Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Правовое положение основных групп населения в Древнем Риме . Положение населения.

  • По статусу свободы

  • 2.Французский уголовный кодекс 1810 г.

  • УК 1810 г. оказал сильное воздействие на формирование уголовного права в различных странах мира

  • Кодекс состоит из

  • Система преступлений.

  • Преступления и проступки делятся на действия против публичных интересов и на действия против частных лиц.

  • Судебная власть

  • Судебный процесс

  • История государства и права зарубежных стран. игип Заруб.стран. Контрольная работа История государства и права зарубежных стран по


    Скачать 56.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа История государства и права зарубежных стран по
    АнкорИстория государства и права зарубежных стран
    Дата27.03.2023
    Размер56.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаигип Заруб.стран.doc
    ТипКонтрольная работа
    #1018559

    МðŸñ€ñð¼ð¾ñƒð³ð¾ð»ñŒð½ð¸ðº 14 инистерство науки и высшего образования РФ

    Муромский институт (филиал)

    Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

    высшего образования

    «Владимирский государственный университет имени

    Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

    (МИ ВлГУ)


    гуманитарный

    Факультет ________________________

    Направление подготовки __
    40.03.01 Юриспруденция

    ______________________

    Контрольная работа



    История государства и права зарубежных стран


    по____________________________________________________________


    (наименование дисциплины)

    Вариант №13

    Тема: __________________________________________________________

    Р
    к.и.н. Гусарова М.Е.
    уководитель


    (фамилия, инициалы)
    _________________________

    _
    (подпись) (дата)
    _______________________


    Юз - 322

    С
    (группа)
    тудент ______________


    К.С

    К
    (фамилия, инициалы)
    узнецова _________________________

    (подпись) (дата)

    Муром, 2023

    1. Правовое положение основных групп населения в Древнем Риме .

    Положение населения. В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

    Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

    Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

    Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

    По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

    Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—1 вв. до н.э. — более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

    Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

    Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство раба — приобретается для господина". Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

    Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий — часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.

    Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.

    По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

    По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III—II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

    В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.

    Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В 1 в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.

    По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине IIIв. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских Граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (1 в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

    Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

    Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" — права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества.

    Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права".

    2.Французский уголовный кодекс 1810 г.

    Над созданием Кодекса работала комиссия по кодификации уголовных законов во главе с юристом Тарже (с 1801 г.). Уголовный кодекс был принят в 1810 г. и вступил в силу с 1 января 1811 г. С модификациями и дополнениями он продолжал действовать во Франции до 1994 г. (тогда в силу вступил новый УК 1992 г.). УК 1810 г. оказал сильное воздействие на формирование уголовного права в различных странах мира: Австрии, Пруссии, Голландии, Бельгии, Турции, Японии и др. Его признают «классическим образцом» уголовного законодательства. В УК 1810 г. были закреплены новые принципы права, введенные во время Великой революции: принципы юридического равенства, пропорциональности наказаний и преступлений, недопустимость обратного действия закона. В вопросе об определении преступлений и наказаний УК 1810 г. исходит из двух принципов, известных уже в эпоху Просвещения: «нет преступления без закона и нет наказания без закона».

    Кодекс состоит из Предварительных постановлений и четырех книг. Вместе с Предварительными постановлениями первые две книги составляют Общую часть УК. В ней рассматриваются общие вопросы назначения наказаний, их виды, возникающая уголовная ответственность. Третья и четвертая книги составляют Особенную часть УК, где приводятся конкретные виды преступных деяний.

    Система преступлений. Все преступные деяния, по Кодексу, делятся на три вида: нарушения, проступки, преступления. Квалификация деяния идет в зависимости от назначаемого наказания. Нарушения – это деяния, наказываемые полицейским наказанием; проступки – исправительным наказанием; преступления – мучительным или позорящим наказанием. Преступления и проступки делятся на действия против публичных интересов и на действия против частных лиц.

    3.Что представляла из себя система суда по <Салической правде>?

    Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным харак­тером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ­мом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

    Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

    В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда при­знает следующие:

    соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" об­виняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

    свидетельства очевидцев;

    ордалии.

    Судебная власть: В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.

    Судебный процесс: Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

    Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.

    Когда не удавалось добиться признания - на чем сосредотачивались основные усилия, - судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий - “суд божий”, состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне - на дубинках.

    Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

    С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

    Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика,, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего. Важная роль суда в германском обществе предопределяла особое место в судебном процессе не только самих сторон, но и свидетелей по делу. Салическая правда предписывала штраф за неявку ответчика и свидетеля в суд без уважительных причин. К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Лжесвидетельство сурово наказывались, так же как отказ свидетеля говорить в суде то, что он знал по делу. Такие свидетели объявлялись вне закона и штрафовались.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1997.

    2. Новицкий. И.Б. Основы римского гражданского права. Учебник М.: Зерцало, 2000.


    3. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран.-М.: мысль, 1964.

    4. Гришаев, П.И. Буржуазное уголовное право.- М.: Право, 1980.

    5. Жидков О.А. История буржуазного права.- М.: Мысль,1975.

    6. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юрист, 1996

    7. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М, 1999

    8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 1, 2004


    написать администратору сайта