Социальные группы и общность. Курсовая (социальные группы и общности). Контрольная работа Дисциплина Основы социологии и политологии Тема Особенности социальных общностей и групп. Этнические общности. Выполнил студент заочного отделения гр.
Скачать 122 Kb.
|
Частное негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ____________________ «Череповецкий юридический техникум »_____________________ Контрольная работа Дисциплина: Основы социологии и политологии Тема: Особенности социальных общностей и групп. Этнические общности. Выполнил студент заочного отделения гр.№ № зачетной книжки г. Череповец 2009 г. Содержание. Стр. Введение…………………………………………………………………………………..3 1. Особенности социальных общностей……………………………………………....6 2. Структура социальных групп …………….…………………………………………9 3. Этнические общности……………………………………………………………….16 Заключение……………………………………………………………………………...19 Глоссарий……………………………………………………………………………….20 Список литературы…………………………………………………………………….23 Введение. Общество - это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Элементами столь сложной социальной системы являются люди. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению. Основными элементами социальной структуры общества являются такие социальные общности, как классы и группы, сословия, этнические и социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый элемент социальной структуры имеет свою специфическую систему норм и ценностей, а потому может рассматриваться как социокультурная общность. Социальные общности - исторически сложившиеся объединения людей на базе объективных условий их существования и имеющие своё место в системе социальных связей. Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др. Важнейшие социальные общности - национально-этнические и демографические. С развитием общностей появляются специфические общности, связанные с профессиональной деятельностью, поселенческой структурой и т.д. В связи с этим появляются подструктуры общества: социально - демографическая, национально - этническая, социально - профессиональная, поселенческая, социально - классовая, статусная и т.д. Все подструктуры взаимосвязаны и влияют друг на друга. К социальным общностям относятся массовые социальные группы. Социальные группы - относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определённого общества - племя, род, классы, профессиональные группы. Возникают на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева (1980), А.И. Горячева и М.Г.Макаров (1979), Г. Г. Дилигенский (1971, 1975, 1994); О. И. Зотова, В. В. Новиков и Е. В. Шорохова (3983); Е. С. Кузьмин (1967); А. Р. Лурия (1974); Б. Д. Парыгин (1966, 1967, 1971); Б Ф. Поршнев (1974, 1979); В В.Шаронов (1975) и др. Обращение к проблемам общностей характерно для европейских и российских ученых. Психологией общностей на Западе занимались Г. Ле Бон, Г.Тард, С.Сигеле, А.Фулье, О.Кабанес, Л.Насс, З.Фрейд, А.Фрейд, В.М.Бехтерев, П.А.Сорокин, Л.Н.Войтоловский, Б.Ф.Поршнев, Б.Д.Парыгин, С.К.Рощин, Б.А.Грушин, А.В.Петровский, В.Е.Семенов, А.М.Зимичев, А.П.Назаретян. Актуальность исследования психологии социальных общностей определяют четыре момента. Во-первых, научно-практический интерес к проблемам психологии социальных общностей связан с особенностями развития современных мировых процессов. Во-вторых, научный интерес к проблемам социальных общностей вызван современными тенденциями в развитии социально-психологической науки. В-третьих, научный интерес к проблемам социальных общностей связан с тенденцией интеграции различных областей научного знания. В-четвертых, в науке подробно проанализированы социально-психологические особенности таких общностей, как малые группы, организации, семьи. Цель: выявить особенности социальных общностей и групп. Подробно разобрать этнические общности. Объект: социальные общности и группы, этнические общности. Предмет: особенности социальных общностей и групп. Задачи курсовой работы: - рассмотреть особенности социальных общностей; - охарактеризовать особенности социальных групп; - конкретизировать особенности этнических общностей. Практическая значимость работы заключается в развитии общего кругозора. Отдельные аспекты курсовой работы можно применять в практической деятельности. 1. Особенности социальных общностей. В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование. Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д. ) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т.д. ), общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации, классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям ( город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам ( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.). Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей - непосредственно общественным производством, например, производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа. Другие возникают на этнической основе: народности, нации (этнические общности), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей - социально-демографических - выступают естественные демографические факторы: пол, возрасти т.д. Свойства социальных общностей: - при всем многообразии определений социальных общностей в научной литературе, большинство авторов выделяют следующий ряд их свойств: - они представляют из себя более или менее устойчивые формы совместной жизнедеятельности людей; - характеризуются относительной целостностью; - существуют реально, и их можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент; - каждая из них имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование; - могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб). Одни из основные видов социальных общностей: 1) Толпа. Одним из первых серьезных исследований действий толпы была книга Гюстава Лебона (1841 - 1931) “Толпа”, опубликованная в 1895 году. С точки зрения Лебона, действия человека, зараженного коллективной эмоцией толпы, существенно отличаются от его действий в малых группах. Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. В толпе пространственное объединение приводит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Известный американский социолог Герберт Блумер (1900 - 1987) выделяет четыре типа толпы: случайную толпу, обусловленную толпу, действующую толпу и экспрессивную толпу. 2) Аудитория. Аудитория - это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором - индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Слушаем ли мы оратора в лекционном зале или тамаду за столом, читаем ли газету, или слушаем радио - во всех случаях мы являемся членами аудитории самого разного типа. 3) Социальный круг. Социальные круги - это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Различают контактные круги (социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях); профессиональные; дружеские круги; статусные социальные круги (аристократические круги, круги изгоев, женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров). 2. Структура социальных групп. Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно - одна из таких групп. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Это возможно потому, что один человек способен состоять в нескольких группах одновременно. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.п. Классификация социальных групп представлена в схеме 1. Схема 1. Социальные группы. Большие Малые Первичные Референтные Формальные и Вторичные неформальные Стихийные Устойчивые Толпа Масса Нации и Профессиональные Публика Аудитория этнические группы группы Половозрастные группы Большаягруппа - это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколько типов больших групп. Стихийные группы. Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. К сожалению, в социальной психологии исследования эти весьма ограниченны, чаще проблема изучается в социологии. Вместе с тем для социально-психологического анализа стихийных групп изучение общественного мнения, предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий. Такая "группа" может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать "субъектом совместной деятельности", но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени "начиналась" именно с анализа таких групп. В нее в свою очередь входят: - Толпа, Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам. - Публика. Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. - Масса. Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым. - Аудитория. Аудитория - это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором - индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. 2) Устойчивые группы. - Половозрастные группы. Разбиение населения по полу и возрасту, как правило, производится одновременно. Получаемые в результате группы называют половозрастными. - Профессиональные группы. Профессиональная группа - совокупность лиц одной профессии: объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями; осознающими общность интересов. - Нации и этнические группы. В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация – это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского общества. Все эти социально-исторические общности называют еще этническими группами. Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных признаков. Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание. Нация – это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности. А национальность – это субъективное отношение, юридическая принадлежность индивида к определенной нации. Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком группы малой является принадлежность к социальным группам, видовым непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами группы малой являются семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и др. первичные коллективы, коллективы космической, арктической и антарктической станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер группы малой два человека, максимальный несколько десятков человек. Можно выделить несколько видов малых групп: 1) Первичная группа – это вид группы малой, отличается высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством "мы". Характерные черты: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов. Через группу первичную человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в них происходит первичная социализация личности. Считается, что отсутствие или недостаток связей первичного типа может обернуться ухудшением личных качеств человека и основных характеристик человеческой природы вообще, что проявится в духовной неполноценности и негативном поведении человека. 2) Вторичная группа образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы - учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет. 3) Референтная группа. В отечественной социальной психологии референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц 4) Формальная группа - реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены коей в условиях общественного разделения труда объединены социально, заданной деятельностью. Группы формальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Особенности формальной группы: - все позиции ее членов определены групповыми нормами; - определена структура власти; - определены выполняемые группой функции; и - распределены роли членов группы в выполнении ее функций. Для возникновения формальной малой группы нужен авторитетный руководитель. Примеры групп: различные комиссии, группы референтов, консультантов и т. д. 5) Неформальная группа – вид малой группы, возникающей в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также "психологической" или "группой по интересам", так как в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация. Она образуется на личностной основе в результате инициативы индивидов, ее составляющих. В группе в целом самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов. Группа неформальная может образовываться как в рамках формальной группы, так и помимо ее. Такая группа характеризуется: - относительной независимостью от социальных структур; - нечетко выраженной целью групповой деятельности; и - неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. 3. Этнические общности. Этнические общности выделяются на основе особой культурно-исторической самобытности. Началом развития этнических общностей был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного развития переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию. 1) Род - это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материнской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду. Для родового строя характерны первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов и моногамной семьи. С родом связано уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена. 2) Клан - это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тотемические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой. Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что данные животные или растения - кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запрещалось - вне клана). Хотя кланы были характерны в основном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия). 3) Племя - это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя - более высокая форма общественной организации, оно охватывает большое число родов и кланов. Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собственного языка или диалекта, своих обычаев и культов, наличие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосознания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т.п.). Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к объединению их в народности. 4) Народность - это этническая и социальная общность, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территориальные связи, складывается общий язык (им обычно становится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Нации начинают возникать в рабовладельческую эпоху, этот процесс продолжает осуществляться и в современную эпоху. Развитие капитализма привело к превращению народностей в нации. Процесс этот довольно сложный и может находить свое выражение в разных формах. Например, из одной народности (древнерусская) может образоваться несколько наций, и в то же время из нескольких наций может сложиться только одна. При этом некоторые народности из-за своей малочисленности и недостаточной развитости так и не смогли превратиться в нацию. Нация - это историческая общность людей. В качестве основы выделения нации принимается: общность территории, языка, экономических связей, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания. 5) Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период преодоления феодальной раздробленности и укрепления централизованных государств, происходящее на основе развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный. Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это основано на том, что, во- первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, Т.е. основу самоопределения индивида, и, в-четвертых, нации создают сильное ощущение солидарности между членами и антагонизм49 по отношению к чужим нациям. Отмеченные особенности часто приводят к тому, что нации выступают источником общественных движений и радикальных идеологий. В связи с этим социологов особо привлекает к себе изучение национализма. Национализм - это признание национального превосходства и национальной исключительности своей нации, приписывание ей исключительной исторической миссии (избранная нация), нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе или стремление не смешиваться с другими народами (эксклюзивизм). Заключение. И в заключение необходимо отметить, что высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения. Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. Глоссарий
Список литературы 1. Абдулатипов Р.Г, Национальный вопрос и государственное устройство России, 2000 год, М., Славянский диалог, 114 стр.; 2. Гнотюк Т.М., Социальная структура общества, «Полис», №4, 2003 год, 13-16 стр.; 3. Кондауров В.И, Социология, 2002 год, М., «Инфра-М», 123 стр.; 4. Рязанов Ю. Б, Социология. Общество как социокультурная система, 2005 год, М., СГА, 29 стр., 5. Холостова Р.С, социальная работа: теория и практика, 2003 год, М., «ИНФРА-М», 279 стр., 6. Шорохова Е. В, методологические проблемы социальной психологии, 1975 год, М., «Наука», 196 стр. |