Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Возникновение государства Египта

  • 3. Культура и Религия Древнего Египта

  • 4. Пирамиды Египта и захранения Фараонов

  • Список используемой литературы

  • История древнего Египта. реферат. Контрольная работа Древнеегипетская цивилизация


    Скачать 44.57 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа Древнеегипетская цивилизация
    АнкорИстория древнего Египта
    Дата30.04.2023
    Размер44.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипКонтрольная работа
    #1098280

    ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической

    культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

    Кафедра социально-гуманитарных дисциплин им. В.У. Агеевца

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    «Древнеегипетская цивилизация»

    Представляется для защиты

    «____»____________ 20___

    Защищен «____»________

    20___г.

    Кол. баллов по ТК

    Исполнитель:

    Студентка 1 курса 106 гр.

    Андриянова Е.Р.

    Факультет зимних олимпийских видов спорта заочное отделение

    Санкт-Петербург

    2023

    СОДЕРЖАНИЕ


    СОДЕРЖАНИЕ 2

    Введение……………………………………….………………………

    3 стр.

    1. Возникновение государства Египет…………………………………

    3 стр.

    2. Армия………………………………………………….

    6 стр.

    3. Культура и Религия Древнего Египта………………………………..

    8 стр.

    4. Пирамиды Египта и захранения Фараонов………………………….

    13 стр.

    Список используемой литературы………………………..……………

    16 стр.



    Введение

    Египет – земля фараонов, пирамид, великолепных статуй и храмов, которые до сих пор превосходят всё, что построили люди. Страну образно сравнивают со змеей, голова которой направлена к средиземному морю или с лотосом. Египет – это древнее рабовладельческое государство, которое за короткое время достигло такого уровня развития, какого не имело ни одно государство того времени. Древний Еги́пет — название региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода), династический период (основной этап существования египетской цивилизации протяжённостью около 27 веков), эллинистический период (синтез с греко-македонской культурой под властью династии Птолемеев) и римский период (в составе древнеримского государства, как одна из важнейших провинций Римской империи). Временные границы существования древнеегипетской культуры, принятые исследователями — с середины IV тысячелетия до н. э. и по IV век н. э. Византийско-коптский период (в составе Византии), хотя и относится уже к раннему средневековью, также иногда рассматривается в рамках изучения Древнего Египта, временные границы — начиная с IV века и заканчивая арабским завоеванием в VII веке.

    1. Возникновение государства Египта

    Скорее всего, египетская народность сложилась в процессе смешения различных племен Северо - Восточной Африки, а возможно и некоторых племен, впоследствии живших в передней Азии. Если судить по дошедшим до нашего времени изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения. Цвет их кожи был смуглый, а волосы черные и гладкие.

    Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира; возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.

    Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям.

    Додинастический период

    Египетская нация состояла из 40 небольших государств. Во второй половине 4 тысячелетия до н. э. эти государства образовали 2 царства: на севере – Нижний Египет, на юге – Верхний Египет. Это эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений и появление первых рабовладельческих государств. Появляется письменность. Этот период заканчивается около 3100 до н. э., образованием единого государства и установлением власти I династии. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет. Окончательно объединил страну в централизованное государство, подавив волнения на севере – Фараон II династии Хасехем. Период царствования первых трех династий связан с объединением Египта.

    Скотоводство составляло важную часть хозяйственной деятельности населения на берегах Нила, а осваивание ирригации и развитие земледелия в целом, привело к созданию централизованного контроля за оросительно-осушительной сетью — по одной из гипотез, основой государственного устройства Древнего Египта.
    Древнее царство

    Это время окончательного сложения всех культур египетской цивилизации. В этот период большого развития достигли ремесла: ткачество, гончарное и ювелирное дело. Были экспедиции на остров Крит и Финикию. Появляется частное землевладение. К этому времени сформировалась четкая иерархическая система. На вершине, которой стоял фараон, считавшийся богом, обладающий абсолютной властью. Ниже фараона находились – аристократы, придворные, чиновники, жрецы. Принадлежность к высшему слою носила наследственный характер. Нижний слой состоял из крестьян – общинников. В правление фараонов 4 династии - Хеопса, Снофру, Джедефра и Хефрена удается установить власть над аристократией и сделать её полностью зависимой от фараона. С усилением божественного культа фараона появляется культ загробной жизни. Множество сил и средств брошено на возведение гигантских пирамид. Самые известные среди них пирамиды – Хеопса, Хефрена, Микерина.

    В 23 – 21 вв. до н.э. – Египет переживает период политической раздробленности. В этот период страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов. Это незамедлительно сказалось на экономике страны, начались голод и беспорядки.

    В это время правили династии с III по VIII, резиденцией которых был город Мемфис, с этим же городом связано и их происхождение. Исключением является V династия, основатель которой Усеркаф родился в местечке Сахебу, находящееся в Нижнем Египте.

    Среднее царство

    Фараон Аменемхет III из XII династии сумел окончательно подавить номархов и упрочить центральную власть. В обширных поместьях знати применялся труд рабов и труд свободных земледельцев, появлялись изделия из бронзы. Увеличивался товарооборот с Сирией и Критом. В этот период египтянами возвращены территории захваченные ещё в период Старого царства, особенно были значительны походы на юг Сенусерта III, при котором в Куше начинается время египетской цивилизации, сопровождавшееся распространением египетской культуры и возведением монументальных построек.

    Также Египет начинает контролировать новые земли — оазисы Бахария, Дахла и Харга. Расширяются районы освоения в Аравийской пустыне — появляются города на побережье Красного моря.

    В XVIII в. до н. э. усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, за которыми последовал новый распад страны.

    Новое царство

    При XVIII, XIX и XX династии столица Египта - Фивы.

    Египет становится первой в истории мировой империей. Это огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли – Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. Граница на юге, в Нубии, отодвинулась до 4-х порогов Нила (Судан, часть Северного штата), освоены верховья Суэцкого залива и Суэцкий перешеек, расширились владения на Синае — захвачена его западная часть и верховья Акабского залива. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей: персов, римлян.

    Поздний период

    В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.

    В это время правили династии с XXVI по XXXI.

    2. Армия

    Впервые постоянное войско в форме военных поселений начинает формироваться в эпоху Древнего Царства. За свою службу воины получали земельные наделы. Основным оружием был простой лук и стрелы, экипировка также могла состоять из булавы, медного боевого топора, копья с каменным наконечником, кинжала из камня или меди, деревянного щита, обтянутого кожей и кожаного шлема. Единственным родом сухопутных войск была пехота. Войско состояло из ополчения и нубийских вспомогательных отрядов. При штурме крепостей применялись штурмовые лестницы, а бреши в стенах пробивались ломами.

    Во времена Среднего Царства вооружение воина было несколько улучшено: новые луки были более совершенными, дальность полета стрелы увеличивалась до 150—180 м, повышалась точность стрельбы. Была изменена организация войска, появились специализированные отряды, состоявшие, например, только из лучников или копейщиков. Войско набиралось путём призыва молодежи, с возрастом возвращавшейся к мирной жизни. Египетское войско усиливалось иноземными частями, в большинстве своем представленными нубийцами. Мощным оружием становились крепости. Гиксосы, захватившие власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э., познакомили египтян с боевой колесницей.

    В период Нового царства необходимость изгнания захватчиков потребовала реорганизации армии. Большая часть воинов теперь была вооружена прямыми или серповидными мечами, рубящими, а не только колющими. Кроме шлема в качестве защиты применялся кожаный панцирь с бронзовыми пластинами. Оружие было государственным, так как в мирное время оно хранилось на складах. Хотя основные силы по-прежнему составляла пехота, боевые колесницы стали играть более важную роль. Колесничное войско в Новом Царстве составляло главную ударную силу египтян. На колеснице стояли два воина, один из которых был возничим, а другой обычно стрелком.

    При осаде применялось построение «черепахой», когда сверху воинов прикрывали щиты.

    Во вторую половину XVIII династии наёмники-нубийцы составляли основную часть сил. Крепости на границах царства также заселялись иноземными воинами. Среди телохранителей Аменхотепа IV были сирийцы, ливийцы и нубийцы. Многие воины набирались из военнопленных.

    Египетские военачальники Нового Царства проявили себя хорошими полководцами. Слаженные движения отдельных соединений спасли египтян в решающей битве под Кадешем с войсками царства Хатти в правление Рамсеса II. Если армия Тутмоса III ещё плохо справлялась с укрепленными городами, то Рамсес II захватывал сиро-палестинские крепости без особых затруднений. До нас в значительном количестве дошли надгробные плиты колесничих, корабельных воинов и пехотинцев. Эти плиты и документы Нового царства, говорят о благосклонном отношении фараонов к воинам. Они получали в дар рабов и земли, золотые и серебряные знаки отличия — ожерелья, запястья, знаки в виде «львов» и «мух», и богатый провиант.

    3. Культура и Религия Древнего Египта

    Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской культуры, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего раннее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты Египтом независимости.

    Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Так как он является «мёртвым» языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился Ж.Ф. Шампольон в 1822 г., с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Формирование языка происходило в додинастический период. Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического периода египтяне начинали испытывать сильное влияние древнегреческого языка, позднее, с приходом римлян — некоторое влияние латинского. После арабского завоевания последние носители египетского языка растворились в среде пришлого арабского населения долины и дельты Нила, у которого они перенимали новый язык и обычаи. Исключение составила небольшая часть египтян — копты, использовавшие коптский язык, являвшийся последней ступенью развития древнеегипетского языка, и ставший, со временем, языком религиозных церемоний (считается «мёртвым» с XIX в.).

    Египетский язык является одним из древнейших языков мира имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетия до н. э. Счетоводы использовали огромные величины: 10 000, 100 000 и даже 1 000 000, для которых имелись свои слова и знаки. Письменность египтян подразделялась на несколько видов: иероглифика — из множества изображений (иероглифов), иератика — из сокращённых их начертаний и демотика — из ещё более упрощённых, иногда и слитных знаков. Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. От египетской письменности происходит мероитское и коптское письмо (незначительно). К сер. 1-го тысячелетия все виды египетского письма исчезли, самая поздняя обнаруженная надпись иероглификой относиться к IV в., а демотикой к V в..

    Изобразительное искусство

    На протяжении более 3500 лет художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый).

    Искусство Древнего Египта было вновь открыто учёными, во время Египетского похода Наполеона. В результате экспедиции было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории.

    Религия

    Религия являлась очень важным аспектом в жизни каждого египтянина, поскольку на ней базировались его мировосприятие и культура. Религия также была основой государственной власти страны. Существовало достаточно богов на любой вкус, и открыта возможность для введения новых. Отправления культа могли происходить практически везде. Величественные храмы были построены для сильных государственных богов.

    Нут и Геб

    богиня неба и бог земли

    Амон

    покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском

    Анубис

    бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки); считался покровителем умерших

    Баст

    богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде кошки.

    Бес

    дух, покровитель рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.

    Осирис

    бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.

    Ра

    бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра); человек с головой сокола и с солнечным диском.

    Тот

    бог луны, мудрости, письма и счета; изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках.

    Хатхор

    богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.

    Хнум

    бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.


    Амулеты и символы египтян

    Анкх

    В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Может быть истолкован как ключ к бессмертной жизни духа.

    Всевидящее Око - Уаджет

    Символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение.

    Скарабей

    Известно, что жуки-навозники, к числу которых относится и скарабей, умеют искусно лепить из навоза шарики, катя их перед собой. Эта привычка, в глазах древних египтян, уподобляла скарабея богу солнца Ра (навозный шарик в этой аллегории – аналог солнечного диска, перемещающегося по небу).

    Кошка

    Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. К кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

    Исида

    Богиня плодородия, воды, ветра и семейной верности Исида, облегчительница родовых мук и защитница детей, была одной из главнейших и древнейших богинь египетского пантеона. Ее культ как богини матери отразился и на христианстве.

    Ибис

    Священная птица ибис символизировала Тота – бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском.



    4. Пирамиды Египта и захранения Фараонов

    Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей. Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

    Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте.

    Никогда и никто не был погребён в этой великолепной гробнице. Щебень и строительный мусор, неубранные из галерей и переходов, незаконченный вид самой усыпальницы, недостроенная пирамида, пустой саркофаг - всё это представляло загадку для египтологов.

    Многое было неясным и в самой большой пирамиде, построенной фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.

    Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м, а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хеопса кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хеопса являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте.

    Камни из которых была сделана пирамида плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

    Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями.

    Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита.

    Второй по величине после гробницы Хеопса считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

    Вблизи от пирамиды Хефрена путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений.

    Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

    В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер,- он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. культура

    Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начертателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем делал на трупе разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в канопе с головой шакала лежали лёгкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покрывали всё тело слоем клея и начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обёртывали, тщательно обматывая, пальцы рук и ног и всё тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия - нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

    Список используемой литературы

    1. Аксенов М. Д. " Энциклопедия: страны. Народы. Цивилизации"; М.: Аванта,2000.

    2. Брэстед Дж. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. - Москва : Книгоиздательство М. и С. Сабашниковых. 1915.

    3. Дубровская О.Н., Древние религии мира. — Москва: Издательский дом «Рипол», 2004.

    4. Керам, К.В. Боги, гробницы, ученые / К.В. Керам. - СПб., 2011.

    5. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.

    6. Сирил А. Египтяне. Великие строители пирамид / А. Сирил. - М., 2004.

    7. Струве В.В. Культура Древнего Египта / В.В. Струве. - М., 2006.


    написать администратору сайта