоззрения.

    1. Мироощущение или миросозерцание. На уровне мироощущения «фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей». Для обыденной формы мировоззрения, например, в большей степени характерен именно этот уровень — здесь человек может иметь верный взгляд на отдельные явления и даже обладать неплохим житейским опытом, однако суть вещей для него остаётся недоступной.

    2. Мировосприятие и миропредставление. «Здесь создаётся уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок ещё преобладают над разумом». Такие формы мировоззрения, как художественное и религиозное, создают систему чувственных образов и символов, фиксируя в них основные закономерности мироздания. Например, в романе Пушкина «Евгений Онегин» автор пытается с помощью системы персонажей представить окружающую его социальную действительность, почему этот роман и называют «энциклопедией русской жизни».

    3. Миропонимание. На данном уровне «происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Именно его и представляет философия». В философии реальность постигается не посредством образов, как в религии или в искусстве, а в понятиях. Например, и религия, и философия могут учить о Боге. Но для религии достаточно призыва верить в Бога, достаточно указания на божественное откровение, священные тексты. Для философии же простой веры недостаточно. Философ, даже если он и признаёт первенствующую роль веры (как, например, Августин), он должен привести примеры причины такого признания. Но в большинстве случаев, философия пытается доказать существование Бога, то есть использует логику, разум. Так, Фома Аквинский вывел пять доказательств существования Бога. Кроме того, если религия изображает божественные действия в виде образов (например, в Библии образно описано сотворение человека), то философия стремится раскрыть в понятиях, что значит это сотворение, например, что именно в человеке является образом Божьим. Эта проблема подводит нас к вопросу о предпосылках философии.

    2. Мифология и религия как предпосылки философии. Их сходство и различие.


    Имеется немало фактов, показывающих, что философия возникает из мифологии и религии. Так, греческая философия возникла под влиянием мифологических представлений, изложенных, в частности, в творениях Гомера и Гесиода, а также немало позаимствовала из религиозно-мистических представлений орфиков. Гомер (очевидно, VIII в. до н.э.) наиболее полно выразил греческую мифологию в произведении «Илиада», Гесиод (кон. VIII — 1-я пол.VII в. до н.э.) в произведении «Теогония» («происхождение богов»). Орфики (VI в. до н.э.) — это мистическое религиозное движение, связанное с культом Диониса; создание этой секты приписывают мифическому певцу Орфею.

    Данные источники позволяют нам увидеть возможные каналы влияния мифологии и религии на философию. Одним из главных философских понятий (категорий) является субстанциально-генетическое начало, то есть то, чем всё является, сущность всего (субстанция) и то, откуда всё возникает (генезис —возникновение). В мифологии и религии присутствует лишь антропоморфное (человекоподобное) генетическое начало, например, у Гомера — Океан, «который всем прародитель» а у Гесиода — Хаос:

    «... скажите мне, Музы, чьё жилище на Олимпе...,

    что из них возникло первым.

    — Перво-наперво возник Хаос (Бездна), а затем

    Широкогрудая Гея (Земля), прочное седалище навек

    Всех бессмертных, живущих на вершине снежного Олимпа…»

    В орфизме первоначалом является персонифицированное время (Хронос):

    «Сей нестареющий Хронос, нетленномудрый, родил

    Эфир и бездну великую, чудовищную, семо и овамо.

    И не было снизу ни границы, ни дна, ни основания...

    [Всё было] в тёмной мгле...

    Затем сотворил великий Хронос в божественном Эфире

    Серебряное яйцо...»

    В мифах мы встречаем представления не только о порождающем, генетическом начале, но и о демиургической силе. Демиургическая сила — не та, что порождает мир из ничего, но она лишь упорядочивает, производит мир «из готового материала». В мифологии и религии появляется же образ всеведающей и морально воздающей силе (силах), называемой Богом (богами). У орфиков о Зевсе:

    «Всё он чует один и промыслит всё боговидно,

    Всё на глазах у Зевеса повсюду, отца и владыки,

    Боги бессмертны живут, равно как и смертные люди,

    Звери, да птицы, да всё, что дышать и ползать умеет,

    Не утаиться от Зевса и сонмам людей однодневным,

    Всем их делам беззаконным...»

    Среди богов выстраивается определённая иерархия, выделяется главный бог, например, Зевс, который наделяется в процессе созревания человеческого сознания всё более значительными полномочиями.

    Например, у Гомера:

    «...Нельзя бороться с Зевсом, Кроновым сыном.

    С ним не равняется...

    Даже великая мощь глубоководного Океана...

    Даже он боится перуна великого Зевса»

    Впоследствии такой главный бог может даже частично или полностью слиться с породившим его первоначалом.

    В мифологии и религии проявляется отождествление бога с природой (миром). В философии такое учение называют пантеизмом. Например, в орфизме:

    «Зевс стал первым, и Зевс — последним, яркоперунный.

    Зевс — глава, Зевс — середина, всё происходит от Зевса.

    Зевс мужчиною стал, и Зевс бессмертною девой.

    Зевс — основанье Земли и звездообильного Неба,

    Зевс — дыхание всех, Зевс — пыл огня неустанна.

    В Зевсе — корень морей, Зевс — также Солнце с Луною.

    Зевс — владыка и царь, Зевс — всех прародитель единый.

    Стала единая власть и бог–мироправец великий,

    Царское тело одно, а в нём всё это кружится…»

    Но мифологии и религии есть что сказать не только о богах, но и о человеке. Древнейшая идея антропологического дуализма (мифологического происхождения) — разделение человека на душу и тело — дополняется, например, в орфизме дуализмом самой души человеческой: в ней оказываются слиты тёмное, иррациональное (неразумное), титаническое начало и духовное, т.е. разумное, светлое, аполлоническое. Такая антропология связана с мифом о Дионисе: в орфизме Дионис имел значение прямо противоположное сегодняшним метафорам — это бог миропорядка, гармонии, разума, красоты. «Когда он был ещё ребёнком, к нему обманом подкрались Титаны и, обманув его детскими игрушками, растерзали его. Растерзавшие его Титаны поставили на треножник некий котёл, положили в него члены Диониса и сначала варили их, а потом нанизывали на вертела и поджаривали на Гефестовом огне. После появляется Зевс, поражает молнией Титанов и поручает сыну Аполлону похоронить члены Диониса. Тот, не смея ослушаться Зевса, относит расчленённый труп на Парнас и погребает его». «Разгневавшись на них (Титанов), Зевс поразил их молнией, и из копоти испарений, поднявшихся от них (которая стала материей), произошли люди... мы не должны выводить себя сами (из тела), поскольку тело наше дионисийское; мы часть Диониса, коль скоро мы состоим из копоти Титанов, вкусивших его плоти». «Иррациональную, неупорядоченную и склонную к насилию часть [нашего существа], поскольку она не божественного, а демонического происхождения, древние назвали Титанами, именно эта часть несёт наказание и справедливое возмездие...».

    Подобные воззрения повлияли, в частности, на учение Платона о трёх частях души человеческой — разумной, «страстной» и вожделеющей. Причём у Платона противостоят друг другу именно разумная и вожделеющая часть, причастность же воли к их «спору» решает судьбу человека.

    Через орфизм же европейская философия восприняла ведийские представления (веды — древнеиндийские [арийские] тексты 3 тыс. до н.э.) о метемпсихозе, то есть переселении душ в новые тела людей и животных в зависимости от «качества» прожитой жизни. «... После мифического суда над Титанами и рождения от них этих смертных существ [Орфей] говорит… что души сменяют жизни через определённые периоды времени и многократно вселяются в различные человеческие тела.

    Идеи метемпсихоза придерживался в греческой философии Пифагор и Платон.

    Однако, хотя философия и немало позаимствовала из мифологии и религии, тем не менее, имеется существенное различие между ними. Философия не просто позаимствовала мифологические идеи, а рационально их переработала, уже греческая философия пыталась доказать те мифологические и религиозные представления, которые в мифологическом и религиозном сознании принимались на веру. Кроме того, философия немало религиозных и мифологических представлений отвергла именно из-за их несовместимости с разумными доводами. Так, большинство философов отвергали политеизм или трактовали его символически. И Гераклит, и Ксенофан, и Платон, и Аристотель, и стоики — все они считали, что существует единый Бог.

    3.Специфика предмета философии. Основные разделы философии


    Философия, как высшая форма мировоззрения и наука, обладает своим собственным, уникальным предметом исследования. «Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство… Основные усилия осознавшей себя философской мысли… направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия».

    Такой специфичностью предмета философия отличается от иных наук — все они в сравнении с ней — конкретно-научные дисциплины, поскольку только философия исследует «сущее во всей полноте». Особую роль в определении предмета философии играет основной вопрос мировоззрения или, если исходить из того, что философия — высшая форма мировоззрения — основной вопрос философии. Это вопрос о соотношении материи и сознании, материального и идеального. В зависимости от ответа на этот вопрос (что здесь является всеобщей сущностью, а что — проявлением её) и строятся различные типы мировоззрений, различные типы философских систем. Философы, которые утверждают первичность материи и вторичность сознания, называются материалистами. Те же, кто первенство отдаёт сознание, идеальному, называются идеалистами.

    Начиная с античной философии мы видим, что все философские системы можно сгруппировать по этому основанию. Так, философия Платона — явно идеалистическая, тогда как в философии Демокрита отчётливо просматриваются материалистические черты.

    Несмотря на то, что философия — целостное мировоззрения, в ней можно выделить основные стороны, или разделы. Основной вопрос философии о первичности материи или сознания в данной «прямой формулировке» ставится в онтологии.

    Онтология — «учение об общих принципах бытия мироздания». Онтология отвечает на множество вопросов. Например, существует ли мир сам по себе, или он когда-то возник? Что является первоосновой уже ставшего мира? Сколько первоначал у мира — одно или несколько? Существует ли Бог? Если да, то какова его природа и взаимоотношения с миром? Господствует ли в мире жёсткая необходимость или есть элементы свободы, или вообще нет никакой необходимости в мире, всё происходит случайно? И так далее. Необходимо различать проблемы онтологии и физики: предмет онтологии — бытие как таковое, а не конкретные элементарные частицы, поля и т.п.

    Гносеология — (эпистемология) — это философская теория познания. Гносеология решает следующие проблемы: Может ли человек познать мир или познание недостоверно и невозможно? Или всякое познание относительно, полного же познания не может быть? Или достоверное познание может существовать, но сам человек не в состоянии определить его критерий? А если может, то где он, критерий истины? И что такое истина вообще — абсолютное знание, существующее здесь и сейчас, или бесконечный процесс накопления относительного знания? Возможно ли объективное познание или познание всегда продиктовано человеческими интересами — личными или общественными? Что играет наиболее существенную роль в познании мира— чувства или разум? А может быть, иные средства — вера, интуиция, любовь, бессознательное? Каковы правильные методы познания, если, конечно, можно создать методы применимые ко всем людям без исключения? А если можно, то какой должна быть позиция познающего — пассивной, созерцательной, чтобы не вносить искажений в объект познания или активной, связанной например, с экспериментом, чтобы заставить проявить реальность те свойства, которые она не проявляет спонтанно? Что такое наука, каковы её характеристики, методы, закономерности развития (если они, конечно, есть, ведь может статься, что наука развивается хаотично, произвольно), имеет ли вообще смысл говорить о ненаучных формах познания?

    Часто совокупность проблем, связанных с наукой, выделяют в отдельную отрасль философского знания — философию науки. Она интересуется критериями научности, проблемами структуры научного знания, а также истории науки.

    Гносеология, поскольку она является философской дисциплиной, ориентирована на исследование самых фундаментальных, сущностных проблем познания. В отличие, например, от психологии познания, которая изучает психические процессы, приводящие к достижению знаний, и от логики, изучающей законы правильного мышления, но не его суть.

    Антропология — философское учение сущности человека. Философская антропология, в отличие от медицинской, ставит перед собой фундаментальную задачу: понять, что является сущностью человека. В зависимости от взглядов антрополога, данная проблема может быть отождествлена с другими: отличает ли что-то качественно человека от других живых существ или разница только количественная? И если отличает, то что? Каково сущностное строение человека? Имеет ли смысл говорить о существовании души, или человек есть лишь тело? Если же есть и то, и другое, то каково взаимоотношение между душевным и телесным? Есть ли специфика собственно человеческой деятельности, если есть, то какая? И какая деятельность является для человека предпочтительной, достойной его, или такой деятельности просто нет? Что такое творчество? Возможно ли самопознание и самореализация человека, и если да, то как? Свободен ли человек и может ли он нести ответственность за своё поведение, или за него отвечают те, кто его произвёл и воспитал — семья, общество, или высшие силы? Наконец, имеет ли смысл человеческая жизнь и если да, то в чём он состоит? И прочее.

    Если медицинская антропология изучает тело человека, то его душу, психику изучает психология. Но психология изучает не сущность психического, а отдельные психические процессы и их взаимосвязи.

    Этика ставит в центр внимания проблемы сущности морали и нравственности. Иногда последние два термина не различаются, выражая область ориентации человека на добро или зло, то есть на соответствующую ценность и её антипод. Естественно, что фундаментальным вопросом этики является проблема сущности добра и зла. Абсолютны ли мораль и нравственность, существуют ли они для всех людей как непреложный закон (и тогда мы можем требовать от себя и других определенного морального поведения) или относительны, различаются в разные времена, у разных народов и разных людей (и тогда мы не можем нарушать суверенитет личности, указывая, как ей поступать в той или иной моральной ситуации). Где коренится причина морального поведения: в осознании его абсолютного блага или общественного блага или добром для каждого является то, что приносит ему удовольствие, счастье или пользу? Или необходимо делать добро, потому что оно заповедано Богом или другими сверхъестественными силами? Каковы основные добродетели человека? И существует ли мораль вообще, не является ли она выдумкой ловких правителей, чтобы держать в повиновении массу?

    Социальная философия – изучает фундаментальные, смысловые проблемы общества. Что такое общество: соединение индивидов или надындивидуальное образование, относительно независимое от них, система? Является ли общество природным, естественным образованием или оно противоестественно, искусственно? Как общество связано с природой — на основе потребительства или взаимоуважения и взаимопомощи? Какова структура общества? Являются ли его части партнёрами друг друга, или в обществе царит борьба и побеждает сильнейший? Как связаны между собой общество и государство и отличаются ли они друг от друга? Как возникло общество и государство, а может быть, они существовали всегда? Есть ли у общества элементарная ячейка, и если есть, то какая? Что движет обществом и развивается ли оно вообще, а если развивается, то какова тенденция развития — прогресс, регресс, круг? Есть ли в истории смысл, или смысл есть у отдельной личности, вся же история — бессмысленна? Какова роль нации в истории и есть ли привилегированные, избранные нации, и если да, то в чём их отличительные черты? Так же, как и в области проблем антропологии, общество оказывается в центре внимания многих дисциплин. Историю интересует прежде всего своеобразие отдельных этапов развития общественных явлений, если же историк задумывается о сущности и закономерностях исторического процесса, то он переходит в поле деятельности философии истории.

    Эстетика — область философии, ориентированная на постижение сущности прекрасного, а также искусства. Например, что такое прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, ужасное? Что такое эстетический вкус, эстетическая дистанция, эстетическое чувство? Есть ли какие-то эстетические нормы, или о вкусах, в том числе эстетических, не спорят, они субъективны? Каковы закономерности художественного творчества и существуют ли они? Как связано искусство с действительностью — отражает ли оно её, идеализирует или само конструирует собственную реальность? Что считать художественным произведением? Почему некоторые художественные произведения так влияют на публику, в чём секрет их воздействия? Кто такой творец, гений? Должно ли искусство быть элитарным, принадлежностью немногих, обладающих высоким эстетическим настроем или искусство должно быть демократичным, принадлежать всем? Какие виды искусства существуют, как их классифицировать, в чём их сущностные сходства и различия? И прочие. Иногда в качестве существенной философской проблемы выделяют проблему единства этических, эстетических, познавательных и религиозных ценностей. Совокупность философских теорий, занимающихся этой проблемой, называется аксиологией.

    Наконец, существенным разделом философии является история философии —«история философии есть часть содержания самой философии».

    4. Методы и функции философии


    Методы философии как науки определяются спецификой её предмета, однако они не отличаются радикально от методов иных наук. В философии, как и в них, используются «индукция и дедукция, анализ и синтез, описание и объяснение». В отличие от таких наук, как физика или химия, в философии не используется эксперимент. Однако философия пользуется методом наблюдения. Наблюдение — целенаправленное восприятие, осуществляемое в естественных для объекта условиях. Тем самым, и эмпирический уровень постижения действительности активно задействован в философии. Любая философская система строится на основании опыта того или иного мыслителя, на основании изучения им состояния вещей определённой области или ряда областей. Но наблюдение — только начальный этап философствования. На эмпирическом уровне анализируются опытные данные. Анализ — процедура мысленного расчленения исследуемого предмета или совокупности свойств предмета на составляющие его элементы или свойства. Операцией, обратной анализу, является синтез — соединение свойств предмета в единое целое, систему. Философия также использует методы индукции и дедукции. Операция индукции — восхождение от частного к общему, то есть усмотрение в ряде единичных явлений общих свойств. Обратная операция — дедукция, когда от установленных общих положений переходят к выводу относительно свойств единичных явлений. На основе индуктивного метода формируются философские абстракции. Абстракции — результат абстрагирования, то есть отвлечения от ряда свойств объектов реальности для её схематизации.

    На теоретическом уровне философия, как и другие науки, создаёт система знаний. Здесь также имеются первичные допущения, то есть аксиомы, определённые правила доказательств, допустимые в рамках данной теории и, наконец, сами утверждения и их доказательства, выведенные в теории — основной корпус теории.

    Функций философии обычно выделяется несколько.

    Мировоззренческая функция «связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира». Философия строит целостное мировоззрение, гармоничную (во всяком случае, в понимании данного философа) картину мира. Тогда как иные формы мировоззрения не отличаются такой степенью осмысления и цельности, как в философии.

    Методологическая функция связана с тем, что философия, исследуя всеобщую сущность, «вступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком». Например, диалектика — есть универсальный метод познания, ориентирующий на видения мира как единство и борьбу противоположностей, как динамичное, развивающееся целое, причём развитие осуществляется не как полное отрицание новым старого, но как снятие и преодоление прежнего при сохранении его лучших сторон. Таковы основные функции философии.

    Список литературы


    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003

    2. Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002

    3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М. 2003.

    4. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989

    5. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. — М., 2001

    6. Канке В.А. Основы философии. М., 2005

    7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

    8. Философский словарь. Под ред. И. Фролова. М., 1987




    написать администратору сайта