Главная страница
Навигация по странице:

  • : включение в развлекательно-игровые занятия, замена малоценных развлекательных программ эффективными познавательно

  • Рекомендуемая для изучения литература

  • Тема 7. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ВИДЫ План лекции

  • 1. Характеристика социокультурных технологий.

  • 2. Классификация социально-культурных технологий.

  • 3. Элементы социально-культурных технологий.

  • Лекции. Ее сущность и структура


    Скачать 3.84 Mb.
    НазваниеЕе сущность и структура
    АнкорЛекции
    Дата26.07.2022
    Размер3.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекции.pdf
    ТипЛекции
    #636405
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 6. МЕТОДЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
    ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
    В социально-культурной работе методы – это обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей деятельности: познавательной, творческой, рекреационной, компенсаторной. В целом, методы рассматриваются как совокупность приемов и способов деятельности, с помощью которых решаются задачи реализации культурных потребностей и интересов людей. Поскольку таких задач множество, то используются разнообразные методы. Наиболее активно в социокультурной деятельности применяются следующие четыре основные группы методов.
    К первой группе относятся педагогические методы формирования
    сознания, жизненных установок и ценностных ориентаций, которые представляют собой главные формы функционирования ценностей, степени их перехода в деятельность. В ценностных ориентациях субъект взаимодействует с объектом. Диапазон этого взаимодействия включает все объекты, которые интересуют личность. При этом ценностные ориентации выступают в качестве опосредованного звена между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием, с одной стороны, деятельностью и поведением с другой.
    Воспитательная работа социально-культурными институтами строится как система продуманных воздействий, которые формируют устойчивые отношения к людям и другим объектам окружающей среды. Для этого используются методы убеждения, примера, поощрения, побуждения,
    осуждения и др. Большая роль здесь отводится профессиональному и любительскому творчеству, а также литературе. Тут осуществляется непосредственное общение людей с художественными ценностями, которые используются как иллюстрации, если пропагандируемый материал требуется сделать более наглядным, доступным, убедительным; также художественное творчество используется для оформления реальных жизненных ситуаций
    (обрядов, праздников и др.).
    Другую группу составляют методы организации творческой
    деятельности. Культурно-творческая деятельность развивается в различных формах и направлениях. Наиболее популярной является деятельность в сфере искусства. Широкое распространение получило любительское творчество, не связанное со специальным показом достигнутых результатов и не являющееся организованным. Такие виды любительского творчества как бытовая хореография, песенное исполнение, музицирование, литературное творчество и другие, наиболее популярны. Специфической формой эстетической активности человека выступает художественно-критическая деятельность, в процессе которой не просто уясняется качество тех или иных художественных произведений, но и определяется их эстетическое достоинство. Широкое распространение в учреждениях культуры получает деятельность по развитию
    народного творчества, промыслов и ремесел; сбор, сохранение и экспанирование памятников этнографии.
    Эффективность представленных видов культурно-творческой деятельности достигается путем использования методов выдвижения
    творческой
    задачи,
    организации
    творческого
    содружества,
    распределения творческих обязанностей, налаживания творческого
    соревнования и др.
    Всестороннее изучение и осмысление содержания и видов социально- культурной деятельности позволило выделить третью группу функциональных
    методов, наиболее широко применяемых в культурно-просветительской
    деятельности.
    Одной из причин посещения учреждений культуры является желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками. На этой основе социально- культурные учреждения стремятся развернуть разностороннюю учебно- познавательную деятельность. В отличие от учебных заведений клубы, дворцы и дома культуры, центры народных ремесел, не ставят своей целью систематическое образование людей. Однако это не означает, что культурно- просветительская деятельность осуществляется там стихийно. В кружках, школах народного творчества, студиях, мастерских, на курсах проводятся организованные информационно-теоретические, наглядно- демонстрационные, учебно-инструктивные и поисково-творческие занятия.
    На них не только изучается материал с помощью методов беседы, рассказа,
    объяснения, инструктажа, но и используются методы демонстрации
    фильма, иллюстрации, упражнения, примера, контроля, тренинга, направленные на укрепление знаний, формирование умений и навыков творческой деятельности
    Для большинства занятий в рамках социально-культурной деятельности характерно постоянное использование и таких универсальных по своему комплексному психолого-педагогическому воздействию методов, как
    организация
    равноправного
    духовного
    контакта,
    создание
    воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.
    Четвертая группа методов имеет социально-психологический характер, так как связана с социально-психологическим синдромом, который сформировался в результате социально-экономического кризиса, при этом у большого количества людей ставит на первый план компенсаторную и рекреационно-развлекательную деятельность. Учреждения культуры и творчества дают населению возможность сменить трудовую деятельность и переключиться на новый вид активности. Мировой опыт, изученный психологами, медиками, культурологами, свидетельствует о том, что социокультурная деятельность помогает снять утомляемость и нервное напряжение, обеспечить благотворную психическую и физическую разрядку организма. В художественно-исполнительной и художественно-творческой деятельности при восприятии художественных произведений люди чувствуют целую гамму положительных эмоций. Они увлекаются и удивляются, переживают, радуются, волнуются.

    Организовывая различные виды компенсаторной и рекреационной деятельности, социально-культурные институты опираются на следующие методы: включение в развлекательно-игровые занятия, замена
    малоценных развлекательных программ эффективными познавательно-
    игровыми, организация игровых конкурсов, обновление и реализация
    системы народных праздников, обрядов, ритуалов и др.
    Безусловно, в социально-культурной деятельности возможно использование и других методов. Исследование социальных технологий в сфере культуры и свободного времени показало, что большую роль играют методы, связанные с применением средств искусства и творческого самовыражения. Так популярными в этом плане сегодня являются
    библиотекотерапия,
    арттерапия,
    музыкотерапия,
    хореотерапия,
    гештальттерапия и др.
    Некоторые исследователи выделяют и пятую группу методов, относя к ним методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, разновидности педагогического эксперимента
    (констатирующий, созидательно-преобразующий, контрольный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, социологические методы (анкетирование, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). В решении проблем теории и практики социально- культурной деятельности эти методы демонстрируют высокую результативность.
    В целом, методы используемые в социокультурной деятельности делятся на функциональные (основные) и дифференцированные (частные).
    Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.
    Дифференцированные
    (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей (арттерапия, музыкотерапия и т.д.).

    Рекомендуемая для изучения литература
    1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.
    – 792с.
    2. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К.
    Гребенкина, О.В. Еремкина – М.: Академия, 2002. – 160 с.
    3. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально- культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. – 235 с.
    4.
    Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность» / А. Д. Жарков. – М. :
    МГУКИ, 2007. – 479 с.
    5. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. –
    М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
    6. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник /
    А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с.
    7. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
    Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
    8. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А.
    Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с.

    Тема 7. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ,
    ХАРАКТЕРИСТИКА, ВИДЫ
    План лекции
    1. Характеристика социокультурных технологий.
    2. Классификация социально-культурных технологий.
    3. Элементы социально-культурных технологий.
    1. Характеристика социокультурных технологий.
    На сегодняшний день существуют разные трактовки определения технологии. Изначально понятие «технология» (от греч. techne – искусство, мастерство, умение + logos – мысль, разум, знание) относилось к производственной сфере. Обычно технологией называют процесс
    переработки исходного материала с целью получения качественно нового
    продукта с заранее заданными свойствами. Само же слово techne возникло еще в V в. до н. э. и ассоциировалось с техникой создания афинянами корабля особой конструкции – триремы – для противостояния морскому нашествию огромного флота персов во главе с Ксерксом I (479 г. до н. э.). Трирема – это морской корабль, обладающий прочностью и маневренностью, позволивший одержать победу над персами вдвое меньшей численностью кораблей. В строительстве афинянами целого отряда судов единого образца и были реализованы принцип и система технологии в ее современном понимании.
    Во второй половине ХХ в., когда компьютеры стали неотъемлемой частью образовательных систем и самого процесса образования, понятие
    «технология» входит в новые сферы деятельности – образовательную, культурную, социальную. Активно начинают развиваться такие технологии, как педагогические, культурно-досуговые, социально-культурные и др.
    Однако и сегодня продолжаются дискуссии ученых о самой категории
    «технология», ее критериях и особенностях.
    Основываясь на достаточно длительном опыте изучения сущности социально-культурной деятельности, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников предлагают рассматривать технологию социально-культурной деятельности как совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированной
    методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного
    опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами
    разных стран и континентов.
    По мнению А.Д. Жаркова, который рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как
    профессиональную деятельность, направленную на объекты (личность,
    группу, коллектив) и обусловленную влиянием социально-экономических и
    культурных
    факторов.
    Понятие
    «технология культурно-досуговой деятельности», согласно данной позиции, идентично понятию

    «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс,
    обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств,
    форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на
    взаимопроникновении их друг в друга.
    Согласно подходу Г.Н. Новиковой, социально-культурные технологии представляют собой
    педагогические
    системы
    последовательных
    алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования
    личностных, инструментальных и методологических средств, направленных
    на достижение планируемых результатов.
    По определению Е.И. Григорьевой, социально-культурная технология –
    это средства, формы и методы социокультурной деятельности, которые
    используются в учебном процессе и с помощью которых достигаются
    планируемые результаты обучения и воспитания. Данное определение основано на понимании социально-культурной деятельности как совокупности педагогических технологий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления. В нем отражено понимание системности и последовательности технологических процессов.
    2. Классификация социально-культурных технологий.
    Существует несколько подходов к классификации социокультурных технологий. Так, самый распространенный – это разделение технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.
    К
    нормативным относятся социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. При этом масса нормативных социально- культурных технологий ассоциируется с такими явлениями культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т.д.
    К институциональным относятся технологии, которые обязаны своим появлением тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социокультурной деятельности. Источником для возникновения, расширения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты – искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и др.
    В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно выделить крупномасштабные (на уровне страны, республики, региона), макротехнологии (в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.),
    микротехнологии (направлены на конкретные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей).
    Однако данные классификации представляются довольно обобщенными и не отражают всю специфику и многообразие социально-культурных
    технологий. В связи с этим современные исследователи в области социально- культурной деятельности предлагают свои подходы к их систематизации.
    Е.И. Григорьева придерживается традиционного подхода и в основу классификации кладет методический признак. В предложенной ею классификации социально-культурные технологии подразделяются на три группы.
    Общие технологии – это группа технологий, ориентированных на процессы, характерные для всей социально-культурной деятельности, и охватывающих основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности (например, процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).
    Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления социально-культурной деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. К данной группе автор относит технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности, технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений и рекреативно-оздоровительные технологии социально- культурной деятельности.
    Дифференцированные (частные) технологии представляют собой систему мер, направленных на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами, и подразделяются на:
    – технологии организации досуга детей и подростков;
    – технологии организации молодежного досуга;
    – технологии организации семейного досуга;
    – технологии организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
    Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в качестве оснований для классификации выдвинули три наиболее общих, характерных признака социально-культурных технологий.
    Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы:
    – оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные;
    – культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде;
    – культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых;
    – экологические или природоориентированные технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга;

    – технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.
    По функциональному или процессуальному признаку можно выделить:
    – образовательные, обучающие и просветительные технологии;
    – информационно-рекламные и коммуникативные технологии;
    – творчески развивающие и формирующие технологии;
    – рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии;
    – компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные;
    – технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.
    Согласно социально-демографическому признаку, выделяют следующие подгруппы технологий:
    – индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде;
    – специализированные или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические);
    – массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.
    В отдельную группу авторы выделяют технологии, которые объединяются по признаку инноватики и механизма осуществления
    нововведения:
    – традиционные и нетрадиционные или альтернативные инновационные технологии;
    – технологии, построенные с учетом распространенности нововведений: единичные, осуществляемые на одном из объектов; распространенные более широко и охватывающие ряд объектов; распространенные на весь процесс деятельности;
    – завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.
    Таким образом, было рассмотрено несколько вариантов классификаций социально-культурных технологий. Несмотря на их многообразие, они не охватывают всю палитру современных технологий социально-культурной деятельности. Сегодня наряду с предложенными существуют и другие варианты классификаций социально-культурных технологий: по основным видам деятельности и направлениям формирования личности, сферам общественной жизни и др.
    3. Элементы социально-культурных технологий.
    Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

    − концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально- педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
    − системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
    − управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
    − эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
    − и еще важный элемент технологии – это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
    Рекомендуемая для изучения литература
    1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.
    – 792с.
    2. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально- культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. – 235 с.
    3. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности
    / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с.
    4. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. –
    М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
    5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник /
    А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с.
    6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
    Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
    7. Новикова,
    Г.Н.
    Технологические основы социокультурной деятельности: учеб. пособие / Г.Н. Новиков. – 3-е изд., испр. и доп. – М. :
    МГУКИ, 2010. – 158 с.
    8. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Е.И. Григорьева [и др.] ; под общ. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов :
    ТГУ им. Г.Р.Державина, 2202. – 495 с.
    9. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А.
    Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта