Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа

  • 1. Социально-философские идеи Н. Макиавелли

  • 2. Социально-философские идеи Т. Мора

  • 3. Социально-философские идеи Т. Кампанеллы

  • Список использованных источников

  • Философия теория Мора. философия теори я мора. Контрольная работа по дисциплине Философия Социальнофилософские идеи Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы


    Скачать 48.51 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Социальнофилософские идеи Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы
    АнкорФилософия теория Мора
    Дата02.11.2022
    Размер48.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия теори я мора.docx
    ТипКонтрольная работа
    #766880

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Юридический факультет
    Кафедра философии, культурологии и социологии
    Контрольная работа
    по дисциплине «Философия»
    Социально-философские идеи Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы.
    ОГУ 40.05.02.6019.681071 ОО


    Руководитель канд. юрид. наук, доцент _____________ «______»________________ 2020_г.

    Студент группы _______________

    «______» ________________ 2020 г.

    Оренбург 2020

    Содержание
    Введение………………………………………………………………….....5

    1 Социально-философские идеи Н. Макиавелли……...............................7

    2 Социально-философские идеи Т. Мора…………………………….......11

    3 Социально-философские идеи Т. Кампанеллы……………………...…15

    Заключение……………………………………………………………….....19

    Список используемых источников …………………………………….….20

    Введение
    Возрождение – эпоха становления раннего буржуазного общества (в основном, в Италии) XIV–XVII вв. Возникновение культуры гуманизма, достижения в области естествознания. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла). Натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс). Методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, научные законы природы (Галилей в механике). Антропоцентризм: человек – центр вселенной и цель всех событий. Гуманизм – отражаемый антропоцентризм: исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека (рассуждения человека о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении и т.д.). Итальянский гуманизм – литературный. Ренессанс охватывает ту фазу истории, на которой христианская религия уже не занимает доминирующего, единого положения. На первый план выходят идеи гуманизма.

    Ренессансом принято называть этап развития культуры Западной и Центральной Европы в XIV-XVI веках. Особенностью философской мысли эпохи Возрождения является ее антисхоластический характер. Здесь следует подчеркнуть, что в течение всего рассматриваемого периода схоластика оставалась официальной идеологией в европейских государствах и изучалась в школах и университетах. Философия, развивавшаяся гуманистами, в отличие от схоластики, была освобождена от опеки теологии.

    В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в Античности, ни в Средние века не было такого интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. В эту эпоху ценностью становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума [9, С. 81-82].

    Л.М. Баткин в качестве важнейших особенностей эпохи Возрождения выдвигает пересмотр отношения к античности и христианству и отношения между христианством и античностью [1, с. 6]. Если средневековое христианство было настроено враждебно (особенно поначалу) к античности, видя в ней соперничающую религию и языческую систему ценностей, то деятели Ренессанса запечатлели иное отношение к античным ценностям, вызревшее в подсознании.

    Философское мышление этого периода можно квалифицировать, как антропоцентрическое. Ключевой фигурой является не Бог, а человек. Бог является началом всего сущего, а человек - центром всего мира. Общество является результатом человеческой деятельности, а не продуктом Божьей воли. Человек в своей деятельности и планах не может быть ограничен ничем, он может делать все. Ренессанс характеризуется новой степенью самосознания человека: сознание собственной силы и таланта, гордость и самоутверждение, жизнерадостность и свобода мысли становятся характерными качествами передового человека того времени. Поэтому именно Ренессанс дал миру ряд гениальных личностей с ярким темпераментом, всесторонней образованностью, которые выделялись среди людей своей волей, решительностью и большой энергией. Мировоззрение людей Ренессанса имеет ярко выраженный гуманистический характер. В этом мировоззрении человек трактуется как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители Ренессанса, конечно, не могут быть атеистами или материалистами, так как они верили в Бога, признавали его первым Творцом мира и человека. По их мнению, Бог, сотворивший мир и человека, дал человеку свободу воли, и теперь он должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии эпохи Возрождения значительно истощены основания греховной природы человека, «порочности его натуры». Главная ставка делается не на Божью помощь, а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные человеческие возможности присущи философии эпохи Возрождения.

    Гуманистические идеи, поворот эпохи Возрождения к человеку и его культуре, освобожденные от диктата теологии, нашли свое отражение и в области социально-политических теорий.

    Новые концепции государства и права, возникшие в эпоху Возрождения, основывались на положении о природном характере человека, на его жизненных интересах и потребностях. Социальная философия эпохи Возрождения не исходила из одностороннего и однозначного религиозного объяснения. Они были обусловлены совершенно другими предпосылками.

    Центром социальных теорий было государство, в котором развивающиеся силы общества в лице буржуазии рассматривались как главное оружие против вселенской папской церковной гегемонии, как средство реализации своих политических и экономических интересов.

    Идеи государственного абсолютизма нашли наибольший резонанс в социальных теориях эпохи Возрождения. Авторами этих теорий были итальянец Никколо Макиавелли, социалист-утопист Томас Мор, Томмазо Кампанелла и другие.

    1. Социально-философские идеи Н. Макиавелли
    Богатство личностного и социального опыта, столь глубоко отличавшее ренессансное общество Италии от общества феодального, в той или иной форме нашло свое отражение в различных гуманистических идеях и учениях. Но в подавляющем большинстве из них (особенно в XV в.) теоретическое осознание этого опыта было подчинено античным образам, идеям, концепциям. Однако интенсивность ренессансного опыта во многих случаях была столь велика, что появлялись мыслители, особенно глубоко и всесторонне ориентировавшиеся именно на него. Разумеется, они не отказывались при этом от рассмотрения различных идей и фактов античной истории и культуры, но эти идеи и факты они в основном подчиняли собственным теоретическим построениям. Особенно крупным и оригинальным из числа таких мыслителей был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он происходил из небогатой семьи флорентийского юриста и не получил, в отличие от многих гуманистов, блестящего классического образования. В университете он не учился, греческого языка не знал, но латинским владел достаточно хорошо, чтобы читать римских авторов (а греческих — в латинских переводах). И он читал их много и интенсивно, особенно сочинения римских и греческих историков. Немаловажно отметить увлечение Макиавелли поэмой Лукреция Кара, которую он даже переписал для себя еще в молодости. Решающее же влияние на мировоззрение Макиавелли оказал его живой интерес к сложной социальной жизни родной Флоренции в годы восстановления здесь республиканского строя и фактического правления фанатичного, аскетичного и резко оппозиционно настроенного по отношению к римской курии Савонароллы. Уже после его казни в 1498 г., когда республиканский строй во Флоренции еще продолжал существовать, Никколо поступил на службу в одну из канцелярий республики, а вскоре занял важный пост секретаря комиссии Десяти — фактического правительства республики. Его служба, связанная с выполнением многообразных политических и дипломатических поручений (не только в различных итальянских государствах, но и за их пределами), доставила Макиавелли множество бесценных наблюдений и выявила его незаурядный организаторский талант. Наиболее выдающимся представителем социальной философии эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469—1527). Никколо Макиавелли – итальянский философ, политический деятель, историк. В течение четырнадцати лет был секретарем Совета десяти, правительства Флоренции во времена республики, после прихода к власти семейства Медичи оказался в ссылке в своём поместье близ Флоренции, где занимался литературным творчеством. Ему принадлежат «История Флоренции», стихотворения, пьесы, рассказы, но наиболее интересны трактаты «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», где излагается политологическая концепция просвещенной монархии с опорой на опыт древней и современной ему политической истории. Известны также труды Макиавелли: «Заметки о первых десяти книгах Тита Ливия», «Правитель», посвященный «возвышенному» Лоренцо Медичи, «Флорентийские летописи», которые он пишет уже в то время, когда Медичи вновь призвали его на государственную службу. Никколо Макиавелли был одним из первых социальных философов Ренессанса, отвергшим теократическую концепцию государства. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Церковь расшатала основы государственной власти, пытаясь объединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила стремление народа служить государству. Социально-политическое учение Макиавелли можно назвать политическим реализмом. Он уверен, что управление людьми должно быть основано на знании действительной природы человека. Человек по своему происхождению ни плох, ни хорош; однако, как указал Макиавелли, в нем больше плохого. Поэтому опытный политик должен в большей степени учитывать слабости и изъяны людей больше, чем их хорошие качества. Его концепция государства отрицает прежнюю теократическую концепцию. Он считает, что самый мощный стимул человеческой деятельности - это интерес. Чтобы избежать ненависти, государь не должен желать собственности своих граждан и их женщин, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю собственности. Поэтому вражда между людьми достигает особой интенсивности там и тогда, когда речь заходит о владении собственностью. Такая вражда неминуема и может привести к полезным исходам (например, она привела Рим к свободе, то есть к республике). Сохранение собственности лучше обеспечивается ее приумножением. Но, из-за эгоизма людей происходит столкновение их интересов за собственность, которому нужно поставить заслон. Он является сторонником мощного централизованного национального государства, где власть принадлежит зажиточному классу ремесленников и купцов. В трактате «Государь» он рассматривает пути создания сильного государства в условиях, когда народ не обладает развитыми гражданскими добродетелями. Макиавелли критикует христианство за то, что оно наставляет смирение и, сосредотачивая внимание человека на небе, отводит от мирских занятий. Как и все гуманисты, он определяет человека по его собственным делам и заслугам, а потому стремительно нападает на никчёмное дворянство, которое живёт чужим трудом. Политическим идеалом Макиавелли была Римская республика – могучее, устойчивое образование, которое веками поддерживало внутренний распорядок и сумело распространить этот распорядок на обширные завоеванные владения. При такой форме правления каждый гражданин несет ответственность за судьбу своего государства. Но в современной обстановке он считает наследственную монархию наилучшей формой правления. Государство основано на силе, которая не связана ни с какими нравственными нормами, поэтому государству нужен аппарат принуждения, и прежде всего армия. Он выступает против наемной армии и выступает за всеобщую воинскую обязанность. Макиавелли также рассматривает такие вопросы, как «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать свое слово», «Как должен поступать государь, чтобы его уважали», «Советники государей», «Как избегать льстецов» и другие. Многие советы мыслителя о деятельности правителя звучат очень современно. Например, следующее утверждение: «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает». Центральное место в философии Макиавелли занимает идея постоянного коловращения как результата естественного хода вещей, имеющего «божественный» характер. Макиавелли проводит разграничение между политикой и теологическими и религиозными идеями. Политика есть лишь автономный аспект человеческой деятельности, она есть воплощение свободной, человеческой воли в рамках необходимости («фортуны»). Политика определяется не Богом или моралью, а самой практикой, естественными законами жизни и человеческой психологией. Изучая историческую и политическую практику, Макиавелли приходит к выводу, что мотивы политической деятельности определяются реальными интересами, корыстью и стремлением к обогащению, которые определяют политическую деятельность. Социально-политическая теория Макиавелли служила руководством для способного и амбициозного правителя. Правитель нового государства, по мнению Макиавелли, должен быть деспотом. Политик не должен быть связан религиозными убеждениями, и его действия не могут быть основаны на церковных догматах. Его поведение должно быть основано на неопровержимых фактах. Конечно, эта социально-политическая концепция была включена в исторический контекст. Макиавелли считал, что Италия находится под гнётом папства. Макиавелли хотел теоретически доказать абсурдность и бесполезность такого положения вещей. Он хотел, чтобы Италия была настоящим светским государством, а не религиозным. Макиавелли приписывают формулу «цель оправдывает средства», в которую он не вкладывал тот широкий смысл, который созрел в XX веке. Макиавелли в своем «Государе» писал, что «великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца». Он объясняет это тем, что политическая ситуация может измениться и нужно в любой момент использовать те методы и приемы, которые подходят именно сейчас. Если вы свяжете себя твердыми обещаниями, это приведет к поражению. Политик должен уметь, по его мнению, проявлять гибкость. Но эта гибкость не тождественна абсолютной беспринципности, ибо государь не является абсолютно свободным и неограниченным тираном, каким он предстает у Шекспира или позднее у романтиков. Во всех вопросах он должен руководствоваться интересами государства, «ибо государь, который способен делать все, что ему заблагорассудится, - безумен, народ же, который способен делать все, что угодно, - не мудр…«Когда народ совершенно сбрасывает с себя всякую узду, опасаться надо не безумств, которые он творит, и не нынешнего зла страшиться, - бояться надо того, что из этого может произойти, ибо общественные беспорядки легко порождают тирана» [15, с.138]. С дурными государями происходит как раз обратное: тут страшатся теперешнего зла и все надежды возлагают на будущее; люди успокаивают себя тем, что сама дурная жизнь государя может возродить свободу». Главным принципом государственного управления должна была стать мораль. Но в концепции Макиавелли это была мораль сильных, а не мораль слабых. Макиавелли поддерживал идеи гуманистов. Он не верил ни в судьбу, ни в религиозный фатум. Человек должен был сам строить свою судьбу. Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец «циничности» и безнравственности в политике. Идеи Макиавелли о возможном, порой, использовании бесчеловечных средств для укрепления государственной власти и достижения своих политических целей, направленных против собственного народа, получили название «макиавеллизм». Со временем термин «макиавеллизм» стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Макиавеллизм осуждается как теория и практика бесконтрольного использования власти, не подчинённый никаким «высшим» моральным критериям, как деятельность, единственным законом которой является успех любой ценой. Князь, вставший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисы. Взяточничество, убийства, отравления и предательство - все это допустимо в политике, направленной на укрепление государственной власти. Макиавелли не изобретал эти принципы, он видел их и обобщал, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории. И, впоследствии, многие диктаторы и тираны использовали эти методы (макиавеллизм) в своей повседневной практике.

    2. Социально-философские идеи Т. Мора
    Другим выдающимся представителем социальной философии эпохи Возрождения был Томас Мор (1479-1555). Он происходил из богатой королевской семьи юриста. Его гуманистическое мировоззрение сформировалось в Оксфордском университете, центре тогдашних английских гуманистов. Будучи членом парламента, он смело выступает против финансовых махинаций короля Генриха VIII, против его деспотизма. Таким образом, он способствовал повышению своего авторитета среди лондонской мелкой буржуазии. На королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII он становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии был казнен за свои католические убеждения.

    В целом его деятельность связана либо с гражданской историей, либо с историей литературы. Нас может заинтересовать только одно из его произведений, вышедшее в 1516 г. под названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», поскольку вся эстетика эпохи Возрождения основана на спонтанном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.

    Творчество Мора - яркое выражение гуманистического нравственного идеала, учения о человеческом достоинстве и свободе. Трагические обстоятельства его смерти, казалось, предвещали конец мечтаний о Золотом веке, провозглашавшийся Платоновской Академией во Флоренции, а также крах «христианского гуманизма» Эразма Роттердамского.

    В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия». В ней он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия.

    Слово «топия» (от греч. topos) означало место. Приставка «у» могла происходить либо от греч. «уи», либо от «ои». В первом случае это эвтопия, во втором — утопия (место, которого нет).

    В книге Т. Мора ощутимо влияние довольно широкого спектра идей и суждений о государстве, а также о формах правления, которые существуют или, по крайней мере, были описаны ранее: очевидна ухватка к Платону и Лукиану, а также связь со средневековой литературой путешествий и с открытием американского контекста.

    В книге автор предстает перед нами как человек, добросовестно подготовивший рассказ путешественника из Португалии об обычаях, которые ему удалось увидеть в далекой, но реальной стране: по мнению исследователя, государство Утопия является "лучшим" из тех, что ему известны, и поэтому ему нетрудно рассказать о законах, которые существуют в Утопии. Однако он не берется защищать эти законы как самые совершенные, напротив, каждый волен открыто критиковать их; важно, чтобы мир узнал о существовании народа с древней культурой и великими знаниями, чей опыт можно обсуждать и понимать в Европе. Даже читателю, понимающему все буквально, Мор объясняет свою позицию с первых же строк - намерение ограничиться незначительной критикой. Ему не нужно подробно излагать свое мнение об утопическом обществе, потому что главная цель его работы - довести до сведения других то, что ему стало известно. Из-за ложного убеждения книга о нем становится описанием явления, о закономерности которого нет смысла думать, потому что оно существует само по себе, а не в воображении автора. Это добровольное принятие роли скромного посредника-рассказчика было широко распространено среди авторов утопических произведений.

    Утопия как литературный жанр имеет свои особенности:

    1) авторы утопии, вообще говоря, описывают ритуализированные действия: их не интересуют никакие необычные события, а только то, что является правилом в вымышленной стране. Что удивительно, так это само её существование, а также способ, благодаря которому рассказчик туда попал; все остальное-привычное повседневное явление.

    2) это ритуализированное поведение может быть рационализировано, и в утопии всегда есть кто-то, кто поможет путешественнику понять эту рациональность и поможет ему избавиться от предрассудков, принесенных из старого мира.

    Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода первоначального накопления капитала, который был очень суровым в Англии, но стремился выяснить социальные причины этого явления. Он считал, что их корни уходят в частную собственность. Поэтому необходимо менять общественные отношения, но это нельзя сделать только законодательно. Идеалом, который он специально демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство и целесообразное управление, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязанность работать и т. д.

    На самом деле, изображение Мором утопического человека представляет собой причудливую смесь всевозможных старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, видимо, с одним главным отличием: от яркого ренессансного артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, абсолютно ничего не осталось. Нарисован человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством, которое все еще довольно абсолютистское. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, а даже превозносятся Мором, особенно музыка. Общество делится на семьи, но эти семьи понимаются скорее производственно, именно поэтому принадлежность к той или иной семье является не только естественным происхождением членов семьи, но прежде всего, указами государства, согласно которым члены семьи могут быть переведены из одной семьи в другую для производственных или иных государственных целей. В брачные дела государство также вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Вообще говоря, допускается любая религия, в том числе языческое поклонение небесным телам. Требуется полная религиозная терпимость. Священники должны быть избраны народом. Деятельность атеистов очень ограничена, так как отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. В любом случае, открытые заявления атеистов запрещены. Кроме того, высшей религией по-прежнему признается христианство или монотеизм.

    Семьям рекомендуется принимать пищу в общих столовых, а не отдельно. За исключением некоторых индивидуальных случаев, одежда должна быть для абсолютно всех однотипной. В этом совершенном государстве рабы также играют первостепенную роль. Не только утверждается сам институт рабства, но показывается даже очень полезным как для государства, получающего в лице рабов дешевый труд, так и для всего населения, для которого рабы являются примером того, чего не следует делать. Признаются материальные удовольствия. Однако Мор пишет: «утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни». Иными словами, яркая и блестящая художественная эстетика эпохи Возрождения сводится здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим «духовным наслаждением».

    Поразительно превосходство производства по сравнению с потреблением. В то же время Мор отмечает равенство труда и обязанностей, а также главенство государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все эти черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это модифицированный Ренессанс, и что эта модификация направлена на устранение спонтанно - личного и художественно - субъективного индивидуализма классической эпохи Возрождения.

    Томас Мор был одним из основателей утопического социализма. Его работа является наиболее важным исследованием социализма в конце XVIII века. Здесь он предстал как рационалист, его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени. Он не считал свои идеи о новом обществе фантазией, хотя и осознавал возможные трудности в их реализации. Он считал, что с помощью образованного правителя его идеи могут быть реализованы в ближайшем будущем. Это также показало иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно вошло в историю мышления как «утопическое».

    Томас Мор находился в оппозиции правящей партии. Он выступал с резкой критикой короля Генриха VIII. В начале своего творчества его идеи были очень популярны среди мелкой буржуазии, но впоследствии он был казнен за противоречие власти. Его творчество является гуманистическим нравственным идеалом Ренессанса, учением о свободе и достоинстве человека.

    Томас Мор видел причину социального неравенства в частной собственности. Он исследовал социально-политические аспекты неравенства. Для устранения социального неравенства необходимо было изменить общественные отношения, считал Томас Мор. Однако законным путем изменить общественный строй практически невозможно, для этого нужна революция.

    В идеальном государстве Томаса Мора все люди имеют права, обязаны работать, частная собственность заменяется общественной. Основными видами трудовой деятельности являются (точно так же, как и у Платона) земледельческая, ремесленная и умственная. Все это позволяет достичь высокой производительности труда, которая становится двигателем общественного прогресса. При этом Мор Т. Считал, что такого положения вещей можно достичь в ближайшее время. Практику трудовой деятельности в утопии Т.Мора должен был иметь каждый гражданин (например, не менее 2 лет отработать вс\х работах). Чиновники также иногда должны заниматься трудовой деятельностью для примера и вдохновения граждан. Трудовой день в утопии Мора шестичасовой, остальное время человек должен уделять умственному и физическому развитию.

    В идеальном государстве Мора есть своя религия, это религия не догматическая. Она связана с верой в божественное начало, как творца человека и мира. Религия нравственно и морально преобразует человека, считал Т.Мор. Те, кто не верит в Бога, грешит больше.

    Отсутствие частной собственности приводит к отказу от денег. В идеальном государстве существует рабство. Рабами становятся те граждане, которые пошли против закона и стали преступниками, а также военнопленные.

    3. Социально-философские идеи Т. Кампанеллы

    Другой представитель ренессанского утопизма - Томмазо Кампанелла (1568-1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Он родился в семье сапожника. В 1582 году он вступил в Доминиканский орден. Недовольный схоластической ученостью, которую культивирует орден, Кампанелла познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого он защищал в своем первом трактате «Философия, доказанная ощущениями» (1591).

    Спасаясь от преследования властей ордена, он бежал из Неаполя в Северную Италию, где был арестован по обвинению в ереси. После суда и заключения в тюрьме Рима Кампанелла вернулся в Неаполь, а затем в Калабрию. Там он возглавил широкий заговор против Испании, который из-за доноса был раскрыт в августе 1599 года. Его схватили как политического преступника и еретика, он был подвергнут пыткам и приговорен к пожизненному заключению. В неаполитанских тюрьмах Кампанелла провёл 27 лет. В тюрьме он написал многочисленные труды по философии, теологии, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике и политике, в том числе знаменитую утопию «Город солнца» (1623 г.). в 1626 г. Кампанелла был переведен в Рим, что, однако, не спасло его от инквизиционных преследований и тюрьмы.

    Заинтересовав папу Урбана VIII своими трудами и астрологическими предсказаниями, Кампанелла смог добиться освобождения. Но в 1635 году, из-за требований испанских властей о его выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, опубликовал многие свои труды и написал новые политические трактаты с целью побудить французское правительство к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.

    «Город Солнца» был написан через сто лет после «Утопии» Томаса Мора. Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город солнца» отчетливо просматривается. Кампанелла рисует идеальное, по его мнению, общество, где все работают и нет «праздных негодяев и тунеядцев». В течение своих 27 лет в тюрьме Кампанелла, конечно, долго и упорно думал о неравенстве и лучшей государственной системе. Как мы можем сделать общество более справедливым?

    Рассмотрев окружающую действительность, Кампанелла пришел к выводу: существующая система несправедлива. Для того, чтобы люди жили лучше, она должна быть заменена другой, более совершенной системой, где все люди равны. В жанровом плане «Город солнца» тоже не нов: рассказ путешественника об идеальной стране, которую он посетил.

    Черты раннего утопического коммунизма у Кампанеллы выражены более ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г., названном «Город Солнца», Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т. е. о ликвидации семьи как первоначальной социальной единицы. У Мора ничего этого не было выражено в такой яркой форме. Также говорили о влиянии раннехристианских идей на Кампанеллу. Однако тщательное изучение идей Кампанеллы показывает, что это влияние практически равно нулю. А, что действительно повлияло на Кампанеллу, так это, конечно, учение Платона в его «Государстве».

    Кампанелла отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию и провозглашает идею папской власти над всеми христианами. Он видит необходимость крупных социальных преобразований, направленных на осуществление Царства Божьего на земле, и призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации.

    В отличие от Томаса Мора, он полностью убежден в возможности осуществления новых социальных идей путем переворота силой массового восстания.

    Книга «Город Солнца» появилась не случайно, как пытаются вообразить себе современные католические исследователи, она находится в абсолютном соотношении со всей духовной и политической жизнью писателя, испытавшего на себе мучения масс. В отличие от Мора, он не концентрирует исключительного внимания на проблемы экономики. Он думает, что ликвидация частной собственности возможна на основе нравственных принципов христианства.

    В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, частная собственность ликвидирована, труд является общей обязанностью и главной потребностью человека. Все солярии «принимают участие в военном деле, возделывании и скотоводстве… А тот, кто знает большее число искусств ремесел, пользуется и большим почетом, к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла…считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими…

    Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины». Солярии работают 4 часа в сутки. В свободное от работы время человек должен развивать свою душу и тело, изучать науку, либо заниматься физическими упражнениями.

    В Городе Солнца главенствует духовная аристократия. Кампанелла пишет: «Верховный правитель и них - священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение».

    Самый образованный человек становится верховным правителем. Им может быть человек, достигший 35-летнего возраста. Эта должность остается постоянной до тех пор, пока не появится человек, который будет мудрее своего предшественника. У Верховного правителя есть три соправителя: Пон, Син, Мор или Мощь, Мудрость, Любовь. Должностные лица заменяются волей народа. Но четверо высших несменяемы, «если только по совещанию между собой не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим. Они действительно настолько разумны и честны, что охотно уступают мудрейшему и сами у него поучаются, но такая передача власти случается редко».

    Коллегии высших должностных лиц подчиняются лица, ведущие узкими специализациями.

    Должностные лица: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель и т.д. Совещаются 1 раз в 8 дней. Это и есть технократия, то есть правление "знающих".

    Соправители занимаются вопросами войны и мира, военного искусства и ремесел; свободных искусств, наук и школьного образования; контроля над рождаемостью, воспитания детей, медицины, сельского хозяйства и скотоводства. Политическая и светская власть переплетается с церковной и духовной властью. Религия жителей Города Солнца сливается с философией природы, задача - объединить их.

    Идея глобального объединения всех людей мира в программе Кампанеллы занимает значительное место. Папа Римский должен возглавить объединенный мир. Подчеркивается важность римского Сената, который состоит из представителей других государств и который должен быть уполномочен разрешать все споры мирным путем.

    Главной причиной зла, по мнению Кампанеллы, является собственность, порождающая эгоизм. Для достижения своих корыстных целей, богатства, человек начинает грабить государство или становится предателем, или лицемером, когда ему не хватает власти и благородства. Кампанелла пишет: «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине…». В идеальном обществе Кампанеллы собственность и семья упразднены, а дети воспитываются исключительно государством.

    Считая, что причиной народного несчастья является невежество, Кампанелла уделял большое внимание народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают учиться и воспитываться в обществе. Они изучают алфавит, изучают историю и языки по картинам. С семи лет они изучают естественные науки и другие предметы, наряду с изучением ремесел и сельского хозяйства.

    Роль народа: каждые 2 недели созывается Большой совет, на котором присутствуют те, кто достиг двадцатилетнего возраста. Каждый имеет право высказаться о недостатках в государстве. Обсуждаются все важные вопросы государственной жизни. Обсуждаются кандидатуры должностных лиц, и любое должностное лицо может быть смещено.

    Солярии имеют общие дома, спальни, кровати и все необходимые предметы.

    Солярии не имеют внутренней торговли. Товарами обмениваются с торговцами из других стран.

    Браки совершаются только в соответствии с государственными указами, а дети после кормления грудью немедленно отбираются государством от матери и воспитываются в специальных учреждениях, причем не только без всякого общения с родителями, но даже без всякого знакомства с ними. Мужей и жен, как таковых, не существует. Они являются таковыми только в моменты установленного сожительства. Супруги даже не должны знать как друг друга, так и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности было естественным явлением, а у Платона оно было доведено лишь до своего предела. Что касается эпохи Возрождения, то человеческая личность уже была на первом месте. Итак, то, что мы находим у Кампанеллы, - это, конечно, отказ от идей Ренессанса.

    Однако нельзя также сказать, что Кампанелла не имеет ничего общего с Ренессансом. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе отпечатки возрожденческих воззрений. Поэтому правильнее сказать, что здесь мы имеем дело с видоизмененным Ренессансом и Ренессансом, критикующим себя в социально-политическом смысле.

    Чистейшей наивностью является указание на то, что люди должны все носить белую одежду днем, а ночью и за пределами города - красную, шерстяную или шелковую, а черную одежду было запрещено носить вовсе. Такого же рода советы были и о труде, торговле, плавании, играх, лечении, вставании по утрам, об астрологических техниках основания городов и многом другом. Солнцу поклоняются почти языческим образом, хотя истинное божество все еще считается высшим. Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.

    Законы немногочисленны, лаконичны и ясны. Тексты законов высечены на колоннах у входа в храм, где вершится правосудие. Процесс является гласным, устным и быстрым. Для доказательства нужно 5 свидетелей (потому что они идут и работают в команде). Пытки недопустимы. Здесь нет тюрем. Все они индивидуально подпадают под юрисдикцию их мастерской. Главный мастер может назначить наказание: изгнание, пребывание без женщины, бичевание. Три соправителя могут умягчить наказание. При осуществлении смертной казни палачи не полагались, для того чтобы не осквернять государство, но сами люди, и прежде всего обвинитель и свидетели, забивают преступника камнями.

    У Кампанеллы удивляет смешение языческих, христианских, ренессансных, научных, мифологических и совершенно суеверных воззрений. Таким образом, эстетически видоизменённый Ренессанс очерчен в этой утопии с наиболее яркими чертами. Главное - не обращать внимания на тот стихийно-человеческий и художественный индивидуализм, который с самого начала отличал эстетику эпохи Возрождения. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотречение Ренессанса, то вряд ли ошибемся.

    Теория Кампанеллы также утопична. Однако в ней есть много положительных элементов. Например, он прогнозирует огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о объективном и рассудительном управлении.

    Осуществление своего плана Кампанелла, возлагал на Европейских государей, испанского, затем французского короля и Римского папу, стремясь достичь, духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

    Заключение
    Главные черты философии Эпохи Возрождения - это натурофилософский пантеизм, этический индивидуализм и гносеологический рационализм.

    Основным недостатком философии Ренессанса является проявление аристократических и элитарных тенденций. Человек, который мог на практике воплощать философию Ренессанса, принадлежит к определенному социальному кругу и обладает хорошим образованием. Основной признак философии Ренессанса - это ориентация на земные человеческие ценности.

    Учение Макиавелли оказало огромное влияние на развитие всей последующей социальной философии и продолжает оказывать до сих пор. Но если раньше (XVII–XIX вв.) «макиавеллизм» ассоциировался, прежде всего, с беспринципностью и безнравственностью в политике, то сегодня исследователей больше интересует его анализ технологии власти.

    В XVI-XVII вв. капитализм лишь зарождался в недрах феодализма, идеалы Ренессанса полны внутренних противоречий, а общество не было готово принять идеи социализма, именно поэтому утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы получились фантастичными.

    Идеи ранних утопистов получили дальнейшее развитие и оказали большое влияние на историю философской мысли. Наибольшее влияние на исторические судьбы народов Европы оказало учение о государственном устройстве. Социалисты-утописты XIX века Сен-Симон, Фурье, Р. Оуэн, г. Бабеф и другие продолжили идеи ранних утопистов.

    Идеи социального равенства способствовали созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе марксистского коммунизма. Главное, за что социалисты критикуют Мора и Кампанеллу, - это непонимание ими невозможности мирного перехода к социализму путем переговоров.

    Карл Маркс был первым, кто обосновал необходимость классовой борьбы для изменения государственного строя, потому что власть имущие не отдадут власть так легко. Другие критики указывали на опасность утопий, их способность сбываться и угрозу, которую они представляют для свободного человеческого развития.

    Значение философии эпохи Возрождения огромно. Она создала предпосылки и основы философии Нового времени. Ренессанс - это естественный процесс перехода от средневековых философских традиций к философским парадигмам Нового времени

    Список использованных источников

    1 Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

    2 Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. / Под редакцией И.Т. Фролова – М.: Политиздат, 1989 – ч. 1

    3 Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения – М.: Высшая шк., 1980

    4 Грядовой, Д. И. История философии. Античность. Средние века. Возрождение. Кн. 2 / Д. И. Грядовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

    5 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980 г.

    6 Краткий философский словарь. — 2-е изд. — М. : Проспект, 2010.

    7 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М.:ЭКСМО-Пресс, 1998 – 656 с.

    8 Макиавелли Н. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия// Избранные сочинения. М., 1982.

    9 Мальков, Б.Н. Философия для юристов [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Б.Н. Мальков, Г.А. Торгашев. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 447 с.

    10 Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки / М. Мон- тень. — М., 1975.

    11 Мор Т. Утопия. М., 1978 г.

    12 Мурзин, Н. Н. Философия в вопросах и ответах : учеб, пособие для вузов / Н. Н. Мурзин. — М., 2006.

    13 Новая философская энциклопедия. — Т. 1—4. — М., 2000—2001.

    14 Перевезенцев, С. В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения / С. В. Перевезенцев. — Магадан, 2011.

    15 Пивоев, В. М. Философия. В 2-х ч. Ч. I-II. [Электронный ресурс] Учебное пособие / Пивоев В. М. – М. : Директ-Медиа, 2013.

    16 Роттердамский, Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский. — М., 1991.

    17 Философия в вопросах и ответах: учеб, пособие для вузов / под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. — М., 2005.

    18 Философия : учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Чумакова. — М. : Вузовский учебник, 2014.

    19 Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. — М. : ACT, 2003.

    20 Шестаков, В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы / В. Шестаков. — СПб. : Нестор-История, 2007.



    написать администратору сайта