Контрольная работа дисциплина Современные социологические теории Ф. И. О студента Нечаев Андрей Денисович Номер группы сц01
Скачать 287.55 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: Современные социологические теории Ф.И.О студента Нечаев Андрей Денисович Номер группы: СЦ01 Номер зачетной книжки: 200997 Номер варианта контрольной работы: 7 Проверил: Наумова Елена Вадимовна Новосибирск Раскройте основные положения теории коммуникационного действия Ю. Хабермаса. Концепция общества Юргена Хабермаса имеет ряд специфических особенностей, которые отличают его от других современных социологических теорий. Во-первых, теория общества Хабермаса может быть определена как общая социологическая теория. А сам Я. Хабермас, как и многие другие крупные социологи, является крупным теоретиком общества. «Социология, - отмечает В. Хабермас, - единственная социально-научная дисциплина, которая сохранила свое отношение к совокупным проблемам общества. Это всегда оставалось теорией общества...». Во-вторых, Дж. Хабермас использует чисто исторический подход к социологии, в отличие, например, от Парсонса, который больше интересуется социальной системой и ее функционированием без учета исторического аспекта. В-третьих, проблема социологии, выделенная Дж. Хабермасом, создает предпосылки и необходимые условия для создания и формулирования его концептуального аппарата, т. е. внедрения таких понятий, как жизненный мир, система, коммуникативные и стратегические действия, инструментальная и коммуникативная рациональность. Важное место в нем занимают понятия, описывающие процесс рационализации жизненного мира. Рост рациональности является связующим звеном в историческом и социальном процессе, после чего М. Вебер считает Дж. Хабермаса, а социология по сравнению с другими социальными науками наиболее близкой к проблемам рациональности. Проблема использования концепции рациональности существует на трех уровнях: метатеоретическом, методологическом и эмпирически-теоретическом уровнях, которые определяют, как модернизация может быть интерпретирована как рационализация. Этот рефлексивный мониторинг теории состоит из четвертой особенности теории общества Дж. Хабермаса, которую он характеризует как теорию, которая стремится «раскрыть свои критические измерения». Теория общества Дж. Хабермаса состоит из трех взаимосвязанных теоретических концепций: теория коммуникативного действия и коммуникативной рациональности; теория двойственного построения общества, объединяющая парадигмы жизненного мира и системы; теория современности, которая объясняет современные проблемы социального мира и патологии, сформированные в результате подчинения жизненных миров формальным системам действия. Теория общества разработана Хабермасом в постоянном сотрудничестве с исторической и социологической традицией. Основной работой в процессе развития этой теории является работа «О реконструкции исторического материализма». В своей работе «На пути к восстановлению исторического материализма» Хабермас начинает с изучения самых основных концепций и предпосылок исторического материализма, таких как «общественный труд» и «история племен». Социально организованный труд - это деятельность людей, с помощью которой они, в отличие от животных, воспроизводят свою жизнь. С социологической точки зрения это означает: преднамеренное изменение природного материала в соответствии с правилами инструментального действия; социальная деятельность индивидов в сфере производства по правилам стратегических действий. Распределение произведенной продукции предполагает систематическую связь взаимных ожиданий или интересов, требующих правил взаимодействия, которые на межсубъективном уровне речи проявляют себя как нормы - правила коммуникативного действия. Также в этой работе Ю. Хабермас, проанализировав и реконструировав концепцию общества К. Маркса, изложил свою критическую позицию, согласно которой общество и его историческое развитие нельзя объяснить только через экономическую сферу или сферу производства. Человечество находится и развивается также в области коммуникативных и ценностно-нормативных знаний. Из этого следует, что основной характеристикой общества является его форма социальной интеграции, которая сформировалась в результате исторического развития. Эта идея дает начало двухтомному труду Дж. Хабермаса «Теория коммуникативного действия», где он создает собственную оригинальную теорию общества, основанную на теории социального действия. Согласно этой теории, центральная концепция интерпретации связана, прежде всего, с достижением соглашения о природе ситуаций. В этой модели действия язык имеет особое значение. Хабермас предлагает свою классификацию действий и делит все действия на коммуникативные, ориентированные на понимание и формальные, ориентированные на результат действия. В дополнение к этим двум фундаментальным различиям, связанным с ориентацией, действия различаются между собой типом и моделью знания, используемой в них, и формами аргументации. Эти пункты также являются основой четырех основных аспектов рациональности действий: аспектов инструментальной, стратегической, нормативной и драматической рациональности, которые позволяют Хабермасу изучать закономерности соответствия между типологией действий и уровнем их рациональности. В теории двойственного построения общества Ю. Хабермасом было проведено систематическое изучение мира жизни. Праздничное действо, по мнению Хабермаса, рассматривает общество как систему, коммуникативное - как жизненный мир. Система и мир жизни тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Итак, система обеспечивает материальную базу для успешного общения, используя в своих интересах достижения рациональных действий. таким образом поддерживается техническое оснащение, правопорядок, безопасность и здоровье людей. Мир жизни, в свою очередь, обеспечивает необходимую мотивацию, наделяя объекты и ситуации определенным смыслом, это помогает людям ставить конкретные цели и выбирать доступные средства для их достижения. Теория современного общества неотделима от Хабермаса от общей теории современности, которую он развивает в строгом соответствии с теоретическими представлениями Т. Парсонса, М. Вебера, К. Маркса, Г. Лукача, Т. Адорно и М. Хоркхаймера. В современной теории Хабермас уделяет особое внимание двум важным моментам. Во-первых, разделение системы и живого мира является предпосылкой перехода от статусно-стратифицированных обществ европейского феодализма к обществам экономического класса раннего модерна. Более того, система является формально организованной сферой действий в области экономики и политики (экономика и государство), а жизненный мир коммуникативно структурирован как частная и публичная сфера. Во-вторых, капиталистическая модель модернизации характеризуется тем, что символические структуры жизненного мира под влиянием норм подсистем экономики и государства, которые становятся независимыми благодаря таким символическим средствам обмена, как деньги и власть, являются искаженный или материализованный. Я. Хабермас подходит к исследованию общества с разных сторон, учитывая его историческое развитие, коммуникативную сферу и процесс модернизации. Благодаря такому подходу его теория позволяет нам проводить широкий анализ общества и анализировать проблемы, которые влияют на различные социальные проблемы нашего времени. Тестовые задания: 1. d 2. b 3. c 4. d 5. b 6. b,c,d 7. d 8. b 9. а-3, б-2, в-1 10. d |