Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Список использованных источников

  • заруб.. Контрольная работа дисциплина история государства и права зарубежных стран часть 1 Ф. И. О студента Соколова София Владиславовна


    Скачать 168.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа дисциплина история государства и права зарубежных стран часть 1 Ф. И. О студента Соколова София Владиславовна
    Дата27.04.2022
    Размер168.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлазаруб..doc
    ТипКонтрольная работа
    #499891


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)




    Кафедра теории и истории государства и права


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА




    Дисциплина: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Часть 1

    Ф.И.О студента: Соколова София Владиславовна

    Направление: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

    Специализация: уголовно-правовая

    Номер группы: сПО01

    Номер варианта контрольной работы: 7

    Номер зачетной книжки: 201947

    Проверил:_________________________________________________________

    Новосибирск 21

    Содержание

    Теоретическая задача……………………………………………………..…. 2-10

    Ситуационная задача…………………………...…………………...…….....10-12

    Тестовые задания…………………………………………………...……..…12-13

    Список использованных источников………………………………...…….…. 14

    1. Теоретическая задача:

    Определите основные особенности классического античного рабства с правовой точки зрения.

    Классическое рабство - одна из центральных проблем историографии античности независимо от того, считают ли те или иные исследователи рабство фундаментом античной цивилизации или нет. Рабство зачастую исследуется со слишком общих позиций и главным образом юридического и социального положения, т.е. без привязи тех или иных отношений рабства к определенному экономическому типу. А ведь отношения, например, в товарных виллах были одними, в латифундиях - совсем другие, а в крупных поместьях с мелким землепользованием зависимых работников и традиционным производством представляли собой третий вариант. Да и сами понятия ведущего экономического типа и основной производственной ячейки классической эпохи в современной историографии античности являются еще недостаточно определенными.

    Античное и классическое рабства очень похожи. Многие ученые классифицируют античное рабство, как разновидность классического. Но между ними есть существенное различие. Античное рабство - очень жестокое. Рабовладельцы еще не знали, как правильно заставлять раба работать. Многие использовали рабов для развлечений, например, выпускали гончих собак за рабом; провоцировали драку между рабами и т.п. Одним словом, у рабовладельцев не было навыков работы с рабом, а раб еще не понимал, почему именно ОН стал зависимым.

    В классическом рабстве все четко. Общество условно разделилось на два класса: рабов и рабовладельцев, и многие ученые называют общество того времени рабовладельческим. В отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II-I вв. до н.э. владельцы вил и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе.

    2. Основные черты античного рабства

    Рабовладельческая ментальность архаического периода в жизни любого общества определялась тем, что отношение к человеку формально было таким же, как и к прочим существам, населявшим космос. Представление об общем противостоянии мира людей миру природы отсутствовало. Следовательно, отсутствовала и почва для гуманизма. Растворенность человека в мире природы осмыслялась в том, что человек мог продаваться, быть в собственности, приноситься в жертву и т.п. точно так же, как и прочие объекты мира (вещи или животные).

    Античное гражданское общество в силу своей относительной малочисленности и противостояния внешнему миру не могло позволить гражданам опуститься до положения рабов. Повсеместно в Греции в VI в. до н.э. и в Риме в конце IV в. до н.э. было запрещено долговое рабство. Личность гражданина была неприкосновенна, поэтому за его долги должно было отвечать только его имущество, но не тело. Гражданин не мог подвергаться телесным наказаниям. Конечно, гражданин мог отрабатывать задолженность своим трудом. Однако это не поощрялось общественными установками. Ценность личности гражданина была слишком велика, чтобы позволить ему служить кому-то еще, кроме самого гражданского коллектива. Гражданин был нужен государству как воин и участник “общих дел”. Все другие занятия рассматривались как второстепенные и соотносились с людьми, стоявшими вне гражданского коллектива - метеками, перегринами и рабами. Эти люди “второго сорта” были нужны только для того, чтобы освободить досуг граждан для занятий первостепенной важности - политики и войны. Поэтому в античности сложилось представление, что работающий на другого человека подобен рабу и, следовательно, не может быть свободным. Античным гражданам было проще ничего не делать (то есть не участвовать в производстве) и ждать помощи от государства, чем идти наниматься к кому-то на работу.

    В качестве побочного эффекта такая общественная установка имела формирование особого типа рабовладельческих отношений, который именуется классическим или античным. Суть его состоит вовсе не в том, что, как часто считается, в Греции и Риме рабы подвергались более жестокой и изощренной эксплуатации, чем в других странах древнего мира, и поэтому античное рабство представляло собой более высокую ступень в развитии рабовладельческих отношений. Античное рабство было не более высоким уровнем развития, скажем, рабства египетского, а совершенно другим типом рабовладельческих отношений, отличным от египетского. Это отличие определялось не развитием самого рабства как такового, а принципиальным отличием организации греческого и римского общества свободных от египетского общества свободных. В античном мире рабами могли быть только чужеземцы, которые в социально-правовом плане могли быть приравнены к вещи по той причине, что гражданские законы и нормы не имели к ним, как чужеземцам, отношения. Это сравнение рабов с вещью или, по выражению М. Теренция Варрона, говорящим орудием труда , так полюбившееся историкам марксистско-ленинской ориентации, возникло отнюдь не вследствие особой жестокости эксплуатации рабов в античном мире. Оно было естественным для античных философов-теоретиков и юристов потому, что, будучи чужаком, античный раб в глазах общества был абсолютно ничем рядом с античным гражданином, имевшим абсолютно все права. В античности существовала глубокая пропасть между свободой и полноправием граждан и полной несвободой и бесправием рабов. Такой пропасти не могло возникнуть между рядовым подданным древнеегипетского или средневекового турецкого государства, имевшим минимум прав и находившимся в зависимости от чуждого ему государства, и тем же рабом, зависимость которого подчиняла его не государству, а частному лицу.

    Во многих греческих полисах роль бесправных рабов принадлежала местному населению, покоренному переселившимися греческими общинами, составившими коллектив граждан. На Крите такие земледельческие рабы назывались мноиты и клароты, в Сиракузах - киллирии, в Сикионе - коринефоры, в Фессалии - пенесты, в Спарте - илоты, в Гераклеее - мариандины, в Аргосе - гимнеты. Распространение такого рабства, похожего на крепостничество, было обусловлено господством натурального хозяйства в период возникновения полисов. Античный характер такого рабства был обусловлен его развитием в качестве оборотной стороны полисной гражданской жизни, а не степенью экономической эксплуатации рабов.

    Развитие производства и хозяйственных связей повысило значение покупного рабства. Особенно велика его роль была в полисах с развитой городской жизнью, морской торговлей и товарно-денежными отношениями. Но причина развития в них античного типа рабства состояла не в товарном характере их экономики, а все в том же античном гражданском устройстве. Приобретая рабов и наращивая применение их труда в общественном производстве, античные рабовладельцы стремились таким образом освободить себя для занятий подлинно гражданской деятельностью - политикой и военным делом точно так же, как это делали спартанцы с их неразвитой экономикой, основанной на господстве принципов натурального хозяйства. Ориентация только на одну форму эксплуатации приводила в некоторых полисах (правда, уже в период кризиса гражданского коллектива) к чрезмерному росту числа рабов. По данным Афинея, в 312 г. до н.э. в Афинах было 400 тысяч рабов, на Эгине - 470 тысяч, в Коринфе - 640 тысяч. Число рабов существенно превосходило число граждан. Тот же Афиней сообщает, что в Афинах в 312 г. до н.э. была 21 тысяча граждан, 10 тысяч метеков и 400 тысяч рабов. Практически небольшое сообщество граждан полиса находилось в тесном окружении рабов, которые численно превосходили их в несколько раз. Это налагало отпечаток на характер всей системы общественных отношений, придавая ей ярко выраженный рабовладельческий характер. Поэтому античное общество выглядело прежде всего какрабовладельческое общество. Гражданский коллектив и античное рабство были двумя взаимосвязанными сторонами одного общества. Такое положение никогда не складывалось и не могло сложиться в других, неполисных государствах древности, которые современными исследователями часто считаются “рабовладельческими”. Там не граждане находились в окружении рабов, а наоборот, рабы, составлявшие численное меньшинство, были инкорпорированы в коллектив свободных (который отнюдь не был социально единым “монолитом”, как гражданский коллектив античного мира). Но во многих рядовых полисах Греции число рабов было невелико. Поэтому в целом в античном мире рабы вовсе не являлись главной производительной силой в общественном производстве.

    Римляне, завоевав практически все Средиземноморье, ввозили в Италию десятки и сотни тысяч рабов. Их использование охватило все сферы жизни, превратив античное общество в действительно рабовладельческое. Общими чертами всех рабов были их оторванность от гражданской жизни и прав, а также то, что любой раб находился в собственности другого лица. Реальное же положение античных рабов было самым разным. В каменоломнях и на мельницах рабы занимались тяжелым трудом наряду с преступниками и рабочим скотом. В земледелии и ремесле ценились рабы-специалисты. Многие городские рабы с позволения хозяев самостоятельно вели дела, заключали сделки и владели собственными рабами. В Риме такие рабы-рабовладельцы назывались ординариями, а рабы рабов назывались викариями. Рабами были гладиаторы, педагоги, артисты, литераторы. Иногда, находясь в рабстве, они были знаменитыми и состоятельными людьми.

    Отпуск рабов на свободу не прерывал связи между ними и их хозяином, который из господина превращался в их патрона. Особенно привилегированное положение занимали личные рабы и вольноотпущенники римских императоров, игравшие немалую роль в управлении государством. Отсутствие настоящего административного аппарата управления Империей заставляло использовать таких рабов вследствие их большей, нежели свободные лица, зависимости и подчиненности императору как господину или патрону. Однако при всей влиятельности и богатстве рабы в античности были людьми второго сорта. Римский бедняк из плебеев был дороже для гражданского общества, нежели любой раб. Завоевания римлян в Средиземноморье отдали под власть римской общины столь большие массы людей, что они первоначально не могли ни включить их в число граждан или союзников, ни обратить в рабов. За пределами Италии была создана система провинций - своего рода “заповедник потенциальных рабов”, - население которых долгое время было абсолютно бесправно по отношению к гражданскому коллективу римлян.

    Развитию крупного рабского земледелия и крупного ремесленного производства разрывает ту органическую связь между мелким земледелием и домашней промышленностью как подсобным промыслом, которая была характерной особенностью предшествующего времени.

    Создается экономическая возможность разделения труда и концентрации земледельческой деятельности в сельской местности, а ремесла в городе. Тем самым создаются основы мощного развития урбанизма, распространения городов не только как центров земельных собственников, но реже всего как центров сосредоточения ремесленной деятельности, торговли, политической жизни и культуры, т.е. городов в собственном смысле этого слова. причем в одних городах можно видеть преобладание купеческого капитала, т.е. торговых операций, в других - промышленное развитие.

    По самой природе вещей получается так, что не только городская промышленность как таковая отделяется от земледелия, ее продукты с самого начала становятся товарами и, следовательно, для их продажи требуется посредничество торговли.

    Итак, крупное земледелие в сельской местности и ремесленном предприятия с зачатками мануфактуры в городах стали наиболее общими особенностями рабовладельческой экономики как таковой. 

    Крупное производство рабского типа, сменившее мелкое хозяйство самостоятельных производителей, было новым шагом вперед в развитии производительных сил, хотя мелкое хозяйство никогда не исчезало.

    Преимущество рабовладельческих хозяйств (поместий и ремесленных мастерских) по сравнению с хозяйством крестьян и мелких ремесленников предшествующего времени в концентрации производства, в переходе от мелкого производства к крупному, хотя эта концентрация и это крупное производство коренным образом отличаются от капиталистического хозяйства и господства капитала. 

    Концентрация проявилась не только в объединении под руководством собственника больших средств производства, но и в новом характере соединения рабочей силы с ними, новых условиях эксплуатации рабочей силы - бесправных и целиком принадлежавших данному собственнику рабов.

    Прежде всего, собственник денежных сумм и земли может приобрести на рабском рынке большие партии рабов для их производственного использования. Раб принадлежит своему господину целиком. Денежный капитал, затрачиваемый на покупку рабочей силы, играет роль денежной формы основного капитала, который возмещается лишь постепенно, в течение активного периода жизни раба. Поэтому у афинян прибыль, которую получал рабовладелец непосредственно, путем промышленного использования своего раба, или косвенно, отдавая его в найм другим лицам, применявшим труд рабов в промышленности (например, в горном деле), рассматривался просто как процент (вместе с амортизацией) на авансированный денежный капитал.

    Поскольку стоимость рабочей силы рабов входит в состав постоянного капитала, а не переменного то последний ограничивается небольшим объемом, в то время как в составе постоянного капитала получает преобладание не та его часть, которая затрачивается на совершенствование техники, а другая, выделяемая на приобретение больших или меньших партий рабов. 

    Иначе говоря, в структуре рабовладельческого производства и ее функционирования центр тяжести производства переносится не столько на развитие средств и орудий производства, сколько на организацию и эксплуатацию рабочей силы.

    Высокий уровень эксплуатации рабов обуславливается и общими особенностями рабской рабочей силы и вместе с тем новыми целями производства, направленного на получение прибавочной, а не потребительской стоимости, т.е. ориентированного частично на рынок и на получение дохода в форме денег.

    Тем самым раздвигаются узкие рамки прибавочного продукта, ограниченные ранее в условиях мелкого производства или при патриархальном рабстве потребностями рабовладельца и его челяди рождается жажда прибавочного продукта, толкающая вперед развитие производства и вместе с тем ведущая к повышению эксплуатации основного производителя, раба, труд которого достигает возможной в то время интенсивности.
    2. Ситуационная задача:

    В XIII в. на смену правовой школе глоссаторов пришла школа постглоссаторов. Покажите их различия и вклад этих школ в возрождение римского правового наследия.

    Различие:

    Глоссаторы:

    1. Преподавание заключалось в чтении и комментировании источников.
      Комментирование переходило в толкования - глоссы (заметки на полях).

    2. После чтения текста учитель глоссировал его, то есть растолковывал его слово за словом, строчка за строчкой.

    3. Глоссаторы составляли сборники казусов – действительных или
      придуманных случаев с разбором их.

    Постглоссаторы:

    1. В основу разработанной ими системы были положены так называемые
      основные места (locus), заключенные в различных фрагментах дигест, а
      вокруг этих основных мест группировались остальные тексты, имеющие к ним отношение.

    2. Непосредственная цель комментаторов состояла в том, чтобы
      обратить римское право в закон, исключительно действующий в судах.

    Школа глоссаторов внесла большой вклад в изучение римского права. Интерес к Юстинианскому Кодексу, особенно к дигестам, возродился. Глоссарии стали не только юридическими учебниками, но и независимыми источниками права. Начало возрождения юриспруденции и культуры, которое было почти полностью утрачено с падением Западной Римской империи; Первый, который предвидел получение римского права и его деятельность, способствовал его развитию; Содействие тщательному расследованию, тщательному толкованию и систематизации римского права; Они впервые попытались решить связанные с конфликтом правовые вопросы; Они послужили основой для последующего комментария к римскому праву, в котором участвовали постглоссисты и легисты. «Глосса» - это комментарий к интерпретируемым текстам. Глоссарии либо содержали объяснения отдельных слов и выражений в исходном тексте, либо проводились дополнительные исследования по содержанию этого текста. Между строк были написаны глоссарии с низким глянцем (glossa interlinearis), которые со временем стали маргинальными (glossa marginalis). Глассирование продолжается от классического до средневековья: глоссарии заменили средневековье переводами и комментариями Первоначальные ценности юриспруденции восходят к ценностям 12-14 веков. диалектический метод анализа и синтеза правовых проблем. Постглоссарийные школы характеризуются акцентом на противоречиях и пробелах в законодательстве, диалектическими проблемами и стремлением их решать с помощью обобщения правовых принципов и концепций. Постглоссаторы довели до совершенства схоластический метод. С помощью чисто логических категорий они проводили анализ уже не столько древних текстов, сколько правовых принципов и институтов. В этой школе полностью уважались ценности, которые характеризуют науку в целом: объективность, честность, универсализм, скептицизм, прощение, скромность, 18 открытость новым истинам.
    3. Тестовые задания:

    1. Какое должностное лицо Древнего Египта наделялось правом возбуждать дела против высших сановников государства:

    б) чати;

    2. Какие функции древнеиндийский раджа уступал в пользу брахманов:

    в) законодательные

    3. Каким из указанных прав не обладали метеки в Афинах:

    а) правом законного брака с афинскими гражданами;

    4. Приведите в соответствие магистратуры Римской республики и их полномочия:

    Перегринский претор - суд над иностранцами.

    Цензор - составление списков граждан по классам.

    Эдил - полицейский надзор на рынках.

    Квестор - ведение казначейских дел.

    5. Определите высшее сословие в Римской империи:

    а) патриции;

    6. Сколько стадий имел формулярный процесс по римскому праву:

    в) три

    7. За какое преступление свободного лица Салическая правда предусматривала наказание в виде смертной казни:

    в) убийство чужого раба

    8. Каким правом обладали родственники феодала в отношении проданного без их согласия имения во Франции:

    б) правом сезины;

    9. Укажите в хронологическом порядке события государственной истории Англии (от ранних к более поздним):

    1. нормандское завоевание Англии

    2. издание Великой Хартии вольностей

    3. введение суда с участием присяжных

    4. разделение парламента на две палаты;

    10. Какую роль играло Большое жюри присяжных в средневековом английском судопроизводстве:

    а) оно решало вопрос об утверждении обвинительного акта и предании лица суду;




    Список использованных источников

    1. Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран : учеб. для бакалавров / М. А. Исаев .- 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2013.

    2. Боголепов, Н.П. Учебник истории римского права. – М.: Зерцало, 2004.



    написать администратору сайта