Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа По «Детская литература» Обучающаяся 4 курса группы Д-417/1-з Шуваловой Альбины Андреевны

  • Тема 1. КНИГИ О ПРИРОДЕ И ЖИВОТНЫХ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

  • 2. Природоведческая тема в детской литературе.

  • 3 Воспитание в ребенке чувства сопричастности к природе и земле.

  • Основная литература

  • Интернет-ресурсы

  • Детская литература. Контрольная работа По Детская литература


    Скачать 33.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа По Детская литература
    Дата10.12.2022
    Размер33.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДетская литература.docx
    ТипКонтрольная работа
    #837458


    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Иркутской области

    «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

    Контрольная работа

    По «Детская литература»

    Обучающаяся 4 курса группы Д-417/1-з

    Шуваловой Альбины Андреевны

    (2020-2021 учебный год)


    666801

    п Луговский

    ул.Школьная

    дом 31 кв.2
    Тема 1. КНИГИ О ПРИРОДЕ И ЖИВОТНЫХ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

    1. Человеческая личность и её взаимоотношение с окружающей природой.

    С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.
    Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня

    2. Природоведческая тема в детской литературе.

    а) М.М Пришвин - тонкий знаток русской природы.

    Рассказы М. Пришвина «Ребята и утята», «3олотой луг», «Ёж», «Гаечки», «Лисичкин хлеб», «Журка», «Изобретатель». Глубина наблюдений писателя над природой, животным миром. Воспитательное значение рассказов Пришвина.

    Особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Писатель находил особую интонацию, манеру общения с детьми разного возраста. Для маленьких читателей он считал главным условием «простоту». Но простота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитива, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю.

    М.М.Пришвин (1873—1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Детские его рассказы направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обычной жизни, пока­зать необыкновенное в обыкновенном. Крошечная его зарисовка «Быстрик» состоит всего из нескольких фраз: «Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена. Большой и спокойный ручей замерз, а маленький быстрик все еще бьется». Вот и весь рассказ, но, сколько в нем философии и красоты! Так и видишь белизну снега на земле и на пнях и контрастный красный цвет рябины, хоть и припуд­ренной изморозью. И какая чудесная сила видится в этом быстрике, который все еще бьется, сопротивляясь морозным оковам. Восхищением перед красотой природы и человека, ее друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя. Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши — не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребенком. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавая ягодка костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. Для него нет животных и птиц вообще, а есть скопа, трясогузка, журавль, ворона, цапля, овсянка, землеройка, гусь, пчела, шмель, лисица, гадюка. Пришвин считал, что величайшее достижение человеческих усилий — ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым — природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее.

    б) В.В Бианки - Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала в рассказах "Первая охота", "Лесные домишки”, “Приключения Муравьишки," «Хвосты», «Кто чем поёт», «Синичкин календарь», «Теремок»

    Многообразие жанров в творчестве Бианки для детей (очерки, рассказы, сказки). Традиции устного народного творчества и классической русской литературы в произведениях писателя («Кто чем поёт?», «Теремок», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Сова», «Хвосты»). Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала. Своеобразие писательской манеры в рассказах «Первая охота», «Приключения муравьишки». Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение дать в произведениях для маленьких детей не только сведения о повадках и образе жизни животных, но и первое представление о закономерностях и взаимосвязи явлений природы.

    в) К. Паустовcкий - певец родной природы и мастер словесного пейзажа ("Дремучий медведь, Квакша, Кот-ворюга и др.) Отношение людей к природе и животным.

    Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны - России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения - о природе. Нас восхищают авторское ощущение природы, его чувства, выраженные гениальным русским языком - языком Пушкина и Лермонтова, языком Тургенева. Мы видим представленные нашему взору картины природы. Очерк Язык и природа - это своего рода статья для начинающих писателей. Автор показывает главное, по его мнению, умение писателя: умение чувствовать то, о чем пишешь. Ведь только в этом случае читатель увидит яркий и живой образ, тогда за каждым словом видишь и чувствуешь, о чем говоришь, а не машинально произносишь их. И мы невольно согласимся с Паустовским, прочитав его рассказы.
    Единой проблемой охвачено все произведение: неумение нынешних людей искусства (особенно в области литературы) связывать язык с природой. Действительно, слова, вырывающиеся из твоей души от переизбытка чувств, звучат намного выразительнее, чем лицемерное высказывание о вещах, не понятых до конца, ибо не испытанных. Основная мысль, пронизывающая рассказ, идея его - это восхваление силы нашего родного языка, с его помощью можно достигнуть небывалых высот, им можно раскрыть все-все, спрятанное далеко в сознании человека. Русский язык творит чудеса, он - волшебник.
    В этом авторском очерке присутствуют не только живые описания природы, но и реальные герои. Их всего двое: какой-то встреченный Паустовским писатель и маленький мальчик. Выбор сих персонажей не случаен, они далеко не второстепенные.
    Автор сочинений о городе поражается фантазии Константина Георгиевича, позволяющей писать об этой мертвой природе. Сразу же после этого момента Паустовский переносит повествование в деревенский дом, где к нему обращается совсем еще маленький мальчик: Пошли смотреть грома. Напрашивается авторское сравнение; он противопоставляет взрослого человека мальчику. Взрослый погрузился в обыденность, а мальчик еще способен просто чувствовать и жить своими ощущениями. Молодая душа говорит: смотреть гром, хотя зрелый человек, зацикливаясь на правильности, не позволяет появиться такому странному словосочетанию, как будто гром можно только слушать.
    Константин Георгиевич выступает за понимание природы каждой клеткой нашей души. Тут играет роль не только фантазия, надо просто открыть себя на растерзание всем пяти чувствам. Это прекрасно получалось у Паустовского. Даже простое, казалось бы, слово дождь несет в себе столько живого, разного и неповторимого. Он и спорый, и грибной, и ливневый. Особенно изобилует художественными деталями слепой дождь (дождь, идущий при солнце). В народе о нем говорят: Царевна плачет.
    Писатель восхищен таким высоким пониманием прекрасного, и это при том, что народ (особенно деревенский) считается далеким от искусства. А настоящее искусство можно наблюдать не только на избранных великолепных творениях, но и на любой бытовой сцене.
    Какой великолепной образностью наделяет автор дождь! Дождь крапает, дождик шепчет или звенит. А какое трогательное отношение автора к такому красивому явлению, как заря! Заря нельзя говорить громко, считает он. Это тихое пробуждение природы, граница между ночью и утром.
    Писатель сравнивает в рассказе утреннюю и вечернюю зарю, летнюю и осеннюю. Природа с его слов представляется нам как живой человек, требующий нашей любви, человек с определенным характером.
    Чрезвычайно интересно и важно, как свое отношение к природе Паустовский сверяет с народным опытом и чувством. Он не раз возвращается к мысли о том, что «образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра...»
    Становится понятным, почему, почти затаив дыхание, писатель прислушивается к голосам деревенских детей, хорошо знающих неисчерпаемое богатство разнотравья, почему с глубоким вниманием относится к словам ворчливого бакенщика, раскрывающего городским пионерам с детства знакомый для него мир природы, почему возникает в «Золотой розе» глава «Алмазный язык», где с таким сочувствием вспоминаются замечательные, подхваченные у народа словарные находки поэтов.
    Едва ли нужно доказывать принципиальную важность эстетического значения темы «природы» в художественном наследии К. Паустовского. потому что в памяти всех почитателей его таланта Паустовский запечатлелся прежде всего, как «художник родных просторов» (Ю. Саушкин), как создатель удивительной и неповторимой «страны Паустовского» (В. Солоухин), главное лирическое очарование которой - в неиссякаемой щедрости художника, открывающего взору и сердцу богатый прекрасный мир, именуемый родная земля. Паустовский - поэт природы, Паустовский - мастер пейзажа. Это именно та сторона сложного и многогранного творчества писателя, которая сразу же была бесспорно и единодушно принята, и высоко оценена самыми разнообразными типами читателей и придирчивых критиков.
    Но, хотя, казалось бы, что исследователи творчества Паустовского должны были уже исчерпывающе выяснить всё, что связано с темой «природы» в его произведениях, вопрос этот освещен, по сути дела, лишь в отдельных своих гранях и преимущественно в плане художественного своеобразия и мастерства Паустовского-пейзажиста. Опыты более глубокого и обобщающего рассмотрения проблемы пока весьма немногочисленны.
    Эстетическое содержание темы «природы» в творчестве Паустовского, объединяет всё, что связано с её решением Паустовским-художником, составляет связующее эстетическое начало всех её звеньев и граней. Такое исследование проблемы закономерно сопряжено вхождением в сферу философского мышления писателя, эстетических его взглядов, художественного его метода и мастерства. Оно многопланово в конкретных своих направлениях и параметрах. Исходной и опорной его теоретической основой является понимание темы «природы» у Паустовского как неотъемлемого структурного элемента его общих философско-гуманистических воззрений, как главной линии эстетического преломления гносеологического их аспекта.
    В решении темы «природы» Паустовский оригинален, неповторим как художник. Но в то же время его творчество представляет характерные тенденции в эстетическом развитии всей литературы, определенное художественно-стилевое в ней направление. То есть по-настоящему глубоко понят Паустовский как философ, поэт и художник природы может быть лишь в соотнесенности с современными ему проблемами литературно-художественного развития.
    Поэтическое воплощение темы природы ярко выразило в произведениях Паустовского идею художественного материализма: идея материального мира как основа основ бытия, всего прекрасного и доброго на земле, в том числе и - возвышающей романтики. Соответственно такому пониманию природы «адекватность» художественного пейзажа его природному первоисточнику была одной из важнейших эстетических установок Паустовского-художника («Мещерская сторона», «Летние дни» и др.). Живое ощущение объективной реальности миров пейзажей Паустовского выражено с огромной впечатляющей силой. «Его кристально отточенные слова, - пишет о Паустовском-пейзажисте В.Е. Борейко, - сияют, переливаются, как капли на листьях, освещенные солнцем. Его книги наполнены прозрачным душистым воздухом. Они задают запах утреннего моря, благостно - тихих лугов, закатного леса сухим туманцем в коридорах просек; от страниц веет мягкой тишиной вечереющих полей…»
    Пафос мира материального, определяющий эстетическую концепцию природы в творчестве Паустовского, закономерно связан в его произведениях с идеей познания этого мира. «Нельзя писать книги - утверждает Паустовский, - и не узнать, какие травы растут на болотах, где восходит Сириус, чем отличаются листья берез от листьев осин, улетают ли на зиму синицы, когда цветет рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или яркое небо… Писательство несовместимо с изнеженностью, с комнатной скукой, с пренебрежением к природе»
    Для Паустовского-писателя акт познания особенно интересен самим процессом проникновения в неизведанный таен мир, разгадки этих тайн, романтической эмоциональной насыщенностью момента «соприкосновения» со сферой таинственного и удивительного («Черное море»). «Знание - это сгусток сплошь и рядом неожиданной и величавой поэзии,- подчеркивает Паустовский - Мы должны стать уловителями и хранителями этой мимолетной поэзии природы, украшающей мир и дающей ей смысл»

    И, наконец, в решении темы «природы» Паустовский своеобразен как художник, умеющий тонко почувствовать, глубоко осмыслить и выразить нравственно-воспитывающие силы природы. Пейзаж произведений Паустовского эстетически всегда неразрывно связан с высокими нравственными чувствами доброты, патриотизма, моральной красоты и т.д., в формировании которых в личности человека активно участвует общение с природой. «К природе средней полосы России, - справедливо отмечается в одной из публикаций о писателе, - у Паустовского отношение нравственно-философское. Для него природа России - нравственное начало в жизни русского человека».

    3 Воспитание в ребенке чувства сопричастности к природе и земле.

    В народном эпосе разных стран есть повторяющийся сюжет о богатырях, силу которым давала родная земля. При помощи этих сказаний, былин, песен наши предки внушали своим детям сызмальства, что именно в природе, ее мудрости и красоте скрыты неисчерпаемые источники сил, помогающих людям. За это человек должен любить и уважать ее, не нарушать ее законов, разумно пользоваться дарами. Наши предки чтили лесных духов, охотились не ради забавы, а ради пропитания, и детей поучали: «Природа жадных не любит!»
    К сожалению, в современных мегаполисах недооценивается роль природы в воспитании детей, поэтому целые поколения начинают относиться к ней легкомысленно, рассматривая как источник удовлетворения собственных нужд, в том числе, принимающих довольно извращенные формы.
    Иллюстрацией могут служить недавние случаи издевательства людей над бурым медведем и белой медведицей. Эти факты говорят о том, что воспитание детей природой недоступно многим, и они уже не считают себя ее частью. Отсюда духовная деградация, неспособность чувствовать чужую боль, стремление любым способом «попасть в кадр», заставить о себе говорить, чтобы заполнить пустоту, в которой эти люди существуют.
    А ведь еще Мария Монтессори призывала обязательно создавать детям пространство, в котором они смогут быть ближе к природе. В ее детских садах всегда были небольшие оранжереи, в которых малыши учились ухаживать за растениями, наблюдали за ними, собирали выращенный собственными руками урожай.
    Педагог говорила, что воспитание детей природой дает им силы для «развития тела и духа». В своей системе она отводит ему важнейшее место, потому что, оберегая окружающую среду, человек сохраняет ее для последующих поколений, и учить этому нужно с малолетства.
    Прогрессивными педагогами в наши дни роль природы в воспитании детей расценивается как основа их нравственного развития. Мероприятия по этому направлению включаются в программу дошкольных образовательных учреждений.

    Действия, которые заинтересованные в успехе родители предпринимают, воспитывая своих детей в любви к природе:
    Учат их наблюдать окружающий мир и заботиться о нем. Когда малыш ухаживает за цветком или животным, которые меньше и слабее него, постепенно он приходит к благодарности за заботу других о нем самом

    Воспитывают чувство ответственности, следя за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства: покормить котенка, полить цветы. Они акцентируют внимание малыша на том, с какой благодарностью природа реагирует на уход и заботу о ней: как пышно цветут растения, как здоров и игрив котенок и т.д.

    Воспитывают терпение. Воспитание детей природой приводит к формированию важного навыка – умения ждать. Например, посадив зернышко, нужно потерпеть до того времени, когда сначала появится тоненький росток, потом начнут образовываться листики, позже растение зацветет, и только потом порадует плодами

    Формируют у ребенка чувство единения с природой. Детям нравится наблюдать различные природные явления, и родителям нужно уметь объяснить, что такое молния, почему зимой идет снег, а летом дождь. При лесных прогулках полезно наблюдать за миром лесных обитателей, например, за муравьями. Их быт организован почти как человеческий, только работает, как часы, равномерно и слаженно

    Основная литература

    1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст] : учебник / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 8-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 576 с.

    2. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников [Текст]: учебник / З. А. Гриценко. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2012. - 352 с.3. 1.

    3. Детская литература: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования: [Текст] / ред. Е. О. Путилова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательский центр "Академия", 2014. - 432 с. - (Профессиональное образование).
    Интернет-ресурсы

    1. Алексеева М.И. Лаборатория детской литературы, журналистики и чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detlitlab.ru, свободный. – Загл. с экрана

    2. Здир В. Почитай-ка, о детской литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/kn_00.html

    3. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovari.yandex.ru/

    книги/Лит_энциклопедия, свободный. – Загл. с экрана


    написать администратору сайта