Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (филиал СамГУПС в г. Саратове)

  • Основные идеи гуманизма

  • Представители идей гуманизма

  • Основные идеи натурфилософии

  • Представители идей натурфилософии

  • Взаимосвязь гуманизма и натурфилософии

  • Список литературы

  • Философия. Контрольная работа Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху возрождения


    Скачать 39.99 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху возрождения
    АнкорФилософия
    Дата30.01.2023
    Размер39.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Kontrolnaya_rabota_1_Kushnir.docx
    ТипКонтрольная работа
    #911756

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

    (филиал СамГУПС в г. Саратове)

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    «Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху возрождения»

    По дисциплине «Философия»

    Выполнил студент группы СЖД-21121

    Кушнир Лина Михайловна

    Зачетная книжка 21121-СЖД-044

    Проверил преподаватель: Матвеева В.В.

    Саратов 2023

    Содержание

    1. Введение

    3

    2. Основные идеи гуманизма

    4

    3. Представители идей гуманизма

    7

    4. Основные идеи натурфилософии

    8

    5. Представители идей натурфилософии

    11

    6. Взаимосвязь гуманизма и натурфилософии

    15

    7. Заключение

    17

    8. Список литературы

    19

    Введение

    Возрождение, или Ренессанс - переходный период от Средневековья к Новому времени. Эпоха Возрождения - один из важнейших этапов развития философии, затронувший большой спектр вопросов, касающихся различных сторон природного и общественного бытия. Ренессанс оказал большое влияние на развитие культуры и философии.

    Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.). В это время появляется новая гуманистическая культура, возникают и развиваются естественные науки. Все это обусловлено зарождением новых производственных отношений. В результате всего этого возникает новый, более реалистичный взгляд и на человека, и на природу.

    В первую очередь, эпоха Ренессанса это переворот в системе ценностей, это период духовного изменения общества в результате утраты церковью своей идеологической потребности.

    Важнейшим достижением науки в эпоху Возрождения является гелиоцентрическая система Н. Коперника. Именно она подрывает религиозное представление о человеке как центре мира, сотворенного богом, и составляет целую революцию в естествознании, которую назвали коперниканской.

    Характер культуры эпохи Возрождения можно описать как антифеодальный, гуманистический, антицерковный. Деятели эпохи Возрождения создали новую культуру, которая наложила отпечаток на развитие философии.

    Основные идеи гуманизма

    Гуманистические концепции создавались в разные времена во многих странах мира. Однако понятие гуманизма в определѐнных исторических ситуациях наполнялось конкретным содержанием, вытекающим из существующих социокультурных условий. Поэтому гуманизм как духовное образование – это исторически обусловленная система идей. Виды гуманизма как явления культуры исторически изменялись. В философской литературе существует многообразие подходов в выделении его вариантов. Исторический подход к гуманизму позволяет выделить такие его виды: латинский, христианский, эпохи Возрождения, немецких гуманистов XVIII века, К. Маркса и экзистенциализм. Они различаются по цели, средствам и путям достижения. Но общим для всех является то, что все они провозглашают человечность чело- века и его отношений к самому себе и к другим людям.

    Как свидетельствует история, культура, получившая название гуманизма, возникла в Италии в середине XIV века. Ренессансный гуманизм выступает как профессиональная область деятельности, которая заключалась в занятиях и преподавании поэзии, грамматики, риторики, истории, моральной философии и как специфическое мировоззрение, провозглашающее ценность человеческой личности, культивирующее мотивы человечности, человеколюбия, отзывчивости, направленности человеческой деятельности на благо других людей.

    Гуманисты Возрождения, опираясь на античное духовное наследие, разработали программу создания новой культуры, отличной от церковно-схоластической культуры средних веков. Переосмысление еѐ роли было вызвано, прежде всего, задачами, выдвинутыми эпохой первоначального накопления капитала, порождавшей потребность в расширении границ научного знания и в новом осмыслении места человека в мире. Возникновение гуманизма Ренессанса, таким образом, обусловлено ходом социального и культурного развития Европы.

    К крупнейшим представителям итальянской гуманистической мысли XIV века относят Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккачо. К выдающимся гуманистам XV века принадлежат Лоренцо Валла, Козимо Раймонди, Поджо Браччолини. На переломе XV – XVI столетий гуманистическое мышление захватывает и заальпийские страны – от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии. Представители "заальпийского" гуманизма – Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Томас Мор и др.

    Гуманисты XIV – XV веков не были философами-профессионалами, поскольку они не преподавали на кафедрах теологии и философии университетов, монастырских школах, не принадлежали к монашеским орденам. Первоначально гуманисты создавали свои кружки в городахкоммунах, на виллах и при дворах богатых патрициев. Они являлись политическими деятелями городских коммун, дипломатами, поэтами, публицистами, педагогами. У них не было званий магистров и докторов искусств и теологии. И лишь с начала XVI в. в итальянских и заальпийских университетах начинается их преподавательская деятельность. Поэтика, риторика, моральная философия становятся такими же значимыми дисциплинами как право и медицина. Гуманисты получают широкое общественное признание, некоторые из них находятся на государственной службе, к их советам прислушиваются правители, их сочинения пользуются популярностью. К заслугам гуманистов можно отнести – открытие забытых текстов древнегреческих и римских философов, их переводы, написание комментариев к уже известным и найденным трактатам.

    Центральная идея гуманистического мировоззрения Ренессанса – признание ценности человека, его прав, интересов, творческих способностей. Рассматривая человека в его земном предназначении, мыслители исходят из того, что счастье – цель человеческого бытия. Вместе с тем, они не отвергают ни сотворение человека Богом, ни бессмертия души. Как представляется, гуманистическую мысль характеризуемой эпохи можно разделить на гуманизм принципов и гуманизм идеалов.

    Гуманисты принципов провозглашают идеи справедливости, свободы, равенства людей, патриотизма, общественного долга, активной жизненной позиции. Под свободой многие понимают последовательное осуществление демократических начал в политической жизни, ставящих преграду тирании. Она, по их убеждению, реализуется в труде и социальной активности. Равенство гуманисты трактуют как равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в управлении государством. В их сочинениях отмечается, что высшее благо для человека – это земное счастье, когда он получает наслаждение от таких благ как хозяйственное процветание и богатство, которое должно приносить пользу всему обществу, а также семейное благополучие и успехи в государственной деятельности. Справедливость, по их мнению, есть неотъемлемое качество человеческой природы. Она рассматривается как закон воздаяния каждому по его заслугам, как прочная основа поддержания мира и его процветания.

    Принцип гармонии личности и общества определяет решение проблемы социального идеала. Причем здесь нет единообразия.

    Представители идей гуманизма

    Леон Баттист Альберти верит в возможность совершенствования общества путѐм морального воспитания всех его членов. От Эразма Роттердамского идѐт традиция понимать христианство как систему ценностей, осуществляемую в повседневной жизни. Попыткой ответа гуманистов на противоречия эпохи зарождения в экономике капиталистических элементов была политическая философия гуманизма Жана Бодена и Никколо Макиавелли, предлагавшая планы политических реформ, а также идеалы общественного устройства Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Названных мыслителей объединяет вера в могущество человека и его разума.

    Н. Макиавелли в книге "Государь" пишет, что политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет следующий критерий оценки: польза и успех достижения поставленных целей. Хорошим он объявляет всѐ, что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью насилия, обмана, хитрости и коварства. "Государственный интерес" трактуется им как интерес народный, общенациональный. В условиях раздиравших Францию усобиц и религиозных войн Ж. Боден в сочинении "О государстве" отстаивает идею утверждения абсолютной национальной монархии.

    Томас Мор в работе "Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" предлагает свой идеал социального устройства, которое должно, по мысли гуманиста, вести к восстановлению истинной человеческой природы. Идеальное государство Т. Мора основано на общности имущества, всеобщем и обязательном участии всех граждан в производительном труде, ликвидации привилегированных слоѐв и групп, на справедливом и равном распределении общественного богатства.

    Основные идеи натурфилософии

    Культура эпохи Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкование природы. Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:

    • пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога;

    • идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком;

    • гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;

    • качественная интерпретация природы.


    Наибольшую роль в развитие натурфилософии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции Бруно, Кузанского, Телезио, Парацельса, Себестьяна Франка, Беме и др., свидетельствовавшие о божественном единстве всего живущего, крушении схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы. Учение Коперника шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси привело к разрушению средневекового антропоцентризма и выработке нового взгляда на значение человека во вселенной. Земля и человек перестали быть средоточием вселенной и всех явлений мира. Так, исследователи творчества Николая Кузанского (1401-1464) считают его первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве. Бог – «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Если бог является бесконечностью, т.е. абсолютным максимумом и не страдает ни от каких конечных операций, то, будучи в этом смысле неделимым, он также есть и абсолютный минимум. Это совпадение позволяет заключить, что, во-первых, бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне бога является непоследовательным; во-вторых, бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного; в-третьих, сущность видимых вещей и бога совпадает, а это свидетельствует о единстве мира. Особое внимание в философии Н. Кузанского уделено учению о человеке. Он отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека натуралистический, как своеобразный микрокосм. Если философия средневековья мыслила человека как подобие бога, а античность, прежде всего, интересовала взаимосвязь микрокосма и макрокосма, то Кузанский пытается связать микрокосм с божественной сущностью. Мыслитель приходит к выводу, что малый мир, человек, не только воспроизводит, «стягивает» окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального– бога. Данная точка зрения не столько уподобляет человека богу, сколько приводит к его «обожествлению», называя человека «человеческим богом» или «очеловечившимся богом». Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности человека. Если абсолют, бог, есть творчество, то человек, подобно богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли. Основную задачу познания Кузанский, как и большинство философов эпохи Возрождения и Нового времени, видит в устранении схоластической веры в авторитеты. «Ничей авторитет мной не руководит, даже если побуждает меня к движению» - пишет он в диалоге «Простец об уме», а в диалоге «Простец о мудрости» Кузанский сравнивает схоласта, скованного верой в авторитет, с конем, который по природе свободен, но привязан уздой к кормушке и не может есть ничего другого, кроме того, что ему подали. Кузанский полагает, что человек, как микрокосм, обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посредством ума, уподобляемому божественному, творческому уму. Ум индивидуален, что обусловлено различным, телесным устройством людей. Рассматривая проблему веры и разума, он говорит, «что с веры начинается всякое понимание», «Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом». Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.
    И хотя в этих концепциях и отражался переходный характер эпохи Возрождения (увлечение астрологией, магией, алхимией и др. формами ненаучного истолкования мира), однако в общей линии развития натурфилософии всё же, большое место занимало материалистическое понимание мира (учение Бруно, гелиоцентрическая система Коперника). Наиболее важными результатами естественнонаучного направления философии эпохи Возрождения были: методы экспериментально-математического исследования природы, философски обобщённые в произведениях Леонардо Да Винчи и в особенности у Галилея; детерминистское истолкование действительности, противоположное телеологическому истолкованию её схоластами; формулировка подлинно научных, свободных от элементов антропоморфизмазаконов природы (И. Кеплер – в астрономии, Г. Галилей - в механике). Определяющими чертами естественнонаучного направления в философии эпохи Возрождения были: метафизическое понимание последних элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность, сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире (Галилей, отчасти Ф. Бэкон).

    Представители идей натурфилософии

    Джордано Бруно (1548-1600 гг.) – итальянский философ, проповедовал материалистические идеи. После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Как пантеист он решительнее, чем Кузанский, утверждал бесконечность самой природы. Продолжив учение Коперника, приходит к выводу о бесчисленности миров и об их населенности. Причем множественность солнечных систем представлялся им не механическим соединением, а органическим целым. Это космологическое учение дополнялось и уравновешивалось взглядом о космической природе человеческих сил. Человек познает вселенную, ибо сам есть, как бы вселенная. Человек принадлежит к материальному миру и в тончайшей эссенции соединяет в себе сущность всех явлений. Поэтому он может понимать материальный мир как интеллектуальное существо, «божья искра», он может сознавать и само божество. Как и Н. Кузанский он полагал, что в каждой вещи присутствует вечно живое неразрушимое существо, монада, являющаяся индивидуальной формой божественного бытия. Всякая вещь в своем жизненном движении следует как закону своего особого существа, так и общему божественному закону. Отсюда не только человек, но и каждая отдельная вещь является своеобразным зеркалом мировой субстанции. Тем самым, слившееся воедино с материальным миром божество дано в индивидуальной монаде и познается через нее. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция (находиться во всех вещах, составляет их движущее начало). Это у него гилозоизм, как и у всех античных материалистов. Бруно развил ряд и других диалектических позиций: 1) понятие о единстве, связности и универсальном движении в природе; 2) понятие о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Основные соч.: философские диалоги о «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». Телезио Бернардино(1509-1588 гг.), итальянский философ – материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значимость сенсорного познания и выступал против умозрительно-силлогистических методов схоластики. Сравнивал пространство, заполненное материей с извечным началом Бога, придерживался гилозоизма. В космологии утверждал, что холод и тепло, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, борются за материю. Тепло сконцентрировано на солнце, а холод – на земле. Гл. соч. – «О природе вещей согласно их собственным принципам». Парацельс (1493-1541) – швейцарский врач и естествоиспытатель. Мир, основанный с помощью божественной первоматерии, есть саморазвивающаяся целостность. Человек (микрокосм) способен познать природу (макрокосм). Он одним из первых провозгласил идею опытного знания, как основания всякого научного знания. Веря в разум, призывал врачей и ученых изучать не «священные книги», а природу, резко критиковал средневековые авторитеты, схоластику и религию. Находясь во власти антинаучной концепции, Парацельс. в объяснений мира стоял на позиций антропоцентризма и панпсихизма, полагал, что все в мире проникнуто таинственным духом «археем». Одновременно он верил в силу алхимии и магии. Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) – продолжает и фактический завершает натурфилософию Возрождения. В 4 вопросе будут представлены его социально-политические взгляды. Концепция «о двух книгах»: о природе и Священном писаний. Первую познаем с помощью разума и ощущений. Библия не имеет целью излагать законы природы, она учить людей как спасти свои души. Это, по сути, отказ согласовывать научные выводы с церковью. Выступает против аристотелевской концепции «материя-форма». Формы умирают, а материя пребывает такой же. Следовательно, она едина и бессмертна, а формы многочисленны и тленны, подвержены гибели. Материя, больше чем форма обладает действительным бытием. И хотя она есть бесформенная телесная масса, но благодаря двум активным началам – теплу и холоду (Телезио), она превращается в многообразный мир вещей. Роль бога ограничивается только созданием материи и этих начал. Принципу Аристотеля движущееся тело получает движение от другого, выдвигает принцип самодвижения. В основе самодвижения лежит тепло, оно и есть «истинная причина возникновения, изменения и гибели вещей». Он стоит на позициях органицизма. «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве». Всем природным вещам и явлениям присуще стремление к самосохранению. Оно реализуется через способность к ощущению. «Все вещи чувствуют». Но также есть и прималитеты – это три первоначала бытия – мощи, мудрости и любви, являющиеся разумными началами в природе.
    Галилео Галилей завершает натурфилософию эпохи Возрождения и вместе с Леонардо да Винчи являются основоположниками естествознания Нового времени. Леонардо да Винчи (1452-1519) – активно выступает против умозрительно-словесного «выяснения» истины, подчеркивает, что те науки, которые не порождаются опытом, они не достоверны. Считал, что «Мудрость есть дочь опыта». Он признавал знание, полученное только посредством ощущений, отвергал знания, полученные из Священного писания и мистики. Но любой опыт нужно обосновать, и задачу науки видел в выявлений причинных связей. Природа начинается с причины и кончается опытом, а мы должны посредством опыта понять причину. Природа у него творческое и деятельное начало, сливающееся с богом, который и является гарантом необходимости природных явлений.Природа создаеттело и душу человека. Познанию реального мира служит и наука и искусство. Первый раскрывает количественную сторону мира, а искусство – качественную сторону, конкретность и индивидуальность вещей. Галилео Галилей(1546-1642 гг.) – итальянский физик, астроном и мыслитель. Он критикует слепое преклонение перед Аристотелем, догматическую схоластику, и первым начал применять эксперимент в виде математического и геометрического моделирования явлений природы. Считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. В механике установил закон инерций, принцип относительности. Одним из первых сконструировал подзорную трубу, увидел пятна на солнце , «горы и моря » на луне, миллиарды звезд в галактике «Млечный путь» и т. д. Его спор с иезуитским профессором о пятнах на солнце: на доводы Галилея. он ответил – я несколько раз прочитал Аристотеля, где ни слова об этом не сказано. Его астрономические открытия имели огромное значение в борьбе с религиозными догмами и подтверждения истинности учения Коперника. Он, как и Кампанелла признавал концепцию «двух книгах», считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. Галилей заменил органистически-гилозоистическую трактовку природы геометрически-механической. Сущность природы раскрывается не на путях «скрытых качеств», «внутренних форм», «симпатий и антипатий», а она проста и упорядочена, все его явления регулярны и необходимы, и совершаются незыблемыми математическими законами. Однако Галилей не избавился от религиозных предрассудков, признавал божественный первотолчок. Основ. соч.: «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».
    Взаимосвязь гуманизма и натурфилософии

    Эпоха Возрождения (с XIV в. до XVI в.) – переходный период от средневековья к Новому времени. Это эпоха религиозного брожения, становления национальных государств, возникновения нового искусства, первых шагов естествознания, новых политических и социальных учений. Средневековье противопоставляло природное божественному, откуда следовало, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной. Именно это представление было подорвано творчеством поэтов-мыслителей Италии – Данте и Петрарки.
    Человек в эпоху Возрождения – не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности его природы. Осознав себя творцом собственной жизни и судьбы, человек постепенно приходит к мысли о неограниченном господстве над природой.
    Основные идеи гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам утверждали в своем творчестве Л. Бруни (1370–1444), Лоренцо Валла (1407–1457), М. Фичино (1433–1499), Пико делла Мирандола (1463–1494) и др.
    Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете натурфилософии, связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патриции. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Парацельс устанавливает систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил – с другой. В сферу особого внимания натурфилософов попадают мистические тексты, в которых обосновывается возможность магического воздействия на природу.

    Заключение

    Эпоха Возрождения характеризуется значительными переменами во взглядах людей на мир по сравнению со Средневековьем. Доказательством этого могут служить усилившиеся светские мотивы в европейской культуре, самостоятельность и независимость искусства, философии, литературы, образования и науки от церкви.
    Деятели Возрождения поставили в центре своего внимания человека, вследствие чего общее течение получило название гуманистического, а людей, которые изучали антропоцентризм стали называть гуманистами.
    Искусство было тесно связано с жизнью людей эпохи Возрождения. Внимание художников привлекал реальный мир. Светские здания и дворцы пришли на смену готическим строениям.
    В эпоху Ренессанса люди перестали придавать большое значение сословным ступеням, теперь акцент ставился на индивидуальных способностях и талантах человека, а также люди перестали зависеть от природных факторов. Эпоха Возрождения заложила основу свободной от религии философии и обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму. Ренессанс напрямую связан с Античностью, что и доказывает происхождение его названия. Именно в этот период люди стали обращаться к трудам известных античных философов.
    Основными чертами философии эпохи Возрождения являются гуманизм, рационализм и натурализм. Потребность веры человека в собственные силы, возможность создания свободной жизни является следствием возобновленного интереса к Античности. По своим антирелигиозным и антисхоластическим тенденциям, гуманизм сыграл объективно прогрессирующую роль.

    В заключении следует отметить, что философия эпохи Ренессанса устремлена к человеку и выдвигает его на первый план, его творческую сущность.

    Список литературы

    https://cyberleninka.ru/article/n/o-gumanizme-epohi-vozrozhdeniya

    https://studopedia.ru/4_147880_naturfilosofskie-kontseptsii-epohi-vozrozhdeniya-bruno-nikolay-kuzanskiy-kardano-telezio-paratsels-i-dr.html

    https://studopedia.ru/10_162610_gumanizm-i-naturfilosofiya-epohi-vozrozhdeniya.html



    написать администратору сайта