Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Парк развлечений.

  • 2. Типы тематических парков.

  • Рекомендуемая для изучения литература

  • Тема 23. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ План лекции

  • 1. Теоретические основания социокультурного проектирования.

  • Лекции. Ее сущность и структура


    Скачать 3.84 Mb.
    НазваниеЕе сущность и структура
    АнкорЛекции
    Дата26.07.2022
    Размер3.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекции.pdf
    ТипЛекции
    #636405
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 21. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМАТИЧЕСКИХ
    ПАРКОВ
    План лекции
    1. Парк развлечений.
    2. Типы тематических парков.
    Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические парки. В последнее время они составили серьезную конкуренцию традиционным дестинациям с большим количеством историко-культурных достопримечательностей. Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде парков удовольствия, которые существовали во многих европейских столицах в конце X1X в.: Сады Тиволи в Копенгагене,
    Парк Пратера в Вене и др.
    Современная модель тематических парков также впервые появилась в
    Европе, хотя обычно ее создателем считается Уолт Дисней, американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. В 1952 г., за три года до открытия «Диснейленда», корпорация «Де Эфтелинг» построила парк по мотивам европейских сказок на юго-западе Нидерландов. Однако на старом континенте тематические парки развивались медленно, в скромных масштабах. Подлинный расцвет они переживают в США, а затем получают распространение во всем мире. Тематические парки предлагают посетителям широкий выбор развлечений, которые, как правило, объединены общей темой или выделены по какой-нибудь характерной черте. Темы могут раскрывать самые разнообразные сферы человеческих интересов, как-то : история, сказка, культура, спорт, география, космос, подводный мир и т.д.
    1. Парк развлечений.
    Под парком развлечений подразумевается территория и (или) объект ландшафтной архитектуры развлекательного направления рекреационной деятельности, на которой размещено большое число аттракционов и зрелищных сооружений и не менее 40 % этой площади занято насаждениями, местами для отдыха посетителей (минимальная площадь парка – 5 га).
    Главное назначение парка – это проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, организация полноценного содержательного отдыха, массового отдыха и развлечений, культурного обслуживания населения.
    При подробном рассмотрении современных парков развлечений мира стоит взять за основу классификацию по площади территории и количеству аттракционов. В результате чего выделяют 5 групп парков, которые существуют сегодня в мире:

    1. Аттракционы-одиночки (батуты и подобные им «околопляжные» развлечения). Этот тип парков является самым многочисленным сегментом рынка и особенно распространен в курортных городах.
    2. Передвижной парк аттракционов. К его преимуществам относятся мобильность и отсутствие затрат на благоустройство территории.
    Недостатком же является зависимость от городской администрации, от которой он получает разрешение на свою деятельность, а также расходы по перевозу оборудования из города в город.
    3. Парк для малого города. Такие парки предназначены для того, чтобы заполнить вакуум развлечений в небольшом городе. Для его создания достаточно 1 га земли и 5-8 аттракционов. Недостатком такого парка является ограниченность его дальнейшего развития размерами города и количеством населения.
    4. Классический стационарный парк. Такие парки характерны для городов с населением в 200–500 тыс. человек. Для устройства парка достаточно 2–4 га земли и 15–25 аттракционов, но требуются затраты на создание инфраструктуры парка (инженерные сети, ландшафтные работы, строительство кафе и др.).
    5. Крупный парк. В настоящее время – это самая популярная категория парков в мире. Для его создания необходима территория площадью от 10 га и больше с современной зоной аттракционов, искусственным озером, лесопарком и т.д. Необходимость осваивать большие пространства делает подобные проекты чересчур дорогими, поэтому таких парков в мире пока не так много, но их строительство является делом будущего.
    Все большую популярность приобретают парки развлечений, посвященные какой-либо определенной тематике. Тематический парк – это специализированное учреждение культурного назначения, который предоставляет услуги, объединенные общей темой, или выделенные отличительной особенностью. Посещение тематических парков – издавна излюбленное занятие туристов. Сочетание архитектуры, ландшафта, одежды обслуживающего персонала, выставок, продающихся сувениров и подаваемой пищи создают ощущение, что посетитель странным образом попал в какое-то другое место и другое время.
    2. Типы тематических парков.
    Тематические парки, как категория объектов туристического интереса, пользуются огромным спросом в мире (от 2 до 10 млн. посетителей в год).
    Многие парки носят сезонный характер и работают 150 дней в году, с мая по сентябрь. Поэтому значительная стоимость новых аттракционов делает их установку экономически невыгодной. Те парки, которые работают круглогодично, обновляют большую часть своих аттракционов раз в 3–4 года.
    Другие парки видоизменяют их или готовят новые тематические представления. Таким способом руководители создают у гостей ощущение новизны, сохраняя потоки посетителей.

    Кроме требований, связанных с постоянным обновлением развлечений, очень важным моментом является цена. Цена – существенный элемент представления, которая должна быть сравнительно невысокой. Входная цена всегда увеличивается по мере увеличения числа аттракционов, но у гостей не должно быть ощущения, что эти мероприятия осуществляются за их деньги.
    Цена учитывает и проведение таких мероприятий, как парады и представления. Цена включает входную плату и отражает качество питания и аттракционов. Нельзя полагать, что если есть огромный поток посетителей, обслуживать можно плохо и назначать любую цену. Это приведет к тому, что прибыльное с начала предприятие, потерпит полный крах.
    Помимо общей информации, предлагаемой вниманию посетителей во время посещения парка, эти учреждения индустрии развлечений перешли к организации полноценного учебного процесса. Тематические парки выделяют крупные средства на образование. Они создают при себе специализированные школы, открывают программы обучения, приглашают преподавателей для проведения занятий, выпускают учебные книги. Спектр образовательных программ достаточно широк. Часть их рассчитана на детей младшего возраста, другая – на детей старшего возраста и взрослых. Тематика программ очень разнообразна. Например, тематический парк «Disney World» предлагает занятия, начиная от курсов по фигурной стрижке кустов и до цикла семинаров по теории и практике менеджмента. Ниже приведена классификация тематических парков по основным признакам и художественно-образной составляющей.
    Типы тематических парков:
    1. Детский. Организация детского активного отдыха. Важную роль занимает познавательная функция. Преобладают открытые пространства.
    Используют приемы естественной, свободной планировки, отсутствует монументальность. Архитектурные формы вместе с зелеными насаждениями участвуют в детских играх и занятиях, поэтому актуальными для детского тематического парка являются лабиринты, тоннели, фонтаны-сюрпризы.
    2. Спортивный. Учитываются жесткие требования к стандартным размерам и ориентации по сторонам света. Четкий рисунок дорожек и, как правило, центровая композиция, которая привлекает внимание к важным объектам. Площадки, сооружения, проезды и аллеи занимают значительную часть территории. Сопутствующие сооружения, подчиненные трибунам, слиты с рельефом.
    3. Мемориальный. Использование монументальных средств, четкое планирование со строго продуманным графиком движения. Главный вход обычно располагается вблизи мемориальной зоны. Основная роль отводится мемориалу. Дорожки расходятся от одного центра по путям движения посетителей. Второстепенными являются лавочки, беседки и часовни, которые располагаются по периметру парка.
    4. Парк развлечений. Архитектурный масштаб улицы и зданий взят в специально уменьшенном от реального размера, что создает специфическую
    «игрушечную» атмосферу. Зоны парка объединяются группой переходных
    маршрутов, сходящихся к центральной площади. Малые архитектурные формы напрямую зависят от тематики зон.
    5. Выставочный. Существует несколько видом выставочных парков, в зависимости от которых определяется планировочная система. Это музей под открытым небом, его экспонаты воспринимаются на ландшафтном фоне и тесно с ним взаимодействуют. Последовательность рассмотрения экспонатов, создание оптимальной среды для их восприятия с учетом особенностей выставочной тематики всегда остаются главными задачами, однако сам характер экспонируемых объектов диктует различные архитектурно- пространственные решения.
    6.
    Зоологический.
    По своей функционально-планировочной организации они наиболее сложные. Должны быть полностью обеспечены безопасность посетителей, удобство осмотра. В настоящее время широко применяется «зоогеографический» или «экологический» порядок зон. При зоогеографическом принципе животных обычно демонстрируют в зонах, соответствующим странам света. В зоопарках, организованных по экологическому принципу, животные показываются в соответствии с условиями из обитания, «зона тайги», «зона пустыни» и другие.
    Кроме оригинальной концепции, тематические парки имеют ряд других преимуществ перед традиционными парками развлечений.
    Среди главных секретов успеха тематических парков развлечений следует выделить использование высоких технологий. Диснейленды являются пионерами в техническом оснащении аттракционов. Они первыми перешли на компьютерные системы контроля за светозвуковыми и мультпликационными эффектами. В тематических парках применяются новейшие лазерные технологии и голографические спецэффекты. В последнее время все внимание проектировщиков тематических парков сосредоточено на технологиях виртуальной реальности, которая открывает широкие перспективы перед индустрией развлечений.
    Тематические парки выделяют крупные целевые средства на образование. Они создают при себе специализированные школы, открывают программы обучения, приглашают преподавателей для проведения занятий, выпускают учебные книги. Спектр образовательных программ чрезвычайно широк. Часть их рассчитана на детей младшего возраста, другая – на детей старшего возраста и взрослых. Организуются также краткосрочные семинары для взрослых.
    В отличие от обычных центров отдыха и развлечений тематические парки размещаются за чертой города. Подсчитано, что для прибыльного функционирования они должны находиться в пределах двухчасовой досягаемости для 20 млн. потенциальных посетителей или в одном часе езды от крупного туристического центра и в двух часах езды от населенных пунктов с общей численностью жителей 5-6 млн. человек.
    Доходы тематических парков складываются от продажи билетов
    (основная статья – до 70% всех поступлений), питания, реализации
    сувенирной продукции и игрушек. В парках продается огромное количество сувениров, как правило, с символикой парка.
    Для тематических парков характерны: глубокая и всесторонняя проработка проектов их организации, отточенные приемы маркетинга, сочетание разнообразия и простоты в предложении услуг, достижению стабильности и высокого качества обслуживания посетителей, создание квалифицированной и заинтересованной менеджерской команды, обеспечение чистоты и порядка, которым уделяется большое внимание.
    Рекомендуемая для изучения литература
    1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. –
    М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
    2.
    Акимова, Л.А. Социология досуга: учеб. пособие / Л.А. Акимова.
    – М.:МГУКИ, 2003. – 123 с.
    3.
    Александрова, А.Ю. Тематические парки мира: учеб. пособие /
    А.Ю. Александрова, О.Н. Сединкина. – М.: КНОРУС, 2013. – 208 с.
    4.
    Артёмова, Е.Н. Основы гостеприимства и туризма / Е.Н. Артёмова,
    В.А. Козлова. – Орел: ГТУ, 2005. – 116 с.
    5. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. – Тамбов, ТГУ им. Державина, 2002. – 284 с.
    6. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности
    / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с.
    7.
    Сединкина, О.Н. Экономико-географические аспекты развития тематических парков в мире / О.Н. Сединкина. – М.: Вестник Национальной академии туризма, 2009. – 168 с.
    8. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.- метод. пособие / И.Л. Смаргович. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.

    Тема 23. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
    План лекции
    1. Теоретические основания социокультурного проектирования.
    2. Принципы социально-культурного проектирования.
    3. Социокультурная проблема.
    4. Этапы разработки социокультурных программ.
    1. Теоретические основания социокультурного проектирования.
    Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
    В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме
    (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.
    Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.
    При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума
    (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.
    Задачи проектной деятельности:
    − анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
    − поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
    − выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

    − разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
    Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
    Программа – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, страны) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
    Проект может существовать в двух формах: а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории; б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
    И в первом и во втором случае проект – это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.
    По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).
    В процессе разработки программы очень важно найти оптимальное соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, т.е. материальную и духовную среду обитания человека, условие его развития и самореализации. Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и
    консервации культурных норм и способов их трансляции). Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.
    С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.
    В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:
    − проблемы, носителем которых является данная общность;
    − социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
    − знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
    − ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
    Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей
    (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
    Методы – это пути и способы достижения целей и решения задач,
    средства – совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
    Форма – это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

    Практические
    мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
    Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
    В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
    Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
    Целевая установка проектов и программ на сохранение и
    воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:
    − для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере – хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).
    − освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.).
    Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:
    − выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

    − освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;
    − оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.
    Технология социокультурного проектирования предполагает определенную
    мировоззренческую
    установку
    проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:
    Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона – объекта внедрения проекта, а уже потом – саморазвитие субъекта культуры.
    Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
    Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется,
    «искусственно» преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах.
    Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта