философия. Контрольная работа по дисциплине Философия Человек как субъект исторического процесса
Скачать 43.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет Контрольная работа по дисциплине: «Философия» «Человек как субъект исторического процесса» Исполнитель Дата сдачи: 29.03.2017 г. Оценка:________________________ Екатеринбург 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………….…3 1 Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса…………………4 2 Понятия «народ», «массы», «элита»………………………………………………….7 3 Философская мысль о роли народа……………………………………………..…10 4 Роль личности в истории…………………………………………………………....11 5 Условия, масштабы, способы влияния личности на социальные изменения…….14 6 Проблема культа личности в истории………………………………………………16 Заключение………………………………………………………………………………18 Список используемой литературы……………………………………………………20 Введение Важным аспектом философского понимания общества является рассмотрение его в динамике, в процессе изменения и развития, в историческом плане. Жизнь общества развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Что движет историю? Самым общим ответом на этот вопрос будет: историю движут народные массы. Признание определяющей роли народных масс не означает отрицания или принижения роли личности в истории. Именно конкретные личности, находясь во главе различных социальных общностей, ответственны за принятие управленческих решений. Высшая степень проявления роли личности в решении социальных проблем находит выражение в признании этой личности как великой или выдающейся. Цель работы - изучить роль и влияние человека на исторический процесс. Исходя из данной цели ставим следующие задачи: - познакомиться с источниками, субъектами и движущими силами исторического процесса; - ознакомиться с понятиями «народ», «массы», «элита»; - изучить философскую мысль о роли народа; - проанализировать роль личности в истории; - выявить условия, масштабы, способы влияния личности на социальные изменения; - изучить проблему культа личности в истории. 1 Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им и кто субъекты этого развития? Источниками исторического процесса являются результаты взаимодействия трех независимы друг от друга миров: - во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека; - во-вторых, это мир бытия «второй природы»; - в-третьих, это мир человеческой субъективности. Таким образом, источниками исторического процесса являются: - природные и климатические условия, которые влияют на политическое устройство общества; - процесс разделения труда и развития техники; - морально-религиозное, духовное развитие и совершенствование общества. Человеческое общество - это высокоорганизованная, самоуправляемая система, по сложности, превосходящая любую самоорганизованную систему в природе. Характерная ее особенность состоит в том, что ее развитие осуществляется через деятельность людей, преследующих свои цели. Следовательно, участниками исторического процесса являются все люди. Однако, субъектами они становятся лишь в той мере и тогда, когда действуют сознательно, т.е. осознают: а) свое место в историческом процессе; б) социальное значение своей деятельности; в) направленность исторического процесса. Таким образом, субъектами исторического процесса могут выступать: политические партии, классы, нации, народности, отдельные личности, элитарные группы и т.д., включая народы и человечество в целом, которые четко осознают свое место и роль в истории. Сознательность и стихийность - качественные характеристики различных по своим последствиям форм деятельности людей или типов субъект-объектного взаимодействия. Основания разграничения этих форм деятельности лежат в соотношении целей и результатов деятельности субъекта, в их соответствии или несоответствии. Сознательная деятельность - это такая осознанная, целенаправленная деятельность субъекта, результаты которой соответствуют предварительно поставленной цели. Стихийная - это тоже осознанная, т.е. Осуществляемая с участием сознания, целенаправленная деятельность, но результаты ее не соответствуют заранее поставленной цели. Однако нет либо только сознательной, либо только стихийной деятельности. Во всякой сознательной деятельности могут иметь место элементы стихийности, и наоборот, во всякой преимущественно стихийной деятельности всегда имеют место элементы сознательности. Деятельность людей является движущей силой исторического процесса и выступает единством исторически конкретных объективных условий и субъективных факторов. Объективные факторы: - природные и климатические условия жизни общества; - состояние материального производства; - существующая социальная структура общества; - потребности людей в обеспечении необходимых условий жизни и интересы, которые являются главным побудителем человеческой деятельности. Потребности (нужда в чем-либо) могут быть как естественными (биологическими), так и социальными (созданными обществом). Интересы (отношение человека к самой потребности) делятся на личные, групповые и общественные. Перед субъектами исторического процесса всегда стоит проблема осознать свои интересы. Если они осознаются, то субъект создает свой мысленный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. При достижении поставленной цели, возникают другие потребности. И так до бесконечности. Субъективными факторами являются: сознание, духовный мир людей; умение и навыки производительной деятельности; социальный опыт; уровень культуры; организаторские, волевые качества; организованность в деятельности людей. Таким образом, субъективные факторы - это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса активно между собой взаимодействуют. Как только люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а сознательно. Что бы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности людей (членов общества), необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному пассивному, непрерывному развитию общества. 2 Понятия «народ», «массы», «элита». Понятие народа как субъекта культуры существенно отличается от понятия народа в других общественных науках. В демографии - народ это народонаселение, но населять определенное пространство - еще не значит автоматически творить культуру в его пределах. В исторической науке - народ это население определенных стран (например, белорусский или французский народ). Если говорить о проблеме «народ и культура», то надо отметить, что тысячелетняя традиция заключалась в отрицании народа как субъекта культурного творчества. К этому располагало, прежде всего, общественное разделение деятельности на умственную и физическую и взгляд на умственную деятельность как приоритетную, что подкреплялось социальным господством представителей последней. Таким образом, народ был противопоставлен элите. Народ впервые был обозначен как субъект истории - творец общественного богатства - в марксистской философии, хотя и в ней оппозиция «народ - элита» не была снята. Предполагалось, что она исчезнет с разрешением противоречий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в ходе коммунистического строительства. При таком подходе Пушкин, например, элита, а Арина Родионовна - народ. Народ как субъект культуры - динамическая общность людей, объединенная материальным, социальным и духовным творчеством. Народ не возникает в истории сразу. Население не рождается, а становится народом в совместной исторической судьбе. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ. Путь превращения населения в народ долог и сложен: народ способен не только создавать культуру, но и заблуждаясь, утрачивать ее. Уже эллины различали populis - народ и его выродившуюся и агрессивную часть - vulgus - охлос. Оппозиция слепому «народопоклонничеству» имеет веские основания в историческом опыте: народ, распинающий Христа, народ, подбрасывающий хворост в костер инквизиции, на котором сожгли Джордано Бруно; народ, приветствующий фашизм. Основная причина возможного перерождения народа имеет объективный характер. Творческая, инновационная деятельность всегда парадоксальна и часто вызывает непонимание, неприятие, и даже агрессию. По этой причине надо различать понятия «народ» и «масса». Человек массы не способен к самостоятельному, свободному и ответственному решению жизненных проблем, и, как следствие, отказывается от своей индивидуальности и тяготеет к множеству, толпе как гарантии его могущества и даже всесилия (в толпе индивид чувствует неодолимую мощь). Это, во-первых. Во-вторых, спасаясь в толпе от риска свободы, ответственности и самоконтроля, индивид обретает желанную анонимность и безответственность, избавляется от «внутреннего трибунала» - совести. В-третьих, не доверяя своему разуму, индивид реанимирует иррациональные инстинкты, «готов продаться первым позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать» (Фрейд). В-четвертых, отказавшись от разумного самоконтроля, масса становится склонной к внушаемости и заражаемости как формам гипнотического состояния и психоза. В-пятых, при таких обстоятельствах неизбежно провоцируется агрессивность толпы. В-шестых, она как несамостоятельная «суммарность» инстинктивно нуждается в культе личности. У человека массы хронический синдром подчинения каждому, кто обладает харизматическими качествами и предлагает заманчиво простые способы решения проблем. Толпа охотно позволяет манипулировать собой «Где есть масса людей, там сейчас же является вождь. Масса посредством вождя страхует свои тайные надежды, а вождь извлекает из массы необходимое». (А. Платонов. Чевенгур). Самое характерное для вожака - манипулирование судьбами людей, реализация ницшеанской «воли к власти». Вождь же в глазах массы обретает самостоятельную ценность, обожествляется. Говоря о массе, З.Фрейд определяет ее как возврат к примитивному человеку. «Толпа, - пишет Ортега-и-Гассет, - понятие количественное и видимое. Масса - это множество людей без особых достоинств. Это совсем не то же самое, что рабочие, пролетариат. Масса - это средний, заурядный человек - человек без индивидуальности». Элитаризм. Так же существует подход к решению проблемы субъекта и движущих сил истории который отражается в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в конце XIX - начале ХХ в. и получившей широкое распространение в современном обществознании, общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главный признак - способность к сознательному и реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общества. Причем формирование ее, как отмечает Р. Михельс, - естественный процесс, так как общество не может существовать без организации, а элита обеспечивает эту организацию, будучи сама структурированным меньшинством, которому масса вверяет свою судьбу. Таким образом, в обществе происходит циркуляция элит, и даже революция, как отмечает В. Парето, - лишь борьба элит, маскируемая под право говорить от имени народа. Аналогичную мысль высказал и Б. Шоу: «Революции никогда не помогали скинуть бревно тирании. Максимум, что они могли, - это переложить его с одного плеча на другое». Следовательно, неэлита (масса) может выступать в роли движущей силы, но не субъекта истории. 3 Философская мысль о роли народа. Роль народных масс в истории: - народные массы - это решающая сила исторического процесса; народ является творцом истории. Именно его деятельность является определяющей силой в изменениях общества; - эта сила исторически развивается и возрастает, так как в ходе истории все более широкий круг общественных явлений, преобразований осуществляется народными массами. Однако общество не однородно. Внутри него функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные общности. Каждая социальная общность объединяется каким-то объективным общим интересом. Интерес той или иной общности - то не только общее мнение, общая позиция, но и общее действие. Этот интерес реально существует, функционирует в обществе через социальное действие, социальную активность. Следовательно, социальные общности являются объединениями людей, руководящих программой деятельности для реализации ее в жизнь. Поэтому они являются важными движущими силами общественной жизни. В обществе, основанном на частной собственности, борьба социальных групп, общностей, классов, народностей носит объективный характер. Роль классовой борьбы тесно связана с ролью народных масс в истории, ведь народ, начиная с рабовладельческой формации, состоит из классов и роль соответствующих классов в истории есть не что иное, как определенное выражение развития роли народных масс. 4 Роль личности в истории. Человеческое общество – это высшая ступень организации живых систем. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль. Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменились в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культур и мировоззрений. Личность ХХ столетия резко отличается, например, от личности даже не столь отдаленного прошлого, скажем, XVIII-XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций. При родовом строе личные интересы были подавляемы интересами выживания рода; общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами, обычаями предков. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности. С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной и средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. За отдельным индивидом признается уже определенная самостоятельность действий и соответственно предусматривалась способность индивида отвечать за свои действия. Здесь уже шел бурный процесс становления личности. Однако личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в разных типах культур. Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. В период средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Усложнился и уточнился ее духовный мир: она вошла в индивидуальный контакт с персонифицированным богом. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обуславливало соответствующий образ жизни. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных. В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Свобода выбора означает для него своеобразную космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения. Человек ощутил себя господином мира. В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало бурный расцвет науки. В межчеловеческие связи вклинилось как бы опосредующее звено – техника. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации и мировоззрение. По мере развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и др. Дальнейшее развитие привело к глобальному отчуждению личности. 5 Условия, масштабы, способы влияния личности на социальные изменения Социальные изменения — это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений, организаций и институтов, малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях. Выделяют четыре вида социальных изменений. 1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности -малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, в структурах власти, социокультурных ценностей и др. 2. Изменения, затрагивающие социальные процессы, или процессуальные социальные изменения. 3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. 4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, носят идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения). Идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям: с их помощью социальные группы и классы требуют соответствующих изменений либо сопротивляются им. Роль идеологии более заметна, когда осуществляются глубокие преобразования, и менее, когда происходят сравнительно мелкие, неглубокие перемены. 6 Проблема культа личности в истории Термин «культ личности» возник в период борьбы с наследием сталинизма в середине 50-х годов в СССР. По отношению к буржуазным и фашистским деятелям он обычно не использовался. Хотя сейчас иногда применяется в качестве отрицательного эпитета в рамках пропагандистской риторики, направленной против личности того или иного деятеля. В абсолютных монархиях императора, короля, царя, султана и т. д. практически обожествляли. Утверждалось, что монарх-- воплотитель воли бога или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи. В китайских монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах и авторитарных режимах харизматических лидеров-вождей, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты; художники, композиторы, писатели, поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов. Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и правящих партиях. Народ должен был славить вождей и подносить им дары. В их честь прижизненно ставились многочисленные статуи и памятники, переименовывались города и назывались многочисленные объекты. Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам. Выдающиеся личности определенно играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. Заключение Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его "участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Социальные группы могут выделяться по различным признакам - возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения. Общественные объединения - это добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов, (политические партии, профсоюзные организации, общественные движения). Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которые ученые называют историческими деятелями. Прежде всего, таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т.д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому, в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс, они также могут быть отнесены к историческим личностям. Через и на основе совокупной деятельности всех "участников" движущей силы исторического процесса осуществляется и развертывается история. До уровня субъекта поднимаются только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. Вывод: исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом. Список используемой литературы 1 Костырченко, Г.В. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм / Г.В. Костырченко. М., 2001. 2 Мир философии: книга для чтения. М., 1991. Ч. 2. Разд. 6. 3 Нестеренко, А.В. Демократия: проблемы субъекта / А.В. Нестеренко // Общественные науки и современность. 2002. № 4. 4 Плеханов, Г.В. К вопросу о роли личности в истории / Г.В. Плеханов // Избр. филос. произв.: в 5 т. М., 1956. Т. 2. 5 Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М., 1992. 6 Хевеши, М.А. Политика и психология масс / М.А. Хевеши // Вопросы философии. 1999. № 1. 7 Червонный, В.П. Тоталитарный синдром в судьбе России / В.П. Червонный. Екатеринбург, 2005. |