Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие

  • Коммуникативная функция

  • Информационно-просветительная функция

  • Культуротворческая функция

  • Рекреативно-оздоровительная функция

  • 2. Понятие принципов организации социокультурной деятельности.

  • Рекомендуемая для изучения литература

  • Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА План лекции

  • 1. Основные направления и содержание социально-культурной

  • 2. Классификация форм социокультурной деятельности.

  • Тема 5. СРЕДСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ План лекции

  • 1. Понятие средства социокультурной деятельности.

  • 2. Классификация и характеристика средств.

  • Лекции. Ее сущность и структура


    Скачать 3.84 Mb.
    НазваниеЕе сущность и структура
    АнкорЛекции
    Дата26.07.2022
    Размер3.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекции.pdf
    ТипЛекции
    #636405
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    План лекции
    1. Понятие функции социокультурной деятельности. Характеристика ведущих функций социокультурной деятельности.
    2. Понятие принципов организации социокультурной деятельности.
    Характеристика ведущих принципов социокультурной деятельности.
    1. Понятие
    функции
    социокультурной
    деятельности.
    Характеристика ведущих функций социокультурной деятельности.
    Для эффективного функционирования сферы культуры и досуга необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее время.
    Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов.
    К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.
    Коммуникативная
    функция.
    Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.
    Информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью.
    Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творчества от деятельности институтов образования (школ, университетов, колледжей):
    - не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей.
    - обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.
    - опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает,
    дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.
    Культуротворческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей
    (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.). Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека.
    Рекреативно-оздоровительная
    функция социально-культурной деятельности состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия.
    Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный
    (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека
    (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.
    Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально- культурной деятельности. Соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга.
    2. Понятие принципов организации социокультурной деятельности.
    Характеристика ведущих принципов социокультурной деятельности.
    Принцип – руководящая идея, основное, исходное положение какой- либо теории или науки; в этическом плане – основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности.
    Раскрытие и конкретизация принципов – это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фундамент, на котором строится здание науки о социально-культурной деятельности.

    Ведущие принципы социокультурной деятельности:
    - принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
    - принцип развития инициативы и самодеятельности;
    - принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
    - принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
    - принцип единства информационно-логического и эмоционально- образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей;
    - принцип эстетизации общественной жизни.
    Рекомендуемая для изучения литература
    1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.
    – 792с.
    2. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально- культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. – 235 с.
    3. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности
    / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с.
    4. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. –
    М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
    5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник /
    А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с.
    6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
    Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
    7. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А.
    Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с.

    Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
    План лекции
    1. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности.
    2. Классификация форм социокультурной деятельности.
    1. Основные направления и содержание социально-культурной
    деятельности.
    − противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
    − обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
    − создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
    − стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
    − осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
    − эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.
    2. Классификация форм социокультурной деятельности.
    Форма социально-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно- воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

    Общие формы (используются в процессе реализации любых направлений работы, конкретную направленность приобретают в зависимости от цели и содержания деятельности): а) секции, кружки, студии (могут быть предметные, творческие, спортивные и т. д.); б) лектории; в) тематические вечера и утренники; г) клубы по интересам; д) выставки (художественные, технические, литературные и т. д.); е) экскурсии (природа, производственные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, музеи, выставочные залы и т. д.); ж) походы, экспедиции (туристические, краеведческие и т. д.); з) выпуск стенгазет, тематических плакатов, бюллетеней, альбомов
    (освещающих различные события в жизни класса, школы, города и т. д.); и) организация работы музея (музей боевой славы, этнографический, художественный, краеведческий и т. д.).
    Специальные формы (содержат специфику преимущественно одного направления работы): а) предметные олимпиады, предметные недели, конкурс «Ученик года» и т. д. (развитие интеллектуальной культуры учащихся); б) уборка школьной территории, территории лагеря, озеленение двора, ремонт книг в библиотеке, сбор макулатуры и металлолома (трудовое воспитание); в) посещение кинотеатра, театра, выставок, конкурс рисунков и т. д.
    (эстетическое воспитание); г) проведение соревнований, спортивных игр, работа спортивных секций
    (физическое воспитание и спортивно-оздоровительная деятельность); д) проведение акции помощи детям-инвалидам, диспут «Добро должно быть непременно с кулаками. Так ли это?» и др. (нравственное воспитание).
    Массовые формы (концерт, фестиваль, конкурс, спортивное соревнование и т.д.). Главными отличительными чертами являются: аудитория от 100 чел. и до нескольких тысяч; актуальность и значимость тем массовых мероприятий (праздников, зрелищ, концертов, театрализованных представлений и т.д.); сложность их подготовки; сценарно-режиссёрская разработка; меры безопасности при проведении и т.д.
    Групповые формы (вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.). Главными отличительными чертами являются: количество участников от 5-7 чел. и до 50; камерность, возможность обратной связи, личностного общения.
    Индивидуальные формы (беседа, консультация, индивидуальное занятие). Главными отличительными чертами являются: возможность дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
    Кроме того, различают следующие подходы к классификации форм социокультурной и воспитательной работы:

    · по
    видам
    деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
    · по способу влияния специалиста: непосредственные и опосредованные;
    · по
    времени
    проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные;
    · по времени подготовки: с предварительной подготовкой, без предварительной подготовки;
    · по субъекту организации: организаторы деятельности – специалисты деятельность на основе сотрудничества педагогов и детей, организаторы деятельности – дети, туристы;
    · по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения; формы, результат которых – общественно значимый продукт.
    по способу воздействия: театрализованные, игровые, иллюстрированные;
    в зависимости от содержания и видов деятельности: рекреационные, рекреационно-развлекательные, игровые информационно-коммуникативные, креативно-творческие, художественно-творческие, реабилитационные, спортивно-оздоровительные и др.
    Рекомендуемая для изучения литература
    1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.
    – 792с.
    2. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально- культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. – 235 с.
    3. Жарков
    А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность» / А. Д. Жарков. – М. :
    МГУКИ, 2007. – 479 с.
    4. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. –
    М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
    5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник /
    А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с.
    6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
    Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
    7. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А.
    Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с.

    Тема 5. СРЕДСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
    План лекции
    1. Понятие средства социокультурной деятельности.
    2. Классификация и характеристика средств.
    1. Понятие средства социокультурной деятельности.
    Средства социально-культурной деятельности – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
    В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен:
    – во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов;
    – во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения.
    «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально- культурной деятельности – приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
    К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
    Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.
    К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов,
    «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
    2. Классификация и характеристика средств.
    1. Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка.
    Живое слово – слово как ведущее средство в социально-культурной деятельности. Живое слово – форма литературного, а иногда и ораторского
    искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.
    Музыка – вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
    2. Хореография, пение, драматургия.
    Хореография – танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.
    Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).
    Драматургия – теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.
    Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.
    3. Изобразительные средства: оформление клубного пространства
    (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
    4. Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.
    Свет – электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.
    Аудио – общий термин, относящийся к звуковыми технологиями.
    Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
    Видеоаппаратура – множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
    5. Материальные средства:оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)

    6. Финансовые средства – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов
    (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
    7. СМИ. Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу-бизнесы, используемой в культурно-досуговой деятельности.
    Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно- досуговой деятельности разнообразен. Все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия.
    Рекомендуемая для изучения литература
    1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.
    – 792с.
    2. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально- культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. – 235 с.
    3. Жарков
    А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность» / А. Д. Жарков. – М. :
    МГУКИ, 2007. – 479 с.
    4. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. –
    М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
    5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник /
    А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с.
    6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
    Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта