Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта

  • Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

  • Список литературы

  • контрольная работа Истории Древнего мира. Контрольная работа на тему Культура древнего Египта по учебной дисциплине История Древнего мира Выполнил(а) Орехова Т. А


    Скачать 41.49 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа на тему Культура древнего Египта по учебной дисциплине История Древнего мира Выполнил(а) Орехова Т. А
    Дата04.04.2022
    Размер41.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная работа Истории Древнего мира.docx
    ТипКонтрольная работа
    #441590

    Частное учреждение образовательная организация высшего образования

    "Омская гуманитарная академия"

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    на тему:

    Культура древнего Египта

    по учебной дисциплине: История Древнего мира
    Выполнил(а): Орехова Т.А

    Фамилия И.О.

    Направление подготовки:

    Педагогическое образование

    Форма обучения: заочная

    Оценка: ____________________________

    ____________________________

    Подпись Фамилия И.О.

    “____”________________20___ г.

    Омск, 2021

    1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта

    Одной из основных черт Древнего Египта является его относительная замкнутость. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древнейший период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы. Ведущим видом искусства в Египте была архитектура; все остальные виды подчинялись ей, зависели от нее, то есть, иными словами, искусство в Египте было комплексно, и это его основная и наиболее характерная черта.

    Историю Древнего Египта, принято делить на основные этапы:

    1. Додинастический период — период сложения древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.). Обычно этот период делят на два этапа — время I культуры и время II культуры. Египет распадался тогда на несколько десятков отдельных областей. Сведения об уровне развития культуры и изобразительного искусства этого периода дают раскопки захоронений. Уже в это время в Египте была вера в посмертное существование умершего, которое представлялось продолжением земного. Именно отсутствие знаний вызвало фантастические объяснения явлений окружающего человека мира. Могила мыслилась жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобием земному. Наиболее важным памятником этого времени является шиферная плита фараона Нармера (Каирский музей), высотой в 64 см, сооруженная в память победы Южного Египта над Северным и объединение долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах представляют 5 сцен, из которых 4 рассказывают о победе царя Юга над северянами. Имеются уже основные особенности канонов на плите – черты, показывающие овладение художником более высоким мастерством в передаче действительности: пропорции фигур почти правильны, отмечены мускулы, положение каждого человека четко охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. И наряду с этим закреплены приемы, идущие из далекого прошлого, — показ социального различия действующих лиц разницей в масштабах их фигур, изображение различных частей тела человека, животного и птицы с разных точек зрения — это окончательно выработавшаяся манера передачи объемного тела на плоскости. Человеческое лицо отныне передается в профиль при фасной постановке глаза. Плечи рисуют в фас, а нижняя часть тела делает легкий поворот в три четверти, являясь переходом к полному профилю ног. Человеческая фигура как бы сплющивается.

    2. Искусство Древнего царства (3200—2400 гг. до н.э.). Период Древнего царства — это время образования примитивного рабовладельческого общества и окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В период V—VI династий была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства. Ведущее положение в египетском искусстве уже с ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура Древнего царства из кирпича и дерева не сохранилась. О том, какой вид имели жилые дома Древнего царства, мы можем судить только по глиняным и деревянным моделям из гробниц, а о внешнем виде дворцовых построек — по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах. Развитию строительной техники и архитектурной формы особенно способствовало сооружение грандиозных царских усыпальниц, на которое шли колоссальные средства. Желание утвердить деспотическую власть фараона проявлялось в стремлении сделать царские масштабы как можно более крупными. Важнейшей ступенью явилось увеличение их по вертикали. Первым значительным сооружением, в котором эта тенденция нашла свое воплощение, была усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (28 в. до н.э.), так называемая ступенчатая пирамида. В ее молельнях впервые был применен в качестве строительного материала камень. Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид классического типа. Заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для вечной жизни души умершего. Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность. Большое место в искусстве Древнего царства занимают рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Они были тесно связаны с заупокойным культом и находились в строгой зависимости от архитектуры. Применялся низкий рельеф с выбранным фоном и врезанный рельеф. Роспись исполнялась минеральными красками. В некоторых гробницах, например в Медуме, техника росписи сочеталась с вкладками цветной пастой в специально приготовленные углубления.

    3. Искусство Среднего царства (21 в. — начало 18 в. до н.э.). Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий. Ему предшествовал так называемый переходный период — период социальных смут, нового политического распада Египта (в конце VI династии), ослабления центральной власти, вторжения в Дельту народов, надвигавшихся через Суэцкий перешеек со стороны Сиро - Палестины. В связи с увеличением роли средних слоев населения изменяется идеология древнеегипетского общества. Появляются сомнения в существовании загробной жизни, отразившиеся в ряде литературных произведений. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Характерно, что заупокойный культ обслуживает теперь и средние классы, что является в условиях того времени одним из их важных завоеваний. Нововведением в архитектуре Среднего царства было и оформление входа в храм в виде двух башен, прямоугольных в плане, с наклонными стенами и узким проходом между ними. Перед пилонами ставили каменные обелиски, верхушки которых обивали медными листами, сверкавшими под лучами солнца. Сохранился до нашего времени один из таких обелисков (30 м высоты), стоявший когда-то у пилонов храма фараона Сенусерта I . В монументальной пластике происходит отступление от канона Древнего царства, которое выражается в более стройных пропорциях человеческого тела. Изображения фараонов устанавливаются теперь и на виду у всех, чтобы внушать массам представление о величии фараона. Например, статуя фараона Ментухотепа III, который в короне Нижнего Египта и в белом облачении Осириса сидит на троне.Ярко реалистическая струя проявилась в рельефах и росписях Среднего царства. Номархи Среднего Египта строили храмы и пышные гробницы, которые возросли по значению как художественные центры.

    4. Искусство первой половины Нового царства. Время правления XVIII династии (16 – 15 вв. до н.э.). Период Нового царства характеризуется дальнейшим развитием рабовладельческих отношений, повышением частных рабовладельческих хозяйств. Во время XVIII династии культура и искусство процветают. Широкие отношения, торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство проникли и новые черты.

    В результате победоносных войн в Египет поступали огромные богатства. В быту разбогатевшей правящей верхушки общества появилось стремление к роскоши, утонченности в одежде, украшениях, обстановке жилищ. Для искусства стало характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Обогащение страны способствовало и развертыванию широкого строительства во всех главных центрах Египта. Архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Царская гробница окончательно отделяется от заупокойного храма. Заупокойные храмы посвящаются теперь и культу царя, но и богов, главным образом верховного бога Древнего Египта Амона.

    Для храмов Нового царства характерно четкое разделение на три части (ось по горизонтали): открытый двор, окруженный колоннами, колонный зал и святилище. Колонны сохраняют свой растительный характер, особенно часто применяется форма капители в виде колокольчиком раскрытой метелки папируса. На стенах по-прежнему рельефы, чаще всего изображающие победоносных царей в сражениях и на охотах. Рельефы достигают огромных размеров. Таковы рельефы на стенах Карнакского храма и храма в Мединет-Абу. Перед пилонами ставили обелиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стене пилона прикрепляли высокие мачты с флагами. Дорогу к храму украшали сфинксами или овнами (бараноголовыми сфинксами).

    Наиболее значительными храмами указанного типа являются два храма на правом берегу Нила в Фивах, посвященные богу Амону — Карнакский и Луксорский. В скульптуре ведущее место заняла придворная фиванская школа, о характерных особенностях которой дают статуи из храма Хатшепсут, изображающие царицу фараоном, богом Осирисом и в виде сфинкса. На всех статуях переданы ее портретные черты, статуи из центральной молельни, имевшие культовый характер воссоздают индивидуальный облик царицы.

    5. Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 в. — начало 14 в. до н.э.). Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, фараон выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон принял новое имя – Эхнатон, столицу перенес из Фив в город Ахетатон. На месте Ахетатона теперь находится селение Амарна и по месту, где раскапывают столицу Аменхотепа IV, время его правления часто называют амарнски . Архитектура амарнского периода дала меньше нового, чем другие виды искусства. Храмы строились, как и прежде, с входными пилонами и были окружены стенами, но уже без многоколонных зал, т.к. культовые церемонии совершались на открытом дворе. Строились наскоро из кирпича и не отличались монументальностью, высокими художественными качествами. Чередование пилонов и огромных открытых дворов с рядами жертвенников вносило в архитектуру скучное однообразие.

    Изменилась и форма, и содержание искусства: появились изображения царя в повседневной жизни, в кругу семьи, в саду и т.п. Все композиции росписей и рельефов Амарны были созданы заново. В изображениях царя, царицы и их близких появилось стремление передавать сугубо личные, индивидуальные портретные черты. В начале поиски новых форм приводили художников даже к подчеркнутой экспрессии в портретных изображениях. Было открыто несколько мастерских скульпторов, где скульпторы создавали портреты по гипсовым маскам, снятым с умерших и живых людей. Необычайно развилось художественное ремесло: кровати и кресла, сундуки и ларцы, опахала, сандалии, ожерелья, перстни и другие предметы. Особенно интересна портретная маска фараона со вставками из лазурита на головном платке, различных самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье. Более богатой становится цветовая гамма. Вскоре после смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, старая знать и жречество восстановили прежние порядки. Под давлением влиятельного фиванского жречества Тутанхамон покинул Ахетатон и вернулся в Фивы. Но искусство Амарны внесло так много нового, вызвав значительный разрыв с прошлым, что полный возврат к старому был уже невозможен.

    6. Искусство второй половины Нового царства (14 – 11 вв. до н.э.). В годы правления XIX династии в Египте наступил новый политический и экономический подъем в результате успешных походов фараонов Сети I и Рамсеса II, вернувших утраченную часть египетских владений в Передней Азии и укрепивших господство Египта в Нубии. Но при кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством в скрытой форме: Рамсес II постарался его ослабить вновь усилившееся фиванское жречество. Продолжает развиваться тип храма, врубленного в скалу. Яркий пример – пещерный храм фараона Рамсеса II в Абу - Симбеле. Он почти не отличается по плану от наземных храмов и также подавляет колоссальными размерами. Особенно велики портретные статуи фараона по сторонам входа. Фиванская художественная школа времени XIX династии сохраняет реакционное стремление вернуться к доамарнским традициям в искусстве. Храмы приближаются по типу к Луксорскому храму Аменхотепа III, но отличаются гигантскими размерами пилонов, колонн, монолитных статуй, перенасыщенностью рельефами и текстами, которые помещают и на стенах, и на стволах колонн. Средние нефы оформляются колоннами с капителями в виде раскрытых цветов папируса, а боковые — в виде нераспустившихся цветов. Так, например, решен новый гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Скульптуры в храмах по-прежнему помещают перед пилонами и между колонн. Новые черты скульптуры XIX династии яснее видны на статуях внутри храмов и в гробницах, для них характерны внешняя нарядность, идеализация образов, но сказываются отголоски и амарнского периода. В отдельных рельефах внимательно прорабатываются тела, и передается портретное сходство. Таковы, например, статуя Рамсеса II, и при всей их традиционной идеализации рельефы фараона Сети I в Карнаке и в Абидосе.

    Больше нового в рельефах светского содержания на наружных стенах и пилонах храмов. Подобные рельефы времени фараонов Сети I и Рамсеса II представляют собой огромные композиции, повествующие об их военных походах. Наследием Амарны является постоянное внимание к пейзажу. В росписях гробниц XIX династии появляется все больше сухих, однообразных, лишенных жизни композиций.

    7. Искусство Позднего времени (11 в.—332 г. до н.э.). В эту эпоху продолжаются борьба знати между собой и нападения на страну извне. С 11 в. до н.э. египетское государство распалось на ряд отдельных царств, временами объединявшихся в единое недолговечное государство.

    Во время длительных распадов государства не велось крупного строительства. Тяжелое политическое положение, противоречия социального уклада не способствовали созданию новых художественных направлений в искусстве. Тесная связь искусства с религией и с заупокойным культом обеспечивала и в периоды самого тяжелого безвременья спрос на работу художников, которые создают порой вещи, технически не уступающие лучшим произведениям искусства предыдущих периодов. В Дельте появляется несколько художественных школ, и расцвет одной из них, саисской, по имени города Саиса, совпадает с коротким временем последнего расцвета Египта при XXIV династии (663 — 525 гг. до н.э.). Создаются портретные статуи знатных лиц с глубокой передачей индивидуальных психологических черт. Прекрасным примером является гранитная портретная статуя Монтуэмхета (Каирский музей), градоначальника Фив при эфиопском фараоне Тахарке, портрет наделен чертами большого сходства и этнической достоверности. Аналогичными чертами отличается и бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы (Париж, Лувр). Второй краткий расцвет искусства падает на время правления саисской династии. Снова развертывается строительство, на этот раз в городе Саисе.

    Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

    Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtоn — строитель), (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Ее художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Концепция космоса нашла самое непосредственное отражение в памятниках архитектуры Древнего Египта. Подобно тому, как замыкался круг представлений египтян о земном и небесном, составлявший единую космическую орбиту, храмы и гробницы не только системой ритуальных росписей, но и формой архитектуры связывались с осмыслением неба и земли, представляя собой некую модель той и другой сфер. Именно религия занимала огромное место в жизни египетского государства. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

    Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Главной доктриной египетской религии была вера в бессмертие души. Египтяне исходили из того, что смерть не означает конца человеческого существования, а, напротив, открывает собой его новый этап, который мог быть более счастливым, чем земной — а главное, он мог быть вечным. Поэтому краткую земную жизнь они рассматривали лишь как прелюдию к истинному существованию. Вера в загробное существование требовала сохранить нетленным тело покойного, превратив его в мумию. В течение столетий складывалось в Египте сложное искусство мумификации, которое в древнеегипетских папирусах упоминается как тайное искусство бальзамировщиков.

    Бессмертие, однако, было обещано не всем душам, а только тем, которые заслужили это праведной жизнью. Душа умершего должна была предстать перед Осирисом и другими богами — его помощниками. Но мало было сохранить тело — нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия не требовала человеческих жертв, как это было в некоторых древних странах, бессмертие обеспечивалось средствами искусства[13] . Множество небольших статуэток так называемых ушебти - заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIX веке исследование египетских захоронений. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само и себе заключающим жизненное начало.

    Подлинной доминантой древнеегипетской культуры является архитектура, оставившая миру величественные храмы и колоссальные пирамиды. Уже в ранних постройках обнаруживаются техническое и эстетическое совершенство, а каждое монументальное сооружение (пирамида или храм) представляет собой органичный синтез всех изобразительных средств – архитектуры, скульптуры, живописи, малой пластики .Сооружение в эпоху Древнего царства усыпальниц пирамид было ярким свидетельством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу фараона, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они мнились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

    Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккари (XXVIII в до н.э.). Она подобно гигантской лестнице устремляется в небо. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень. С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента. Первый — создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной, отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса. Второй момент — воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растушую власть сына бога.

    Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески – Хеопса, Хефрена и Микерина), расположенные в местечке Гизе, неподалеку от нынешнего Каира (XXVII в. до н.э.). Этот комплекс пирамид является ансамблем, в котором продумано все до мельчайших деталей — от выбора места (на границе пустыни и орошаемых Нилом земель) до астральной символики, согласно которой гробница вписывалась в орбиту космоса. Все три пирамиды довольно точно ориентированы по странам света — их юго-восточные углы практически лежат на одной прямой. Вход помещался с северной стороны, откуда можно было спуститься в подземную камеру, расположенную так, что в нее проникал световой луч, направленный на альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира. Самая грандиозная – пирамида Хеопса: ее высота — 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Отточенная форма пирамид, основанная на пропорциях золотого сечения, была предельно лаконична и бесконечно выразительна.Характерной особенностью пирамиды как архитектурного сооружения было соотношений массы и пространства: погребальная камера, в которой находился саркофаг с мумией, была очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, причем угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего[15] . Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского Сфинкса, которого египтяне называли отцом страха. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы, его длина — 57 м, а высота — 20 м. Лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном. Огромный Сфинкс Гизе охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок — клафт с уреем — символом царской власти в виде изображения приподнявшейся кобры. Однако Сфинкс из Гизе остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.

    Неподалеку от трех великих пирамид расположились маленькие пирамиды царских родственников и приближенных и заупокойные храмы. Египтяне считали, что создание любого храма на земле является воплощением формы некого идеального храма, существовавшего в их представлении так же реально ощутимо, как и его конкретное воспроизведение. Этот идеальный храм, или, вернее, его архетип, существовал до начала времен, и сущность построенного двойника была эквивалентна ему. В V династию эпохи Древнего царства появляются так называе мые солнечные храмы. К числу самых замечательных из них принадлежал храм Ниуссирра в Абидосе. Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Его завершение в виде маленькой пирамидки по крыто золоченой медью, отражавшей лучи солнца. Обелиск символизировал священный камень Бенбен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. И хотя древнеегипетская символика обелиска со временем утратилась, сама форма сооружения в даль нейшем стала классической для европейского искусства. В эпоху Среднего царства появляется новый тип заупокойного храма. Первое новшество — изменение местности: храмы сооружаются не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе — усложнение композиции заупокойного храма, состоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный (колонный) зал (первый находился на нижней террасе) и помещения, вырубленные в скале. Дополнительными элементами этого архитектурною комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами. В целом ансамбль приобретал более живописный характер. Яркий пример такого зодчества — храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-Бахри на западном берегу Нила, остатки его сохранились до наших дней. От заупокойного комплекса Ментухотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут (нач. XV в. до н.э.). Он возведен в той же долине рядом с храмом Ментухотепа. Хатшепсут воздавались все подобавшие фараонам мужские почести, ее изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам разноцветными статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к трем постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннадами.

    Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище было вырублено в скале. Торжественный, размеренный ритм движения, строгая планировка, чередования горизонтальных и наклонных плоскостей — все продуманно, на всем лежит печать мысли гениального зодчего Сенмута. Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами. Но самое главное новшество — захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь будут поступать со всеми фараонами). Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону – Ра (XVI – XV вв. до н.э.). От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль — аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски — иглы фараона (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусо-образных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не смогли бы обхватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, видимо храм, символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами. Колонны первого открытого двора имели капители в виде бутона, в центральном гипостильном зале — в виде раскрытых цветов папируса, что соответствовало представлению о смене дня и ночи. Все эти архитектурные формы в отдельности, в том числе колонны, изображающие нильские растения и деревья, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле. Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские заросли каменного папируса имело и световую драматургию: от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания .

    И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта так называемый Рамессеум: комплекс, состоящий из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него. Особым типом храмового зодчества в эпоху Нового царства стали храмы, вырубленные в толще скалы. Их называют скальными, или пещерными, храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу - Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20-метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный зал, святилище).

    Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 66 таких гробниц. Гробницам полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Чтобы уберечь посмертные жилища владык, архитекторы прибегали к хитростям: строили ложные гробницы — кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках, часто жрецы тайно переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекавшего на смерть каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, частично или полностью опустошенными. Необыкновенно повезло только гробнице фараона Тутанхамона (ХV в. до н.э.). Ее открытие в 1922 г. английским археологом Говардом Картером стало большим событием в египтологии. Раскопки производились в Долине Царей, где давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто раскопали все, что возможно. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть где-то здесь. И действительно, после долгих терпеливых поисков, разгребая груды щебня у подножия открытой ранее гробницы Рамсеса V I, обнаружили каменные ступени, ведущие к замурованной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и малые статуэтки, золотые ларцы, ложа и кресла из черного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, золотые модели колесниц, фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него — еще три таких ящика, а в последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченых гроба, один в другом, имеющие форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Судя по ней, а также по скульптурному портрету из белого алебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности погребенного), лицо фараона, нежно-округлое, с пухлым ртом и большими, широко расставленными глазами, было совсем юным. Сама мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники на пальцах, кинжалы у пояса. Еще никогда захоронения фараонов не представали перед глазами исследователей в такой полноте и пышности. Дело в том, что гробница Тутанхамона практически не была разграблена. Грабители побывали и в ней, видимо, вскоре после погребения, поскольку в первой камере вещи были разбросаны и свалены в беспорядке. Однако воры успели унести лишь немногое и по какой-то причине больше не возвращались. А впоследствии на этом месте построили лачуги рабов, которые сооружали гробницу Рамсеса VI, и вход в усыпальницу Тутанхамона был засыпан и забыт. Именно это и сохранило ее для будущего. Египетской архитектуре была свойственна простота форм — поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписи и барельефы. Архитектору подчинялись беспрекословно, и это было необходимым залогом успеха — на стройках были заняты тысячи людей.
    Список литературы

    1. Виппер, Б.Р. Статьи об искусстве./ Б.Р. Виппер и др. – М.: Искусство, 1970. – 252 с.

    2. Всеобщая история искусств. Т. I./ Под ред. А.Д. Чегодаева. – М., Искусство, 1956. – 670 с.

    3. Дмитриева, Н.А. Искусство Древнего мира./ Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1989. – 600 с.

    4. Древние цивилизации./ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. — М.: Искусство, 1989. – 307 с.

    5. Картер, Г. Тутанхамон. Гробница египетского фараона, открытая Карнарвоном и Картером. С прил. статей Н.Д. Флиттнер и Г. Штейндорфа./ Г. Картер и др. – М. -Л.: Госуд. издательство, 1987. – 673 с.

    6. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта./ М.Э. Матье. – М.: Изд-во Искусство, 1970. – 200 с.

    7. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта./ М.Э. Матье. – СПб.: Летний сад, 2001. – 800 с.

    8. Павлов, В.В. Очерки по искусству Древнего Египта./ В.В. Павлов. – М.: Изогиз, 1966. – 301 с.

    9. Памятники Древнего Египта./ Автор-составитель А.В. Нестерова. – М.: Вече, 2003. – 208 с.


    написать администратору сайта