Главная страница

Лекции. Ее сущность и структура


Скачать 3.84 Mb.
НазваниеЕе сущность и структура
АнкорЛекции
Дата26.07.2022
Размер3.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекции.pdf
ТипЛекции
#636405
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
План лекции
1. Понятийный аппарат социально-культурной деятельности.
2. Отличительные черты социокультурной деятельности.
3. Сущность, объект, предмет и задачи теории социально-культурной деятельности.
4. Особенности современной социально-культурной ситуации.
1. Понятийный аппарат социально-культурной деятельности.
В течение многих лет культурно-просветительная работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, было полностью подчинено идеологии партии и правительства.
В связи с этим и все основные понятия, трактуемые в культурно- просветительной работе, были подчинены государству и его идеологии. Так, например, ведущим принципами являлись – принцип партийности и идейности, связь с жизнью и практикой коммунистического строительства общества. В настоящее время основные понятия претерпели существенное изменение, и мы сегодня говорим о принципах приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе усвоения духовных и нравственных ценностей; принципе гуманизации содержания учреждений социально-культурной сферы и т.д.
Эволюция социально-культурной деятельности – это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества на современном этапе. Так, в разные исторические периоды феномен СКД трактовался по-разному: «внешкольное образование» – до 1920 – годов; политико-просветительная работа – с 1920 по
1970; культурно-просветительная работа – с 1970 по 1990; культурно- досуговая работа – до середины 1990-х; и, наконец, социально-культурная деятельность – с середины 1990-х. Осмысление данного понятия возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др.
Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социально-культурная деятельность социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, расширению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека (Я.Д.Григорович).

В.Туев определил социально-культурную деятельность «как организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс».
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников обосновали термин «социально-
культурная деятельность» как «исторически обусловленный, педагогически напрвленный и социально- востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества».
М.А. Ариарский дает следующее определение: социально-культурная
деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Социально-культурная деятельность – определенная система идей и представлений, отражающая цели и функции государственной политики в области культуры и досуга, определяющую пути, методы и средства их реализации в условиях современного общества
Тесно связаны с этим понятием и следующие категории:
Свободное время – часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел. Категория времени.
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды.
Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Качественная категория.
Культурно-досуговая деятельность – область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени.
Отдых
– обусловленный социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы.
Категория психофизиологическая.
Инкультурация – процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
− целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

− стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
− создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
2. Отличительные черты социокультурной деятельности.
К основным чертам социально-культурной деятельности относится то, что она:
1) осуществляется в свободное время на основе добровольности и активности различных групп;
2) опирается на региональные традиции и национально-эстетические особенности;
3) имеет многообразие видов деятельности среди разновозрастных групп населения;
4) имеет разнообразные формы как организованные, так неорганизованные;
5) в основе имеет коммуникативную направленность и развивается на основе интересов и потребностей личности;
6) может протекать в индивидуальных и групповых формах;
7) имеет определенную целенаправленность, которая затем приводит человека к деятельности.
8) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, так как в основе своей социально-культурная деятельность имеет культурные цели.
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
3. Сущность, объект, предмет и задачи теории социально-
культурной деятельности.
Современная теория социально-культурной деятельности – это самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки. Под теорией социально-культурной деятельности понимается система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их.
В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный исоциально востребованный процесс преобразования культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Законодательство о социально-культурной деятельности основывается на Конституции страны и принятом в государстве гражданском законодательстве, международных договорах и других национальных законах и вытекающих из них нормативных правовых актах, которые:
- провозглашают страну социальным государством, которое осуществляет защиту прав и свобод человека;
- гарантируют каждому свободу литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества;
- охраняют интеллектуальную собственность;
- обеспечивают каждому право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Социально-культурная деятельность осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые гарантируют свободу социально- культурных акций и раскрывают роль и место государства и регионов в осуществлении культурной политики и обеспечении успешного функционирования социально-культурной сферы.
Закономерности социально-культурной деятельности – это система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры.
В первую очередь к ним относятся:
- гуманистическая направленность,
- творческие начала,
- удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей.
Объект социально-культурной деятельности: – индивид, группа людей, социальная общность.

Предмет социально-культурной деятельности: процесс формирования культурной среды; социализации, инкультурации, и самореализации личности, использования современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; вовлечение личности или социальной общности в мир культуры и социальнокультурного творчества.
4. Особенности современной социально-культурной ситуации.
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею организатор СКД выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?
Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.
Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.
В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли.
Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.
Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.

В данном же случае речь идет о категории людей относительно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуждаются в защите особого рода – социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения культурного пространства своей жизнедеятельности.
Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни.
В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет является обязательным.
Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют основные направления социально- культурной деятельности:
− противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
− обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
− создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
− стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
− осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
− эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности.

Рекомендуемая для изучения литература
1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.
– 792с.
2. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально- культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. – 235 с.
3. Жарков
А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность» / А. Д. Жарков. – М. :
МГУКИ, 2007. – 479 с.
4. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. –
М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник /
А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с.
6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
7. Кусков, А. С. Основы туризма : учеб. для студентов вузов / А. С.
Кусков. – 2-е изд., перераб и доп. – М. : КНОРУС, 2010. – 400 с.
8. Чижиков В. М. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. – М. : МГУКИ, 2003. – 382 с.

Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План лекции
1. Периодизация истории социокультурного сервиса.
2. Отраслевая история социокультурной деятельности.
1. Периодизация истории социокультурного сервиса.
Ученый Е.В. Литовкин предложил свой вариант периодизации общей истории социокультурной деятельности на основе таких критериев, как:
− смена досуговых ориентаций государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов;
− изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов.
На основании этих критериев в истории социокультурнойдеятельности выделены следующие периоды:
Период I. Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем.
Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной.
Следует также отметить, что использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.
Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.). Этот вид досуга зародился после прихода христианства. Как известно, религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства.
Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека.
В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.
Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина
XIX в.). Среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с религией. За ними утвердилось название «светские». Другими
сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.
Период
IV.
Внешкольное
образование
и
культурно-
просветительная работа (вторая половина XIX – начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга.
Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы.
С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию.
Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность.
Но в реальности даже коммунистам не удалось отменить диалектический закон преемственности в культуре. Поэтому, несмотря на официальную жесткую политику советского государства, некоторые элементы религиозного, «буржуазно-светского», фольклорного досуга сохранялись в обществе.
Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.).
Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган –
Комитет по делам культурно-просветительных учреждений – и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны- освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин
«культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания
населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.
Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985 г. - 90-е годы).
В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название
«культурно-досуговая деятельность».
Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе. Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. Одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является изменение названия отрасли – вместо названия
«культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность».
Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 90-х годов).
Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества.
Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году сфера получила название «Социально-культурная деятельность».
Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества.
2. Отраслевая история социокультурной деятельности.
Социально-культурную деятельность можно структурировать на основе выделения вертикальных и горизонтальных групп историй, где вертикальную составят общая и региональные истории, а отраслевые и частные – горизонтальную группу историй социально-культурной деятельности. При таком подходе система историй социально-культурной деятельности будет выглядеть следующим образом:
Общая история социально-культурной деятельности.
Региональные истории социально-культурной деятельности.
Отраслевые истории социально-культурной деятельности:

− история деятельности клубных учреждений;
− история деятельности библиотечных учреждений;
− история деятельности музейных учреждений;
− история деятельности спортивно-оздоровительных, рекреационных учреждений и др.
Частные истории (в каждой группе отраслевых историй):
− содержание работы;
− технологии;
− ресурсы.
Каждый выделенный элемент системы историй представляет собой отражение определенного уровня практики социально-культурной деятельности, отображения отдельных сторон процесса её функционирования как сложного, многогранного явления.
Общая история социально-культурной деятельности по отношению к отраслевым и частным историям является обобщающей. Региональные истории отражают социально-культурную деятельность каждой области, района в отдельности. Региональные истории позволяют расчленить общую историю социально-культурной деятельности на составляющие части, отражающие историю отдельных территориальных образований страны.
Отраслевые истории отражают деятельность социально-культурных учреждений однородных типов, которые обладают специфическими особенностями и удовлетворяют определенные культурно-досуговые потребности населения.
Частные истории отражают содержание, технологии (средства, формы, методы деятельности определенных групп социально-культурных учреждений) и ресурсы социально-культурных учреждений (кадры, финансирование, управление, информационно-методическое обеспечение, материально-техническая база).
Такой подход позволяет структурировать всё многообразие социально- культурной деятельности для продуктивного исторического анализа и сформировать перечень историй, которые будут целостно отражать практику социально-культурной деятельности на различных исторических этапах.
Рекомендуемая для изучения литература
1. Жарков,
А.Д.
Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность» / А.Д. Жарков. – М.:
МГУКИ, 2007. – 479 с.
2. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник /
А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с.
3. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
4. Рогачева, О.В. История социально-культурной деятельности / О.В.
Рогачева. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 128 с.

5. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально- культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта