история. История 5. Контрольная работа История Вариант 2 Выполнил студент Горшков В. А. гр. Тэо18
Скачать 29.25 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КЕМЕРОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «История» Вариант 2
Кемерово 2018 Содержание1.Образ жизни людей в позднем каменном веке? 3 2.Культурное преобразование в Петровскую эпоху? 5 Образ жизни людей в позднем каменном веке? Каменный век – это первый период в истории человечества. Этот исторический период называется так, потому что древние люди делали орудия труда из камня и кремня. Камень использовали и обрабатывали для улучшения жизни. Ножи, наконечники, стрелы, резцы, скребки… — добиваясь нужной остроты и формы, камень превратили в орудие труда и оружие. Люди жили небольшими группами родственников. У человека из каменного века не было постоянного жилища, только временные стоянки. В теплое время года, рядом с пастбищами, первобытные люди строили хижины. Когда наступали холода, они перебирались в пещеры, недалеко от источников воды. В отсутствии пещер стоянки организовывались из костей животных, шкур и камней. Люди собирали растения и охотились, добывая себе пищу. Общество охотников-собирателей строилось на основе семьи. Вероятно, в сезон охоты родовые группы могли объединяться в целые племена, но с окончанием охоты группы-племена распадались. Стада животных часто уходили в другие места, а за ними передвигались и люди, получая от животных мясо и молоко. В качестве оружия для охоты человек использовал каменный топор и деревянное копье, а позже копья с наконечниками. На животных нападали сразу или использовали ямы-ловушки. Когда нужно было поймать большое стадо, животных загоняли на скалу. Для поимки лесных животных использовали лук и стрелы. Поимка одного мамонта могла прокормить целый род на протяжении 2 – 3х месяцев. Охота также велась на морских птиц и тюленей. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов, крючков и сетей. С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами. Летом можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. А зимой высушенные фрукты и ягоды шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта. Также человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц. Жизнь облегчилась с использованием огня. Возможно, люди увидели его после очередного удара молнии об дерево. Позже человек понял, что огонь появляется от быстрого трения деревянных палочек или от удара кремня об камень. Первобытные постройки еще не имели печей, огонь разводили прямо посреди жилища, но со временем человек научился отводить дым с помощью дымохода, так постепенно появились печи, которые использовали и для приготовления еды, и для обогрева в холодное время года. Люди постепенно учились совершенствовать ловушки для ловли животных, луки, уже умели плести корзины, сооружать запруды для ловли рыбы. Появились первые лодки, которые пока еще грубо выдалбливались из стволов деревьев. Появлялись первые дома, они были круглыми. Именно в новый каменный век человек научился делать свой первый искусственный материал – огнеупорную глину. С изобретением огнеупорной глины появилась возможность делать посуду. В глину добавляли воду, песок, рубленую солому или толченый камень. Методом эксперимента человек сумел создать такой материал, который бы при обжиге не трескался. Первая одежда нужна была для защиты от холода и ею служили шкурки животных. Шкурки вытягивались, выскабливались и скреплялись. Дырки в шкуре можно было сделать с помощью остроконечного шила из кремня. Позже растительные волокна послужили основой для плетения нитей и в дальнейшем, для выделки ткани. Декоративно ткань красили с помощью растений, листьев, коры. Первыми украшениями служили раковины, зубы животных, косточки, скорлупа ореха. Случайные поиски полудрагоценных камней позволили делать бусы, скрепленные полосками нитей или кожи. Первобытный человек раскрывал свое творчество, используя все тот же камень и стены пещер для наскальных рисунков. Именно эти рисунки дожили в сохранности до наших дней. По всему миру до сих пор находят вырезанные из камня и кости фигурки животных и человека. Род разрастаться, люди стали содержать скот и обрабатывать землю. Для контроля и высаживания урожая нужно было оставаться на месте. Первыми окультуренными растениями стали пшеница и ячмень. Постепенно зерно научились растирать в муку, чтобы из нее уже сделать кашу или лепешки. Зерно располагали на большом плоском камне и с помощью точильного камня растирали ее в порошок. Каменный век закончился в тот момент, когда появились первые города, и люди стали осваивать медь. Развитие земледелия и скотоводства привело к тому, что родовые группы стали объединяться в племена, а племена со временем разрастались в крупные поселения. Культурное преобразование в Петровскую эпоху? Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур - западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук. Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений - специальные. В 1699 г. открывается Пушкарская школа. В 1701 г. - школа математических и навигационных наук в Москве ба. На ее базе в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия - первое высшее военное учебное заведение страны. Были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская и другие школы. Обучение дворянских детей становится обязательным. Для детей непривилегированных сословий открываются цифирные школы. Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Для новой культуры были характерны светскость и государственный характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета Ведомости. С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый бородовой налог и обязательный медный знак о его уплате. Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства правил хорошего тона и благородного поведения в обществе, употреблению иностранного, преимущественно французского, языка. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач, прежде всего - в сфере внешней политики. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя и, более того, консервировали российскую феодально-крепостническую систему. В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности. Список литературы Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. – 496 с. – (Историческая библиотека «Петербург – Петроград – Ленинград: Хроника трех столетий») Долуханов П.М.: География каменного века. - М.: Наука, 1979 Запесоцкий, Ю. А. Петровские реформы как культурная доминанта. (Перечитывая Д.С. Лихачева) / Ю. А. Запесоцкий // Новая и новейшая история. – 2014. – № 4. – С. 67-74 Ранов В.А.: Древнейшие страницы истории человечества. - М.: Просвещение, 1988 Формозов А.А.: Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке. - М.: Академия наук СССР, 1959 |